Научная статья на тему 'Специфика содержания национально-регионального компонента профессионального образования студентов в условиях Крайнего Севера'

Специфика содержания национально-регионального компонента профессионального образования студентов в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ADAPTATION / MODELING / POLY-CULTURAL / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков В. Г.

В статье даются структурные единицы региональных параметров НРК, принципы и критерии отбора содержания НРК профессионального образования. Введены основополагающие геополитические характеристики. Раскрывается специфика целей НРК, консолидируемая основа развития ФК (федерального компонента) и НРК, особенности психологической деятельности этнических групп, типы эстетических проблем в контексте содержания НРК. Предлагается введение этнопсихологических и этнопедагогических основ в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the maintenance of a national-regional component of vocational training of students in the conditions of the Far North

In the article structural units of regional parameters of NRC, principles and criteria of selection of maintenance of NRC of vocational training are given. Basic geopolitical characteristics are introduced. Specificity of purposes of NRC, a consolidated basis of development of FC (federal component) and NRC, features of psychological activity of ethnic groups, types of aesthetic problems in a context of maintenance of NRC are revealed. Introduction of ethnopsychological and ethnopedagogical bases in professional work is offered.

Текст научной работы на тему «Специфика содержания национально-регионального компонента профессионального образования студентов в условиях Крайнего Севера»

velopment are defined; approaches to introduction of the individually-focused approach in the organization of process of continuous vocational training, modular programs of courses of improvement of qualification of speech-therapist.

Key words: improving speech therapists’ skills, speech therapists’ competence, the diagram of speech therapists’ professional growth, module programmes of continuous training.

УДК 373.6/.9

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

© В.Г. Ушаков

В статье даются структурные единицы региональных параметров НРК, принципы и критерии отбора содержания НРК профессионального образования. Введены основополагающие геополитические характеристики. Раскрывается специфика целей НРК, консолидируемая основа развития ФК (федерального компонента) и НРК, особенности психологической деятельности этнических групп, типы эстетических проблем в контексте содержания НРК. Предлагается введение этнопсихологических и этнопедагогических основ в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, моделирование, поликультурный, толерантность.

Слово специфика происходит от лат. слова 8рес1&и8, видоопределяющий, видовой -то, что свойственно, исключительно, данному предмету или явлению; отличительные особенности чего-либо, своеобразие [1]. Например, указывающие на связь изучаемого предмета с содержанием профильного обучения студентов с целью анализа существующих или разработки и внедрения новых методических приемов профильного обучения на содержательной основе изучаемого предмета.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему [2].

Специфика моделирования содержания регионального компонента профессионального образования в области культуры и искусства на современном этапе должна осуществляться на основе синтеза передового опыта и национальных традиций. Передовой опыт, который заимствуется из-за рубежа, а также передовой опыт какого-либо региона

России, не должен слепо копироваться, и тем более, переноситься в неизменном состоянии на другие регионы, где этот опыт может стать деструктивным, как то состояние, если бы национальная традиция приобрела изоляцию.

Поэтому модернизация (моделирование) национально-регионального компонента

(НРК) подразумевает введение профессионально-образовательных стандартов, фиксируемых в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также элементах образовательного процесса, их структурные, функциональные и профессиональные подходы, которые ассоциируются с понятиями специфическими и являются действенными для определенного образовательного пространства.

На теоретическом уровне эти вопросы решаются на основе обновления содержания профессионального образования и его нормативной базы, куда включаются только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, гуманистические парадигмы, современные взгляды на ценности и смысл образования.

Эффективность и качество введения НРК среднего специального образования во многом будет зависеть от степени взаимодействия множественных специфических блоков НРК и компонента федерального

подчинения, актуализированных с учетом развивающейся социокультурной среды региона и целей адаптации личности, на основе его социализации и культурной общности.

О.Ю. Стрелова отмечает, что «существенными для данной концепции являются следующие положения: а) смысл ведущего понятия не ограничивается задачами стандартизации общего образования, а определяется в максимально широком социокультурном контексте; б) НРК распространяется не только на содержание, но и на процесс общего гуманитарного образования; в) НРК детерминируется целями адаптации - социализации и куль-турации личности школьника в социокультурной среде своей малой родины» [3].

