Научная статья на тему '«Специфика социального развития детей с сенсорными нарушениями»'

«Специфика социального развития детей с сенсорными нарушениями» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адеева Татьяна Николаевна

В статье проводится анализ основных показателей социального развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. В работе определены параметры социального развития, основными из которых выступают уровень инициативности, активности детей, уровень сформированности социальных норм поведения детей. Выявляются особенности параметров социального развития у разных групп детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Специфика социального развития детей с сенсорными нарушениями»»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Адеева Татьяна Николаевна

кандидат психологических наук, доцент КГУ им. Н.А. Некрасова

г. Кострома, РФ e-mail: adeeva.tanya@rambler.ru

«СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Аннотация

В статье проводится анализ основных показателей социального развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. В работе определены параметры социального развития, основными из которых выступают уровень инициативности, активности детей, уровень сформированности социальных норм поведения детей. Выявляются особенности параметров социального развития у разных групп детей с нарушениями зрения.

Ключевые слова

социальное развитие, дети с сенсорными нарушениями, социализация, социальные формы поведения.

В условиях современного развивающегося общества процессы социализации и адаптации детей с особенностями развития приобретают все большую актуальность. Это объясняется, в первую очередь, изменениями в системе образования, все более активным внедрением инклюзии. Одной из важнейших задач инклюзии является обеспечение более успешного социального развития детей, успешного формирования у детей социальных навыков. Процессы социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с сенсорными нарушениями, во многом обусловлены имеющимся дефектом, поэтому носят более сложный характер по сравнению с детьми с типичным развитием. Внедрение инклюзивного образования сопряжено с рядом проблем: готовность педагогов к реализации инклюзивного обучения, методическая обеспеченность процесса обучения, психологическая готовность родителей различных категорий детей к внедрению инклюзии. Вероятно, одним из важных вопросов будет выявление специфики социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения эффективной коррекционной работы в данном направлении.

В настоящей работе социальное развитие личности соотносится с процессом социализации, под которым понимается "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности" [1, с. 615].

С целью исследования специфики социального развития детей с сенсорными нарушениями было проведено пилотажное исследование сформированности социальных форм поведения детей с различной степенью зрительной патологии. Вероятно, что уровень сформированности социальных форм поведения будет зависеть от степени зрительного дефекта. Далее предполагается провести аналогичное исследование детей с нарушениями слуха.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и оцениваемой деятельности. Ребенок начинает активно усваивать социальные ценности, прежде всего относящиеся к успешности его учебной деятельности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.о становится социально компетентным.

Анализируя данные особенности социального развития детей младшего школьного возраста, следует обратить внимание на такие компоненты социализации как инициативность и коммуникативные способности.

В исследовании социального развития детей с нарушением зрения использованы методики, разработанные М.А. Щетининой, М.А.Никифоровой и Л.В. Кирс: «Карта проявлений инициативности»,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

«Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка», «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у детей». Использовался медод экспертных оценок.

Исследование проводилось на базе ОГКОУ школа-интернат III-IV вида Костромской области. В исследовании принимали участие 24 ребенка младшего школьного возраста. Дети были разделены на две группы по степени потери зрения: 17 детей имеют остроту зрения до 0,4 и они отнесены к категории слабовидящих детей, 7 детей обучаются в школе по системе Л.Брайля и относятся к категории детей с глубокими нарушениями зрения.

При оценке инициативности учитывались такие проявления детей, как желание и умение взять на себя главные роли в игре, быть инициатором какой-либо деятельности, стремление к лидерству, желание находится в центре внимания, отстаивание собственной точки зрения [2, с. 29].

