Научная статья на тему 'Специфика управления конфликтами при выборе инновационного пути развития предприятия'

Специфика управления конфликтами при выборе инновационного пути развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СКРЫТЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ / РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ / АДХОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Анна Анатольевна, Фёдорова Александра Евгеньевна

В статье анализируется значимость разрешения и предотвращения конфликтов, возникающих при инновационной переориентации предприятия; рассматривается специфика различных форм конфликтов инновационного развития; исследуются перспективные направления решения инновационных конфликтов, а также недопущение их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Анна Анатольевна, Фёдорова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика управления конфликтами при выборе инновационного пути развития предприятия»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ПРИ ВЫБОРЕ

ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1 2 Коновалова А.А. , Фёдорова А.Е.

1Коновалова Анна Анатольевна - магистр;

2Фёдорова Александра Евгеньевна - магистр, кафедра менеджмента в сфере науки и технологий, Московский политехнический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется значимость разрешения и предотвращения конфликтов, возникающих при инновационной переориентации предприятия; рассматривается специфика различных форм конфликтов инновационного развития; исследуются перспективные направления решения инновационных конфликтов, а также недопущение их возникновения.

Ключевые слова: инновационный конфликт, конфликты инновационного развития, скрытые инновационные конфликты, развитие внутренних коммуникаций, адхократическая организационная культура.

Инновационное развитие экономики РФ предполагает осознание, принятие и применение инноваций субъектами на всех уровнях управления и во всех отраслях и сферах деятельности [12], в связи с чем современные организации все чаще сталкиваются с ситуациями, когда внедрение инноваций приводит к возникновению и развитию противоречий между сторонниками и противниками нововведения, что безусловно актуализирует вопросы снижения уровня инновационной конфликтности в трудовых коллективах и эффективного разрешения уже существующих конфликтов.

Согласно Митяевой А.М., инновационный конфликт — это разновидность производственного (делового) или организационного конфликта, объектом которого является предложение, разработка или внедрение инновации [7, с. 132]. Еремкина Г.А. под инновационным конфликтом понимает организационный конфликт, возникающий в результате противоречия между сложившейся структурой организации, стилем, методами управления, технологией, нормами, ценностями, с одной стороны, и происходящими в них изменениями, с другой [3, с. 286].

Важнейшими социально-психологическими причинами инновационных конфликтов можно признать консерватизм, приверженность к старым идеям и ценностям различных социальных групп работников, их психологическая неготовность к принятию нововведений; пассивность работников, опасающихся ухудшения своего социально-экономического положения (сокращения зарплаты, увеличения работы во время внедрения, отсутствия знаний и навыков в инновационной области) в результате реализации нововведений; навязывание большинства нововведений «сверху», формальность подхода, слабая проработка предлагаемых содержательных компонентов инноваций; противоположные ориентации отдельного работника и социальной группы, связанные с культурно -нравственными, религиозными, образовательными, статусными различиями в восприятии предлагаемого нововведения [1].

Чекалдин А.М. утверждает, что при инновационной переориентации предприятия в среднем руководство организации может рассчитывать на то, что 20% персонала поддержат перемены, 60% сохранят нейтралитет и еще 20% будут принципиально против [11]. В этой связи, на наш взгляд, повышается важность мониторинга инертных (скрытых) форм инновационных конфликтов (таблица 1),

которые зачастую выпадают из поля зрения руководителя и внешне создают видимость инновационной деятельности.

Таблица 1. Скрытые формы инновационных конфликтов [8]

Форма Характеристика

«Избирательное внедрение» Ситуация, когда происходит освоение лишь некоторых наиболее привлекательных и легко реализуемых элементов инновации, не требующих серьезных усилий.

«Отчётное внедрение Изменения осуществляются только на бумаге, результаты инновационной деятельности «рисуются» в отчетах в последнюю ночь перед проверкой.

«Параллельное внедрение» Сосуществование нового наряду со старым. Основываясь на собственном опыте персонал не соглашаются с внедряемой инновацией, при этом опасается идти на открытое столкновение и предпочитает реализовывать в ситуации контроля новую технологию, а в обычной деятельности - привычные способы работы.

