Научная статья на тему 'Специцифика подачи телевизионных программ на отечественном телевидении для детей дошкольного возраста'

Специцифика подачи телевизионных программ на отечественном телевидении для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1408
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ПРОГРАММЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поезжаева Юлия Алексеевна

Статья посвящена важному вопросу специфике телевизионных программ для дошкольников. В настоящий момент требуется уделить внимание детскому телевидению. Огромное количество программ для маленьких зрителей, мультфильмов, которые выполняют не только развлекательную функцию, но и познавательную и обучающую. Благодаря передачам дети познают новые и интересные факты, к тому же это хорошая база знаний для дошкольников. Автор статьи выделяет категории программ на детских каналах «Карусель», анализирует детские программы. Кроме того, выявляет достоинства и недостатки передач, выделяя сходства и различия, на примере отечественного телевидения. Итогом исследования является написание рекомендаций для создания качественного контента на отечественном телевидении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специцифика подачи телевизионных программ на отечественном телевидении для детей дошкольного возраста»

6. Лукина, М. Технология интервью [Текст] : учебное пособие / М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 254 с.

7. Мозговой, А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / А. В. Мозговой. - Ростов н/Д., 2004. - 128 с.

8. Панцерев, К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Панцерев. - СПб, 2004. - 207 с.

9. Показаньева, П. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / П. В. Показаньева. - URL: http:// mediascope.ru/node/1385.

10. Редькина, Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета[Текст] / Т. Ю. Редькина. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун- т, 2014. - С. 209-211.

11. Рощектаева, Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Т. Г. Рощектаева.-М., 2007. - 175 с.

12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. -М. : АспектПресс, 2002. -312 с.

13. Уланова, М. А. Интернет-журналистика. Практическое руководство [Текст] / М. А. Уланова. - М. : Аспект-Пресс, 2014.-237с.

14. Щукина, Л. С. Полифункциональность речевых сообщений в системе рекламных коммуникаций [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Л. С. Щукина. - Воронеж, 2004. - 170 с.

Поезжаева Ю. А.

СПЕЦИЦИФИКА ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена важному вопросу - специфике телевизионных программ для дошкольников. В настоящий момент требуетсяуделитъ внимание детскому телевидению. Огромное количество программ для маленьких зрителей, мультфильмов, которые выполняют не только развлекательную функцию, но и познавательную и обучающую. Благодаря передачам дети познают новые и интересные факты, к тому же это хорошая база знаний для дошкольников. Автор статьи выделяет категории программ на детских каналах «Карусель», анализирует детские программы. Кроме того, выявляет достоинства и недостатки передач, выделяя сходства и различия, на примере отечественного телевидения. Итогом исследования является написание рекомендаций для создания качественного контента на отечественном телевидении.

Ключевые слова: детское телевидение, детские программы, сравнительный анализ, качественный контент.

Введение. Телевидение является неотъемлемой частью современного общества. На сегодняшний день эфирное вещание - это общедоступный источник сообщения. Оно снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с интересными людьми. С помощью телевизионных передач развивается и формируется личность. Но не стоит забывать о функциях детского телевидения. Ведь привлечь юного зрителя к СМИ нужно

не только как к источнику развлечений, но и для получения знаний и подготовиться к школе.

Телевидение - это один из инструментов воспитания детей. Развитие, воспитание и образование ребят всегда остро обсуждается в обществе. Главной особенностью современных детских телеканалов является то, что в сетку вещания включают программы для детей не только для подросткового возраста, но и для самых маленьких.

Тематика детского телевидения актуальна. Во-первых, нестабильность детского вещания на телевизионных каналах ведет к снижению просмотра у детей детских программ. Во-вторых, современное телевидение весомо влияет на подсознание ребенка, поэтому создание детского качественного телепродукта является неотъемлемой частью медиа производства. В-третьих, каждый ребенок уникален, так что следует уделить внимание на потребности и предпочтения детей. В-четвертых, телевидение - это не только развлекательные программы, но и познавательные.

Разработанность вопроса. Изучением детской журналистики и психологией занимаются исследователи А. Н. Фортунатова [7. С. 105], Н. В. Шохина [8. С. 230], И. Г. Кацев [4. С. 256] и другие. Роль детского телевидения в социальном воспитании детей отражена в работе Д. Б. Эльконина [9. С. 97], Э. X. Эриксона [10. С. 89]. На основании этих трудов можно сформировать представление о ключевых понятиях и специфике данного направления.

Работа заключается в написании рекомендаций для создания качественного канала для детей на отечественном телевидении. Для анализа мы рассмотрели возрастную категорию дошкольников. Именно в этом возрасте ребенок лучше воспринимает и запоминает материал, а также перенимает опыт прошлого поколения.

История детского телевидения началась еще в 20 веке. Впервые последовательно изложена история российского телевидения для детей в 1939 году. «Первой передачей для детей является программа «С новым годом!», которая вышла в эфир 2 января 1939 года. Далее вещание прекратило свое существование из-за войны. А в 1955 году вновь стало постоянным. Тогда появилась идея создать специальные передачи для детей. Самая первая программа стала «Спокойной ночи, малыши!» [7. С. 54].

