Научная статья на тему 'Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста'

Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
709
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ОТНОШЕНИЕ / СТАРОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ADVANCED AGE / WELFARE ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL TYPES / THE RELATION / OLD AGE / SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокин А. Б., Львова А. Ю.

В работе представлен материал об особенностях и специфике социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста, рассмотрена необходимость адресной работы с данной категорией в зависимости от типов и характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH PEOPLE OF ADVANCED AGE

In work the material about features and specificity of welfare activity with people of advanced age is presented, necessity of address work with given categories depending on types and characteristics is presented.

Текст научной работы на тему «Специфика социально-педагогической деятельности с людьми пожилого возраста»

УДК 37.013.42

Kokin A.B., Lvova A.J. SPECIFICITY OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH PEOPLE OF ADVANCED AGE. In

work the material about features and specificity of welfare activity with people of advanced age is presented, necessity of address work with given categories depending on types and characteristics is presented.

Key words: Advanced age, welfare activity, psychological types, the relation, old age, social integration.

А.Б. Кокин, канд. пед. наук, доц. РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: abkokin@mail.ru;

А.Ю. Львова, аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: a.u.lvova@gmail.com

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В работе представлен материал об особенностях и специфике социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста, рассмотрена необходимость адресной работы с данной категорией в зависимости от типов и характеристик.

Ключевые слова: пожилой возраст, социально-культурная деятельность, психологические типы, отношение, старость, социальная интеграция.

Сегодня в наиболее развитых странах наблюдается одна из устойчивых тенденций в сфере статистики населения - рост относительной доли пожилых людей. По прогнозам ООН, к 2025 году численность людей старше 60 лет, по сравнению с 1950 годом, увеличится более чем в 5 раз, а общее население планеты только в 3 раза. Главными причинами «старения» населения являются снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Неизбежным следствием этого явления будет возрастание влияния пожилого населения на различные сферы общественной жизни и увеличение значимости проблем пожилых людей в социальной жизни общества.

Общество, государство на различных этапах человеческой истории всегда обращало внимание на социальные проблемы пожилых людей и стремилось к их решению. Исторически сложились два глобальных подхода к решению проблем старости в зависимости от приоритетных задач, выдвигаемых обществом:

1) обеспечить физическое, психическое здоровье и значительную продолжительность жизни;

2) предоставить возможности для максимальной реализации социальной активности и полноценной социальной адаптации.

Естественно, что в различные времена приоритетность задач менялась. Говоря о настоящем времени необходимо отметить следующие достаточно противоречивые моменты.

Во-первых, в современном обществе, ориентированном в основном на молодежную культуру, во многом сложились негативные стереотипы пожилого возраста, старости, что отрицательно сказывается не только на самих пожилых людях как социальной группе, но и на развитии общества в целом. При этом социологи и антропологи склонны относить пожилых людей к «группе риска», отмечая, что член группы, который получает больше, чем дает, исключается и отвергается группой. И один из способов (наиболее естественный) избежать такого отвержения для пожилых людей - это повысить уровень их включения в общественную жизнь (через увеличение социальной активности).

Во-вторых, Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год годом пожилых людей; разработала и приняла ряд принципов, которые в случае их реализации на уровне государственной социальной политики должны помочь пожилым людям вести полнокровную и плодотворную общественную жизнь. Принцип «независимости» подразумевает, что пожилые люди должны иметь свободный доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, возможность участия в программах образования, профессиональной подготовки и переподготовки.

Принцип «участия» обозначает вовлеченность пожилых людей в жизнь общества и активное участие в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные объединения или движения лиц пожилого возраста. Принцип «ухода» отражает проблемы обеспеченности, уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния; а также преду-

преждения заболеваний, доступа к услугам попечительских учреждений, социальным и правовым возможностям, и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав пожилого человека. Принцип «реализации внутреннего потенциала» дает понимание того, что пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала, свободного доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Принцип «достоинства» обозначает недопущение, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, эксплуатации их в любом виде, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также от уровня прошлого материального вклада в общественное развитие.

На практике современное общество предоставляет недостаточно возможностей для полноценной адаптации к новой социальной ситуации, в которую попадают пожилые люди, достигая пенсионного возраста. Следует также отметить, что социальная адаптация пожилых людей — процесс достаточно индивидуальный и во многом зависит от психологических особенностей самих пожилых людей, от особенностей переживания ими своего старения и отношения к своей старости.

Так Д.Б. Бромлей выделяет 5 типов отношения пожилых людей к старости [1 ].

1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха.

