Научная статья на тему 'Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста'

Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Е. В.

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности детей в младшем дошкольном возрасте, являющиеся, как правило, показателем неблагополучных взаимоотношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления агрессивности у детей младшего дошкольного возраста»

Список литературы:

1. Зимняя И.А Педагогическая психология: учеб.пособие / И.А Зимняя. - Ростов-н/Д: Издательство «Феникс», 1997. - 480 с.

2. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

3. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. -2002. - Т. 23, № 6. - 128 с.

4. Осницкий А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2007. - № 3.

- С. 42-51.

5. Скрипкина Т.П. Социализация как смена уровней субъектности / Т.П. Скрипкина // Материалы IV съезда Российского психол. общества. -Ростов-н/Д, 2007. - С. 172.

6. Шляпников В.Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии / В.Н. Шляпников // Вопросы психологии. - 2009.

- № 2. - С. 135-144.

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Гришина Е.В.

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности детей в младшем дошкольном возрасте, являющиеся, как правило, показателем неблагополучных взаимоотношений в семье.

Проявление агрессивности у детей младшего дошкольного возраста может рассматриваться как «доброкачественная» агрессия (Э. Фромм), проявляющаяся в процессе формирования личности ребенка, включающая в себя своего рода активность, направленную на исследование, как окружающего мира, так и самоутверждение в этом мире. Функциональность агрессии как свойства личности заключается в самореализации, самозащите, обороне, достижения поставленной цели всеми возможными средствами, зачастую не без причинения целенаправленного вреда.

Агрессивность у детей может периодически меняться, согласно складывающейся на данный момент ситуации, но бывают такие случаи, когда агрессия начинает приобретать устойчивый характер. Как правило, к этому приводит целый комплекс причин, (взаимоотношения со сверстниками, положение, занимаемое ребенком в коллективе), но, важнейшей является -взаимоотношения ребенка, с родителями в семье.

74

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Проявление агрессивности у детей может являться прямым показателем сложившихся неблагоприятных детско-родительских взаимоотношений, что в свою очередь может, проявляется как в «злонамеренности мыслей», так и во вредоносности каких-либо действий, в более широком диапазоне. Наиболее яркими характеристиками проявления агрессивности у детей и ее инструментально-стилевым действием будет скорее всего, демонстрация силы и угроз, активное физическое воздействие, причинение вреда другим, сопровождаемое действиями в вербальном и символическом планах.

Своеобразность агрессивности у детей может формироваться при непосредственном психологически неблагоприятном отношении к нему, а субъективно-избирательный стиль проявлений агрессивности будет зависеть от понимания этих отношений самим ребенком. Поэтому негативный детский опыт, складывающийся при неблагоприятном отношении к нему родителей, становиться предпосылкой, как отмечает А. Фрейд к обретению им деструктивному поведению, и проявлениях агрессивности [4]. Опыт общения с родителями является для развивающейся еще неокрепшей личности ребенка с одной стороны как некий элемент питательной среды, а с другой - как проводник в мир, в котором взаимоотношения с ними, является фундаментом и моделью для приобретения собственного опыта.

На возникновение предпосылок проявления агрессивного поведения у детей может оказывать влияние образ жизни семьи, микросоциальные условия ее развития: как неблагоприятная микросреда внутри семьи, так и неблагополучная психологическая атмосфера в целом. Отношения между членами семьи, носящие негативный характер, остро переживаются ребенком, и могут создавать предпосылки, приводящие к личностным изменениям, которые в свою очередь проявляются в деструктивной агрессивности, как в семье, так и в социуме.

Одним из значимых факторов проявления агрессии у детей является наличие затяжного конфликта во внутрисемейных отношениях, сопровождающихся эмоциональной несдержанностью как одного, так и обоих родителей, ярко выраженной дисгармонией в общении как в системе супружеских отношений, так и детско-родительских отношения: дети не только реагируют и переживают прямую агрессию родителей направленную друг на друга, но и чутко фиксируют скрытые механизмы ее проявления. Если ребенок в каждодневной жизни постоянно испытывает на себе агрессивные проявления со стороны членов семьи, то он, как правило, начинает транслировать агрессивность в жизнь, тем более, если постоянный пример у него перед глазами. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что дети, как правило, не совсем понимают окружающих их людей, не могут подстраиваться и принимать во внимание эмоциональное состояние, не могут эмоционально выстраивать доступный диалог, реагировать цивилизованным образом как на свои агрессивные действия, на внутренние, так и внешние раздражители и корректировать свои непосредственные эмоциональные реакции.

