Научная статья на тему 'Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе»'

Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / КОНТЕКСТ / INTRASUBJECT COMMUNICATION / THE COMPARATIVE ANALYSIS OF WORK IN LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепёлкина Л. П.

В статье излагаются цели, содержание нового учебного курса для бакалавров педагогического образования, приводятся примеры заданий для самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the training course «The Problems of Teaching Literature at School»

The article states the purposes, the contents of a new training course for bachelors of pedagogical education, gives examples of tasks for extra classes work of students.

Текст научной работы на тему «Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 372.882

СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

© л. П. ПЕРЕПЁЛКИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра литературы и методики преподавания литературы e-mail: larisaperepjolkina@rambler.ru

Перепёлкина Л. П. - Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе» // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 938-941. - В статье излагаются цели, содержание нового учебного курса для бакалавров педагогического образования, приводятся примеры заданий для самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: внутрипредметные связи, сопоставительный анализ художественных произведений, контекст.

Perepyolkina L. P. - The specifics of the training course «The Problems of Teaching Literature at School» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 938-941. - The article states the purposes, the contents of a new training course for bachelors of pedagogical education, gives examples of tasks for extra classes work of students. Keywords: intrasubject communication, the comparative analysis of work in literature.

Успешному освоению базового курса «Методика обучения и воспитания (литература)» способствуют курсы по выбору. Одним из таких является курс «Проблемы преподавания литературы в школе».

В процессе изучения данной дисциплины основное внимание сосредоточено на проблемах, связанных с внутрипредметным взаимодействием литературного материала в ходе постижения школьного курса литературы, а именно: пути и формы реализации внутри-предметных связей как основы литературного процесса и методика знакомства с ними при обучении литературе; виды и формы организации учебной деятельности школьников; методика сопоставительного анализа произведений на уроках литературы.

Выбор таких проблем курса обусловлен рядом причин. Во-первых, целостность постижения школьного курса литературы, как отмечает С. А. Зинин, «во многом зависит от способности учащихся воспринимать историко-литературный процесс в совокупности его "вертикальных’ и “горизонтальных’ связей, в многообразных проявлениях его художественно-коммуникативной сущности. При последовательной актуализации различных уровней художественной коммуникации изучение историко-литературного курса обретает широкую диалогическую направленность, формируя у учащихся навыки контекстуального рассмотрения литературных явлений» [1, с. 4].

Во-вторых, программы по литературе в средних и старших классах предполагают обязательное знакомство школьников с художественными произведения-

ми последних десятилетий, для которых «характерно наличие разветвленной системы отсылок к предшествующим культурным феноменам. Автор рассчитывает на реминисценции читателя, которые неизбежно возникают при столкновении с давно известными сюжетами, героями, отдельными строками, строфами. Такая литература всё настойчивее требует от читателя сотворчества, активизации ассоциативного мышления, определённой эрудиции, которые позволяют осознать объёмность текста» [2, с. 89].

В связи с этим учёный-методист Г. В. Пранцова справедливо полагает, что «учёт данной особенности современной литературы представляется важным и с методической точки зрения, так как позволяет рассматривать произведения последних десятилетий в контексте русской классической литературы, что привносит в обучение литературе проблемность, активизирует мышление учащихся, повышает их интерес к изучаемым произведениям» [2, с. 89].

В-третьих, о важности задачи формирования сопоставительно-аналитических умений учащихся свидетельствует включение в итоговый государственный контроль по литературе заданий сопоставительного характера.

Целью освоения дисциплины «Проблемы преподавания литературы в школе» является овладение обучающимися методикой реализации внутрипред-метных связей в процессе изучения литературы.

Рассмотрим содержание курса «Проблемы преподавания литературы в школе».

Содержание предлагаемого нами курса включает два раздела: «Теоретические основы внутрипред-метных связей в школьном курсе литературы» и «Реализация внутрипредметных связей в изучении школьного курса литературы».

В первом разделе рассматриваются такие темы: «Основы теории художественной коммуникации в литературоведении и эстетике», «Внутрипредмет-ные связи как психолого-педагогическая проблема», «Проблема внутрипредметных связей в методической науке».

Теоретическое осмысление роли и места внутри-предметных связей в изучении школьного курса литературы невозможно без актуализации и углубления знаний бакалавров об уровнях и видах художественной коммуникации в литературоведении и эстетике.

Так, раскрывая проблему художественных универсалий, студенты расширяют представление об архетипе, мифологеме, топике, мотивике, традиционных (в том числе «бродячих») сюжетах.

