Научная статья на тему 'Специфика проявления толерантности и ее детерминант у представителей разных типов профессий'

Специфика проявления толерантности и ее детерминант у представителей разных типов профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТИПЫ ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / TOLERANCE / TYPES OF OCCUPATIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEFORMATION / SPECIALIST / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL FORMATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семёнова Елена Михайловна

В статье рассматривается толерантность специалистов разных профессиональных групп как элемент общего конструктивного профессионального развития субъекта труда. Целью работы было уточнить определение толерантности, конкретизировать ее психологическое содержание относительно разных сфер профессиональной деятельности, выявить релевантные психологические характеристики личности, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень ее проявления. Исследование базируется на системогенетическом подходе к становлению личности профессионала. Предметом изучения явилось психологическое содержание толерантности у представителей разных типов профессиональной деятельности. В работе использовались опросные психодиагностические методы, позволяющие осуществить диагностику детерминант толерантности как системообразующего личностного качества. Результаты исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и психологического сопровождения специалистов рассматриваемых сфер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specificity of the Tolerance Manifestation and its Ddeterminants in Representatives of Different Types of Professions

This article deals with tolerance of different specialists professional groups as part of the general subject of constructive professional work development. The aim of the work was to clarify the definition of tolerance, specify its psychological content applicable to different spheres of professional activity, to identify relevant psychological characteristics of the individuality, providing a high, medium or low level of its manifestation. The study is based on systemogenetic approach to becoming a professional. The object of study was the psychological content of tolerance among members of different types of professional activities. We used questionnairy psychodiagnostic methods to diagnose the determinants of tolerance as a system of personal qualities. Results of the study can be used in the process of training and psychological support of specialists in discussed fields.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления толерантности и ее детерминант у представителей разных типов профессий»

6. Mirovskiy E. L. Kriminologicheskoye issledovaniye sotsialno otklonyayushchegosya povedeniya nesover-shennoletnikh i obespecheniye ikh bezopasnosti ot kriminalnogo vliyaniya i vovlecheniya v prestupnuyu deyatelnost: dis. ... cand. yurid. nauk (Criminological research socially deviant behavior of minors and to ensure their safety from criminal influence and involvement in criminal activity: Dissertation of the candidate of legal sciences). Moscow, 2005. 195 p.

7. Nikolayeva Yu. V. Differentsiatsiya otvetstvennosti za posyagatelstva na interesy nesovershennoletnikh v ugolovnom prave Rossii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk (Differentiation of responsibility for attacks on the interests of juveniles in the criminal law of Russia: The abstract of the dissertation of the doctor of legal sciences). Moscow, 2012. 62 p.

8. Barkhayev A. B. Sotsialno-psikhologicheskiye usloviya vovlecheniya volonterov v deyatelnost obshchestven-nykh organizatsiy (Socio-psychological conditions involving volunteers in the activities of public organizations). Vestnik Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser. Psikhologicheskiye nauki (Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser. Psychological Science), 2009, vol. 1, no. 3, pp. 79-87.

9. Zinchenko Yu. P. Metodologicheskiy analiz prichin i usloviy, sposobstvuyushchikh vovlecheniyu v terror-isticheskuyu deyatelnost (Methodological analysis of the causes and conditions conducive to involvement in terrorist activity). Materialy Chetvertoy mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii po problemam bezopasnosti i protivodeystviya terrorizmu. Moskovskiy gos. un-t im. M. V. Lomonosova. 30-31 October 2008. Moscow, 2009, pp. 381-388.

10. Maslyuk O. N. Tekhnologiya vovlecheniya podrostkov v sotsialno znachimuyu deyatelnost (Technology in-

volving adolescents in socially meaningful activities). Mir psikhologii (World of Psychology), 2007, no. 4, pp. 99-109.

11. Romanov A. V. Psikhologicheskiye prichiny vovlecheniya v destruktivnyye religioznyye kulty (Psychological reasons for involvement in causes destructive religious cults). Zhurnal prakticheskogo psikhologa (Journal of Practical Psychology), 2000, no. 1-2, pp. 35-39.

12. James W. Psychology: The Briefer Course. New York, 2001. 343 p. (Russ. ed.: U. Dzheyms. Psikhologiya / ed. L. A. Petrovskaya. Moscow, 1991. 368 p.).

13. Pastushenya A. N. Sistemno-funktsionalnyy podkhod k lichnosti v psikhologii. Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2004, no. 1 (1), pp. 44-51.

