Научная статья на тему 'Специфика ядерного слоя образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера'

Специфика ядерного слоя образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / IMAGE OF THE WORLD / ЯДЕРНЫЙ СЛОЙ ОБРАЗА МИРА / DEEPEST LAYER OF THE WORLD IMAGE / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFE STYLE / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛ / MEANING / ЦЕННОСТИ / VALUES / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / LIFE PURPOSE PRIORITIES / ETHNIC ORIGIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Марьям Амировна

В статье представлены результаты исследования специфики образа мира (ядерный слой) представителей коренных малочисленных народов Севера юношеского возраста. Понятие «образ мира» рассматривается, как интегративная система значений человека, которая построена на основе выделения значимого для системы реализуемых деятельностей. Для экспериментального исследования использовалась трехслойная модель структуры образа мира. Представлено обоснование актуальности изучения этнопсихологических особенностей коренных малочисленных народов Северо-Востока России, рассмотрены современные исследования, посвященные изучению психологии коренных малочисленных народов. Выявлено, что этническая принадлежность не влияет на степень переживания осмысленности жизни и характер структур ценностных ориентаций, составляющих ядерный слой образа мира представителей коренного населения. Сделан вывод о том, что использование тестов смысложизненных ориентаций и ценностных ориентаций не позволяет выявить специфику ядерного слоя образа мира группы коренных малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябова Марьям Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PROFILES OF THE DEEPEST LAYER OF THE WORLD IMAGE IN REPRESENTATIVES OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH

Presented in the paper are results of the study on specific image of the world (deepest layer) observed in the youth of indigenous minorities of the North. The concept of “image of the world” is being considered as integrative system of a human’s meanings that is based on revealing a valuable thing for the system of performed activities. A three-layer model of the world image structure was used for the experimental study. The grounds of urgency of the research of ethnopsychological profiles of indigenous minorities in Russia’s northeast were presented and current findings on psychology of indigenous small ethnic communities were considered as well. Found that, ethnic origin influences neither the degree of experience of the life comprehensibility nor the character of structures of the value priorities that make up the deepest layer of the world image of indigenous population. It was consumed that, such tests as life purpose priorities or value priorities do not enable to reveal the specific profiles of the deepest layer of the world image in indigenous minorities of the North.

Текст научной работы на тему «Специфика ядерного слоя образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера»

УДК 159.922.4

СПЕЦИФИКА ЯДЕРНОГО СЛОЯ ОБРАЗА МИРА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

© 2017

Рябова Марьям Амировна, инженер-исследователь НИЦ «Арктика» ДВО РАН, аспирант Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (685000, Россия, Магадан, проспект Карла Маркса, дом 24, e-mail: may_mi@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования специфики образа мира (ядерный слой) представителей коренных малочисленных народов Севера юношеского возраста. Понятие «образ мира» рассматривается, как интегративная система значений человека, которая построена на основе выделения значимого для системы реализуемых деятельностей. Для экспериментального исследования использовалась трехслойная модель структуры образа мира. Представлено обоснование актуальности изучения этнопсихологических особенностей коренных малочисленных народов Северо-Востока России, рассмотрены современные исследования, посвященные изучению психологии коренных малочисленных народов. Выявлено, что этническая принадлежность не влияет на степень переживания осмысленности жизни и характер структур ценностных ориентаций, составляющих ядерный слой образа мира представителей коренного населения. Сделан вывод о том, что использование тестов смысложизненных ориентаций и ценностных ориентаций не позволяет выявить специфику ядерного слоя образа мира группы коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: образ мира, ядерный слой образа мира, образ жизни, смысложизненные ориентации, смысл, ценности, коренные малочисленные народы Севера, этническая принадлежность.