Структурные единицы региональных параметров НРК должны обладать положительно-прогнозируемыми параметрами, заключенными в группы, каждая из которых выполняет свои функции. Например, группы:

а) образы, представления, понятия, оценочные суждения, обобщения, анализ, теоретические выводы, заключения; б) параметры, связанные непосредственно с обязательными специальными и общепрофессиональными умениями и навыками; в) параметры, выполняющие функции оценочной характеристики, данные в части самоидентификации студента, способствующие ему активно и позитивно осваивать спектр профессиональных знаний, умений и навыков; г) параметры динамического роста познавательных интересов, гуманистических ценностей и отношение студента к ним (принятие или не принятие);

д) степени толерантности, в межличностных отношениях в профессиональной среде;

е) параметры индивидуальных психофизических особенностей.

При отборе содержания НРК профессионального образования необходимо ориентироваться на следующие принципы и критерии: а) соответствие содержания образования требованиям развития региона, социума, науки, культуры и личности как на основе включения традиционных необходимых знаний, умений и навыков, так и в контексте их современного развития, специфики современных этнорегиональных особенностей;

б) единство содержательной и процессуальной стороны обучения на основе особенностей образовательного процесса, при котором наполняемость содержания рассматри-

вается с позиции передачи материала по технологической специфической цепочке, уровнем освоения и параметрами действия;

в) структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования, и согласованности таких составляющих, как теоретические представления, учебный

предмет, учебный материал, педагогическая деятельность и личность; г) принципы гуманизации содержания профессионального образования, построенных на формирующих аспектах внутреннего богатства личности, духовных потребностей и способностей, активности в созидательной деятельности; д) фундаментальность содержания, требующего осознания студентом сущности познавательной и практической преобразующей деятельности; е) соответствие основных компонентов содержания общего и профессионального образования структуре базовой культуры личности [4].

Региональные параметры, составляющие качество профессионального образования, необходимо акцентировать аксиологическими аспектами обучения, воспитания и саморазвития студента. Специфика этих процессов в НРК во многом состоит от максимальной приспособленности и адаптированности в гео-социокультурном пространстве, в содержании предметно-составляющей качества образования, в конкретизации познавательных умений. Будь-то связанных с работой в музеях, фондах, творческих площадках, ассоциациях, объединениях, творческих выставках, в местах культурно-исторических памятников или связанных с народными обрядами и ритуалами, или созданием изделий декоративно-прикладного искусства.

Большую роль в самоидентификации студента имеет деятельно-коммуникативная и поликультурная составляющая качественного образования, степенью устойчивого усвоения студентом ценностных этнорегио-нальных параметров, актуализацией этноре-гиональных ценностей к гео-социокультур-ным ценностям, к ценностным задачам конкретного региона, учебного заведения, отдельно взятой группы.

Специфика моделирования региональных параметров профессионального образования внутри каждого блока и групп целесообразно строить по иерархической схеме показателей, на основе содержания НРК, целе-

вой установки и логики. Например, по принципу усвоения материала от простого к сложному; от эмпирического уровня знаний - к теоретическим; от теории - к практике; от себя - к окружающему миру.

Во многом специфика моделирования НРК зависит от существующих на данный момент формулировок, требующих разъяснения, или они требуют эффективных и качественных конкретизаций региональных параметров. Каковы способы взаимодействия формулировок, понятий, и как они соотносятся с актуализацией индивидуально-личностных особенностей каждого студента в процессе профессионального образования, носят назидательный характер или являются результатом проявления авторитарного доминирующего воздействия.

Необходимым условием развития у студента профессиональных качеств является введение основополагающих, геополитических характеристик, куда входят природногеографические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические знания в контексте изучения культурно-исторических особенностей.

Как подчеркивает А.Ю. Белогуров, противоречие этнорегиональных образовательных систем современной России мы видим в несоответствии этнорегиональных и этнокультурных факторов построения содержания образования, при котором наблюдается перевес то в сторону расширения национально-регионального компонента, то в сторону его уменьшения.

