Научная статья на тему 'Специфика преподавания философии в техническом университете'

Специфика преподавания философии в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
533
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-гуманитарные дисциплины в техническом вузе / университетский стандарт образования / методологическая и мировоззренческая функции философии / social and humanitarian disciplines in technical university / university standard of education / methodological and worldview function of philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Анна Сергеевна

Статья посвящена обоснованию значимости философии для студентов технических университетов. Представлен полемический и творческий потенциал дисциплины, продемонстрирована востребованность философии современной западной системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PHILOSOPHY TEACHING IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the justification of philosophy importance for students of technical universities. Polemic and creative potential of discipline is presented; philosophy demand of modern Western education system is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Специфика преподавания философии в техническом университете»

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Иванова Анна Сергеевна

канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана,

Россия, г. Москва E-mail: anna-msu@yandex. ru

SPECIFICITY OF PHILOSOPHY TEACHING IN TECHNICAL UNIVERSITY

Anna Ivanova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy Chair,

Bauman Moscow State Technical University,

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обоснованию значимости философии для студентов технических университетов. Представлен полемический и творческий потенциал дисциплины, продемонстрирована востребованность философии современной западной системой образования.

ABSTRACT

The article is devoted to the justification of philosophy importance for students of technical universities. Polemic and creative potential of discipline is presented; philosophy demand of modern Western education system is demonstrated.

Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины в техническом вузе, университетский стандарт образования, методологическая и мировоззренческая функции философии.

Иванова А.С. Специфика преподавания философии в техническом университете // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 5 (15) . URL : http://7universum.com/ru/social/archive/item/2169

Keywords: social and humanitarian disciplines in technical university, university standard of education, methodological and worldview function of philosophy.

Цель курса философии — в систематической форме изложить основные этапы исторического развития философской мысли, а также представить ключевые проблемы современной философской теории.

Достижение указанной цели, помимо объективной сложности — необходимости изложить объемный материал за небольшое количество отведенных часов, — имеет ряд дополнительных трудностей, во многом связанных со спецификой аудитории. Не секрет, что необходимость изучения социально-гуманитарных дисциплин в вузе технического профиля зачастую встречается студентами без особого энтузиазма. Со своей стороны заметим, что не считаем возможным подходить к чтению материала формально — не принимая критический настрой многих студентов и специфику вуза в целом в расчет. Помимо основной задачи дать студентам необходимый объем знаний, не менее важным является стремление увлечь аудиторию своей дисциплиной. Последнее, на наш взгляд, предполагает постоянную демонстрацию мировоззренческого и методологического потенциала философского знания, значимого как для будущей профессиональной деятельности выпускников, так и для их личностной реализации.

Теперь более конкретно о некоторых методических приемах, которые могут способствовать достижению обозначенных выше задач.

Начинать чтение материала оправдано с артикуляции того самого «подозрительного», а зачастую и просто предвзятого отношения к философии в инженерной среде. Вполне уместно напомнить студентам тот факт, что стандарт университетского образования предполагает не только овладение специальностью, но и получение фундаментальных знаний в других областях культуры. Несомненно, профиль вуза технический, приоритеты, казалось бы, иные. Однако представляется несомненным, что университетское образование это не только овладение какими-то конкретными навыками, точными знаниями

в узкой области, или, как любят говорить, «то, что пригодится в жизни». Нельзя, на наш взгляд, сводить образование к «пригодности в жизни». Это не в меньшей степени то, что формирует вас как человека, делает жизнь интереснее для вас и вас для окружающих. То, что во многом определяет ваш круг общения, способность воспринимать те или иные формы искусства, готовность участвовать в политической жизни страны. К тому же непосредственный опыт свидетельствует в пользу того, что люди с фундаментальным образованием более мобильны, они легче перестраиваются, в случае если начинают работать в области, напрямую не связанной с их непосредственной специализацией. Подчас они справляются с такой работой успешнее, чем те, кого «натаскивали» на выполнение именно этого вида деятельности. Во многом это можно связать с фактом комплексности образования, получаемого в университете, в результате чего выпускники в состоянии решать стратегические задачи, мыслить творчески, действовать не по шаблону.