SPECIFIC PROFILES OF THE DEEPEST LAYER OF THE WORLD IMAGE IN REPRESENTATIVES

OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH

© 2017

Ryabova Maryam Amirovna, research engineer Scientific Research Center «Arktika», Fareastern Branch of the Russian Academy of Sciences, graduate student National Research University «Higher School of Economics» (685000, Russia, Magadan, Karl Marx St., 24, e-mail: may_mi@mail.ru)

Abstract. Presented in the paper are results of the study on specific image of the world (deepest layer) observed in the youth of indigenous minorities of the North. The concept of "image of the world" is being considered as integrative system of a human's meanings that is based on revealing a valuable thing for the system of performed activities. A three-layer model of the world image structure was used for the experimental study. The grounds of urgency of the research of ethnopsychological profiles of indigenous minorities in Russia's northeast were presented and current findings on psychology of indigenous small ethnic communities were considered as well. Found that, ethnic origin influences neither the degree of experience of the life comprehensibility nor the character of structures of the value priorities that make up the deepest layer of the world image of indigenous population. It was consumed that, such tests as life purpose priorities or value priorities do not enable to reveal the specific profiles of the deepest layer of the world image in indigenous minorities of the North.

Keywords: image of the world, deepest layer of the world image, life style, life purpose priorities, meaning, values, indigenous minorities of the North, ethnic origin.

Понятие «Образ мира» было введено А.Н.Леонтьевым с целью описания интегративной системы значений человека [6, с. 251-253]. Структура образа мира построена на основе выделения значимого для системы реализуемых деятельностей. Реализуемая субъектом деятельность является движущей силой генеза образа мира. Система деятельностей определяет образ жизни и является интегративной характеристикой активности. По мнению Серкина В.П. образ жизни как структура индивидуальной активности обуславливается образом мира, вместе с тем, образы мира разных людей различны по причине разной культурно-исторической обусловленности их формирования: культуры, языка, социума, этнической принадлежности, в том числе и различия индивидуальных образов жизни [15, с. 93-95; 17, с. 89-90].

Для экспериментального исследования используется трехслойная модель структуры образа мира Е.Ю. Артемьевой, Ю.К. Стрелкова и В.П. Серкина - перцептивный мир, семантический слой, ядерные структуры. Глубинный слой (ядерный) амодален. Его структуры образуются в процессе «переработки» семантического слоя. Составляющими ядерного слоя являются личностные смыслы. Генез и функционирование смыслов обуславливается образом мира субъекта. В трехслойной модели ядерный слой характеризуется авторами как целемотивационный комплекс, в который включается не только мотивация, но и наиболее обобщенные принципы, критерии отношения, основы эталонных систем (перцептивной, оперативной, эмоциональной, сценарной). Ядерный слой трехслойной структуры исследуется с помощью батареи стандартных разработанных методик изучения мотивации, ценностных и смысложизнен-ных ориентаций, личностных опросников и проективных методик. На основании проведенных исследований

по изучению профессиональной специфики целемоти-вационного комплекса (на примере группы военнослужащих), Серкин В.П. выдвигает предположение, что на уровне ядерного слоя образа мира процесс профессионализации протекает не как процесс развития предметной специфичности мотивации, а как процесс предметно-неспецифичного смыслообразования [17, с. 112-115].

В структуру ядерного слоя включены личностные смыслы. По мнению Г. Оллпорта, ценность - это некий личностный смысл, причем человек осознает ценность тогда, когда смысл для него приобретает принципиальную важность [11, с. 235]. Авторы Серый А.В. и Яницкий М.С., определяют смысл как отношение субъекта к явлениям объективной действительности. При этом осмысленность жизни является ключевым показателем наличия личностного смысла. Осмысленность жизни определяет осознание прошлого, настоящего и будущего, задает цели в жизни и проявляется как переживание индивидом значимости жизни. Ценностно-смысловые ориентации носят динамический характер. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, и являются осознаваемой часть структуры личностных смыслов [8, с. 3-4; 17 с. 94-95; 18, с. 23].

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен для формирования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения [5, с. 14; 9, с. 35; 18, с. 36]. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания, институтов обучения и образования, про-

фессиональной деятельностью, культурно-исторической обусловленностью, этнической принадлежностью и др. [2, с. 94-96; 4, с. 25-27].