14. Abulkhanova K. A. O subyekte psikhicheskoy deyatelnos-ti (About the subject of mental activity). Moscow,1973. 288 p.

15. Abulkhanova K. A. Psikhologiya i soznaniye lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya realnoy lichnosti): izbr. psikhol. tr. (Psychology and concious-ness of the person {Problems of methodology, theory and research on the real person}: selected psychological works). Moscow; Voronezh, 1999. 224 p.

16. Brushlinskiy A. V. Problema subyekta v psikhologiches-koy nauke (statya pervaya) (Problem of the subject in psychological science (first article)). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 1991, vol. 12, no. 6, pp. 3-11.

17. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Fundamentals of general psychology). St.-Petersberg, 2002. 720 p.

18. Rubinshteyn S. L. Printsipy i puti razvitiyapsikhologii (Principles and the development of psychology). Moscow, 1959. 354 p.

УДК 159.9:316.6

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ

Семёнова Елена Михайловна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: sem-elen@bk.ru

В статье рассматривается толерантность специалистов разных профессиональных групп как элемент общего конструктивного профессионального развития субъекта труда. Целью работы было уточнить определение толерантности, конкретизировать ее психологическое содержание относительно разных сфер профессиональной деятельности, выявить релевантные психологические характеристики личности, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень ее проявления. Исследование базируется на системогенетическом подходе к становлению личности

профессионала. Предметом изучения явилось психологическое содержание толерантности у представителей разных типов профессиональной деятельности. В работе использовались опросные психодиагностические методы, позволяющие осуществить диагностику детерминант толерантности как системообразующего личностного качества. Результаты исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и психологического сопровождения специалистов рассматриваемых сфер деятельности.

Ключевые слова: толерантность, типы профессий, профессиональное развитие, профессиональные деформации, специалист, становление личности профессионала, профессионально важные качества.

Процесс профессионального становления предполагает не только трансформацию внутренних характеристик личности под влиянием профессии, но и ее приспособление к факторам профессиональной среды. В структуре профессионального развития выделяют прогрессивные и регрессивные тенденции. Модель прогрессивного профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии: например, профессиональное развитие может представлять собой постепенный рост профессионализма. В рамках деструктивного направления могут быть выделены такие формы профессионального развития, которые сопровождаются психическим выгоранием, хронической усталостью, негативными изменениями личности, разрушением сформированных профессиональных качеств, появлением стереотипов профессионального поведения и рядом других феноменов [1, 2]. Профессиональная стагнация характеризуется резким снижением показателей здоровья (невротизацией, психосоматическими заболеваниями и др.), что обусловлено доминирующим чувством профессиональной неудовлетворенности.

Установлено, что профессиональным де-струкциям чаще всего подвержены представители социономических профессий, предполагающих работу с людьми и оказание им помощи [1]. Однако специалисты и других сфер профессиональной деятельности (реалистического, конвенционального, исследовательского и других типов по. Дж. Голланду) должны быть подготовлены не только в «техническом», но и в личностном, «человеческом» плане. В любой сфере деятельности возможны «непредвиденные» ситуации, ставящие в тупик профессионала. Даже если специалисты работают с символами, цифрами, формулами, это взаимодействие происходит на уровне отношений «человек - человек», т.е. они также должны быть толерантны к людям (например, потенциальным заказчикам).

Выявлено, что существуют качества личности, которые способствуют проявлению психологической устойчивости специалиста к негативным явлениям профессионального развития, они затрудняют возникновение профессиональных деструкций: одним из таких качеств является толерантность. Она жизненно необходима любому специалисту и, возможно, имеет специфическое психологическое содержание, проявления и развитие в разных типах профессий. Это качество личности является компетентностным основа-

нием для целой серии профессий, необходимой основой конструктивного профессионального развития специалиста.

Несмотря на все многообразие подходов, исследующих феномен толерантности, еще остается недостаточно изученным психологическое содержание толерантности, нет её однозначного определения.

Концепции и подходы определения толерантности, представленные в научных работах, разноообразны. Толерантность определяется как терпимость в диалоге с другим, характеристика ценностной сферы личности, снижение эмоциональной чувствительности, установка, нравственная устойчивость, способность организма к адаптации, психологическая устойчивость и др. Рассмотривая всё многообразие форм и проявлений толерантности, можно заключить, что ее психологическое содержание не сводится к отдельному свойству - это сложный феномен, представленный несколькими базовыми, фундаментальными «измерениями». Интеграль-ность толерантности была отмечена еще в пятидесятые годы Г. Олпортом, считавшим, что эта характеристика - совокупность многих сил, действующих в личности в одном направлении: темперамента, социальной среды и воспитания в семье, приобретенного опыта, социокультурных факторов [3, с. 288]. Это свидетельствует о том, что толерантность невозможно изучить в одном измерении, поэтому необходимо выявить основные, фундаментальные измерения, которые позволят в дальнейшем определить приоритетные направления её развития.