Позитивные крайности в одну или в другую сторону приведут к очередному проблемному состоянию развития НРК.

Даже на российском управленческом уровне среднего специального образования звучат слова об изменении НРК или полностью выведения данного раздела из учебного плана. Причем данный вопрос ставился не где-нибудь, а на совещании руководителей среднего специального образования России в марте 2007 г. в Москве. Это тоже крайность, поскольку не все регионы имеют идентичную окраску НРК.

Б.Н. Бессонов отмечает, что «если тому или иному народу придать столь высокий смысл жизни, а другим столь низкий, то в результате можно легко оказаться на расист-

ских, шовинистических позициях утверждения приоритета «избранных народов» по отношению к «неисторическим народам», призванных служить пьедесталом для первых» [6].

Если в регионах Северного Кавказа НРК имеют некоторые обозначенные черты обособления национальной культуры от общероссийской культуры и искусства, то регионы Севера - арктической зоны России, наоборот, должны вводить НРК, поскольку утрачиваются народные традиционно-культурные особенности и исторические корни развития этнокультуры, идет постепенное утрачивание многих традиционных региональных истоков. Вопрос вообще стоит ребром, как сохранить этнокультуру, поскольку даже сохранение родного языка остается на сегодня проблемой номер один. Например, на вопрос «кто из вас знает родной язык», ответило всего 12 % первокурсников средних специальных учебных заведений г. Салехарда из числа коренных народов Севера.

Действительно, существующая дифференциация федерального и регионального компонентов требует такого подхода, где образовательные стандарты должны бы иметь общую концептуальную основу, независимо от типа образовательных учреждений и форм реализации НРК, и в будущем могли бы способствовать консолидации культурнообразовательного пространства России и при этом иметь цивилизованный характер идентификации.

Мы считаем, что концепция НРК профессионального образования среднего уровня должна строиться по нескольким ориентированным элементам, имеющим единую консолидирующую основу развития ФК и НРК: цели, содержание, региональные параметры, составляющие качество образования и типологию диагностических заданий, построенных на основе концентрации и интерпретации особенностей геополитического положения, например Ямала.

Любая целевая установка НРК профессионального образования, имеющая декомпозированные ступени общего профессионального образования (начальная, основная и средняя школа, например, детская школа искусств, лицей, училище искусств, колледж), носит непрерывный характер.

Интерпретация НРК в контексте гуманистической парадигмы обусловила необходимость выделить цель, как целостный комплекс, как результат профессионального образования на принципах личностной и целостной ориентации.

Так, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов подчеркивают: «Гуманизация как общества, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, создания реальных условий обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширить границы саморазвития и самосовершенствования [4, с. 106-107].

В среднем профессиональном образовании в области культуры и искусства диапазон гуманистических целей имеет более широкий аспект, поскольку он состоит из двух направляющих, из образования общего и профессионального. Поэтому специфика целей НРК профессионального образования будет складываться из комплекса знаний: историко-обществоведческого, геополитического и профессиональной компетентности.

Содержание образования НРК должно отвечать ценностным установкам и обеспечивать приоритетное положение ценностных критериев в отборе и композиционном соединений учебного материала, в разработке его проблематики.

Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина приводят пример В.В. Кра-евского и И.Я. Лернера, где говорится о том, что еще 20 лет назад концепцию содержания образования надо было начинать не с уровня учебной дисциплины, а с общего теоретического представления [7]. Поскольку на этом уровне определяются дидактические основания отбора содержания образования в целом, неразделенные на отдельные дисциплины, т. е. того содержания, которое станет достоянием каждого обучаемого. На этом уровне разрабатывается допредметное содержание образования, которое затем распространяется по учебным дисциплинам, количество и качество которых определяется содержанием допредметного образования.

На следующем уровне учебного предмета допредметное содержание разделяется на предметные области и конкретизируется в зависимости от основных функций и специ-

фики каждой дисциплины. На третьем уровне учебного материала разработчик содержания определяет, что необходимо включить в тот или иной предмет, какие понятия ввести, какие законы и принципы рассмотреть, какие исторические, философские, научные, этнокультурные и методологические знания должны быть усвоены студентами. Отбор данного материала осуществляется с учетом ориентиров, сформулированных на первом и втором уровне.

