Научная статья на тему 'Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией'

Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
492
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / ФОКУС-ГРУППА / ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЛОЖНОСТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / EDUCATIONAL TELEVISION / DOCUMENTARY / STUDENTS AUDIENCE / FOCUS GROUP DISCUSSION / INFORMATION CAPABILITY OF TELEVISION / EMOTIONAL INFLUENCE OF TELEVISION / INTELLECTUAL COMPLEXITY OF TELEVISION / AMATEUR TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилкина Наталья Егоровна

Статья посвящена актуальной проблеме восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией. Читателю представлены результаты фокус-групповых интервью со студентами, в которых идет речь о молодежных познавательных телевизионных каналах. Обсуждаются вопросы: уровень развития и актуальность такого рода телевещания; цели, которые должно преследовать телевидение познавательного характера, ориентированное на молодежь; тематика телепередач, жанр, формат; примеры эффективных телепродуктов познавательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIAL PERCEPTION OF EDUCATIONAL TELEVISION BY COLLEGE STUDENTS

This article describes a topical problem of educational television perception by students group. The author presents results of the focus group interviews with college students, on the subject of youth educational television. The following questions were discussed: development level and topicality of such television channels; the aims of the youth educational television; subject area, format and genre; examples of efficient educational programs.

Текст научной работы на тему «Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией»

УДК 316.43 Шилкина Наталья Егоровна

соискатель кафедры математических методов в социальных науках

Алтайского государственного университета natali.shilkina@rambler.ru

СПЕЦИФИКА

СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ

Shilkina Natalia Egorovna

PhD applicant, Department for Mathematical Methods

in Social Sciences Altai State University natali.shilkina@rambler.ru

SPECIFICS OF SOCIAL PERCEPTION OF EDUCATIONAL TELEVISION BY COLLEGE STUDENTS

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией. Читателю представлены результаты фокус-групповых интервью со студентами, в которых идет речь о молодежных познавательных телевизионных каналах. Обсуждаются вопросы: уровень развития и актуальность такого рода телевещания; цели, которые должно преследовать телевидение познавательного характера, ориентированное на молодежь; тематика телепередач, жанр, формат; примеры эффективных телепродуктов познавательного характера.

Ключевые слова:

познавательное телевидение, документальный фильм, студенческая аудитория, фокус-группа, информативность телевидения, эмоциональное воздействие телевидения, интеллектуальная сложность телевидения, самодеятельное телевидение.

Summary:

This article describes a topical problem of educational television perception by students group. The author presents results of the focus group interviews with college students, on the subject of youth educational television. The following questions were discussed: development level and topicality of such television channels; the aims of the youth educational television; subject area, format and genre; examples of efficient educational programs.

Keywords:

educational television, documentary, students audience, focus group discussion, information capability of television, emotional influence of television, intellectual complexity of television, amateur television.

Телевидение - самая влиятельная и популярная коммуникация, которая может выступать катализатором модернизации общества и источником научно-популярной информации [1]. В определении понятия студенческой аудитории целесообразно основываться, во-первых, на типе ведущей деятельности - учебной, во-вторых, на направленности личности, специфика которой обусловлена, с одной стороны, социальным статусом, с другой - стороны возрастными особенностями, определяющими в системе доминирующих мотивов - овладение профессией и общение. Под познавательным телевидением будем понимать систему телевизионных передач, предлагающих телезрителю новое знание [2; 3]. Эти определения примем за основу анализа специфики социальной группы студентов как аудитории познавательного телевидения. Далее я приведу результаты социологического исследования методом фокус-группового интервью, место и время обсуждения которого проходило в г. Барнауле, 17 ноября 2013 г. во временной период 14.00-19.30. Участники фокус-группового обсуждения: студенты и магистранты факультета социологии. Анализу подлежала тематика познавательных телевизионных передач, объем познавательного вещания, целевая аудитория познавательных телевизионных программ, популярность и востребованность познавательных телевизионных (далее - ТВ) передач. Далее представлены выдержки из протокола фокус-группового интервью.

Примеры полезных познавательных передач: «Сто вопросов взрослому», «Диалоги о животных». Примеры псевдопознавательных передач: «Кто хочет стать миллионером?». Цели, которых должно достигать познавательное ТВ: «содействовать формированию личностных аспектов познания, пробуждать интерес к пониманию нового, задавать ценностные ориентиры, объединять телезрителей вокруг общей национальной идеи». Требования к познавательному ТВ: «Ориентация конкретной передачи на конкретную возрастную группу, ее интересы, разработка диалоговых передач; профессиональная ориентация, демонстрация жизненных примеров “настоящих людей”, профессионалов, разработка цикла передач по различным отраслям наук; разработка передач, способствующих интеграции молодого человека в общество, научность, достоверность познавательного кино, доступность ТВ-каналов в регионах, удобное время трансляции передач». Нерешенные вопросы создания познавательного ТВ: «Следует ли различать познавательное и образовательное ТВ? Какого уровня сложности, интеллектуальной насыщенности передач следует придерживаться? Как определить уровень заинтересованности молодежи в определенной

ТВ информации на стадии разработки фильма или программы?». Мнение о необходимости создания познавательного канала: «Предпочтительным является отдельный ТВ канал, как, например, “Спорт” или “Культура”». Познавательный канал должен быть федеральным, но освещать и региональную проблематику или региональные достижения».

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ БУЛЬВАР».

Жанр фильма: «Киножурнал».

Предназначение: «Отчетное кино к юбилею, агитационный фильм».

Целевая группа: «Аспиранты ТГУ, пенсионеры и заслуженные работники высшей школы».

Цель: «Не понятна».