Выбор в качестве экспериментальной группы представителей коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) обусловлен тем, что народы Севера являются особой группой ввиду своей малочисленности, специфики традиционных видов деятельности, социально-экономического и культурного уклада жизни [16 с. 3; 19 с. 50-51; 20 с. 2-3; 22, с. 1837]. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Северо-Востока России (Магаданская область, Камчатский край, Сахалинская область, Корякский и Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия)) проживает чуть более 87000 человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера: алеуты, алюторцы, долганы, ессейские якуты, кереки, нанайцы, нивхи, ороки (ульта), ительмены, эвенки, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, орочи, эскимосы, юкагиры, чуванцы. По официальным статистическим данным регистрируется факт сокращения численности коренных народов, что является острой и тревожной проблемой в демографической ситуации КМНС [12; 19 с. 54-55]. Значительная часть КМНС проживает в населенных пунктах, где некоренное население является этническим большинством. Взаимодействие неравных по величине этносов может приводить к кризису традиционной культуры малочисленного этноса, способствовать формированию напряженности в межэтнических отношениях [3 с. 199; 13 с. 49; 21 с. 31].

Понятие образ жизни является интегративной характеристикой активности человека и определяется как система актуально реализуемых субъектом деятельностей [17, с. 126]. Используя термин «коренные малочисленные народы Севера», учитывается наличие традиционных видов деятельности, ведение традиционного образа жизни, малочисленность (менее 50 тысяч человек), проживание в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, осознание себя самостоятельными этническими общностями. На Северо-Востоке РФ в перечень традиционных видов деятельности включены оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, рыбалка, собирательство, заготовка дикоросов и художественные промыслы [13 с. 48-50; 16 с. 3-5; 19 с. 87].

Основная часть существующих этнопсихологических исследований коренных народов Севера посвящена следующим темам: изучение специфики этнической идентичности и самосознания, выявление этнопсихологических свойства личности, определение особенностей процессов социализации и адаптации к современным условиям окружающей действительности и пр. Однако, как отмечает Бучек А.А., материалы по анализу социально-психологических факторов и механизмов развития личности представителей коренных народов Севера и вовсе единичны, а проблемами коренного населения занимаются в основном этнографы [1, с. 27]. Между тем, изучение психологии малочисленных народов чрезвычайно актуально. Изучая современные исследования по психологии коренных малочисленных народов, можно выделить следующие результаты. Исследования Меняшева А.Е. и Семеновой С.В. показывают наличие мифологического в структуре самосознания коренных народов, которое проявляется в способах взаимодействия с окружающим миром [10 с. 3; 14 с. 2]. По мнению Меняшева А.Е. в структуру сознания нивхов включен мифологический компонент, который обуславливает особое отношение к миру. Однако развитие мифологического самосознания имеет две противоположные тенденции: одна направлена на адаптацию этноса к меняющимся природным и социальным условиям, другая, связана с процессом демифологизации и проявляется в постепенной утрате мифологического по причине формирования научно-философских представлений о мире

[10, с. 5]. В исследовании С. В. Семеновой показано, что мифологическое сознание коренных народов Камчатки характеризуется высокой степенью взаимосвязи образа «Я» и образа мира [14, с. 7].

В исследованиях А. А. Бучек, посвященных изучению коренных народов Камчатки, было доказано, что формирование этнической идентичности характеризуется нарушением стадийности процесса этнической идентификации. Интенсификация этнической идентификации происходит в зрелом возрасте и является результатом формирования потребностей в ценностном отношении к своей жизни. Так же было показано, что нахождение человека преимущественно среди членов своей или чужих этнических групп определяет характер представлений о мире и о себе в мире. Противоречивость представлений о мире у респондентов, относящихся к КМНС, обуславливает поиск тех ориентиров, которые могут обеспечить защищенность и комфорт. В современной ситуации по-лиэтничности таким ориентиром становится этническая определенность [2 с. 99-103; 3 с. 275]. Как отмечает Бучек А.А., этнокультурное развитие личности и система ценностей человека зависят от той культуры, в рамках которой произошло его развитие. Однако в настоящее время этнические традиции раннего периода социализации уступают место целесообразности жизнедеятельности в современном мире, тем не менее, этнопсихологический облик коренных жителей остается явным и узнаваемым, что свидетельствует об определенной сохранности традиционного воспитания [2, с. 94-97].

