Научная статья на тему 'Специфика рынка гостиничных услуг города Новосибирска'

Специфика рынка гостиничных услуг города Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2011
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / СИСТЕМА ЗВЕЗД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варакса Анна Михайловна, Поварнин Тимофей Юрьевич

В статье представлен маркетинговый анализ гостиниц города Новосибирска. Дана краткая характеристика рынка гостиничных услуг в РФ. Указаны наиболее популярные сегменты три звезды, и обоснована необходимость дальнейшего строительства гостиниц в Новосибирске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика рынка гостиничных услуг города Новосибирска»

СПЕЦИФИКА РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ ГОРОДА

НОВОСИБИРСКА Варакса Анна Михайловна, к.э.н., доцент (e-mail: anny.v@rambler.ru )

Новосибирский государственный университет экономики и управления Поварнин Тимофей Юрьевич, студент Сибирский государственный университет водного транспорта (e-mail: powarnin.t@yandex.ru)

В статье представлен маркетинговый анализ гостиниц города Новосибирска. Дана краткая характеристика рынка гостиничных услуг в РФ. Указаны наиболее популярные сегменты - три звезды, и обоснована необходимость дальнейшего строительства гостиниц в Новосибирске.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, система звезд.

На сегодняшний день гостиничный бизнес - это один из самых развивающихся бизнесов в России, что связано с ростом спроса как на внутреннем рынке, так и со стороны иностранных туристов. Гостиница - это оптимальный вариант проживания для тех, кто отправляется и на отдых, и на деловые встречи.

Цель нашей работы - оценить рынок гостиничных услуг в Новосибирске. Для этого мы дадим характеристику данной сферы, оценим потенциал ее развития и проведем сравнительный анализ рынка данной услуги в разных городах РФ.

Рынок гостиничной индустрии объединяет спрос и предложение для обеспечения купли-продажи гостиничных продуктов в определенное время и в определенном месте. Это совокупность предприятий, работающих в данной сфере, которые должны исследовать рынок, обеспечить комфорт в соответствие с заявленным уровнем, а также осуществить маркетинговую деятельность для выявления конкурентов, посредников и потребителей гостиничных услуг.

Индустрия гостеприимства в Новосибирске была хорошо развита еще со времен плановой экономики. В 1990-е годы туризм, как и прочие отрасли по всей стране, затронул трансформационный кризис [1, с.52]. Но уже с 2000-х годов данный город активно начинает привлекать туристов разных категорий, что, естественным образом, привело к росту гостиниц разного уровня. Вплоть до настоящего времени, это - благоприятная отрасль для инвесторов. Новосибирском интересуются крупнейшие девелоперы и международные гостиничные сети, которые регулярно заявляют о своих планах. Однако, часть из них так и остается нереализованной.

В России, как и в других странах, применяется классификация гостиниц по звёздам. В ее основе которой лежит деление гостиниц на категории по одной из пяти звезд. Уровень звездности прямо пропорционален макси-

мальному уровню комфорта, который отель способен предоставить своим клиентам [2].

Гостиничная услуга должна быть: доступной, соответствовать стандартам, быть лицензированной и сертифицированной; как правило, она имеет ряд дополнительных услуг, которые могут входить или не входить в стоимость проживания, но предоставляться в полном объеме в зависимости от пожеланий клиента. У клиента должна быть возможность либо отказаться от дополнительной услуги, либо воспользоваться ей в удобное для него время. Услуга должна быть качественной, комплексной и соответствовать цене.

С точки зрения маркетинговой деятельности, гостиничный рынок характеризуется следующим образом:

• рынок потенциальный, который включает ту совокупность потребителей, которые обладают достаточными средствами и в целом настроены на потребление услуги;

• целевой рынок можно определить, как часть потребителей, которых объединяют общие потребности к услуге, и на которых в целом и нацелена компания;

• основной рынок, состоит из тех потребителей, которые активно пользуются услугами;

• дополнительный рынок- это рынок, который включает потребителей, приобретающих определенный объем услуг;

• стратегический рынок, состоящий из потребителей услуг, которых фирма планирует привлечь в будущем.