Недостатки: «Технически фильм выполнен неправильно, вероятно снимали одной камерой, не хватает освещения; снято в архаично-консервативной манере 70-х гг.; медленный темп, повторы, нудность, затянутость; герои фильма не продумали своих высказываний, фраза “университет дает университетское образование” не информативна».

Достоинства: «Задает поведенческую модель, в соответствии с которой нужно работать, стараться, не лениться; красивая, интригующая заставка перед фильмом, приятные одухотворенные лица».

Предложения: «Ввести явные “скрепы” смысловых единиц фильма, чтобы нужно было домысливать не логику построения фильма, а, например, значение науки, хотелось бы более четкого воплощения генеральных идей».

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «АЛТАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ».

Жанр фильма: «Познавательный фильм, импрессионистский фильм (о чем-то и ни о чем)».

Предназначение: «Для иллюстрации курса “Экология”».

Целевая группа: «Биологи, экологи».

Цель: «Экологическая агитация».

Недостатки: «Трудно воспринимать все три фильма, которые объединены только географически и эта связь выглядит слабой, первая часть воспринимается как будто снята в 70-е гг.; непонятно кто центральная фигура фильма: лебеди или люди, которые о них заботятся».

Достоинства: «Вторая часть хороша: кратко, содержательно, динамично, адекватная музыка».

Предложения: «Показывать три фильма отдельно друг от друга, нужен короткий комментарий в начале каждого фильма, например, журнал “Ералаш” предваряется узнаваемым музыкальным сопровождением и узнаваемой надписью и это настраивает зрителя на соответствующий эмоциональный тон, аналогично можно сделать и для цикла короткометражных познавательных фильмов, чтобы телезритель мог быстро настроиться на восприятие информации такого рода».

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ».

Жанр фильма: «Научно-популярный очерк».

Предназначение: «Трансляция по телеканалу “Культура”, региональный сюжет для передачи федерального канала».

Целевая аудитория: «Музыканты, студенты, получающие музыкальное образование, томичи».

Цель: «Просвещение».

Недостатки: «Крымова говорит о Денисове на улице, а никаких посторонних звуков не слышно; диссонанс у зрителя возникает в момент перехода от спонтанной речи (интервью) к подготовленной и написанной (речь за кадром)».

Достоинства: «Тема из тех, которые непременно должны подниматься в обществе; показана эмоционально воспринимающая музыку аудитория; показан пример того, как человек шел своим путем и достиг признания, показан пример высокодуховной и, безусловно, интересной личности; фильм высокохудожественный; масса скрытых идей».

Предложения: «Речь за кадром переписать так, чтобы создавалось впечатление, что она спонтанная».

Итак, известный студенческий скептицизм минимизирует силу телевизионного внушения и познавательное кино не усваивается автоматически, а в силу социальной активности студенчества и не созерцается, но встраивается в существующую систему жизнедеятельности молодого человека и стимулирует социальную деятельность в соответствии с индивидуально-личностной направленностью. Например, фильм «Александровский бульвар» (Россия, ТГУ) вызвал особый интерес у той части студенческой аудитории, которая когда-либо предпринимала попытки снимать документальный фильм о своем факультете. «Александровский бульвар» стал для самодеятельных теледокументалистов источником новых идей и приемов. Фильм «Культурный капитал» (Россия, ТГУ) вызвал стремление познакомиться с музыкой Э. Денисова у студентов, предпринимающих попытки написания музыки. Эти примеры показывают возможное влияние познавательного телевидения на определение направлений утилизации социальной активности студентов, не связанных с непосредственным овладением выбранной профессией.

Безусловно, привлекательными для студентов являются научные, научно-популярные и даже художественные фильмы, способствующие их профессиональному совершенствованию. Например, в Алтайском госуниверситете серия научно-популярных фильмов «Тайны мозга» (Великобритания) нашла свое отражение в преподавании курса нейропсихологии; художественные фильмы «Экспери-

мент» (Германия), «Страх и трепет» (Япония-Франция) в преподавании курсов эксперимента и психологии управления; фильм «Алтай заповедный» (Россия, ТГУ) может быть полезен для студентов, специализирующихся на орнитологии, экологии.

Стиль просмотра познавательных фильмов, выработанный определенной частью студенчества заслуживает отдельного внимания. Речь идет о той части студенческой аудитории, которая предпочитает телевидению просмотр кино или передач циклами на йУй. Такой способ получения информации обусловлен стремлением планировать свой день независимо от сетки телевещания и дистанцироваться от рекламной телевизионной продукции. Известна и популярная в студенческой среде форма обсуждения видеопродукции: интернет-порталы, блоги, чаты, на которых целесообразно презентовать и трейлеры вновь созданного познавательного кино.

В отношении интеллектуальной насыщенности познавательного кино, предназначенного для студентов, то вероятно создателям стоит ориентироваться на границу предела познавательной достижимости. Такая продукция, безусловно, содержит интеллектуальный и эмоциональный вызовы, а риск ее отвержения обусловлен субъективностью восприятия и оценки простого и сложного, от которой не свободен ни один информационный продукт.

Итак, специфика восприятия студенческой аудиторией познавательного телевидения состоит, во-первых, из темпа формирования деятельностного отклика на полученную информацию; во-вторых, из повышенной заинтересованности научными узкоспециализированными фильмами повышенной сложности; в-третьих, из интенсивного обмена информацией о телевизионных новинках.

Ссылки:

1. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М., 2012.

2. Ершов Ю.М. Аудитория будущего ТВ и перспективы познавательного вещания // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Филология. 2009. № 2.

3. Телевидение Сибири: колл. моногр. / под ред. А.Е. Ярославцевой. Томск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.