Существуют широкое и узкое понимание этого феномена. Второе предлагается в естественных науках (иммунологии, фармакологии, биологии), где толерантность интерпретируется как адаптация организма к факторам внешней среды, а ее наличие выражается в ослаблении иммунологического ответа на какое-либо воздействие при сохранении гомеостаза. Толерантность с точки зрения психофизиологического подхода рассматривается как ослабленное реагирование на неблагоприятные факторы внешней среды за счет низкой чувствительности к ним. Внешне это проявляется в выносливости организма, устойчивости к неблагоприятным воздействиям без снижения адаптационных возможностей к воздействию [4, с. 401].

В психологии личности толерантность рассматривается как интегральная личностная характеристика, определяющая способность в сложных ситуациях успешно адаптироваться к внешней среде, активно с ней взаимодействовать и развивать позитивные взаимоотношения с окружающим миром [5, с. 64]. Личностный компонент по отношению ко всем другим со-

ставляющим толерантности рассматривается как «системообразующий фактор», способствующий интеграции и регулированию действия всех других психологических, её составляющих. Толерантная личность противопоставляется с интолерантной [6-8].

На сегодняшний день существует множество исследований, раскрывающих понятие толерантности: оно изучается в менеджменте, педагогике, медицине. В немногочисленных исследованиях профессиональной толерантности ее понимают как совокупность проявлений, характерных для специалиста - компетентного профессионала [7—11]. Закономерно предположить, что психологическое содержание и проявления толерантности у специалистов в разных профессиональных областях будут меняться.

В нашем исследовании толерантность рассматривается в структуре профессионально важных качеств специалистов разных типов профессий как элемент общего конструктивного профессионального развития человека. Базируясь на основных положениях концепции ориентации личности на определенную профессиональную среду Дж. Голланда, мы провели исследование психологического содержания профессиональной толерантности в разных (противоположных) видах профессиональной деятельности: реалистический (сотрудники ООО «Минск-древ»), социальный (воспитатели дошкольных образовательных учреждений), предпринимательский (менеджеры в сети магазинов «Евроопт»).

Согласно теоретическому конструкту, исследование толерантности специалистов разных видов профессий осуществлялось по следующим

Э8 -т-

показателям: общий уровень толерантности личности (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаевой, Л. А. Шайгеровой); индивидуальная степень выраженности способности к самоанализу и пониманию своего состояния, а также способности к пониманию действий и поступков других людей («Методика оценки рефлексивности» А. В. Карпова); уровень ин-тернальности («Опросник уровня субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда); пять базовых личностных характеристик: экстраверсия, нейротизм, сотрудничество, добросовестность, открытость опыту («Опросник диагностики личностных особенностей профессионала» В. Е. Орла, И. Г. Сенина); эмпатия личности («Опросник для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиана, Н. Эпштейна); уровень развитости общей саморегуляции (опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой); эмоциональное выгорание («Опросник психического выгорания» К. Маслач (МВ1 - ОБ); совладающее со стрессом поведение (опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Т. А. Крюковой).

В исследовании приняло участие 354 человека (182 женщины и 172 мужчины). Возрастной диапазон респондентов, принявших участие в исследовании, был от 19 до 55 лет (средний возраст - 37 лет). Сравнение трёх профессиональных групп осуществлялось путём использования двухфакторного дисперсионного анализа. Рассмотрим результаты дисперсионного анализа, полученные по рассматриваемой методике (рисунок).

94

ю

ж 90 Т

я }'

| 86 / с;- /

О /

е86 /

й .. /

х 84 Т /

а, 82 /

и ^^ /

з 30 ■ т»

Н

78 76

74 -*---'-

Воспитатели «Минскдрев» «Евроопт»

Средние значения по переменной «толерантность» у представителей разных профессиональных групп

Рисунок наглядно демонстрирует, что наиболее толерантными являются менеджеры - представители ОАО «Евроопт». Их показатели значимо отличаются от показателей исследуемых реалистического типа профессий (р = 0,01), т.е. работники предприятия «Минскдрев» оказались самыми нетолерантными. На втором месте по степени проявления толерантности - воспитатели дошкольных учреждений, но их показатели значимо не отличаются от представителей первой и третьей групп испытуемых.

