Научная статья на тему 'Специфика управления кредиторской задолженностью на российском рынке'

Специфика управления кредиторской задолженностью на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / РАСЧЕТЫ С СОТРУДНИКАМИ / БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД БАНКОМ / THE DEBT OWED ​​TO THE BANK / ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ПОСТАВЩИКАМИ / PAYABLES / ACCOUNTS WITH EMPLOYEES / BUDGET AND EXTRABUDGETARY FUNDS / PAYABLE TO SUPPLIERS / ACCOUNTS PAYABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голушко Д. А., Трунина В. Ф.

В данной статье раскрыта сущность, основные черты кредиторской задолженности в условиях современного российского рынка. А также рассмотрено определение стоимости долга, особенности данной процедуры. Детально проанализирована специфика работы с банком и выявлена последовательность погашения кредиторской задолженности в российских реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ACCOUNTS PAYABLE IN THE RUSSIAN MARKET

This article reveals the essence of the main features of accounts payable in the Russian market today. Also was considered the definition of the cost of debt, features in this procedure. Analyzed in detail the specifics of working with the bank and identified sequence settlement of accounts payable in the Russian reality.

Текст научной работы на тему «Специфика управления кредиторской задолженностью на российском рынке»

2 . Guschina E.G. Models of consumer behavior of the individual from the point of view of various Sciences / Guschina E.G. Vitalyeva E.M. // Messenger the Avstrakhansky state. техн. un-that. Series: Economic sciences. - 2012 . - No. 2 (December). - Page 136142.

3 . Musicant V.L. Muzykant of the Item of Century. Sociological aspect of advertizing communication: modern approach in a context of a world trend. Messenger of the Russian university of friendship of the people (VAK edition). Series sociology. 2012 . No. 2. Page 3642.

4 . Role and place of a concept of advertizing in formation of image of socially responsible business in Russia / Morozova I.A. Guschina E.G. Vitalyeva E.M. Troshin A.V. // National interests: priorities and safety. - 2013 . - No. 22. - Page 24-31.

Голикова Ю.Б.

Доцент кафедры «Теория и организация управления» ГОУВПО «Гжельский государственный художественнопромышленный институт»

ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

Сегодня в век высокой конкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своем профессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указаний от руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективна не только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация -это процесс саморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.[1,с.125]

Ключевые слова: самоорганизация, руководитель.

Golikova Y.B.

Associate Professor of the Department «Theory and organization management» VPO «Gzhel state artistic-industrial Institute» PROCESSES OF SELF-ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF THE LEADERS

Abstract

Today in the age of high competition, people should develop to achieve a certain goal in their professional practice. In order to become the best, not necessarily wait for instructions from the heads, you can do something yourself. After all, self-organization of effective not only for enterprises, but also for man as self - organization is a process of self-development and self-development is another component of personal success.[1,с.125].

Keywords: self-organization, head.

Во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.

Наука о самоорганизации и самоуправлении человека носит название самоменеджмент. Сюда же можно отнести и самодисциплину: умение держать себя в руках, управлять своим поведением; умение подчинять свои действия определенным требованиям, принципам.[2,с.264]

Цель самоорганизации руководителя - наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.

В самом человеке изначально заложено все необходимое для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться, помогать самому себе справляться с постоянно возникающими проблемами. Нет и не может быть истинной помощи, кроме самопомощи. Разумная самоорганизация, достижение внутренней гармонии, следование своим жизненным ценностям и интересам (не противоречащим окружающему социуму) дает руководителю следующие преимущества: лучшую организацию личного труда, выполнение работы с меньшими затратами, меньшую загруженность работой, меньше спешки и стресса, меньше ошибок при выполнении своих функций, лучшие результаты труда, рост квалификации, высокую мотивацию труда, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.[3,с.49]

Подсистема саморазвития в системе управления отражает возникновение таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления. Более того, подсистема саморазвития является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения.[5,с.736]

Важнейшим направлением функционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, по вертикали - должностное продвижение, по горизонтали - смена профиля работ и рабочего места и вглубь - улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации.