С точки зрения Инденбаум Е. Л., развитие познавательной деятельности преимущественно обусловлено спецификой взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах онтогенеза. При этом этническая принадлежность его родителей не имеет здесь ведущего значения. Если раннее развитие протекало в специфических условиях, взаимодействие ребенка и взрослого осуществлялось способами, отличающимися от принятых в доминирующей культуре, ребенок «инокультурен». Автор считает, что одним из факторов, влияющих на когнитивное развитие детей из числа КМНС, является специфика социальной инфраструктуры места проживания (национальный поселок, окружной центр). Психическое развитие ребенка из числа малочисленных народов Севера, проживающего в селе, проходит в условиях социокультурной депревации - при отсутствии полноценного доступа к достижениям и ценностям как традиционной, так и европейской культуры [4, с. 27-32].

Лобова В.А. выделяет индивидуально-личностные свойства у коренных народов Севера такие как устойчивость интересов, практичность, прямолинейность, активность позиции, тяга к таким видам деятельности, где требуются планомерность, точность, расчет. В молодых возрастных группах численность лиц с позитивным самопринятием минимальна, что обнаруживает недостаточную эмоциональную приспособленность к новой социальной ситуации. Отмечается неустойчивость и напряженность в сложных жизненных ситуациях, обнаруживая низкий контроль над эмоциями и поведением. Удовлетворенность собой чаще испытывают лица старшего возраста, по сравнению с молодыми [9, с. 34-38].

Таким образом, анализ современных этнопсихологических исследований показывает, что способы взаимодействия с природной и социальной средой коренных малочисленных народов детерминируются их этнопсихологическими и этнокультурными особенностями, спецификой образа мира и образа жизни, включающего индивидуальную систему деятельностей. В нашем исследовании мы предполагаем, что существует специфика ядерного слоя образа мира представителей КМНС. Для экспериментального изучения ядерного слоя образа мира будут использоваться стандартные разработанные методики изучения ценностных и смысложизненных ориентаций. В качестве испытуемых отбирались представители КМНС и лица, которые не являются предста-

Рябова Марьям Амировна психологические

СПЕЦИФИКА ЯДЕРНОГО ... науки

вителями КМНС (далее не КМНС). Критерием определения национальной принадлежности испытуемых являлась их собственная самоидентификация.

На первом этапе исследования в целях выявления специфики ценностных ориентаций представителей КМНС приняли участие 89 человек, студентов, обучающихся в г. Магадане, 39 - представители КМНС (эвены, коряки, чукчи, ламуты) и 50 - представители некоренного населения (русские, украинцы, татары). Возраст испытуемых - от 16 до 23 лет. В ходе данного этапа исследования в целях определения специфики ценностных ориентаций КМНС и не КМНС была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика состоит из двух списков, включающих 18 ценностей каждый, с указанием содержания каждой из ценностей. Испытуемым предлагается проранжировать ценности, поставив напротив каждой из них ранг от 1 до 18 в соответствии с индивидуальными предпочтениями [7, с. 2].

На втором этапе в целях определения специфики смысложизненных ориентаций представителей КМНС и некоренного населения приняли участие 99 человек - студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Магадана, 49 человек - представители КМНС (эвены, коряки, чукчи, ительмены, юкагиры, ес-сейские якуты, ламуты) и 50 - представители некоренного населения (русские). Возраст испытуемых - от 17 до 23 лет. Общий объем выборки составил 188 человек. В ходе данного этапа исследования использовалась методика смысложизненных ориентаций «СЖО» Д. Крамбо, Л. Махолика (в адаптации Д.А. Леонтьева) [8, с. 2].

Согласно результатам первого этапа исследования, в целом по выборке испытуемые из числа коренного и некоренного населения имеют схожие структуры терминальных и инструментальных ценностей: одинаково значимые первые позиции среди ценностей-целей занимают «здоровье» и «счастливая семейная жизнь», среди ценностей-средств - «воспитанность» и «образованность». Структуры терминальных и инструментальных ценностей студентов КМНС и не КМНС схожи, но при этом студенты КМНС выше ценят красоту природы и искусства. Для выявления статистически значимых различий между группами нами был использован и-критерий Манна-Уитни. Значимо больший ранг соответствует ценности «переживание прекрасного в природе и в искусстве» (р<0,01). Предположительно, это обусловлено тем, что мировоззрение народов Севера было всегда глубоко экологичным и в национальной культуре существенно выделялся культ природы и красоты, который проявлялся в образном восприятии мира, в поклонении уникальной природе Севера. Сравнение остальных ценностей не обнаруживает значимых различий. Приведенные данные показывают, что представления студентов из числа коренного населения о значимых жизненных ценностях не зависят от их принадлежности к этнической группе КМНС.