Если три первых уровня - это уровни проектируемого содержания образования, то четвертый уровень - это уровень педагогической деятельности, в котором содержание образования органически включается в процесс обучения. На пятом, последнем уровне -содержание образования становится достоянием личности, т. е. человеческим опытом.

Кроме выделяемых в педагогической литературе понятий «общепредметное», «до-предметное», «надпредметное» содержание, были рассмотрены обозначения содержания, как межпредметное и непредметное. Так, межпредметными дисциплинами могут быть рисунок, перспектива и пластическая анатомия, хотя акценты ставятся разные, но содержание учебного материала (например, построение фигуры человека) пересекается. Непредметное содержание не входит в состав учебных дисциплин. Например, такие как самосознание, самопознание, самосовершенствование, могут носить разрозненный характер отражения в отдельных дисциплинах, например в анатомии, психологии, в беседе с мастером или классным руководителем.

Любой стандарт, отмечает Б. С. Гершун-ский, подвижен и динамичен, он лишь фиксирует внешне и внутренне детерминирующие факторы и обстоятельства, которые так или иначе влияют на оценку результативности, какой бы то ни было целенаправленной деятельности. В этом смысле стандарт выступает как цель, к достижению которой следует стремиться, и как полученный результат, который должен быть сопоставлен с целью, в той или иной мере идеализированный [8].

Приоритеты ценностных критериев в отборе учебного содержания, в свою очередь, позитивно влияют на структуру и композицию региональных концепций, образовательные программы и учебные пособия, ко-

торые могут и должны быть разработаны на основе дополнительных требований. Данный принцип усиливает проблемный характер содержания профессионального образования в силу введения новых тем, которые обогащают содержание поликультурными аспектами регионального прошлого, настоящего и будущего.

Структурными единицами региональных параметров, составляющих качество образования в каждом блоке (профессиональнообразовательном, развивающем, воспитательном), выступают адекватные цели и прогнозируемые результатам элементы: образы, представления, понятия, теоретические выводы, авторские суждения и т. п.; общеучебные и специальные умения; позитивная и разносторонняя самоидентификация учащихся, ценностное отношение, познавательный интерес, личностное принятие гуманистических ценностей, проявление культуры межличностного и межнационального общения и т. п. [3].

Практические профессиональные задания, имеющие логическую основу, выступающие в качестве тестирования, становятся вспомогательной, инструментальной частью четвертого блока НРК, в большинстве своем творческом, на основе образного или стилевого проблемного задания, и в зависимости от типов профильной подготовки определяются соответствующие типы целостности.

В.И. Подобед, С. Д. Назарцев отмечают, что следует передавать студентам не столько дисциплинарные знания, информацию о регионе, сколько деятельные методы мышления, обеспечивающие проектирование нестандартных управленческих решений, преобразование сложившихся ситуаций, освоение методов подобного мышления, что способствует формированию личности, может ставить цель развития региона [9].

При моделировании содержания НРК учитываются особенности психологической деятельности этнических групп, которые могут быть различны по следующим параметрам: а) уровню психического отражения данной сферы, т. е. тем, какие психические процессы (восприятие, воображение, нагляднообразное мышление, понятийное мышление) имеют место быть; б) качественно-содержательному своеобразию опосредующих звеньев (образов, понятий); в) по процессуальным

особенностям психической деятельности. Когда обсуждается вопрос в контексте этнопсихологического анализа практической деятельности субъекта, то следует говорить о деятельности одной цельной самобытной национальности, которая освещает, обеспечивает, удовлетворяет потребности одной культурной принадлежности.

Уровень практической профессиональной деятельности в конкретной сфере, специальности, дисциплине предполагает введение этнопсихологических и этнопедагоги-ческих основ.

