Научная статья на тему 'Специфика понимания адаптации в современной социальной психологии'

Специфика понимания адаптации в современной социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2233
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ / ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATIONS / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SELF-ACTUALIZATION / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION / INSTITUTE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куприн Андрей Анатольевич

Одной из сущностных особенностей современного мира является процесс социальных изменений. Темпы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, ставят его перед необходимостью непрерывной и широкомасштабной адаптации к постоянно изменяющейся социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куприн Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of understanding of adaptation in modern social psychology

One of intrinsic features of the modern world is process of social changes. The rates of public dynamics mentioning all spheres of ability to live of the person, put it before necessity of continuous and large-scale adaptation to constantly changing social environment.

Текст научной работы на тему «Специфика понимания адаптации в современной социальной психологии»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

4. Kartseva T.B. Personal modifications in situations of vital changes // The psychological journal.

- 1988. - V. 9. - № 5. - P. 120-128.

5. Bryk E. Loss of work: men and women // Management. - 2000. - № 12. P. 42-45.

6. Korostyleva L.A. Psychology of personality self-realization: difficulties in professional sphere.

- St. Petersburg, 2005.

7. Mandrikova E.U. Features of psychological time of the unemployed // Problems of psychology.

- 2005. - № 6. - P. 55-62.

8. Cheplyaev V.L. The subjective control and regulation of social behavior of the unemployed. -Saratov, 2000.

9. Manila S., Lahelma E. The unemployed people and patients: some problems and results of the Finnish research on unemployment. - In: Work and society. Materials of the Soviet-Finnish seminar on sociology of transactionses. - M., 1988.

10. Mikhailova N.B. Experience of psychological research of a situation of unemployment //

Sociological researches. - 1998. - V. 19. - № 6. - P. 91-102.

11. Berezin F. B. Mental and psycho-physiological adaptation of the person. - L., 1988.

12. Aleksandrovsky U.A. Boundary mental disorders. - M., 1993.

13. Aleksandrovsky U.A. Conditions of mental disadaptation and their compensation. - M., 1976.

14. F antalova E.B. About one methodical approach to research of motivation and internal conflicts // The psychological journal. - 1992. - V. 13. - № 1. - P. 107-117.

15. Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. Research method of a level of the subjective control // The psychological journal. - 1984. - V. 5. - № 3. - P. 152-162.

16. Psychology: The dictionary / Ed. A.V. Petrovsky and M.G. Yaroshevsky. - M., 1990.

УДК 301.085:15 A.A. Куприн*

Специфика понимания адаптации в современной социальной психологии

Одной из сущностных особенностей современного мира является процесс социальных изменений. Темпы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, ставят его перед необходимостью непрерывной и широкомасштабной адаптации к постоянно изменяющейся социальной среде.

Ключевые слова: социальная адаптации; социально-психологическая адаптация; самоактуализация; социально-психологические аспекты адаптации; институт профессиональной социализации; социализация.

A.A. Kuprin*. Specificity of understanding of adaptation in modern social psychology

One of intrinsic features of the modern world is process of social changes. The rates of public dynamics mentioning all spheres of ability to live of the person, put it before necessity of continuous and large-scale adaptation to constantly changing social environment.

Keywords: social adaptations; socially-psychological adaptation; self-actualization; socially-psychological aspects of adaptation; institute of professional socialization; socialization.

Одной из сущностных особенностей современного мира является процесс социальных изменений. Темпы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, ставят его перед необходимостью непрерывной и широкомасштабной адаптации к постоянно изменяющейся социальной среде. Особую актуальность изучение закономерностей адаптации приобретает в нашей стране, где ситуация общественного развития характеризуется разнонаправленностью социальных изменений и где квалификация ее как ситуации, порой близкой к радикальным социальным трансформациям и социальной нестабильности, стала уже почти общепринятой.

* Куприн, Андрей Анатольевич, аспирант кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, старший преподаватель филиала СЗАГС. Сосновый Бор, ул. Красных фортов, 43. Тел. 370-0949. E-mail: kuprinandrejj@rambler.ru

* The post-graduate student of chair of social psychology (the training-form correspondence) the St.-Petersburg institute of psychology and social work.

