Научная статья на тему 'Специфика восприятия искусства воспитанниками специальных детских учреждений'

Специфика восприятия искусства воспитанниками специальных детских учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОСПИТАННИКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феценко Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты работы с воспитанниками специальных детских учреждений. Указаны психолого-педагогические предпосылки восприятия искусства, периоды развития воспитанников школьного возраста, особенности эмоциональной сферы, художественного восприятия детей с учетом этих периодов. Выявлены возможности искусства в формировании творческой деятельности, личностного роста воспитанников специальных детских учреждений, а также совершенствования коммуникативной деятельности, эстетических представлений детей на каждом из этапов их возрастного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феценко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика восприятия искусства воспитанниками специальных детских учреждений»

УДК 37.018.324:7

Феценко Екатерина Сергеевна

Соискатель кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры, Lizakat00@mail.ru, Белгород

специфика восприятия искусства воспитанниками специальных детских учреждений

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты работы с воспитанниками специальных детских учреждений. Указаны психолого-педагогические предпосылки восприятия искусства, периоды развития воспитанников школьного возраста, особенности эмоциональной сферы, художественного восприятия детей с учетом этих периодов. Выявлены возможности искусства в формировании творческой деятельности, личностного роста воспитанников специальных детских учреждений, а также совершенствования коммуникативной деятельности, эстетических представлений детей на каждом из этапов их возрастного становления.

Ключевые слова: восприятие искусства, художественное восприятие, воспитанники, специальные детские учреждения.

Fetsenko Ekaterina Sergeevna

Сompetitor of chair of pedagogy and methodology of professional education Belgorod State Institute of Arts and Culture, Lizakat00@mail.ru, Belgorod

specifics of perception of art by pupils of special child care facilities

Abstract. In article theoretical and practical aspects of work with pupils of special child care facilities are considered. Psychologo-pedagogical preconditions of perception of art, the periods of development of pupils of school age, feature of the emotional sphere, art perception of children taking into account these periods are specified. Art possibilities in formation of creative activity, personal growth of pupils of special child care facilities, and also improvement of communicative activity, esthetic representations of children on each of stages of their age formation are revealed. Keywords: perception of art, art perception, pupils, special child care facilities.

Одна из заметных черт нашего времени -пристальное внимание ученых, педагогов к развитию детей, их возможностей. Большая роль в связи с этим отводится искусству.

Искусство - явление полифункциональное, сложное и многозначное. Оно исследуется философами: Ю. Б. Боревым, М. С. Каганом, Л. Н. Столовичем и др., психологами: Л. С. Выготским, А. А. Мелик-Пашаевым и др., педагогами: Д. Б. Кабалевским, Б. М. Неменским и др.

Искусству принадлежит одно из ведущих мест в воспитании детей, так как через него с особой яркостью раскрывается внутренний мир ребенка, его отношение к явлениям и событиям жизни, радостные и грустные переживания.

Воспитанники специальных детских уч-

реждений (далее - ВСДУ) - это особая категория детей, в работе с которыми искусство является не только одним из способов профилактики и коррекции отклонений в развитии, но используется как средство их личностного и творческого развития, формирования эстетических представлений.

В данной статье мы рассмотрим проблемы восприятия искусства ВСДУ

Восприятие относится к познавательным процессам, в его основе лежат ощущения. По мнению А.А. Ткемаладзе, восприятие -это определенная ступень чувственного познавательного процесса как отражение человеком предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов [4].

Именно искусство способно отражать

окружающий ребенка мир в чувственно-образной форме. Восприятие искусства требует от ребенка активной мыслительной деятельности, развитого воображения, эмоциональной восприимчивости, способности к соотнесению художественных произведений к действительности и к собственному внутреннему миру, к осмыслению произведения в целом.