Одним из аспектов содержания образования и воспитания студентов является процесс «инкультурации», т. е. вхождения в ту культуру, в рамках которой он воспитывается. Знакомясь с традиционной культурой (материальной, духовной), студенты приобретают специфический опыт, который помогает развить и сформировать специфические для данной культуры ценности и способы деятельности; помогает взаимодействующим и общающимся людям заполнять проблемы коммуникации, поэтому, вводя определенный материал с содержанием НРК, следует учитывать их объективно-целевую и ценностную ориентацию, актуализацию и приоритет практических задач, их значимость, поскольку студент может быть к чему-то толе-рантен, а к чему-то нет. Толерантность может быть построена, по нашему мнению, на основе двух критериев: с отношением к чему-то непохожему, не совпадающему, не согласующему; со способом разрешения данного противоречия в его социально-когнитивном аспекте.

В культуре и искусстве народов Крайнего Севера, как ни в какой другой профессиональной деятельности, наиболее ярко проявляются черты НРК и их воздействие на формирование профессиональных качеств у студента, адекватных принципам гуманистической парадигмы и целям культурологического развития личности.

Мы считаем, что наиболее распространенными типами эстетических и художественных проблем в контексте содержания НРК являются:

1. Устоявшиеся стереотипы и воззрения на этнокультуру малых народов со стороны доминирующих этнических групп «пришлого» населения.

2. Эстетические воззрения студента на предмет исследования компонентов НРК не согласованы и не подкреплены конкретными примерами и опытом, являются обособленными, разнятся с коллективными воззрениями на данный предмет, у которого они в определенной степени развиты или имеют тенденции развиваться в рамках наметившихся этнокультурных воззрении и опыта, или его подход имеет ложный путь представлений, подходы не выверены, не согласуются с позицией этноса или его убеждения носят явно завышенный характер, НРК воспринимается им, но на «волне» переоценки ценностей.

3. Превалирование среди студентов обыденных рассуждений и подходов к вопросу об эстетическом и художественном в НРК, в противовес эталонному, выверенному и устоявшемуся на определенном историческом этапе этнокультурного развития, негативно сказывается на отношении к традиционной этнокультуре. Понятие о традиционно-эстетическом в этнокультуре у индивидуума размывается, нивелируется, трансформируется. Он отрицает сам факт эстетического в этно-культуре, поскольку оно не согласуются с его воззрениями и перцепцией.

4. В силу объективных воздействий федерального компонента на НРК, у студентов на один и тот же предмет могут проявляться как тождественные, так и неоднородные реакции. Предмет или явление приобретают однородное смысловое значение, если они не выходят за рамки символа. Например, при натуралистическом изображении белый медведь воспринимается всеми участниками одинаково, критерии оценки одинаковы. Стоит только внести изображение медведя в виде символа, например в ореоле национального герба, как эстетическое воззрение, восприятие этого изображения у одних станет заметно выше, чем об этом медведе будут думать остальные народы.

Предположим, что форма предмета воспринимается всеми участниками одинаково, как устоявшиеся и выверенные знания, а орнамент и цвет (приложения к форме) будут восприниматься участниками субъективно, как ассоциативные приложения. Реакция на предмет у всех будет разной в силу «воспитанности» глаза, интуитивности и интеллекта конкретного субъекта.

5. Отрицательное воздействие негативных факторов на формирование НРК: это -бездумность, беспринципность, беспечность и ведомственность в ведении элементов содержания НРК в сферу профессиональной деятельности несогласованных и неутвер-жденных с позиции научно-этнографического, историко-культурного и социальнокультурного опыта региона; отсутствие апробированных примеров и непроверенных фактов; спровоцированный виток внешних и внутренних ошибок, вследствие которого вырабатываются шаблонные постоянства суждении и воззрении на этнокультурные ценности; эстетические критерии НРК и критерии федерального подчинения разнятся подходами и позициями, местами отсутствует профессиональная взаимосвязь всех сфер образовательного процесса; регрессивные межличностные отношения субъектов образовательного процесса в отношении предмета или явления, или вообще постановки вопроса НРК; влияние модной массовой культуры, когда оно становится доминирующей в мировоззрении субъекта; ограниченные информационные поля НРК в средствах коммуникационной связи или эта информационная связь, носит чисто коммерческий характер.