Возможно, полученные различия обусловлены спецификой профессиональной деятельности опрошенных. Так, например, труд менеджера носит явно выраженную социально-психологическую направленность, характеризуется высоким уровнем ответственности, серьезными психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками. Это - особая область деятельности, которая требует от специалиста высокой толерантно сти.

В деятельности воспитателя дошкольного учреждения осуществляется постоянное общение с ребенком, педагог выполняет материнскую функцию, заменяет маму в её отсутствие; дети ждут от него проявления внимания, теплоты, заботы, готовности прийти на помощь, защитить, утешить, поэтому в данном типе профессий толерантность выступает как профессионально значимое качество личности.

Далее было выдвинуто предположение, что некоторые из измеренных нами переменных должны быть сильно связаны с толерантностью, другие в меньшей мере и т.д. Если, действительно, некий уровень толерантности обеспечивается применением определенных копинг-стратегий, определенным уровнем выгорания, интернальностью и другими переменными, то можно предсказать проявление уровня толерантности, опираясь на эти характеристики.

Чтобы проверить наше предположение, мы использовали дискриминантный анализ (зависимая переменная - толерантность в уровнях, независимая переменная - все остальное). Основным показателем для нас было количество правильных предсказаний (66% по всей выборке). Наибольший вклад в психологическое содержание толерантности вносят восемь переменных, среди них наиболее значимые: добросовестность, саморегуляция, копинг-из-бегание и эмоциональное истощение, чуть менее - экстраверсия, нейротизм, рефлексивность (таблица).

Охарактеризуем полученные данные по уровням толерантности - степени наполняемости их разными уровнями независимых переменных.

Структурная матрица дискриминантных функций

Переменные Функция 1 Функция 2

Нейротизм 0,41 0,45

Саморегуляция 0,30 -0,55

Добросовестность -0,32 -0,03

Ре флексивно сть -0,43 0,16

Эмоциональное истощение 0,37 0,48

Копинг-избегание 0,17 -0,44

Экстраверсия -0,03 -0,24

Интернально сть -0,33 -0,30

Низкий уровень толерантности характеризуется высокими значениями нейротизма, связан с сильным эмоциональным истощением и предпочтениями выбора стратегии избегания в стрессовых ситуациях, а также низкой рефлексивностью, экстернальностью, низкой саморегуляцией поведения и проявлениями интроверсии.

Толерантность средней степени выраженности характеризуется средними значениями всех выделенных переменных. Высокая толерантность проявляется в низком уровне нейротизма и эмоционального истощения, но в высокой степени рефлексивности и добросовестности (сознательности), развитых умениях саморегуляции и интернальности поведения, а также выбором копинг-стратегии избегания.

Структурная матрица (см. таблицу) показывает, что высокие показатели толерантности не отличаются от низких по шкале 1, но они примерно на одном уровне по шкале 2: значит полюсы толерантности появляются из-за различий в показателях добросовестности и рефлексивности.

Результаты проведённого дискриминантно-го анализа свидетельствуют об интегративной природе толерантности, разной степени представленности ее психологических характеристик при различных уровнях развития, специфике ее проявления в зависимости от степени рефлексивности, способности контролировать импульсивность своего поведения, проявлять ответственность и добросовестность (сознательность) в работе.

Рассмотрим далее результаты, полученные по показателю рефлексивности (по методике А. В. Карпова). Для сравнительного анализа данных нами использовался двухфакторный дисперсионный анализ для связных выборок. Согласно результатам дисперсионного анализа

существует наличие значимого взаимодействия между профессиональным типом испытуемых и уровнем рефлексивности. (^[2,72] = 5,63, p =

0.0053.. Это говорит о том, что сравниваемые группы испытуемых отличаются по уровню рефлексивности: самыми нерефлексивными оказались представители предприятия «Минск-древ»: их данной показатель (р < 0,05) значимо отличается от аналогичного работников «Евроопт» (р = 0,01) и педагогов дошкольных образовательных учреждений (р = 0,02). Воспитатели и менеджеры по рассматриваемому показателю не отличаются значимо друг от друга (р = 0,68), характеризуются достаточно выраженными проявлениями рефлексивности, т.е. они более способны к самоанализу поведения, к пониманию индивидуальных проявлений других людей.