Согласно В.Б. Тарабаевой оптимальные пути разрешения конфликтов инновационного развития включают урегулирование путем учета претензий всех участников, выявленных за круглым столом; разрешение путем сочетания давления «сверху» с высвобождением инициативы «снизу» плюс адекватные материальные и моральные поощрения инноваторов; устранение конфликта с помощью увольнения зачинщиков; урегулирование конфликта с помощью выявления мотивов инноваторов и консерваторов и поиска компромиссного решения; преобразование образов конфликтной ситуации, имеющихся у сторон; преобразование самой объективной конфликтной ситуации [5].

Мы полагаем, что внедрение инноваций - это та область управления, где принуждение наименее эффективно, поскольку «ориентация на творчество, новаторство, динамичность организационных процессов, характерная для инновационной экономики, психологически соотносится со свободой личности, с умело поддержанной менеджментом мотивацией личностной самореализации в труде» [4, с. 466]. В этой связи, на наш взгляд, акцент необходимо сделать не на разрешении существующих конфликтов, а не недопущении их возникновения, при этом решающую роль в предотвращении инновационных конфликтов в организации должна играть эффективная коммуникационная система, сопряженная с инновационным консультированием, а также комплекс мер, направленных на становление в организации корпоративной культуры инновационного или рыночно-адхократического типа.

Так, зачастую именно недостаток информации порождает неясность целей внедрения инноваций, чувство неудовлетворенности и несправедливости распределения потоков ресурсов, снижение творческой активности работников и ответственности за свой труд, что повышает важность совершенствования коммуникационных связей в организации. Чем сложнее структура организации, тем большее количество уровней должна преодолеть информация, при ее прохождении сверху вниз и обратно, что способствует повышению вероятности искажения сообщений, тормозит запланированное протекание инновационного процесса. В условиях преобразований персонал оказывается вовлечен в обсуждение слухов и разнообразных интерпретаций происходящего, что отражается на его работе и повышает вероятность возникновения конфликтов. Поэтому необходимо постоянное совершенствование коммуникационный политики, а также проведение активной разъяснительной работы с персоналом с целью предоставления полной информации о том, в какой ситуации находится

компания, какие действия запланированы менеджментом для инновационного развития, какие цели и задачи поставлены перед работниками.

Другой важный аспект предотвращения конфликтов, тормозящих внедрение новшеств в производственную и управленческую деятельность предприятия заключается в развитии инновационной культуры организации. Согласно К. Камерону и Р. Куинну выделяют четыре типа организационной культуры: клановая, адхократическая, рыночная и иерархическая [6]. И хотя в реальности тип организационной культуры предприятий обычно смешанный с выделением доминирующих компонентов, менеджменту необходимо работать над изменением ценностных предпочтений рабочего коллектива в рыночно-адхократическом направлении, способном поддержать переход к инновационному развитию предприятия и ориентированном на новаторство, инновационность, творческую самореализацию персонала. По мнению Разумовой Н.Н., развитию внутренних коммуникаций, инициативы и открытости персонала всему новому, а значит и становлению развитой инновационной корпоративной культуры будет способствовать продвижение нового направления в управлении - корпоративного волонтерства, основанного на поощрении и поддержки деятельности сотрудников в местных сообществах на безвозмездной основе [9].

Итак, глобализация и усиление конкуренции на международных и национальных рынках создают специфические условия ведения бизнеса, в которых только инновационно активные предприятия смогут развиваться, добиваться целей и выигрывать в конкурентной борьбе. В этой связи менеджменту предприятий необходимо уделять значительное внимание мониторингу скрытых и открытых форм конфликтов инновационного развития, общему профилактическому снижению уровня конфликтогенности в коллективе, совершенствованию коммуникационных структур и поощрению креативной активности персонала.

Список литературы

1. Булатецкая А.Ю. Конфликтологическая компетентность менеджера в условиях инновационной деятельности // Социология и право, 2013. № 2 (19). С. 32-41.