Для изучения степени осмысленности собственной жизни респондентов из числа КМНС и не КМНС использовалась методика смысложизненных ориента-ций «СЖО» Д.Крамбо, Л.Махолика (в адаптации Д.А. Леонтьева). Методика включает такие компоненты, как удовлетворенность процессом жизни в настоящем, оценку результативности прожитой ее части, представления о наличии четких и определенных целей и их активной реализации.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что различия в межгрупповых показателях не значимы и все результаты находятся в пределах нормы (см. Табл. 1). Это говорит о том, что для респондентов обоих выборок, как КМНС так и не КНМС, характерно наличие целей в будущем, придающим жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. В целом, шкалы «процесс жизни» и «результативность жизни» указывают на удовлетворенность респондентов своей жизнью в настоящем и продуктивностью прожитой частью жизни. 294

Показатели двух последних шкал указывают, что испытуемым из числа коренного и некоренного населения соответствуют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы простроить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Таблица 1 - Сравнение средних значений по методике СЖО

Шкалы КМНС Не КМНС Значение критерия Манна-Ушни

m £ £ Ё ■L Е TJ = Стандартное откпонвИИ Срадпаа эначаииа 3 S ^ - S О z э и 6

1 Осмысленность жизни 106,53 7,42 104,14 7,54 1188

I Цели Б лиши 32,57 7,91 32,44 7,20 1224

Процесс, или эмоциональная на сыщенно сть жизни 30,61 5,70 30,06 6,18 1184.5

4 Результативно сть :ш:ни или удовлетЕор енно сть самореализацией 27,12 3,82 26,63 4,1 S 1218

5 «Локусконтроля - Я » {«¿Я -хозяин жизни») 21,68 7,17 21,22 7,66 1188.5

6 ■кЛокус контроля - жизнью (купр актяеыо сть жизнью») 32,20 10,78 31,44 21,77 1186

Предположительно, схожесть полученных данных для двух групп испытуемых в оценке степени осмысленности жизни и характере структур ценностных ориентаций (компонентов ядерного слоя образа мира) может объясняться тем, что испытуемые обеих выборок - КМНС и не КМНС, проживают в городской среде, при этом респонденты из числа коренного населения не занимаются традиционными видами деятельности (оленеводством, рыболовством, охотой, народными промыслами и т.д.) и не ведут традиционный образ жизни, уже интегрированы с полиэтничной социальной средой доминирующего этноса и ассимилировались в новых культурных условиях. Большинство не знают родного языка, традиций, обрядов и обычаев своих народов.

Следует отметить, что в исследовании Бучек А.А. с использованием аналогичной методики («СЖО» в адаптации Д.А. Леонтьева), у респондентов из числа КМНС, большинство из которых, проживает в национальных поселках Камчатского края, зафиксированы значимо более низкие показатели осмысленности, направленности в будущее, целеустремленности в отличие от респондентов, не относящихся к КМНС. Автор делает вывод о том, что представители КМНС менее удовлетворены существующим положением не только в настоящем, но и продуктивностью прожитой части жизни [3, с. 262263]. Можно предположить, что на специфику смыс-ложизненных ориентаций оказывает влияние фактор среды проживания - городской или сельской (имеются ввиду национальные села), который включает ряд особенностей социально-экономических условий жизнедеятельности, уровня жизни, уровня денежных доходов, доступности социальной инфраструктуры и т.д.

Результаты нашего исследования интересно сопоставить с результатами, полученными в подобном исследовании на других группах испытуемых. Так, в исследовании Серкина В.П. при сравнительном описании данных по тесту ценностных ориентаций и данных по тесту смысложизненных ориентаций в группе военнослужащих и гражданских лиц значимых различий не было обнаружено, автор делает вывод, что с помощью тестов смысложизненных ориентаций и ценностных ориентаций выявить специфику ядерного слоя образа мира не удалось [17, с. 108-111]. Вместе с тем, предполагается, что на уровне ядерного слоя образа мира процесс профессионализации может быть детерминирован структурой личности, сложившейся еще до начала профессиональной деятельности. Как видим, результаты исследований говорят о том, что ядерные структуры об-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

раза мира формируются на ранних этапах онтогенеза и детерминированы не самой по себе этнической принадлежностью, а зависят от специфики структуры деятельности (имеется в виду включенность в традиционные виды деятельности) и характера этносоциальной среды проживания.