Рынок гостиничных услуг, как и прочие, подвержен цикличности. Сезонность гостиничного бизнеса имеет свои особенности, что создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: образование сезонных товарных запасов (например, продукты для приготовления пищи в гостиничном ресторане или баре), неравномерные нагрузки на персонал, вынужденные отпуска или увольнения, простои транспортных средств и другие. Индикаторы сезонности демонстрируют реальные колебания параметров рынка, в соответствие с временами года, однако они не могут полностью исключить влияние случайных факторов.

Большую часть влияния на спрос в сфере гостиничных услуг осуществляют такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образования, высокие требования к комфорту и качеству гостиничных продуктов, индивидуализм, физическая и умственная активность отдыха и стремление получать от жизни больше впечатлений. Оценив возможности рынка, необходимо указать, что данная сфера является высококонкурентной. В настоящее время почти все гостиничные цепи мира, независимо от их рейтинга, испытывают на себе давление жесткой конкурентной борьбы.

Основными конкурентными факторами выступают цены, уровень предоставления гостиничных услуг, количество номерного фонда и категории номеров и дополнительные услуги [2].

Если говорить о России в целом, то максимальный спрос на гостиничные услуги, конечно, в Москве и С-Петербурге. Более подробно - см. табл. 1.

Таблица 1 - Лидеры рынка гостиничных услуг в России

Город Количество сетевых гостиниц

1. Санкт-Петербург 251

2. Москва 183

3. Московская область 41

4. Екатеринбург 39

5. Нижний Новгород 31

6. Сочи 28

7. Новосибирск 24

8. Краснодар 22

9. Геленджик 22

10. Казань 20

11. Самара 18

12. Абакан 18

13. Астрахань 16

14. Иркутск 16

15. Челябинск 16

16. Калининград 14

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что Новосибирск лидирует по количеству сетевых гостиниц среди городов Азиатский части РФ, однако значительно отстает от показателей лидеров. Это можно объяснить тем, что Сибирь и Дальний Восток по прежнему вызывают некоторые опасения у инверторов и к открытию новых гостиниц инвесторы относятся настороженно.

Всего в Новосибирске на конец 2016 года было более 150-ти гостиниц и прочих средств размещения. Лидер - Москва - имеет более 700, а Санкт-Петербург - около 400. [5]. Кроме традиционно гостиниц существую другие варианты размещения туристов, в том числе хостела, апартаменты и просто неофициально сдаваемые помещения. При этом самыми востребованными остаются трехзвездочные отели, и их дефицит ощущается в Новосибирске. Текущая потребность в гостиницах уровня «три звезды» и выше составляет от 500 до 600 мест, а в дальнейшем данный показатель будет расти на 10 или 15% в год. Самым перспективным сегментом гостиничного бизнеса в последние годы можно назвать сегмент малых гостиниц.

Заполнение гостиниц клиентами по целям поездки осуществляется следующим образом: 65,7% - приходится на деловые и профессиональные встречи; 26,8% - прибывает туристов на отдых; 7,3% - лечение и профилактика и 0,2% - прочее.

Коэффициент загрузки гостиниц в г. Новосибирске находится в пределах около 40% (для сравнения: в Москве - 64%, Европе - 61%, Северной Америке - 65%, Азии - 70 %) [3].

Для повышения конкурентоспособности рекомендуется расширить разнообразие дополнительных услуг гостиниц, не ограничиваясь только услугами сервисной службы. Например, услуги трансфера, заказ и доставка авиа и железнодорожных билетов, заказ экскурсий по Новосибирску и Академгородку, организация в гостинице детских комнат, а кроме того возможно предоставление услуг переводчика, юриста или секретаря.