Отсутствие единого вектора общественного развития находит свое отражение в состоянии различных социальных институтов, к числу которых относятся и институты профессиональной социализации.

На современном этапе общественного развития, в связи с колоссальным ускорением процессов изменения окружающей природной и социальной среды, человек должен приобрести способность быстрой адаптации, привыкнуть к новой макро- и микросреде, ее усложняющейся структуре, ускоряющимся темпам жизни, возрастающему объему информации, которую нужно суметь получить, переработать и использовать, к повышенным психоэмоциональным нагрузкам - как положительным, так и отрицательным. Таким образом, можно с достаточной уверенностью утверждать, что феномен социальной адаптации является одним из наиболее значимых и характерных явлений современной общественной жизни и, решая задачи специфики понимания адаптации, которая приобретает более глубокий смысл, необходимо решать по крайней мере две проблемы.

1. Социальная адаптация как феномен, в котором реализуется взаимодействие самостоятельного социального субъекта с новыми социальными условиями его жизни. Адаптация всегда есть приспособление некоторых сложившихся устойчивых функций к новым параметрам среды обитания: природным, культурным, пространственным, временным и т. д.

2. Механизм социальной адаптации, знание которого позволит, с одной стороны, увидеть, что происходит в психике, сознании и деятельности субъекта в ситуации адаптации, а с другой - определит поиск наиболее эффективных способов и мероприятий целенаправленного управления процессами адаптации.

Обращение к проблеме адаптации человека в контексте социальных изменений представляется актуальным для социальной психологии и в теоретическом отношении. Несмотря на многочисленные исследования зарубежных (J.W. Berry, 1992, 1996; A.Billing, 1985) и отечественных авторов (К.А. Абульханова-Славская, 1986; Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Анцыферова, 1994, 1999; Ю.А. Александровский, 1976; Г.А. Балл, 1989; Е.П. Белинская, 2000; Т.С. Вещугина, 1996; Е.В.Витенберг, 1994; АН. Жмыриков, 1989; О.И. Зотова, И.К. Кряжева, 1979; Л.В. Корель, 1998; А.А. Налчаджян, 1985, 1988; Т.Г. Стефаненко, 1996), современное состояние данной проблемы изобилует спорными вопросами, не всегда имеющими однозначное решение.

Среди них - вопрос о том, в чем именно заключаются различия процессов адаптации в условиях стабильных и бифуркационных сред (нахождение в ситуации, сценарии будущего развития в которой не просто многовариантны, а непредсказуемы); проблема выделения ключевых социальнопсихологических аспектов адаптации в условиях радикальных социальных преобразований; вопрос о взаимосвязи процессов адаптации и совладания в условиях социальных изменений.

В психологии, как правило, понятие «адаптация» употребляется применительно к результативности существования и адекватного функционирования субъекта в окружающем его мире.

При этом различные отрасли психологического знания предлагают свои подходы к изучению процесса адаптации и к определению базовых понятий этой области научного познания (К.А. Абульханова-Славская, 1986; Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Анцыферова, 1994, 1999; Ю.А. Александровский, 1976; Г.А. Балл, 1989; Ж.Пиаже, 1969; А.А. Pеан, 1995, 2006; Г.Селье, 1960; С.Л. Pубинштейн, 1989), что позволяет проследить траекторию развития представлений об адаптации в различных областях психологии.

Изначально изучение процесса адаптации происходило в рамках концепции гомеостаза и было тесно связано с представлениями о стрессе [Г. Селье, 1960], нарушающем гомеостатическое равновесие.

К идее равновесия между субъектом и средой обращался Ж. Пиаже (1969), развивая тезис об адаптивной природе интеллекта и описывая два основных механизма, способствующие адаптации: ассимиляцию и аккомодацию. Пиаже определял адаптацию как равновесие между ассимиляцией и аккомодацией как равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов (Ж. Пиаже, 1969).

Проблема адаптации рассматривалась и с позиций социологического и социальнопсихологического знания, при этом подчеркивался ее междисциплинарный характер. Отмечалось, что анализ основных факторов адаптации личности к изменяющейся социальной среде с позиций социально-психологического знания невозможен без обращения к социологическим взглядам на процесс адаптации в силу того, что в социологии существуют определенные традиции изучения этой проблематики, представления о процессах адаптации развиты и обоснованы.