Таким образом, исследование обнаружило, что этническая принадлежность не влияет на степень переживания осмысленности жизни и характер структур ценностных ориентаций (ядерный слой образа мира) представителей коренного населения. Результаты показывают, что с помощью тестов смысложизненных ориентаций и ценностных ориентаций выявить специфику ядерного слоя образа мира группы коренных малочисленных народов Севера не удалось.

Предполагается, что фактором, оказывающим влияние на специфику ядерного слоя образа мира представителей КМНС, является занятость в традиционных видах деятельности аборигенного населения и ведение традиционного образа жизни. Так же не исключается влияние фактора проживания в определенной среде - городской или сельской (имеются ввиду национальные села).

Выводы

1. В целом по выборке испытуемые из числа КМНС и не КМНС имеют схожие структуры терминальных и инструментальных ценностей: одинаково значимые первые позиции среди ценностей-целей занимают «здоровье» и «счастливая семейная жизнь», среди ценностей-средств - «воспитанность» и «образованность». Но при этом студенты КМНС выше ценят красоту природы и искусства.

2. Для респондентов обоих выборок, как КМНС так и не КНМС, характерно наличие целей в будущем, придающим жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

3. Этническая принадлежность не влияет на степень переживания осмысленности жизни и характер структур ценностных ориентаций (ядерный слой образа мира) представителей коренного населения.

4. Использование тестов смысложизненных ориен-таций и ценностных ориентаций не позволяет выявить специфику ядерного слоя образа мира группы коренных малочисленных народов Севера.

Таким образом, результаты эмпирического исследования дают возможность предположить, что ядерные структуры образа мира формируются на ранних этапах онтогенеза и детерминированы не самой по себе этнической принадлежностью, а зависят от специфики структуры деятельности (имеется в виду включенность в традиционные виды деятельности) и характера этносоциальной среды проживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бучек А.А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. Петропавловск-Камчатский, 2009. - С. 26-33.

2. Бучек А.А. Ранняя социализация ребенка: опыт народов Севера // «Детский сад от А до Я».- 2009. -№ 2 (38). -С. 94-105.

3. Бучек А.А. Этническое самосознание личности в пространстве полиэтничного мира: монография / А.А. Бучек. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им.Витуса Беринга, 2012. - 386 с.

4. Инденбаум Е. Л. Социокультурные детерминанты познавательной деятельности детей малочисленных народов Севера/Е. Л. Инденбаум//Культурно-историческая психология/ред. В. П. Зинченко. -2008. -№ 3. -С. 25-32.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - 306 с.

7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. - 17 с._

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

9. Лобова В.А. Индивидуально-личностные свойства и их динамика у представителей коренных народов Север. Проблемы и перспективы социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 мая 2015 г., Ханты-Мансийск) - Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. - 214 с.

10. Меняшев А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: автореф. дис. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2005. - 22 с.

11. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Общ. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 464 с.

12. Перепись населения 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magadanstat.ru .

13. Рябова М.А., Серкин В.П. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов Северо-Востока России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. Т. 13. № 3. С. 48-58.

14. Семенова С.В. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.

15. Серкин В. П. Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут системы деятельностей субъекта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93-111.

16. Серкин В.П. Проблемы системы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в 2008 г. Магадан: Кордис, 2008. - 75 с.

17. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2016. 318 с.

18. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 - 92 с.

19. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: монография. Магадан: изд-во СВГУ, 2009. - 265 с.

20. Berry J.W. Aboriginal cultural identity // Canad. J. NATIVE Stud. - 1999. - Vol. 19. - № 1. - p. 1-36.

21. Handbook of Cross-cultural Psychology: Social behavior and applications / ed. by John W. Berry. - 1998. - Vol. 3. - 521 p.

22. Pat Lauderdale. Indigenous Peoples in the Face of Globalization // American Behavioral Scientist/ - 2008. -№12. - P. 1836-1843.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.