2. Отношение зависимости обозначает, что человек, подчинен кому-либо, зависим от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеет высоких жизненных претензий и поэтому достаточно охотно уходит из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3. Оборонительное отношение, которому свойственны излишняя эмоциональная сдержанность, определенная прямолинейность в привычках и поступках, стремление к самодостаточности и «самообеспеченности», нежелание принимать какую-либо помощь от других людей. Люди данного типа отношения к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами даже с близкими. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пен-

сию, так как реализуют механизм разрядки напряжения через активность, склонны к острым реакциям страха, не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это может соединяться с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Характерным является чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

В зависимости от типа, которым характеризуется пожилой человек, должна создаваться программа помощи, поддержки и реабилитации данной категории населения существующая в ряде стран.

И.С. Кон несколько иначе характеризует социальнопсихологические типы старости [2].

1. Активная творческая старость, когда пенсионеры, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полноценной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

2. Старость, для которой характерно то, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. Для этого типа пенсионеров также характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

3. Старость, которая (проявляется преимущественно у женщин) находит главное приложение своих сил в семье. А так как домашняя работа никогда не заканчивается, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда болеть, скучать и пр. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой категории пенсионеров ниже, чем у первых двух.

4. Старость, когда смыслом жизни становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с этим обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с названными, достаточно благополучными, типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные варианты:

а) агрессивные, старые «ворчуны», недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и «терроризирующие» бесконечными претензиями;

Библиографический список

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Таким образом, одной из важнейших задач социальнокультурной деятельности с пожилыми людьми выступает -формирование позитивных тенденций в отношении пожилых людей к собственной старости, к своему изменившемуся социальному статусу и противодействие негативности, что возможно только в случае успешной социальной адаптации через социальную интеграцию. Социальная интеграция - сохранение значимой роли, следование нормам, поддержание референтных групп - компенсируют отрицательные эффекты плохого физического состояния, положительно влияют на поддержание благополучия и сводят к минимуму душевные страдания. Успешное старение связано с поддержанием физической и когнитивной активности и, особенно - вовлечённостью в социальные взаимодействия, занятием продуктивными видами деятельности [3].

С философских позиций можно констатировать, что человек в пожилом возрасте должен выступать не только как объект социальной заботы, но и необходимым образом реализовывать себя в качестве субъекта общественной жизни. Данной точки зрения придерживаются такие организации Санкт-Петербурга как:

- Школа третьего возраста Невского района;

- Университет серебряного возраста;

- Общество «Знание».

К сожалению, в городе не достаточно центров, структур и подразделений, которые бы могли помочь всем желающим людям пожилого возраста заниматься собой, своим развитием передавать уникальный опыт молодому поколению.

Необходимо продолжать развитее данного сектора образования, как на государственном, так и негосударственном, частном уровнях - ведь забота о пожилых людях является важной и приоритетной для всех. От того, как в той или иной стране живут пожилые люди, судят о государстве, о его политике, социальном и экономическом состоянии общества [4].

На одном из международных форумов «Старшее поколение» в ЛенЭкспо, пожилым людям были заданы вопросы, относительно планов на образование. Желающих заниматься, быть общественно полезным человеком составляет 95%. Люди пенсионного возраста хотели бы изучать основы компьютерной грамотности (83%). Но, к сожалению, материальный вопрос в организации социально-культурной деятельности для себя и своих близких остается на первом плане, и очень многие желания остаются нереализованным в связи с платным обучением .. Поэтому вопрос о повышении благосостояния пожилых людей должен быть приоритетным при решении рассматриваемых в работе проблем.

1. Бромлей, Д. Психология старения человека. - М., 1966.

2. Кон, И.С. Постоянство личности: миф или реальность? // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

3. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003.

4. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых. Стимулы и мотивы. - М., 1987.

Bibliography

1. Bromleyj, D. Psikhologiya stareniya cheloveka. - M., 1966.

2. Kon, I.S. Postoyanstvo lichnosti: mif ili realjnostj? // Khrestomatiya po psikhologii / pod red. A.V. Petrovskogo. - M., 1987.

3. Nosko, I.V. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya. - Vladivostok, 2003.

4. Vershlovskiyj, S.G. Obthee obrazovanie vzroslihkh. Stimulih i motivih. - M., 1987.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 74.261.3

Krivykh S.V., Aristova T.A. EDUCATIONAL SYSTEM OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOL PUPILS BY MEANS SPEECH-THOUGHT ACTIVITIES. The article presents the educational system of intellectual development of young school pupils on the basis of evidence-based discourse, which adapts young school pupils to technology-step algorithm. During mastering speech-thought activity pupils record and overcome the difficulties arising from them, which is possible if PUPIL includes sensory area in the learning process, is aware of the processes that he feels is acquire knowledge through self-discovery.

Key words: activity rechemyslitelnaya younger students, demonstrative discourse, reflective skills

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Учреждения РАО ИПО, г. Санкт-Петербург; Т.А. Аристова, канд. пед. наук, доц. Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: k182@km.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.