По показателю добросовестности обнаружены высокие оценки у представителей компании «Евроопт» и статистически значимые различия с показателями представителей организации «Минскдрев» (р = 0,03) и воспитателями (р = 0,004). Это характеризует руководителей как обладающих организованностью, ответственностью, самодисциплиной, пунктуальностью, настойчивостью, усердностью. У них выражена общая тенденция самоконтроля поведения и развитости умений проявлять ответственность и добросовестность в работе. Воспитателям и работникам реалистического типа профессий свойственны более низкая требовательность к себе и низкий уровень самоконтроля.

Таким образом, в исследовании выявлена определённая специфика психологического содержания толерантности у представителей разных типов профессий. Несмотря на определенный интерес к проблеме толерантности исследователей разных научных направлений, она недостаточно разработана, поэтому комплексный, системный подход к изучению профессиональной толерантности позволит перенести рассмотрение данной проблемы на более высокий концептуальный уровень, создать универсальную технологию ее формирования и повысить экономическую эффективность деятельности специалиста любой профессии.

Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов. М., 2005. 240 с.

2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. Ярославль, 2005. 330 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000. 608 с.

4. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.

5. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. 172 с.

6. БардиерГ. Л. Социальная психология толерантности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007. 45 с.

7. Солдатова Г. У. Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 431 с.

8. Цуканова А. П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.

9. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2005. № 1. С. 66-70.

10. Культура толерантности : опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем : учеб. пособие / под ред. И. Г. Тюлина. М., 2004. 304 с.

11. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие. М., 2004. 176 с.

The Specificity of the Tolerance Manifestation and its Ddeterminants in Representatives of Different Types of Professions

Е. M. Semyonova

Saratov State Technical University Named after Gagarin Yu. A. 77, Politekhnicheskaya, Saratov, 410054, Russia Е-mail: sem-elen@bk.ru

This article deals with tolerance of different specialists professional groups as part of the general subject of constructive professional work development. The aim of the work was to clarify the definition of tolerance, specify its psychological content applicable to different spheres of professional activity, to identify relevant psychological characteristics of the individuality, providing a high, medium or low level of its manifestation. The study is based on systemogenetic approach to becoming a professional. The object of study was the psychological content of tolerance among members of different types of professional activities. We used questionnairy psychodiagnostic methods to diagnose the determinants of tolerance as a system of personal qualities. Results of the study can be used in the process of training and psychological support of specialists in discussed fields. Key words: tolerance, types of occupations, professional development, professional deformation, specialist, professional formation of personality, professional qualities.

References

1. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Psikhologiyaprofessiona'nykh destruktsiy: ucheb. posobie dlya vuzov (The psychology of self-destruction: the textbook for high schools). Moscow, 2005. 240 p.

2. Orel V. E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti (Syndrome mental burnout personality). Yaroslavl, 2005. 330 p.

3. Kh'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti (Theories ofpersona-lity). St.-Petersburg, 2000. 608 p.

4. Psikhologiya: slovar (Psychology. Dictionary). Ed. by A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. 2nd ed. Moscow, 1990. 494 p.

5. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti (Psychodiagnostics of tolerance personality). Ed. by G. U. Soldato-voy, L. A. Shaygerovoy. Moscow, 2008. 172 p.

6. Bardier G. L. Sotsial'naya psikhologiya tolerantnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk (Social psychology of tolerance: the abstract of the dissertation of the doctor of of psychological sciences). St.-Petersburg, 2007. 45 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Soldatova G. U. Psikhologiya mezhetnicheskikh ot-nosheniy v situatsii sotsial'noy nestabil'nosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk (Psychology of ethnic relations in the situation of social instability: the dissertation of the doctor of of psychological sciences). Moscow, 2001. 431 p.

8. Tsukanova A. P. Tolerantnost' v strukture sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti (na primere stu-

dentov): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Tolerance in the structure of socio-psychological adaptation of personality (for example, students): the abstract of the dissertation of the doctor of of psychological sciences). Khabarovsk, 2006. 23 p.

9. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie pro-fessional'noy tolerantnostiuchitelya (The psychological content of professional tolerance teachers). Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005, no. 1, pp. 66-70.

10. Kul'tura tolerantnosti: opyt diplomatii dlya resheniya sovremennykh upravlencheskikh problem: ucheb. po-sobie (Culture of tolerance: the experience of diplomacy to address management problems: tutorial). Ed. by I. G. Tyulina. Moscow, 2004. 304 p.

11. Kleptsova E. Yu. Psikhologiya i pedagogika tolerant-nosti: ucheb. posobie (Psychology and pedagogics of tolerance). Moscow, 2004. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.