Анализ основных теоретических подходов к изучению социальной адаптации, ее основных стадий, механизмов и факторов позволил уделить особое внимание рассмотрению проблематики социальной адаптации в парадигме социальных изменений и отметить, что процесс адаптации может изменяться в зависимости от социальной ситуации (Л.В. Корель, 1998).

Ведь процесс социальной адаптации имеет интерактивный характер, проявляющийся во взаимосвязи адаптивной и адаптирующей активности человека/группы по отношению к среде. Суть этого процесса в том, что социальная среда воздействует на человека/группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а человек/группа со своей стороны активно воздействуют на социальную среду, определенным образом преобразуя ее. Важнейшим условием успешности социальной адаптации является оптимальное

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности человека или группы, изменяющееся в зависимости от конкретных ситуаций или, иначе говоря, правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Основой этого процесса являются творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, которые способствуют качественному обновлению среды, человека/группы, переходу их на более высокий уровень. В процессе социальной адаптации происходит, с одной стороны, создание условий для усвоения норм и ценностей социального взаимодействия субъектом адаптации, с другой - осуществляются изменение, преобразование социальной среды в соответствии с потребностями и особенностями объекта адаптации.

Социальная адаптация есть одновременно процесс и состояние. Состояние социальной адаптации - это характеристика отношений человека, группы с внешней средой, которая служит выражением успешности адаптации как процесса. Эти отношения в самом общем виде могут быть гармоничными, равновесными или конфронтационными, а также могут представлять собой множество переходных форм этих отношений.

Это позволило выяснить, что основным отличием социально-психологической адаптации от других разновидностей процесса адаптации является участие индивида в рамках его включения в социальные группы и рассмотрение самих этих групп, а основная задача социальной психологии заключается в изучении механизма «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности (Г.М. Андреева, 2002).

Отмечается, что в социальной психологии адаптация изучается в рамках этнопсихологии, эволюционной социальной психологии и социальной психологии личности. При изучении адаптации в этнопсихологии речь идет о межкультурной адаптации, которая понимается как процесс достижения человеком соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса (Т.Г. Стефаненко, 1999).

В русле эволюционной социальной психологии адаптация понимается как наличие свойств, позволяющих организму выживать лучше, чем организмы с иными свойствами. Факторами, способствующими социально-психологической адаптации, в эволюционной психологии считаются просоциальное поведение, приспособленность, а также сотрудничество и конкуренция (Д. Арчер, 2001).

В рамках отечественной социальной психологии личности (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, 2001; Т.С. Вещугина, 1996; Е.В. Витенберг, 1994; А.С. Волович, 1990; А.Н. Жмыриков, 1989; О.И. Зотова, И.К. Кряжева, 1979; С.А. Ларионова, 2002; Н.В. Михалковская, 1986; А.А. Налчаджян, 1985, 1988; А.А. Реан, 1995, 2006) адаптация, во-первых, может рассматриваться как социализация. В этом случае основной акцент ставится на анализе социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов, предполагается существование возможности достижения индивидом некоего успешного уровня функционирования.

Во-вторых, адаптация может рассматриваться как процесс, сопутствующий социализации субъекта, но не отождествляемый с нею, и в этом случае ключевым моментом является стремление к самоактуализации и возможность его реализации (А.А. Реан, 2006).

Особое внимание необходимо уделить рассмотрению возможных критериев, по которым можно оценивать адаптацию, и факторов, обусловливающих процесс приспособления. Можно подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует единство в определении критериев эффективности адаптации, т.к. ответы на этот вопрос даются в зависимости от теоретической позиции исследователя, а существующие точки зрения по данной проблеме можно сгруппировать в две основополагающие, выделив два основных вида критериев адаптации: внутренний (субъективный) и внешний (объективный) (Л.В. Корель, 1998; А.А. Реан, 2006; А.А. Налчаджян, 1988).

Отмечается, что в исследованиях, затрагивающих проблематику социально-психологической адаптации личности, выделяются различные факторы адаптации и в совокупности они составляют две группы: особенности социальной ситуации (Л.И. Анцыферова, 1994; Ф.Е. Василюк,1984; В.Н. Мясищев, 1960; Т.Шибутани, 1969) и индивидуально-личностные качества субъекта адаптации (К.А. Абульханова-Славская, 1986; Л.И. Анцыферова, 1994; Л.И. Ермолаева, 1993).