Постигая межтекстовые художественно-коммуникативные связи, обучающиеся рассматривают их виды (заимствование, влияние, подражание, пародирование, эпигонство, цитация, репродукция, реминисценция, парафраза, намёк, вариации, соперничество) и формы функционирования.

Историко-биографические связи в системе художественной коммуникации рассматриваются с позиции творческого взаимодействия художников: соавторство, равноправный творческий союз; наставничество и ученичество; творческое взаимодействие в рамках общего литературного направления или объединения; творческое соревнование, соперничество; феномен «притяжения - отталкивания» во взаимоотношениях между художниками; отношения, имеющие сложный, многосторонний характер, не поддающиеся однозначному толкованию.

Проблема внутрипредметных связей в школьном литературном образовании требует рассмотрения основных психолого-педагогических положений. В связи с этим необходимо обратиться к вопросам формирования мыслительных способностей личности, а именно рассмотреть ассоциативно-рефлекторные процессы, виды ассоциаций, этапы формирования сопоставительно-аналитических умений.

Проблема внутрипредметных связей в изучении школьного курса литературы является актуальной для современной методической науки. Однако о целесообразности межтекстовых сопоставлений говорилось в трудах отечественных учёных-методистов Х1Х-Х1Х веков. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть специфику реализации принципа внутрипредметных связей в процессе обучения литературе в методических системах отечественных учё-ных-методистов прошлых столетий и в современной методике. В центре внимания будут такие проблемы: интертекст, художественно-универсальные связи, историко-биографические связи; принципы, формы и приёмы осуществления внутрипредметных связей на уроках литературы; сравнение как приём осущест-

вления внутрипредметных связей в изучении литературы; дидактические функции сравнений; принципы сопоставительного анализа в школьном изучении литературы; видовая классификация сопоставлений (внутритекстовые сопоставления; межтекстовые сопоставления; интерпретационные сопоставления).

Второй раздел состоит из нескольких тем: «Реализация внутрипредметных связей в современных программах и учебниках по литературе», «Методика использования историко-биографических связей», «Специфика постижения учащимися межтекстовых взаимодействий», «Пути реализации художественноуниверсальных связей», «Совершенствование навыков сопоставительного анализа художественных произведений, основанных на межтекстовых взаимодействиях, на этапе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ».

Вопрос о реализации внутрипредметных связей в современных авторских программах по литературе требует рассмотрения «горизонтальных» и «вертикальных» связей учебного материала, аспектов актуализации внутрипредметных связей. Помимо этого будущим учителям-словесникам следует осмыслить подходы в современных программах к реализации внутрипредметных связей на разных этапах литературного образования, а также принципы организации учебного материала, связанного с проблемой внутри-предметных связей, в школьных учебниках.

Тема «Методика использования историко-биографических связей» предполагает рассмотрение таких проблем: историко-биографические связи в структуре монографических и обзорных тем школьного историко-литературного курса; подходы к реализации историко-биографических связей (сопряжение историкобиографического материала с литературными фактами, являющими область художественного взаимодействия писателей; изучение историко-биографического материала, отражающего творческий диалог писателей; изучение историко-биографического материала, затрагивающего историю литературной полемики); методы, формы и приёмы использования историкобиографических связей.

Тема «Специфика постижения учащимися меж-текстовых взаимодействий» диктует освещение следующих вопросов: постижение межтекстовых взаимодействий как средство формирования читательской культуры школьников; углубление понятия об интертекстуальности; методика постижения межтекстовых взаимодействий; организация исследовательской деятельности обучающихся; использование современных образовательных технологий при реализации межтек-стовых взаимодействий в изучении школьного курса литературы.

Постигая пути реализации художественно-универсальных связей в структуре и содержании школьного курса литературы, студенты овладевают методикой организации работы по формированию понятийнотерминологического аппарата обучающихся, получают представление о проблемно-тематическом сопоставительном анализе как основном пути постижения старшеклассниками историко-культурного процесса,

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

выявляют традиционные и инновационные методы реализации художественно-универсальных связей.

Как отмечалось выше, уровень сформирован-ности у школьников сопоставительно-аналитических умений определяет итоговый государственный контроль по литературе: задания сопоставительного характера, предполагающие различные уровни сравнения -образный, сюжетно-композиционный, проблемно-тематический - включены в экзаменационную работу. В связи с этим будущим учителям литературы необходимо осмыслить место и роль подобных заданий (ГИА - задания 1.1.3.; 1.2.3.; ЕГЭ - задания С2; С4) в структуре и содержании КИМов по литературе, овладеть методикой обучения сочинению на сравнитель но-сопоставительную тему, знать критерии оценивания заданий итоговой аттестации, предполагающих выход в литературный контекст.