Литература

1. Видкок М. Раскрепощенный менеджер для руководителя-практика / М. Видкок, Д. Френсис; перевод с англ. - М.: Дело, 2010. - 320 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: Гардарики, 2011. - 528 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 5-е издание, переработанное и дополненное - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511с.

5. Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2011. - 864 с.

Голушко Д.А.1, Трунина В.Ф.2

'Студент, Волгоградский Государственный Технический Университет; 2кандидат социологических наук, доцент, Волгоградский Государственный Технический Университет СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Аннотация

В данной статье раскрыта сущность, основные черты кредиторской задолженности в условиях современного российского рынка. А также рассмотрено определение стоимости долга, особенности данной процедуры. Детально проанализирована специфика работы с банком и выявлена последовательность погашения кредиторской задолженности в российских реалиях.

Ключевые слова: кредиторская задолженность, управление кредиторской задолженностью, расчеты с сотрудниками, бюджет и внебюджетные фонды, задолженности перед банком, задолженности перед поставщиками.

Golushko D.A.1, Trunina V.F.2

'Student, Volgograd State Technical University; 2PhD in sociological, assosiate professor, Volgograd State Technical University

41

SPECIFICITY OF ACCOUNTS PAYABLE IN THE RUSSIAN MARKET

Abstract

This article reveals the essence of the main features of accounts payable in the Russian market today. Also was considered the definition of the cost of debt, features in this procedure. Analyzed in detail the specifics of working with the bank and identified sequence settlement of accounts payable in the Russian reality.

Keywords: payables, accounts payable, accounts with employees, budget and extrabudgetary funds, the debt owed to the bank, payable to suppliers.

Практика показывает, что в отличие от дебиторской задолженности далеко не все компании могут задумываться о возможном управлении кредиторской задолженностью. Наиболее весомыми ее составляющими является задолженность по кредитам и перед поставщиками, которые являются источниками финансирования деятельности компании.

Кредиторская задолженность поставщикам обычно недооценивается, хотя является одним из самых перспективных источников финансирования.

Основные составляющие кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам и банковские кредиты, когда расчеты осуществляются после поставки товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или подписания акта об оказании услуг. Оставшаяся часть появляется в связи с особенностями бюджетных и прочих периодических платежей, например, по оплате труда.

Бесконтрольный рост кредиторской задолженности создает угрозу устойчивости бизнеса. Нужно обязательно «балансировать» кредиторскую задолженность с дебиторской, при этом проводя тщательный анализ условий задолженности поставщикам, отслеживая, когда дебиторы вернут деньги, и в зависимости от этого планировать выплаты поставщикам. Если поступлений от покупателей в какой-то период недостаточно, нужно как можно скорее оформить бухгалтерские документы, составить договор о досрочной оплате с покупателем и максимальной отсрочке с самыми «наработанными» контрагентами, произвести баланс кредиторской и дебиторской задолженности, периоды оборачиваемости. Показатель оборачиваемости для предприятия - контрольный, для кредиторской задолженности он приходится выше, чем для дебиторской.

При выборе поставщика среди предлагающих равнозначный товар необходимо отдавать предпочтение тем, кто представляет наибольшую отсрочку при прочих равных условиях. Кредиторскую задолженность необходимо постоянно контролировать, чтобы не допустить просрочки выплаты долга и не превысить критический уровень. Поэтому следует производить регулярные сверки взаиморасчетов с поставщиками.

Компании видят перспективу в том, чтобы период оборота кредиторской задолженности покрывал период оборота товаров на складе и дебиторской задолженности без снижения рентабельности продаж, ухудшения закупочных цен поставщиков. Для снижения рисков зависимости от поставщика компании необходимо избегать появления крупных кредиторов, доля которых могла бы составлять более 10% в совокупной кредиторской задолженности [1].

В отношении банков, куда компании обращаются за кредитами на пополнение оборотного капитала и финансирование капитальных вложений, отслеживаются сроки погашения. Большое значение имеет предоставление кредита по более низкой процентной ставке, чтобы по ней осуществлялось рефинансирование задолженности.

Еще одна категория кредиторской задолженности образуется в связи с лизингом, но этот инструмент компании используют не слишком активно, в основном для приобретения автотранспорта и складского оборудования. Помимо контроля над сроками внесения лизинговых платежей для своевременного исполнения обязательств по договорам лизинга производится мониторинг рынка на предмет поиска лучших условий.