Первая группа факторов, с одной стороны, касается той ситуации, к которой необходимо адаптироваться, с другой - затрагивает вопросы социальных ресурсов адаптации.

В свою очередь, вторая группа факторов включает в себя значительное количество личностных диспозиций, обусловливающих успешность адаптации. К последним можно отнести толерантность к неопределенности, особенности социальной идентичности, стратегии совладания с трудностями и характеристики ценностно-мотивационной сферы личности.

Особое внимание необходимо уделить идеям психологии социального познания (Г.М. Андреева, 2002), их взаимосвязи с изучением адаптации, рассматриваемой в условиях социальных изменений в обществе, ведь такой подход к изучению адаптации апеллирует к идее развития и социального прогресса, а если личность активно участвует в преобразованиях, вырабатывает индивидуальный способ организации своей деятельности, который отвечает и качествам личности, и требованиям определенного вида деятельности. «Обеспечение требований деятельности осуществляется на основе саморегуляции» (К.А. Абульханова-Славская 1995), которая обладает многоуровневой структурой, где доминирующей является личностно значимая стратегия деятельности, когда с помощью

саморегуляции происходит мобилизация всех жизненных сил, согласование и оптимальное сочетание всех возможностей личности, а также преодоление различных трудностей деятельности (объективных и субъективных). В этом случае ситуация социальной нестабильности может восприниматься как способствующая самореализации.

Анализ же внутригрупповой динамики с учетом межгрупповых отношений открывает новые перспективы как в целом для социальной психологии, так и для более адекватного понимания социально-психологического механизма социальной адаптации индивида и группы, в частности.

Во-первых, появилась возможность изучения группы не как замкнутой единицы социальной системы, а как образования, включенного в систему более высокого уровня.

Во-вторых, взаимодействие индивидов в группе можно представить в двух аспектах: как взаимодействие членов собственно этой группы и одновременно как взаимодействие представителей разных групп, в которые члены данной группы объективно включены.

В свою очередь, социальная психология групп, в рамках которой анализируются значение социальной группы для развития личности, рассматривает виды социальных групп, их психологические характеристики, весь спектр групповых процессов, т.е. пути и формы конкретной реализации закономерностей общения и взаимодействия в больших и малых социальных группах, а все отношения, которые возникают в группе, необходимо определять как опосредованные совместной деятельностью.

Данная характеристика позволяет сделать три важных вывода.

Во-первых, к концу 70-х - началу 80-х гг. XX в. в советской социальной психологии сформировалось достаточное количество «стыковочных узлов» для кооперации с другими существующими социально-психологическими парадигмами: общие объекты, общие проблемы и т.д.

Во-вторых, основным исследуемым межсубъектным отношением является отношение «группа

- индивид» при ведущей роли группы.

И, в-третьих, эта группа как объект исследования обладает особыми качествами:

а) это реальная, а не экспериментальная группа;

б) процессы внутри нее опосредованы совместной деятельностью;

в) она развивается в системе общественных отношений.

Как отмечает П.Н. Шихирев, именно теоретические, эмпирические и прикладные исследования группы составляют основной вклад отечественной социальной психологии в современную мировую социальную психологию (П.Н. Шихирев 1999), и очень важно, что все эти исследования выполнены на единой теоретической платформе и разработаны достаточно основательно и весомо в работах А.В. Петровского (1982) и Л.И. Уманского (1980).

Характеристики группы, совместно работающей для достижения общей цели, эмпирически исследованы в многообразии аспектов совместной деятельности у А.И. Донцова (1979), А.С.Чернышева (1980) и др., этот опыт теоретически обобщен, что само по себе является признаком высокого уровня развития исследований (А.И. Донцов, 1979). И, наконец, нельзя не отметить, что разработаны уникальные аппаратурные методики для изучения проблем срабатываемости и совместимости, а это имеет значение для более глубокого осмысления различных социальнопсихологических аспектов социальной адаптации.