В этой связи вполне уместна параллель с гуманитарным образованием: несмотря на то, что люди приходят, скажем, на философский факультет МГУ, чтобы специализироваться в области античной эстетики, теорий этноса и т. д., они понимают, почему в их учебных планах значатся высшая математика, физиология высшей нервной деятельности, основы генетики. Они осознают тот факт, что фундаментальность получаемого образования это не излишество, напротив, преимущество — карьерное, коммуникативное. К тому же убеждены: если человек приходит в университет, знания должны представлять для него самостоятельную ценность — ему должно быть попросту интересно учиться. Очевидно, такая мотивация характерна отнюдь не для всех: для кого-то важен сам документ об образовании, безотносительно к качеству получаемых знаний; диплом, который позволял бы, в конечном счете, требовать больший уровень заработной платы при трудоустройстве. Такая расстановка приоритетов вполне возможна, но тогда, полагаем, человеку следует выбирать учебное заведение ниже рангом, где никто не будет «отягощать» его углубленными знаниями.

«Университет» же это высока планка, ей нужно соответствовать. И в той же степени, в какой гуманитариям в серьезном вузе необходимо в обязательном порядке изучать естественно-научные дисциплины, студенты технического университета должны осваивать социально-гуманитарный блок. Так как задача университета — подчеркнем эту мысль еще раз — не только дать профессию, но и способствовать развитию личности, сформировать навыки самостоятельного критического мышления; в конце концов, выделить человека из толпы. Полагаем, эти задачи весьма актуальны в условиях современного общества, и возможности философии в их разрешении представляются существенными.

Так, философия закладывает определенную систему, прививает культуру абстрактного мышления. Способствуя формированию ценностного сознания, она также предлагает варианты аргументации, приучает человека не лениться думать, не быть заложником каких-то штампов и клише, навязанных извне (иметь мужество пользоваться собственным умом, как говорил И. Кант). Тем самым знание истории и теории философии дает мощный ресурс для выработки системы собственных убеждений, учит человека последовательно, непротиворечиво рассуждать.

В этой связи в рамках учебного процесса оправдано предлагать студентам участвовать в своего рода философских диспутах, занимая ту или иную позицию, например, по проблеме универсалий (проблема статуса общих понятий) или в вопросе источников и границ нашего познания (оппозиция эмпиризма и рационализма). На наш взгляд, это позволяет формировать у студентов навыки ведения дискуссии, которые могут быть полезны как в их будущей научной деятельности, так и при необходимости отстаивать те или иные убеждения.

Помимо полемического характера философского знания, необходимо также акцентировать внимание студентов на творческом потенциале дисциплины. Ведь молодежь сегодня весьма озабочена тем, чтобы быть «креативной», «не как все». В этой ситуации задача преподавателя — показать

студентам, что попытки выделиться из «серой массы» могут быть более продуктивными за счет знания текстов Платона и Канта, Ницше и Сартра — крупнейших интеллектуалов своего времени, людей, мысливших в высшей степени неординарно и оказавших значительное влияние на европейскую культуру в целом. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что, постоянно говоря об «инновациях», о необходимости выработки новаторских идей и решений, зачастую совершенно не принимают в расчет ресурсы философии в этом отношении; даже напротив — считают ее архаичной, безнадежно устаревшей формой знания. Однако нужно заметить, что во многом это наша российская особенность, на Западе философия сегодня очень ценится именно как инструмент раскрытия в человеке творческого потенциала. В качестве иллюстрации данного тезиса уместно сослаться на пример из области современного трендсеттинга. Ли Эделькорт, голландский специалист, создатель Trend Union — первого в мире агентства по прогнозированию тенденций развития различных секторов общества (изучение того, какую одежду люди будут носить через несколько лет, какого рода музыку слушать, какие технические новинки будут востребованы и т. п.). Они сотрудничают со многими крупными корпорациями, помогая им выстраивать стратегии дальнейшего развития, разрабатывать рекламные кампании. Несколько лет назад Эделькорт создала School of Form, задуманную как международная высшая школа дизайна. Если верить организаторам, здесь обучаются «дизайнеры будущего» — архитекторы, декораторы, модельеры. То есть специальности, казалось бы, прикладные. При этом проектное образование здесь сочетается с глубоким изучением философии. Такова концепция учебного заведения: по мысли Эделькорт, философия поощряет творческий поиск, необходимый для продуцирования новых подходов и концепций. Не менее, чем овладение новыми мультимедийными технологиями, необходимо знание и понимание таких фундаментальных вещей, как религиозные конфессии, философские теории. Как полагает Эделькорт, функциональный интерьер или красивое платье — это лишь предметное

воплощение взглядов человека, его мировоззрения. И роль философии в его становлении нельзя недооценивать.