Детское телевидение - сложный процесс, поэтому нам необходимо рассмотреть функции. Мы будем опираться на работу, предложенную исследователем Г. В. Кузнецовым:

1. Информационная функция;

2. Организаторская функция;

3. Рекреативная функция;

4. Культурно-просветительская функция;

5. Образовательная функция;

6. Интегративная функция;

7. Развлекательная;

8. Воспитательная [5. С. 56].

Журналистика позитивно влияет на культурное развитие человека и позволяет ему усовершенствоваться и познавать новую информацию. Она дает возможность человеку самостоятельно анализировать информацию и делать выводы, развивать мышление и свои теоретические основы. В этом главное достоинство телевидения для детей и их родителей.

«Д. Б. Эльконин считает, что передачи не учитывают возрастную категорию до 3-х лет, так как часто ребенок становится зрителем поневоле» [9. С. 21]. Чтобы дать полное представление о детской психологии и её влиянии на телевизионные программы для дошкольников мы обратились к научной литературе.

Дети 4-6 лет - это дошкольники. Ведущим типом деятельности является игра. Проявляется интерес к рисованию и элементарным видам труда. Поэтому существует мно-

жество сюжетно-ролевых игр и программ, в которых дети занимаются рисованием или мастерят.

Для создания характеристики для качественного канала, мы обратились к детскому российскому каналу «Карусель». Федеральный общенациональный государственный международный телеканал для детей и юношества. Является крупнейшим по охвату детским телеканалом России. «Карусель» вещает по всей России и во многих странах мира. Был единственным федеральным телеканалом, который вещал без рекламы. В 2014 году на телеканале появилась реклама. Возраст целевой аудитории - от 3 до 14 лет. «Вещательная концепция и форматы эфира разрабатываются при участии детских психологов и педагогов. Основу эфира (около 60%) составляют как познавательные и развлекательные программы своего производства, остальное - российские и зарубежные художественные и анимационные фильмы» [1]. Совсем недавно каналу исполнилось 5 лет.

Анализом детского канала «Карусель» мы занимаемся 2 года. Нами было просмотрено более 150 передач и выявлены достоинства и недостатки каждой программы. Установилось, что в сетке детского телевидения существуют программы: развлекательные, познавательные, обучающие, спортивные и музыкальные. Интерпретировав программы для юного зрителя, мы выявили достоинства и недостатки передач на отечественном канале «Карусель».

Например, «Академия художеств» является обучающей программой для детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Продолжительность - 13-14 минут. Из достоинств выделили: существует взаимосвязь ведущего и ребенка, интересный гость в студии. Недостатками оказались, что ведущий не расшифровывает термины для детей («гротеск») и т. д.

«Воображариум» - это развлекательная детская передача, возрастная категория - 4-8 лет, длительность программы до 25 минут. Из положительных черт мы выделили: необычный интерьер, ведущий объективно рассказывает, помогает детям и ясно отвечает на вопросы. Отрицательный момент заключается в длительной исторической справке, которая тяжело воспринимается маленькими детьми.

«Давайте рисовать» - программа для маленьких зрителей в возрасте 3-7 лет. Передача длится 15-20 минут, благодаря такой продолжительности ребенок усвоит нужную информацию, не устанет. Из плюсов программы - это ненавязчивая музыка, ведущий хорошо работает с детьми, дает детям пофантазировать на разные темы, быстро нашел общий язык с ними. Минусами оказались перебивание друг друга в разговоре.

В нашей работе активно использовался метод интервьюирования. Мы побеседовали с родителями, у которых есть дети дошкольного возраста (в возрасте 4-6 лет). Всего было опрошено 10 человек. Согласно нашему исследованию, детское телевидение смотрят большая часть опрашиваемых.

Дети уделяют просмотру телевизионных передач:

1) 10%-не смотрит телевизор;

2) 20 % человека -доЗО минут;

3) 40 % человека -1-2 часа;

4) 30% человека -Зи более часов.

Юные зрители просматривают как мультфильмы, так и познавательные программы. Самые просматриваемые каналы:

1 место - «Карусель»;

2 место - «Мульт»;

3 место - «Дисней».

Семьдесят процентов дошкольников повторяют слова, сказанные по телевизору ведущими или героями программ. Поэтому важно в детской передаче продумать речь собеседника.

Родители отметили, что благодаря передачам ребенок уясняет счет, учится читать, играть в ролевые игры, запоминает иностранные слова, развивает логику. А также для

опрашиваемых важно - присутствие смысла, поучение, подведение итогов, разбор ошибок и диалог с аудиторией. Обозначили, главное в телевизионных детских передачах, чтобы она была информативна, поучительна, вели программу положительные герои, понятность и доступность материала. Неотъемлемой частью программ является красочность и компетентность ведущего.