При освоении данного курса особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе подготовки к занятиям. Например, при знакомстве с темой «Основы теории художественной коммуникации в литературоведении и эстетике» предполагаются такие задания:

• познакомиться с теоретическим материалом по проблеме межтекстового художественного взаимодействия; составить таблицу или кластер «Типы и виды межтекстовых художественных взаимодействий»;

• составить конспект главы «Изучение контекста» из книги А. Б. Есина «Принципы и приёмы анализа литературного произведения в школе».

Подготовка к аудиторному занятию на тему «Внутрипредметные связи как психолого-педагоги-ческая проблема» может быть следующей:

• познакомиться с главой «непосредственное восприятие художественной литературы» из работы

О. И. Никифоровой «Психология восприятия художественной литературы»; отметить стадии восприятия художественного произведения, выделяемые учёным; соотнести их с этапами формирования умственных (сравнительно-сопоставительных) действий подростков;

• познакомиться со статьёй «Ассоциативность в литературе», помещённой в «Кратком терминологическом словаре» учебника «Русская литература XX века. 11 класс» (под ред. В. В. Агеносова); выявить функцию ассоциативности в художественном тексте; осмыслить психологический аспект данного явления, затронутый автором статьи учебника.

Занятия на тему «Проблема внутрипредметных связей в методической науке» предполагают самостоятельную работу студентов:

• познакомиться с фрагментом работы В. Я. Сто-юнина «О преподавании русской литературы»; определить роль «методы сравнительной» в постижении учащимися содержания и формы художественного произведения;

• собрать в глобальной сети материал по проблеме внутрипредметных связей на уроках; выявить основные способы осуществления внутрипредметных связей на уроках литературы;

• познакомиться с разделом «Анализ произведения в процессе взаимосвязанного изучения литературных явлений» главы «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в средней школе» из книги Нартова К. М., Лекомцевой И. В. «Взаимосвязи отечественной и зарубежной литературы в школьном курсе»; выявить условия эффективного использования приёма сравнения в процессе изучения межлитературных связей;

• разработать и презентовать один из исследовательских мини-проектов (работа в малых группах): «Интерпретационные сопоставления. Театральные постановки комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (Малый театр (реж.-пост. Ю. М. Соломин, В. Е. Фёдоров); театр им. Моссовета; “Коляда-театр”)»; «Интерпретационные сопоставления. Экранизации повести И. С. Тургенева “Муму” (реж. А. Бобровский, Е. Тетерин; реж. Ю. Грымов)» (по выбору студентов).

Для осмысления темы «Реализация внутрипред-метных связей в современных программах и учебниках по литературе» студентам необходимо выполнить такие задания:

• проанализировать 2-3 учебника литературы для старших классов с точки зрения реализации в них внутрипредметных связей;

• подготовить рецензии на две действующие федеральные программы (по выбору студента), отметив в них разные подходы к использованию внутри-предметных связей.

Вот примеры заданий для изучения темы «Методика использования историко-биографических связей»:

• проанализировать в заданном аспекте один из уроков изучения историко-биографических связей, представленный в монографии С. А. Зинина «Внутри-предметные связи в изучении школьного историколитературного курса»;

• разработать рабочий план урока/фрагмента урока на одну из тем: «“Пушкинская тема” в творчестве Н. В. Гоголя» (10 класс); «Тема творчества в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой» (11 класс) (по выбору студентов);

• подготовиться к деловой игре (имитация урока литературы, на котором реализуются историко-биографические связи).

Знакомство с темой «Специфика постижения учащимися межтекстовых взаимодействий» осуществляется при выполнении, например, следующих заданий:

• познакомиться с литературоведческим материалом С. В. Фёдорова «два узника: диалог поэтов -диалог эпох», представленным на сайте виртуальной методиколитературной библиотеки - авторский проект Ю. Ээльмаа; выявить основные подходы к сравнительному анализу стихотворений Пушкина и лермонтова;

• проанализировать представленный в методическом пособии «Уроки литературы» (под ред. В.Ф. Чертова) план урока литературы (7 класс), на котором реализуются внутрипредметные связи;