Таким образом, на Западе понимают, что философия сегодня может быть тем самым трендсеттером, раздвигающим привычные границы восприятия и мышления, предлагающим нетривиальные пути решения тех или иных проблем.

Данные замечания представляются существенными, т. к. позволяют продемонстрировать, как именно философия может быть сегодня применена на практике в различных областях деятельности.

Далее. В связи с обозначенным выше творческим характером философии оправдано говорить студентам о том, что обучать ей весьма непросто: это не та форма знания, которая может быть изложена просто как совокупность некоторых фактов, готовых истин, которые надлежит зазубрить, запомнить. В отличие от чисто операциональной деятельности, философии в определенном смысле обучить нельзя, как нельзя научить, скажем, поэзии, а лишь основам стихосложения. Так и с философией: необходима не просто готовность усваивать чужие идеи, но и умение мыслить самостоятельно. С другой стороны, это вовсе не означает — и эту мысль на занятиях следует подчеркивать особо, — что философией-де может заниматься каждый. Это весьма распространенный предрассудок, с которым приходится бороться: философия трактуется не в качестве специализированной области знания, а как предрасположенность некоторых людей к пространным малопонятным рассуждениям. Одних знаний, кто из философов когда жил и какие работы написал, недостаточно для усвоения специфики этой формы знания, но это не значит, что мы в принципе избавлены от необходимости запоминания дат и имен, изучения понятийного аппарата, методологии. Философия вовсе не собрание мнений. Идея того, что каждый человек философ в той степени, в какой он задается сакраментальными вопросами, неверна. В этой связи уместно проводить аналогию с искусством: если каждый, кто способен производить умозаключении, — философ, то каждый, кто научился складывать

слова в предложения, — писатель. Но тогда у нас не будет никакого критерия для того, чтобы отличить классическое произведение от какого-то бульварного романа. Так что дилетантизм плох везде: разговоры «за жизнь» не есть еще философия, как правило, это лишь тривиальности здравого смысла. В этой связи в преподавательской деятельности необходимо отстаивать научный статус философии как знания доказательного, логически корректного и систематизированного. При этом добавлять, что наряду с рационально-теоретической компонентой в философии не менее значима мировоззренческая составляющая: в этом качестве философия может быть понята как ценностное самосознание эпохи, интегрирующее в себе различные формы духовного производства — религию, искусство.

Особое внимание в работе со студентами необходимо уделять проблеме методологического потенциала философского знания. Отмечать, в частности, тот факт, что в отношении точных наук значимость философии как методологии научного поиска возрастает в периоды так называемых «научных революций»: когда пересмотру подвергаются базовые принципы науки, ее аксиоматика. Характерный пример — «Начала математики» английского философа и логика Б. Рассела, подвергшего критике теоретико-множественное обоснование математики и предложившего свою программу логицизма. Философская работа такого рода зачастую осуществляется самими учеными: можно сослаться на работу одного из создателей квантовой теории В. Гейзенберга «Физика и философия» и множество других.

Отдельно следует разъяснять студентам методологическую функцию философии в отношении социально-гуманитарного знания. Дело в том, что если с «социологией» или «культурологией» будущие инженеры готовы мириться, то вот факт наличия в учебных планах «философии» подчас выглядит в их глазах явным недоразумением. Подобные умонастроения студенчества могут подкрепляться и позицией самих гуманитариев. Превратившись в самостоятельные институциональные образования в рамках современной системы знания, эти дисциплины поспешили откреститься