Для сравнения экономии от разных источников нужно:

1) найти среднюю стоимость всех заемных источников, поделив величину процентов и комиссий, начисленных по всем заемным средствам, на среднюю величину заемных источников за этот же период. В зависимости от того, за какой период взята отчетность, привести полученную стоимость к годовой величине;

2) рассчитать эффективную стоимость непосредственно задолженности по кредитам, займам и облигациям, поделив величину процентов и комиссий по ним на среднюю величину задолженности. Привести полученную стоимость к годовой величине;

3) посчитать, сколько компания сэкономит в год, если добьется снижения стоимости задолженности по кредитам на 1%, например, сократив на эту величину среднюю ставку. Для этого необходимо умножить среднюю величину задолженности на 1%;

4) посчитать, сколько сэкономит компания в год, если добьется увеличения кредиторской задолженности перед поставщиками на 10% и заместит этой задолженностью банковские кредиты;

5) сравнить суммы экономии, полученные в п.3 и п.4;

6) сопоставить результаты этого анализа с тем, сколько времени и внимания сотрудники компании тратят на управление задолженностью по кредитам и задолженностью поставщикам;

7) подсчитать так же, как в п.1, среднюю стоимость всех заемных источников при новой структуре, когда кредиторская задолженность выросла на 10%, а кредиты на эту же величину сократились;

8) не забывать, что сократить можно самые дорогие из имеющихся кредитов, дополнительно на этом сэкономив [2].

Нужно понимать, что каждая компания живет по собственным приемлемым условиям кредитования. Но даже основное

правило гласит, что стоимость задолженности не должна превышать средней рентабельности активов. Но данный факт приходится нарушать тем компаниям, имеющим проблемы, которые, например, обращаются на рынках с высокой конкуренцией.

Одним из основных способов наращивания кредиторской задолженности является отсрочка платежа, которую поставщики часто предоставляют покупателям для стимулирования роста продаж.

Определить стоимость кредиторской задолженности легко, при этом производя расчет расходов по каждому из конкретных поставщиков. В процентах в годовом исчислении по каждому из них она будет равняться отношению разницы между стоимостью ресурсов, которые приобретают в течение года с отсрочкой платежа, и стоимостью этих ресурсов на условиях оплаты по факту поставки к средней величине кредиторской задолженности.

В случае если полученный показатель превышает стоимость задолженности по кредитам, то компаниям выгодно воспользоваться услугами банков. Например, поставщик с наилучшим соотношением «цена/качество» необходимого ресурса предлагает увеличение цены ресурса на 2% при предоставлении отсрочки на 30 дней. То есть стоимость такой кредиторской задолженности составляет 24% годовых.

Если компания-покупатель имеет возможность обеспечить финансирование на более выгодных условиях, например, получить кредит в банке под 20% годовых, то нужно выбирать оплату по факту поставки. Кроме того, сравнение в пользу банков может положить начало аргументированным переговорам с поставщиками о смягчении условий сотрудничества для компании-покупателя.

На практике каждая компания обходится одним поставщиком, а расчет средневзвешенной стоимости всей кредиторской задолженности является трудоемким. В такой ситуации разумнее установить верхнюю границу для стоимости кредиторской задолженности поставщикам, которая не превышает стоимость задолженности по кредитам. В процессе принятия решения о

42

выборе поставщика или условий оплаты сотрудники финансовой службы должны каждый раз рассчитывать и сравнивать стоимость кредиторской задолженности с ее пороговым значением.

В чрезвычайных ситуациях бизнес может спасти партнерство с крупными компаниями. Поставщики по своей сути не являются профессиональными кредиторами и в отличие от банков не могут оценивать показатели ликвидности и платежеспособности. Поэтому они способны помочь тогда, когда финансовым учреждениям требуется пауза. Предложение партнерам должно формулироваться в качестве временного, то есть временное снижение цены покупателей и частичное повышение цены для поставщика «обмениваются» на временный рост кредиторской задолженности. Если кредиторам будет понятен механизм возврата к первоначальным условиям сотрудничества с обязательным указанием сроков платежей, то можно получить дополнительную кредиторскую задолженность [1].