• перечитать материал главы «Интертекстуальная структура стихотворения И. Бродского “Ниоткуда с любовью...” и её отражение в компьютерном гипертексте» из пособия С. Ф. Фёдорова, Ю. В. Ээльмаа «ИКТ в предметной области»; выделить предлагаемые авторами формы работы с гипертекстом, способы введения гипертекста в анализ стихотворения;

• выявить интертекстуальную структуру стихотворения Б. Л. Пастернака «Гамлет»; познакомиться с отражением интертекстуальной структуры данного стихотворения в компьютерном гипертексте; предложить методику работы с гипертекстом на уроке;

• познакомиться с программой элективного курса «Новая литературная жизнь классического героя», представленной в пособии Г. В. Пранцовой «Элективные курсы по литературе: 10-11 классы: Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия»; выписать виды учебной деятельности по реализации внутрипредметных связей и способы её организации;

• составить рецензию на 2 конспекта уроков, на которых происходит изучение межтекстовых взаимодействий, уделив особое внимание форме проведения уроков, разнообразию/однообразию методов и приёмов, используемых на уроке, обоснованности их выбора;

• составить аннотацию статьи Г. В. Пранцовой «Современная литература в круге чтения старшеклассников», посвящённой проблеме организации элективного курса «диалоги литературных эпох: меж-текстовые художественные взаимодействия русской классики и литературы XX века» вообще и методике проведения занятия на тему «Чеховские традиции в творчестве В. А. Пьецуха» в частности;

• составить систему вопросов и заданий, позволяющих выявить роль использования межтекстовых взаимодействий в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

• разработать рабочий план урока/фрагмента урока литературы (11 класс) на одну из тем: «Гоголевские реминисценции в стихотворении А. Блока “Россия”»; «Пушкинские реминисценции в стихотворении

Н. Гумилёва “Заблудившийся трамвай”».

Подготовка к аудиторным занятиям на тему «Пути реализации художественно-универсальных связей» следующая:

• составить мини-глоссарий к теме «Художественно-универсальные связи историко-литературного процесса»;

• проанализировать в заданном аспекте 2 урока литературы, представленные в монографии С. А. Зинина «Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса»;

• познакомиться с главой «Дифференциация обучения на уроках сопоставительного анализа стихотворений» из книги Н. В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся»; выявить и распределить по группам предлагаемые автором дифференцированные задания;

• разработать рабочий план урока/фрагмента урока литературы на одну из тем: «Образ метели в повести А. С. Пушкина “Метель” и Н. В. Гоголя “Шинель”»; «Фольклорные мотивы в лирике С. А. Есенина» (по выбору студентов).

Тема занятий «Совершенствование навыков сопоставительного анализа художественных произведений, основанных на межтекстовых взаимодействиях, на этапе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ» предполагает выполнение подобных заданий:

• познакомиться с методикой обучения школьников создания речевого высказывания в жанре сравнительной характеристики литературных персонажей (8 класс); отметить основные подходы к проблеме;

• проанализировать 2 развёрнутых плана сочинений на сопоставительную тему, представленных в пособии А. Б. Есина «Сквозные темы в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Пособие для написания сочинений»;

• проверить школьное сочинение на сравнительно-сопоставительную тему и написать на него рецензию (9-11 классы);

• познакомиться с требованиями к итоговым работам по литературе в режиме ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс);

• выполнить одно задание ГИА, предполагающее сопоставление произведения/фрагмента произведения (задание 1.1.3. или 1.2.3.) и 2 задания ЕГЭ, предполагающих выход в литературный контекст (задания С2 и С4);

• проверить работы, выполненные в режиме ГИА (задание 1.1.3. или 1.2.3.) и ЕГЭ (задания С2 и С4) (возможна взаимопроверка); определить знания и умения, необходимые для выполнения работы;

• составить 2 задания сопоставительного характера для подготовки учащихся к государственному контролю по литературе;

• написать сочинение по одному из планов, предложенных в пособии А. Б. Есина «Сквозные темы в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Пособие для написания сочинений».

В процессе освоения курса предполагается работа над составлением портфолио, включающая несколько этапов, которые соотносятся с разделами учебной дисциплины. Итогом работы будет являться презентация портфолио.

Таким образом, предлагаемый курс даёт возможности для постижения будущими учителями-сло-весниками одной из актуальных проблем методики преподавания литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.

2. Пранцова Г. В. Современная литература в круге чтения старшеклассников // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей. М.: МГПИ, 2009. Вып. 8. Т. 2. С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.