2. Гаибова К., Бондалетов В.В. Управление человеческими ресурсами в условиях инновационного конфликта // Материалы Ивановских чтений, 2017. № 1-2 (11). С. 78-83.

3. Еремкина Г.А. Инновационный конфликт и управление нововведениями в организации // Социальная политика и социология, 2011. № 4 (70). С. 265-274.

4. Захарова Л.Н., Леонова И.С., Карпова М.М. Характеристики ценностного конфликта как показатели готовности персонала предприятия к работе в условиях инноваций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. № 1-1. С. 466-473.

5. Инновационный конфликт в организации: методы управления: учебное пособие/ В.Б. Тарабаева. Белгород, 2010. 199 с.

6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

7. Митяева А.М. Конструктивное управление в вузе конфликтом инновационного развития // Конфликтология, 2014. Т. 2. С. 131-142.

8. Петров Д.А. Профилактика инновационных конфликтов в образовательной организации // Мир науки, культуры, образования, 2016. № 1 (56). С. 96-98.

9. Разумова Н.Н. Способы управления конфликтами в современной организации // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 37 (79). С. 115-116.

10. Резникова О.С., Карабаш Э.Р. Управление конфликтами в организации // Наука, техника и образование, 2017. № 2 (32). С. 73-75.

11. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения //

Вестник НГИЭИ, 2015. № 9 (52). С. 73-77.

12. Шуклина З.Н. Формирование новых потребностей и спроса на инновации // РИСК:

Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2015. № 2. С. 76-80.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

БАНКОВСКИМ МЕНЕДЖМЕНТОМ РОССИИ

1 2 Фёдорова А.Е. , Коновалова А.А.

1Фёдорова Александра Евгеньевна - магистр;

2Коновалова Анна Анатольевна - магистр, кафедра менеджмента в сфере науки и технологий, Московский политехнический университет, г. Москва

Аннотация: в статье описываются основные тенденции развития внедрения инноваций банковским менеджментом России. Проанализированы основные банковские продукты и их перспективы на отечественном банковском рынке. Рассмотрено ключевое значение для банковского инновационного менеджмента облачных технологий и развития рынка финтех-стартапов.

Ключевые слова: банковские продукты, банковские инновации, финтех-стартапы, облачные технологии, интернет-банкинг, финансовые технологии, банковский сектор России.

Современный этап развития банковской системы Российской Федерации характеризуется высоким уровнем насыщенности рынка финансовыми продуктами и услугами и, как следствие, интенсивной конкуренцией между кредитными организациями (банками). В таких условиях существенное конкурентное преимущество получают те коммерческие банки, которые способны разрабатывать и внедрять новые финансовые технологии, модернизировать продуктовую линейку, разрабатывать альтернативные каналы и способы обслуживания клиентов. В целом, банк осуществляет инновационный процесс, результатом которого выступают банковские инновации.

В контексте этой ситуации важным представляется определить причины, по которым внедрение инноваций российским банковским менеджментом становится актуальной тенденцией последних лет, и есть ли в этом экономическая целесообразность. Ведь, несмотря на все инновации и перспективы вокруг их внедрения, главный вопрос, который волнует банковский менеджмент России - это издержки и полученная выгода, а также срок окупаемости инвестиций в инновационные разработки.

Создание новых банковских продуктов - ключевая задача развития по отдельности каждого коммерческого банка и всей банковской системы. Целевая задача, которую преследуют банки при создании новых продуктов - это усовершенствование предыдущих инструментов и создание широкого ассортимента инновационных продуктов, чтобы повысить уровень конкурентоспособности.

На сегодняшний день можно констатировать факт, что российский банковский сектор включает в себя развитие, как новых финансовых продуктов, так и проводит процесс внедрения совсем «свежих» разработок финансово -технологический компаний.

Среди первого типа продуктов, можно перечислить банковские услуги в области кредитных продуктов, интернет-банкинга, интернет-трейдинга и системы быстрых денежных переводов. Но, несмотря на это, многие банки России не включают в себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.