Городские власти, в свою очередь, стимулируют инвестирование в гостиничные проекты, а для строительства гостиниц предоставляют участки земли в центре города и с хорошей транспортной инфраструктурой. Тем не менее не всегда их усилия приносят желаемого результата. Одна из наиболее наглядных историй -это история с проектом компании «РГС-недвижи-мость». По плану компания «РГС-недвижимость» должна была построить отель (три звезды), на 186 номеров под управлением оператора Rezidor SAS. Для строительства отеля власти выделили хорошее место в центре города. Однако проект стал долгостроем. Первый гостиничный проект «DoubleTree» уровня «четыре звезды» под управлением HiltonInt открылся в составе офисно-гостиничного комплекса. Его общая площадь - 26 870 кв. м, 10 тыс. кв.м., из них занимает бизнес-центр класса «А». [2]. Первый отель под управлением международной гостиничной группы Rezidor SAS появится в центре Новосибирска в районе Нарымского сквера в составе гостинично-офисного комплекса, инвестором которого выступает «РГС Недвижимость».

Компания «Русские отели», планирующая построить в Новосибирске свою гостиницу, также подыскивает управляющую компанию. Участие гостиничного оператора международного уровня сделает проект более успешным. Ведь спрос на качественный гостиничный сервис очень высок. В то же время нереализованным проектом в Новосибирске остался один из самых громких проектов -это четыре звёздочная гостиница Accor на 200 номеров в составе общественно-делового центра на площади Ленина.

В заключение можно сделать вывод, что не смотря на определенные сложности, эксперты оценивают гостиничный рынок Новосибирска как интенсивный. В городе работают гостиницы под международными брендами в разных ценовых сегментах, в том числе в высоком - Marriott (175 номеров, «пять звезд»), DoubletreebyHilton (188 номеров, «четыре звезды»), в среднем сегменте - ParkInn (150 номеров, «четыре звезды»), «Азимут отель Новосибирск» (259 номеров, «три звезды»), Domina (218 номеров, «четыре звезды»). [2]. На крупные гостиницы приходится около 60%

рынка гостиничных услуг Новосибирска в денежном выражении. Анализ экономических показателей гостиничного рынка свидетельствует об эффективности данной отрасли. А проведение маркетинговых исследований гостиничной деятельности поможет увидеть положение каждой гостиницы среди конкурентов и принять все меры по доведению оценочных критериев до более высокого уровня. Список литературы

1. Варакса А.М. Плановая экономика и рыночная экономика в условиях неопределенности/ Ю.В. Ворожбицкая, А.М. Варакса //Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: М-лы VI междунар.конф.14-16 апр.2016 года. / Под общ.ред. В.Л. Василёнка. Т.2. СПб.: НИУ ИТМО, 2016. - (С. 49-54)

2. Гостиничный бизнес Новосибирска - оценка экспертов. [Электронный ресурс] -Режим доступа URL:www.frontdesk.ru (дата обращения: 09.04.2017).

3. Обзор российского рынка гостиничных услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11780.html (дата обращения: 03.04.2017).

4. Рейтинг отелей Новосибирска [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: nsk.dk.ru (дата обращения: 13.04.2017).

5. Российские регионы. [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/dbinet.cgi_(дата обращения: 11.04.2017).

Varaksa Anna Mihailovna

e-mail; anny.v@rambler.ru

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia Povarnin Timofey Yurievich e-mail; powarnin.t@yandex.ru

Siberia State University of Water Transport, Novosibirsk, Russia INSTITUTIONAL BARRIERS TO THE FORMATION AND

Abstract. The article presents marketing analysis of hotels in Novosibirsk. The brief description of the market of hotel services in the Russian Federation is given. The most popular segments are listed - three stars, and the necessity offurther construction of hotels in Novosibirsk is justified.

Key words: industry of hospitality, hotel service, star system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.