Специфика проблемы восприятия искусства ВСДУ состоит в том, что эмоциональное и интеллектуальное развитие этих детей протекает своеобразно и со значительным опозданием. В трудах В. Г. Баженова, И. П. Башкатова, Л. И. Божович, М. И. Бу-янова, Т. Н. Головиной, И.В. Дубровиной, А. И. Захарова, В.П. Кащенко, А. М. Прихожан, В. Н. Сорока-Росинского, Л. М. Ши-пицыной рассматривались особенности психологии, поведения, обучения и воспитания детей-сирот, «трудных» подростков и детей с проблемами в развитии.

Для ВСДУ характерны следующие особенности эмоциональной сферы и личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, сниженная самооценка, иждивенческие установки. Наблюдаются трудности социальной адаптации. У детей развиваются такие эмоциональные особенности, как робость, застенчивость, повышенная впечатлительность, неумение отстаивать свои интересы, обидчивость, замкнутость.

Успех педагогического воздействия средствами искусства зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, так как каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического и социального.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики детей разного возраста и особенности восприятия искусства ВСДУ

Для правильного управления процессами восприятия искусства ВСДУ появилась необходимость классифицировать периоды развития ребенка. Для нас наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие детей школьного возраста (6-18 лет), принятая в современной науке. Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития ребенка и условия, в которых протекает воспитание.

Специфика восприятия искусства ВСДУ предусматривает постепенное повышение требований к детям в зависимости от их возраста, усложнения разнообразных видов творческой деятельности, применения современных форм и методов работы.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе восприятия искусства ВСДУ является проблема эмоционального развития воспитанников. Недостаточное эмоциональное развитие ребенка может выражаться в несформированности или неразвитости эмоций, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей эмоционального развития ВСДУ выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, снижение развития абстрактно-логического и творческого мышления, особенно у детей среднего школьного возраста.

Л. С. Выготский отмечает, что ведущая роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере, именно с этой особенностью психики ребенка связана сила эмоционально-образного воздействия на него искусства [3].

Рассматривая возможности искусства как средства развития ВСДУ, мы говорим об определенной психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупности педагогических мер, направленных на исправление нарушений в эмоциональном развитии ребенка.

Как уже указывалось, восприятие искусства ВСДУ происходит согласно их возрастным и психологическим особенностям. Проблема влияния различных видов искусства на личность с учетом ее возрастных особенностей нашла отражение в работах Ю. Б. Алиева, Б. В. Асафьева, В. Н. Шацкой и др.

Рассмотрим специфику восприятия искусства ВСДУ школьного возраста.

Младший школьный возраст (6-10 лет) ребенка связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Задача искусства в этот период развить эмоции ребенка и поднять его мышление на качественно новый уровень. В этот период представляется больше воз-

можностей для формирования нравственных качеств и положительных проявлений личности. Сознание ребенка тесно слито с чувственным восприятием мира.

Специфика восприятия искусства ВСДУ этого возраста связана с тем, что дети имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, у них наблюдается задержка в развитии мышления, эмоций, неразвитость саморегуляции. У воспитанников обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется в интеллектуальной сфере. Также у этих детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Необходимое условие формирования мышления в этом возрасте - богатство и разнообразие чувственного опыта, который дети могут приобрести в процессе восприятия искусства. Необходимо задействовать ребенка в творческой деятельности, так как любая форма мышления закрепляется в деятельности. Подобная практика, богатая у ребенка, воспитывающегося в семье, чрезвычайно бедна у ВСДУ [2, с. 78].

Несовершенство эмоционально-волевой сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии произведений искусств. В процессе восприятия искусства у детей совершенствуются эмоции, благодаря чему им становятся более понятными те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди - взрослые и сверстники.