Таким образом, специфика содержания НРК профессионального образования студентов в условиях Крайнего Севера определяется: взаимодействием содержания федерального и национально-регионального компонентов; гуманизацией образования; целями детерминирующего современного развития региона, общества, социума и личности; эффективностью и качеством отбора параметров и норм НРК содержания, адаптированных к личности; аксиологическим подходом между познавательным процессом и практикой; интегрированностью учебных планов, программ, учебного материала, образовательного процесса; принципов и критериев отбора содержания профессионального образования в контексте с этнокомпетентно-стью. Структурные единицы содержания должны обладать положительно-прогнозируемыми параметрами; когнитивным опытом личности, опытом способов деятельности, творческой деятельностью и опытом отношений личности; эмоционально-волевой и психологической устойчивостью личности. Этот процесс длительный, требующий вре-

мени и квалифицированного подхода на основе базовых единиц пяти составляющих: предметного знания, деятельностной структуры, индивидуальной семантики, социокультурного и этнокультурного кодов.

Прошедший в апреле 2007 г. II народный фестиваль региональной культуры России показал, что включение НРК в социальнокультурную деятельность и образовательную среду стали реальностью, продиктованной временем. Затрагивая все более важные стороны общественного бытия, НРК полноправно входит и осознается в мире поликонфес-сиональных и поликультурных отношений. Очевидна роль НРК в сфере профессионального образования.

1. Словарь иностранных слов / И.В. Лехин, С.М. Локшина, Ф.Н. Петрова, Л. С. Шаумян; под ред. Ф.Н. Петрова. М., 1979. С. 478.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. М.; Ростов н/Д, 2005. С. 85.

3. Стрелова О.Ю. Регионализация общего исторического образования в условиях его модернизации (Проблема исследования) // ХК ИППК ПК. 2007. С. 2. ИИЬ: http://som.fsio.ru/ getblob.asp?id=10006438. Загл. с экрана.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М., 2001. С. 158-159.

5. Белогуров А.Ю. Проблемы регионализации национально -регионального компонента. 2007. URL: http://abelogurov.narod.ru/works/ text7.html. Загл. с экрана.

6. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1992. С. 3.

7. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыги-на М.В. Содержание образования. Культурологический подход // Педагогика. 2005. № 1.

С. 1.

8. Гершунский Б.Г. Образовательная педагогическая прогностика: теория, методология, практика. М., 2003. С. 2, 79, 280.

9. Подобед В.И., Назарцев С.Д. Региональные аспекты управления // Сов. педагогика. М., 1988. № 3. С. 54.

Поступила в редакцию 3.03.2009 г.

Ushakov V.G. Specificity of the maintenance of a national-regional component of vocational training of students in the conditions of the Far North. In the article structural units of regional parameters of NRC, principles and criteria of selection of maintenance of NRC of vocational training are given. Basic geopolitical characteristics are introduced. Specificity of purposes of NRC, a consolidated basis of development of FC (federal component) and NRC, features of psychological activity of ethnic groups, types of aesthetic problems in a context of maintenance of NRC are revealed. Introduction of ethnopsychological and ethnope-dagogical bases in professional work is offered.

Key words: adaptation, modeling, poly-cultural, tolerance.

УДК 372.8(072)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ИНТУИЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ

© В.А. Чибухашвили

В статье рассматриваются феномен языкового чутья (языковой интуиции) с позиций психологии, когнитологии и методики обучения русскому языку. Исходя из определения функций чувства языка, автором установлены условия его использования в процессе формирования культуры речи.

Ключевые слова: языковое чутье, культура речи, психологическая и когнитивная основы, функции языкового чутья.

Языковое развитие учащихся, совершенствование их речевой культуры тесно связано с понятием «языковая интуиция», или «языковое чутье». Вопросы развития этой уникальной способности человека и его роли в процессе становления языковой личности

представляют не только академический, но и практический интерес, поскольку учителю, методисту необходимо иметь совершенно четкое представление о его природе, степени влияния на процесс овладения языковой и речевой компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.