В современном мире на неокрепшую психику ребенка с многих сторон идет массированная агрессивная атака, эти проявления мы можем наблюдать как со стороны всевозможные медиа средств, так и непосредственно в самой окружающей обстановке, и что главное в семье. Если рассматривать ситуацию в целом, то складывающиеся обстоятельства можно как бы разделить на два: с одной стороны это так называемые дети растущие и воспитывающиеся в неблагополучной семейной ситуации, которые постоянно наблюдают перед глазами асоциальные факторы, а с другой стороны дети из вполне благополучных семей, но тем не менее, родители, как тех, так и других одинаково предъявляют жалобы на агрессивное поведение своих детей. В последнее время и педагоги, работающие с детьми стали чаще обращаться за помощью со всевозможными вопросами, связанными с методами как психологического, так и педагогического воздействия на детей у которых наблюдаются наиболее яркие агрессивные всплески в поведении.

Непоследовательность родителей в воспитании детей, научении их правилам и нормам поведения, часто является пусковым механизмом проявления агрессивности детей, так как из-за этого они зачастую приходят в замешательство, озлобляются, теряют ориентиры, и как следствие могут агрессивно вести себя как в отношении самих родителей, так и в отношении окружающих. Ребенок, развивающийся в семье с нарушенными взаимоотношениями, приобретает неблагоприятный опыт, за счет которого он может становится агрессивнее своих сверстников, и у него снижается способность к социальной адаптации, так и способность к разрешению возможных конфликтов. Дети, демонстрирующие агрессивное поведение, как правило, наделены схожими чертами: отсутствием каких-либо серьезных увлечений, достаточно примитивными ценностными ориентациями, частой сменой интересов, узостью кругозора. Однако самым серьезным является, то, что эти дети обладают повышенной внушаемостью, и склонны к подражанию. Оказываемое на ребенка влияние искаженных родительских отношений в семье, в дальнейшем стимулирует его к проявлению агрессивно-конфликтного стиля жизни, как единственно возможного и понятного стиля взаимоотношений с окружающим его внешним миром.

Работа, проводимая с детьми проявляющих агрессию, с необходимостью должна быть направлена на обучению их психологическому равновесию, методам снятия эмоционального напряжения, научению всевозможным навыкам адекватной ориентировки в различных социальных (в том числе конфликтных) ситуациях, Основной и наиболее результативной деятельностью в работе по коррекции проявляемой агрессии у детей младшего дошкольного возраста будет работа в группах, проводимая с наибольшей эффективностью, прежде всего в игровой форме, так как это наиболее применимо к поставленной задаче.

Главная стратегическая задача должна быть направлена на реконструкцию неблагоприятных психологических типов родительского отношения,

76

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

которая включает в себя работу с когнитивными и эмоциональными сферами их личностей, с той целью, чтобы изменить годами складывающиеся стереотипы как по отношению друг к другу, так и по отношению к личности ребенка. Необходимо проводить консультирование родителей по формированию и выстраиванию конструктивного взаимоотношения с детьми проявляющих агрессию, необходимостью выстраивания отношений с ребенком таким образом, чтобы у него не появлялась необходимость в агрессивной защите, как от них, так и от окружающего мира, и дальнейшая работа, направленная на психологическое принятие ребенка склонного к агрессии и последующими изменениями сложившихся отношений к нему. Однако, прежде всего, необходима проработка адекватных способов и методов построения отношений в системе детско-родительской связей.

Список литературы:

1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009.

2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизиологическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребеевой, Г. А. Мишиной. - М.: Экзамен, 2008.

3. Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

4. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. - Мн.: «Попурри», 2010.

5. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993.

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО «ОБРАЗА Я» СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

© Дегтярёва И.И.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются влияние эмоционального благополучия на развитие коммуникативной сферы студента колледжа, где главным является вопрос о целесообразно организуемой системе жизнедеятельности студента, влияющей на становление и развитие позитивного «Образа Я».

На современном этапе развития научной мысли наметилась четкая тенденция гумманизации жизни, что предполагает принятие жизни и благопо-

* Соискатель, заведующий МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 86».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.