Главное - как для современной российской социальной психологии, так и для психологической науки в целом - это характерность основных черт: «Научно-практическая и прикладная ориентированность психологических исследований, плюралистичность в выборе исходных теоретикометодологических оснований, многообразие форм профессиональной подготовки специалистов и применения их знаний, навыков и умений, достаточно жесткая детерминация тематики исследований со стороны социальных запросов общества, прагматизация взглядов относительно своего будущего в психологическом сообществе. И если можно говорить об отличии восточноевропейской модели развития психологической науки от западноевропейской или американской, то следует признать, что в современной российской психологии возрастает удельный вес элементов или компонентов как раз последних моделей» (А.Брушлинский, 1997). Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что дальнейшее развитие российской социально-психологической науки будет способствовать более адекватному пониманию социально-психологического механизма социальной адаптации.

Рассматривая социальную адаптацию через призму социально-психологических знаний и представлений, необходимо заметить, что социальная психология изучает общественную психологию, т.е. психологию больших и малых социальных групп и общностей, а также личность как члена этих групп, и при этом понимается как способ освоения группой условий ее жизни, образа жизни, отношений с другими группами, обществом в целом, выступая как определенный уровень общественного сознания, характеризующийся непосредственным отражением опыта группы.

Рассмотренные выше основные концепции социальной психологии, хотя и с разной степенью успешности, дают возможность изучать отношение «человек-общество» в рамках исследуемой нами проблемы социальной адаптации прежде всего через изменение содержания психики: эмоций, мотивов, потребностей, поведения и рассматривать феномен социальной адаптации, в котором реализуется взаимодействие самостоятельного социального субъекта (индивида или социальной группы) с новыми социальными условиями его жизни.

В процессе социальной адаптации, с одной стороны, социальная и в целом внешняя среда воздействуют на индивида или группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

взаимодействия в соответствии со своей внутренней природой, а с другой стороны, индивид/группа, обладая активностью, воздействуют на социальную среду, определенным образом преобразуя ее. Отношения между социальной средой и социальным субъектом в самом общем виде могут быть гармоничными, равновесными или конфронтационными, и в реальных социальных процессах представляют собой многочисленные комбинации этих форм отношений.

Следовательно, социальная адаптация - это не только процесс, но и состояние, а состояние социальной адаптации есть характеристика отношений социального субъекта с внешней средой, служащая выражением успешности или неуспешности адаптации как процесса.

Состояниями социальной адаптации могут быть:

- конформность, понимаемая как полное принятие индивидом общепринятых в социуме норм, ценностей и стандартов, а также законных средств их достижения;

- сохранение индивидуальности с одновременной модернизацией личностных характеристик. В результате личность активно впитывает явления и образцы новой культуры, сохраняя при этом самоидентификацию;

- девиантность, представляющая собой социальное поведение индивида, на совпадающее с социальными нормами социума или социальной группы, причем возможны различные варианты девиантного поведения в зависимости от того, принимает ли индивид цели данной культуры и социально одобряемые средства их достижения.

Новейшие достижения социально-гуманитарного знания дают возможность провести сравнительный анализ социальной адаптации с точки зрения общей психологии, социальной психологии и социологии и показать, что теория общей психологии позволяет раскрыть субъективноиндивидуальную реакцию человека на новые для него условия социальной среды и соответственно реакцию этой среды на новую для нее деятельность человека.

Социально-психологическое измерение социальной адаптации дает возможность исследовать отношение «человек-общество» через изменение содержания психического как регулятора социального процесса, т.е. взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов, их связей, психологически реализующихся в отношениях к себе, друг к другу и деятельности.

Социологическое исследование социальной адаптации, рассматривающее ее как аспект социализации, пытается объяснить, как объективные социальные факты, существующие независимо от субъекта, оказываются принудительной силой по отношению к нему, и что это дает для самого социального субъекта и для социальной среды в целом, как и насколько социальный субъект вынужден меняться, приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Соединение психологического, социально-психологического и социологического измерений социальной адаптации направлено на выработку системно-интегративной концепции этого феномена, которая необходима для научно обоснованного проектирования целей управления адаптационными процессами. Поэтому в целом итог сравнительного анализа психологического, социальнопсихологического и социологического подходов к исследованию социальной адаптации таков: эта категория не может быть отнесена к числу окончательно разработанных, скорее, ее можно отнести к числу проблемных, и разработка этой проблемы требует интегрального, междисциплинарного подхода на базе разработки методик диагностики факторов социальной адаптации, создания механизма управления адаптацией, совершенствования контроля за протеканием и результатами адаптации.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. - М., 1997. С. 7-38.