Стремление снизить стоимость заемного банковского финансирования выступает в качестве постоянного поиска новых контактов и смягчения условий сотрудничества с уже имеющимися партнерами. У банков также есть интерес в расширении круга клиентов и развитии сотрудничества с имеющимися, так как клиенты для банка - источник прибыли.

Грамотное управление кредиторской задолженностью перед сотрудниками, бюджетом, государственными внебюджетными фондами способствует формированию определенного объема источников финансирования. Но манипуляция с такими кредиторами не должны выходить за рамки закона.

Литература

1. Никитина В.Ю. Методология и практика учета: Учеб. пособие / В.Ю. Никитина / Под ред. В.Ю. Никитиной. - М.: Омега - Л.2011. - 25 с.

2. Лысенко Д. Учимся управлять. Управление кредиторской задолженностью. - М.: Юнити - Л.2012. - 22 с.

Гречкина Т.В.1, Голушко Е.В.2

'Кандидат экономических наук, доцент; 2кандидат экономических наук, доцент «Северо-Кавказский федеральный

университет»

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА СОБЫТИЙ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ

Аннотация

В статье рассматривается понятие событий после отчетной даты; проводится исследование ФПСАД N 10 «События после отчетной даты» и особенности его применения. Дается аналитическая оценка процедурам, предназначенным для определения событий, требующих внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии со стандартом. Анализируются особенности исправления данных финансовой отчетности руководством аудируемого лица.

Ключевые слова: аудитор, события после отчетной даты, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудируемое лицо.

Grechkina T.V.1, Golushko E.V.2

'Candidate of economic Sciences, associate Professor; 2candidate of economic Sciences, associate Professor of «North-Caucasian

Federal University

CHARACTERIZATION AND EVALUATION OF THE EVENTS AFTER THE REPORTING DATE

Abstract

The article discusses the concept of events after the reporting date; conducted a study of ФПСАД N 10 «Events after the balance sheet date and the peculiarities of its use. Given the analytical assessment procedures designed to identify events requiring adjustments in the financial (accounting) statements in accordance with the standard. Analyses the peculiarities of the correction of these financial statements the management of the audited entity.

Keywords: auditor, events after the balance sheet date of the accounting (financial) statements, audited entity.

Термин «события после отчетной даты» используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения. Отчетной датой считается дата, на которую сформирована финансовая (бухгалтерская) отчетность. Датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в бухгалтерской отчетности при подписании ее в установленном порядке.

К событиям после отчетной даты относятся:

1) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность. К ним могут быть отнесены события, когда дебитора организации объявляют банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;

2) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. К таким событиям относятся: пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации; прекращение существенной части основной деятельности организации, если это нельзя было предвидеть по состоянию на отчетную дату.

События, произошедшие в период от отчетной даты до даты подписания и утверждения отчетности, влияют на финансовое состояние организации, поэтому должны найти отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Однако не все события после отчетной даты и их последствия подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. В ПБУ 7/98 определено, что отражению подлежат только существенные события после отчетной даты и их последствия, причем независимо от характера влияния (благоприятного или неблагоприятного) на деятельность организации. Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств и результаты деятельности организации при принятии экономических решений. Существенность события после отчетной даты организацией определяется самостоятельно в зависимости от оценки последствий событий, их характера, конкретных обстоятельств возникновения и т.п. В соответствии с нормами, содержащимися в Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, существенными признаются события, денежная оценка последствий которых составляет не менее 5%. Выбранный уровень существенности приводиться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ФПСАД N 10 «События после отчетной даты» аудитор при формировании аудиторского заключения должен учитывать события, произошедшие после отчетной даты, но до даты подписания аудиторского заключения. Для этих целей он должен выполнить процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации. Указанные процедуры выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения и обычно включают:

- анализ методов, установленных руководством аудируемого лица для того, чтобы обеспечить определение событий после отчетной даты и оценить их влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

- изучение протоколов собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии и исполнительного органа аудируемого лица, проводимых после окончания отчетного периода, направление запросов относительно событий, протоколы обсуждения которых еще не готовы, изучение документов службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица;

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.