Получены следующие результаты: 83,3% детей имеют высокий уровень инициативности, 12,5% детей имеют средний уровень инициативности и лишь 4,2% детей имеют низкий уровень инициативности. Важно отметить, что у детей с более глубокими нарушениями зрения уровень инициативность немного выше (высокий уровень отмечен у 85,7%, средний уровень - у 14,3%), причем низкий уровень инициативности вовсе отсутствует, тогда как у слабовидящих детей он составляет около 6%. Возможно такой достаточно высокий уровень проявлений инициативности у детей с нарушением зрения обусловлен недостатком имеющейся информации об окружающем мире. Находясь в условиях сенсорного голода, ребенок пытается компенсировать недостаток информации. Сам факт наличия высокого уровня инициативности у детей данной категории может интерпретироваться положительно, свидетельствуя о достаточно комфортной ситуации развития ребенка.

При оценке коммуникативных способностей учитывались умения разрешать трудные, спорные ситуации, умение оказать помощь партнеру, интерес к совместной деятельности со сверстниками, умения договариваться, идти на компромисс, то есть те особенности личности, которые обеспечивают адекватность взаимодействия и способствуют плодотворному общению. У большинства детей с нарушениями зрения проявление коммуникативных способностей отмечено на низком уровне (42%), на среднем уровне - 37% детей, на высоком и очень высоком уровнях отмечено у 21% детей с нарушениями зрения. Такой результат, по-видимому, обусловлен недостаточностью зрительной информации о невербальных проявлениях в процессе взаимодействия.

Более высокие показатели проявлений коммуникативных навыков отмечены у слабовидящих детей, что объясняется возможностью использования большего арсенала средств в процессе восприятия партнера по общению и взаимодействия с ним.

Исследование сформированности социальных форм поведения детей позволило получить следующие данные:

Таблица 1

Уровень сформированности социальных форм поведения

Форма поведения Обнаруживают данную форму Занимают промежуточное положение Не обнаруживают данную форму

Умеет дружелюбно, без конфликтов играть с 70,8% - 29,2%

другими

Сочувствует другому, пытается помочь 66,8% - 33,2%

Доброжелателен по отношению к другим 70,8% 4,2% 25%

Пытается сам разрешить конфликт 70,8% 12,5% 16,7%

Оказывает помощь другому 62,5% 12,5% 25%

Согласовывает свои действия с действиями 70,8% 12,5% 16,7%

других

Сдерживает свои негативные проявления 62,5% 4,3% 33,2%

Подчиняет свои интересы интересам других 62,5% - 37,5%

Уступает другому 50% 4,1% 45,9%

Принимает социальные нормы поведения и 70,8% 16,7% 12,5%

следует им

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

Анализируя полученные результаты, можем сделать вывод, что у большинства детей сформированы социальные формы поведения. Но стоит обратить особое внимание на такие параметры как: умение дружелюбно общаться, сочувствие и помощь другому, сдерживание своих негативных проявлений, подчинение собственных интересов интересам других и умение уступать другому. По мнению экспертов, более чем у 30% детей не сформированы данные формы поведения, т.е не умеют бесконфликтно играть с другими детьми, сочувствовать другому, сдерживать свои негативные проявления, подчинять свои интересы интересам других, уступать другому. Данную особенность напрямую можно связать со спецификой развития ребенка. Наличие дефекта затрудняет процесс восприятия ребенком ситуации общения, у него не имеется возможности полноценно оценить проявления собеседника и в соответствии с этим подобрать вариант реагирования. В группе детей с глубокими нарушениями зрения в большей степени присутствует полярность оценок экспертов, в меньшей степени встречается выбор "промежуточное положение", что может свидетельствовать о "выученности" форм поведения. Указанные параметры могут стать направлениями коррекционно-педагогической работы с ребенком.

В заключении еще раз отметим, что в исследовании принимали участие дети, обучающиеся в специальном образовательном учреждении. Полученные данные отражают особенности социального развития детей с нарушением зрения, находящихся в специально созданной развивающей среде, которая направлена на всестороннее развитие ребенка, в том числе и его социальное развитие.

Список использованной литературы:

1. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806с.

2. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88с.

© Адеева Т.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.