Опрашиваемые рассказали об отрицательных сторонах детских программ на телевидении. Излишняя жестокость и грубость недопустима в передачах.

Учитывая достоинства и недостатки канала «Карусель», а также мнение родителей детей (3-6 лет), можно составить рекомендации для формирования редакторами качественного канала для дошкольников на отечественном телевидении:

1. Интерактив со зрителями: принимайте участие в передачи, выстраивайте взаимоотношение с аудиторией;

2. Используйте игровую форму в детских передачах;

3. Прилагайте ассоциативный видеоряд в программе;

4. Применяйте короткие сюжеты. Длительность программы 15-20 минут, так как продолжительные по времени программы не воспринимаются, так как дети не способны сконцентрировать свое внимание на передаче;

5. Приглашайте компетентных ведущих. Он должен быть: харизматичный, артистичный, искренний. Иметь приятный внешний вид, говорить внятно и понятно, общаться с ребенком «на одном языке»; обогащать свой словарный запас. Приветствуется наличие высшего образования, знание психологии и педагогики.

6. Используйте простые предложения, ясные и понятные слова для ребенка;

7. Применяйте яркие краски в программе для детей:

а) красный - жизнерадостный цвет ассоциируется с бодростью и энергией;

б) оранжевый - хорошо влияет на психологическое состояние ребенка и повышает творческую активность и энергичность, создаёт ощущение уверенности и комфорта;

в) желтый - этот цвет не только повышает настроение, но и содействует умственной работе, улучшает внимание и даже способствует развитию интуиции;

г) синий - позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон.

8. Используйте мелодичную, спокойную музыку для программы;

9. Интересно излагайте мысли, ищите незаурядные подходы, чтобы заинтересовать ребенка;

10. Не заучивайте текст, живая форма общения поможет эмоциональнее рассказать материал;

11. Приглашайте на передачу гостей, которые будут являться авторитетом для детей, перенимать их положительные поступки;

12. Создавайте больше познавательных и обучающих программ: развитие памяти, умение читать и писать, учить иностранные языки.

Таким образом, ранний возраст - это период интенсивного психического развития ребенка. И, следовательно, просмотр детских телепрограмм должен формировать у детей новые знания, участвовать в их развитии, что будет возможно только при качественной организации контента вещания.

Список литературы

1. Карусель [Электронныйресурс]. - URL: http://www.karusel-tv.ru.

2. Вартанова, Е. Л. О современных медиа и журналистике [Текст] / Е. Л. Вартанова. -М. :МедиаМир, 2015.- 196 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Академия, 2009. -512 с.

4. Кацев, И. Г. История российского телевидения (1917-2000) [Текст] / И. Г. Кацев. -М. : РГГУ, 2004. - 256 с.

5. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М. :Выс. шк., 2002. - 304 с.

6. Лисина, М. А. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни [Текст] / М. А. Лисина // Вопр. психол. - 2008. -№5,- 149 с.

7. Фортунатов, А. Н. Проблемы истории телевидения [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Фортунатов. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 105 с.

8. Шохина, Н. В. Современное состояние детских телеканалов России и Германии [Текст] / под. ред. Бережной. - СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2012. - 230 с.

9. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. Педагогика. - 2001. -№4,- 97 с.

10. Эриксон, Э. X. Детство и общество [Текст] / пер. с англ. / Э. X. Эриксон. - СПб. : Речь, 2002. - 89 с.

Сахар С. А.

ДИСКУРС «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматриваются такие понятия, как «дискурс», «языковая действительность», «прецедентный текст». На примере публикаций В. Пескова, легендарного журналиста«Комсомольской правды», а также других журналистских текстов данного издания, анализируется состояние отечественной языковой действительности периода 2003-2013 годов.Автор статьи уделяет внимание анализу наиболее интересных прецедентных текстов заголовочного комплекса«Комсомолки», составленныхпу-тём переосмысливания и перефразирования известных широкой аудитории цитат. Анализ материалов В. Пескова выстраивается по важнейшимязыковым ярусам.Основная цель статьи - показать, как на страницах одной газеты уживаются и писательская журналистика высшей пробы, и публикации желтой прессы.

Ключевые слова: дискурс, языковая действительность, прецедентный текст, газетный текст, путевой очерк, писательская журналистика, жёлтая журналистика, периодическая печать, «Комсомольская правда».

Русский язык - один из самых сложных мировых языков. Несмотря на это, русский язык - наш родной язык, его необходимо знать, а журналистам, помимо знания языка, нужно уметь грамотно использовать его богатейшие средства выразительности.

В русском языке, как и во многих других, слову «дискурс» нет эквивалента. Оно переводится как «речь, слово, текст, рассуждение».

Дискурс - одно из самых трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англоязычных и особенно франкоязычных культурах.

Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор') - речь или процесс языковой деятельности, способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, - лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии [1].

Предметом углубленного теоретического изучения дискурс стал относительно недавно. Основоположник современной лингвистики Ф. де Соссюр почтине пользовался данным термином, так как считал, что язык - единственный предмет лингвистики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.