2. Абульханова-Славская К.А. Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995.

3. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М., 1990.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2000.

6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.

7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 17-24.

8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.; Воронеж,

2000.

9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.

10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.

11. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. -СПб., 1994.

12. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.

13. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал. - 1995. - № 4. - С. 75-82.

16. Коган Б.М. Стресс и адаптация. - М., 1980.

17. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. - Тверь: ТГТУ, 2005. - С. 104.

18. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формирование, механизмы и стратегии. - Ереван, 1988.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

21. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. Брушлинского. - М., 1997.

22. Психология: словарь / Под общ. ред. И.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - К., 1990.

23. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.

24. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. ... докт. тех. наук. - М., 1980.

25. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-н/Д., 1998.

26. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999.

27. Berry J.W. Psychology of acculturation. // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives. -Lincoln, 1990.

28. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural psychology: Research and Applications. - Cambridge, 1992.

29. Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis // Social behavior. - 1985. - № 3. - Р. 1-16.

Literature

1. Abulhanova-Slavsky K.A. Russian mentality: cross-country-cultural and typological approaches // Russian mentality. - М., 1997. - Р. 7-38.

2. Abulhanova-Slavsky K.A. Base of the general and applied. - М., 1995.

3. Аgadjanian N.A. Adaptation and organism reserves. - М., 1990.

4. Аnaniev B.G The person as a knowledge subject. - L., 1968.

5. Аndreeva G.M. Psychology of social knowledge. - М., 2000.

6. Аncieferova L.I. The person in difficult vital conditions: reconsideration, transformation of situations and psychological protection // Psychological magazine. - 1994. - № 1. - Р. 3-18.

7. Ball G.A. Conception of adaptation and its value for psychology of the person // Psychology Questions. - 1989. - № 1. - Р. 17-24.

8. Belinskaja E.P., Stefanenko T.G. Ethnic socialization of the teenager. - M., Voronezh, 2000.

9. Belinskaja E.P., Tihomandritsky O.A. Social psychology of the person. - М., 2001.

10. Beresin F.B. Mental and psychophysiological adaptation of the person. - L., 1988.

11. Vitenberg E.V. Adaptation to new social and cultural conditions in Russia. - SPb., 1994.

12. Vitenberg E.V. Socially factors of adaptation to social and cultural changes. - SPb., 1994.

13. Doncov A.I. Problem of group unity. - М., 1979.

14. Doncov A.I. Psychology of collective. - М., 1984.

15. Zotova O.I., Kryazheva I.K. Method of research of socially-psychological aspects of adaptation of the person // Psychological magazine. - 1995. - № 4. - Р. 75-82.

16. Kogan V.M. Stress and adaptation. - М., 1980.

17. Martjushov V.F. Social relevance of adaptation. - Tver., 2005. - Р.104.

18. Nalchadzhyan A.A. Socially adaptation of the person: Formation, mechanisms and strategy. -Yerevan, 1988.

19. Petrovsky А.В. Person. Activity. Collective. - М., 1982.

20. Piaget J. The selected psychological works. - М, 1969.

21. A psychological science in Russia XX of century: theory and history problems / Ed. A. Brushlinsky.

- М., 1997.

23. Psychology. The dictionary / Ed. I.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - K., 1990.

24. Umansky L.I. Psychology of organizing activity of schoolboys. - М., 1980.

25. Tchernyshev A.S. Socially of a basis of organization of the primary collective. - М., 1980.

26. Shibutani T. Social psychology. - Rostov-on-Don, 1998.

27. Shihirev P. N. Modern social psychology. - М, 1999.

28 Berry J.W. Psychology of acculturation // J. Berman (Ed.) Cross-cultural perspectives / Lincoln, 1990.

29. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and Applications. - Cambridge, 1992.

30. Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis // Social behavior. - 1985. - № 3. - Р. 1-16.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.