от своего философского прошлого и полностью порвать с «царицей наук». Тому есть свои основания: достаточно вспомнить историю возникновения самого термина «социология». Как известно, задача построения новой науки об обществе — в том виде, в каком эта идея была сформулирована О. Контом, — напрямую увязывалась с необходимостью преодоления метафизического способа рассмотрения действительности. Новая «позитивная» наука социология должна была сменить спекулятивную социальную философию на путях познания реальности человеческой истории. Однако в этих условиях наука об обществе превращалась в «социальную физику»: образцом исследовательского процесса объявлялась естественно-научная методология, что вело к игнорированию специфики мира культуры. Своеобразной реакцией на позитивистски ориентированную социологию стала формирующаяся в конце XIX в. «понимающая» теория (В. Дильтей, Г. Риккерт, М. Вебер), в рамках которой в середине XX века были разработаны столь значимые направления современного теоретического обществознания, как символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. В этой связи можно говорить о двух основных вариантах методологии социогуманитарного знания — позитивистский и антипозитивистский. Задача преподавателя в этой ситуации — продемонстрировать, что сама проблема, проблема статуса и методологических оснований социогуманитарных наук, является философской. А посему рассмотрение указанной тематики оправдано в курсе философии. Социолог в своих исследованиях исходит из некоторых теоретических допущений и предпосылок; задача философа в этой ситуации — проблематизировать то, что представляется ученому само собой разумеющимся, обратиться к вопросам, логически первичным по отношению к утверждениям относительно самой социальной реальности. Таков, в частности, вопрос философских оснований проблемы интерсубъективности. Именно с него, по мнению родоначальника социальной феноменологии А. Шюца, должна начинаться всякая социальная теория. Неслучайно поэтому Шюц обращается к философии Э. Гуссерля, свою задачу усматривая в том,

чтобы на основе синтеза социологии М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля создать новый методологический базис социального знания.

Пример теоретических построений А. Шюца показывает, что говорить о современных дискуссиях в области гуманитарных наук нужно, в том числе средствами социальной философии, вырабатывающей наиболее общие принципы анализа социальной реальности и претендующей поэтому на статус методологии познания общественных процессов.

В этой связи важной задачей в рамках курса философии является ознакомление студентов с современным состоянием философской методологии социогуманитарных наук. Приводя реальные примеры кооперации философии и науки, а также отстаивая потенциал философской методологии в постановке и осмыслении познавательных проблем, станет возможным продемонстрировать, что отказ от философии пагубен для самих гуманитарных наук, так как без серьезного методологического обоснования социология рискует быть комментированием данных социологических опросов, а культурология — обозрением цивилизационных достижений человечества. Тем самым, на наш взгляд, преподаватель в состоянии будет приблизиться к ответу на сакраментальное студенческое «Зачем философия?».

В заключение еще несколько замечаний относительно того, как конкретно может быть организована работа со студентами в методическом плане.

При разработке тем для семинарских занятий необходимо ориентироваться на актуальную повестку дня, отбирая материал по принципу: сейчас философия работает в этом режиме, решая преимущественно эти задачи. Скажем, проблемы этического порядка в области современной биологии и медицины, дискуссии по вопросам философии сознания, интенсифицированные развитием технологий (возможность декодирования мыслей и т. п.). При чтении лекционного курса не следует ограничиваться лишь учебным материалом. Работа по принципу: найдите определение в учебнике, заучите, и двинемся дальше, к следующему определению (не в буквальном смысле), — такой

вариант оправдан в рамках школы. За ее пределами этого уже недостаточно: если всерьез начинаешь заниматься той или иной проблемой, то обнаруживается, что далеко не всегда возможно «замкнуть» изучаемый объект рамками одного определения или подхода. В этой связи необходимо не просто озвучивать студентам уже имеющиеся в философии наработки, предлагать некие готовые решения, но представлять сами области проблематизации, т. е. основные варианты постановки современных философских проблем.

При этом — в целях обоснования актуальности философских дискуссий — оправдано постоянно ссылаться на проходящие сегодня научные конференции и круглые столы. Так, недавно в Институте философии РАН был организован круглый стол, посвященный проблеме сознания, в котором наряду со специалистами-философами принимали участие известный британский физик Роджер Пенроуз, создатель так называемой квантовой теории сознания, отечественный нейрофизиолог К.В. Анохин, лингвист и биолог Т.В. Черниговская. В семинарских группах студентам было предложено посетить эту конференцию и подготовить доклад по этой проблематике. Работа в таком режиме оправдана, на наш взгляд: подобные ссылки наглядно демонстрируют студентам востребованность философии современной наукой и обществом в целом.

Список литературы:

1. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. — 400 с.

2. Эделькорт Л. Пирамида власти вот-вот должна рухнуть / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http : //www.lookatme .ru/mag/archive/experience-other/141369-mtervyu-s-H-edelkoort-samoe-vazhnoe-v-obschestve-seychas-eto-konets-ery-individualizma (дата обращения: 20.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.