Средний школьный возраст (10-15 лет) -переход от детства к юности. В этом возрасте у ребенка продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. Воспитанник 1015 лет ориентирован на освоение искусства на уровне его художественно-эстетической сущности, образного строя. Физическое освоение мира сменяется образным взаимоотношением с миром. Активными становятся фантазия и творческое образное созидание, сопровождаемые эстетическими и нравственными переживаниями и сопереживаниями. Для ребенка в этот период важным оказывается развитие образного мышления как самостоятельной и полноценной формы познания, как вида духовного освоения мира

человеком. Одна из серьезных задач педагога - развить у воспитанника способность наслаждаться красотой, как в восприятии, так и в активной творческой деятельности. Тем самым обогащается духовный мир воспитанника, углубляется целостное восприятие им мира.

Старший школьный (подростковый) возраст (15-18 лет) - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества ВСДУ формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

В подростковом возрасте происходит «скачок» в психофизиологическом развитии ребенка. В психике подростка появляются совершенно новые качества - склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.д. В этом возрасте можно заметить особый интерес к познанию личности других людей, что связано с усилением внимания к самому себе.

В этом возрасте воспитанник ориентирован на восприятие и освоение искусства на уровне его социальных смыслов. Основной формой взаимоотношения с миром становится суждение.

Педагогический процесс формирования эстетического восприятия искусства у ВСДУ в этот возрастной период способствует развитию у них самосознания и самооценки. Подростковый возраст, трудный, критический для любого человека, таит особые опасности для ВСДУ У этих детей развитие всех аспектов «Я» (представление о себе, отношение к себе, образа «Я», самооценка) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из семьи.

Именно недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах у воспитанника может предшествовать нормальному протеканию процесса его самоопределения, важного для формирования его личности. Этому процессу может помочь искусство. В искусстве подросток способен выразить себя, и это выражение заслуживает особого внимания со стороны педагога, так как развитие интересов, повышение личностной значимости подростка

- существенная характеристика этого возраста, непосредственно связанная с потребностью в профессиональном и жизненном самоопределении.

Задача формирования и развития эстетического восприятия искусства ВСДУ в этот период связана с воспитанием их самосознания. Без выявления своего «Я», отделения его от внешнего мира и его осознания, духовное развитие личности невозможно.

Таким образом, восприятие искусства ВСДУ оказывает влияние на общее развитие детей. Опыт эмоционально-ценностного отношения человека к жизни, приобретаемый ими в процессе восприятия искусства, позволяет детям производить выбор цели собственной жизнедеятельности.

В процессе восприятия искусства необходимо учитывать законы и условия становления личности ребенка. Общее физическое, психическое развитие ВСДУ отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. У ВСДУ отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

В каждом возрастном периоде нами выделены характерные особенности ВСДУ которые оказывают наиболее существенное влияние на становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование творческой деятельности, задающие перспективу развития на следующих возрастных этапах.

Работа по совершенствованию восприятия искусства ВСДУ, как необходимого элемента в формировании восприятия ребенка в целом, - многогранный процесс. Основной

его целью является способствование достижению средствами искусства художественного творческого развития воспитанников и одновременно исправлению имеющихся у них отклонений.

Занятия искусством позволяют детям приобрести новый опыт. Эти занятия направлены на:

• развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций;

• развитие адекватных способов эмоционального реагирования;

• развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

• развитие адекватной самооценки;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативной деятельности детей, чувства эмпатии;

•проработку эмоционально-лично стных проблем каждого воспитанника.

Занятия с применением различных видов искусства помогают ВСДУ определить творческие интересы, цели, возможности и пути преодоления проблем, мешающих им (ВСДУ) самостоятельно достигать желаемых результатов в разных областях деятельности.

Использование различных видов искусства в работе с ВСДУ способно развить положительные эмоции, интеллект ВСДУ, чем максимально облегчить путь продвижения детей этой категории в образовании и жизни.

Библиографический список

1. Алиев Ю. Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования. - Тула, 1997. - 298 с.

2. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: Педагогика, 1996. - 104 с.

3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.

4. Ткемаладзе А. А. Вопросы эстетического познания. - Тбилиси: Хеловнеба, 1982. - 179 с.

5. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., «Педагогика», 1975. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.