Научная статья на тему 'Специфика подачи спортивной информации на телевидении и в печатном издании'

Специфика подачи спортивной информации на телевидении и в печатном издании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
629
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Альмяшкина О. А.

В статье автор на основе выделенных критериев проводит сравнительный анализ телевизионного канала «Россия-2» и газеты «Советский спорт», раскрывает актуальность и значимость данных источников информации, а также выявляет наиболее эффективный канал передачи спортивной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика подачи спортивной информации на телевидении и в печатном издании»

СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ СПОРТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И В ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ

© Альмяшкина O-А.*

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

В статье автор на основе выделенных критериев проводит сравнительный анализ телевизионного канала «Россия-2» и газеты «Советский спорт», раскрывает актуальность и значимость данных источников информации, а также выявляет наиболее эффективный канал передачи спортивной информации.

Спорт на телевидении, радио и в прессе давно стал важнейшим компонентом массмедиа. Ежегодно конкуренция между различными видами СМИ возрастает и оттого, насколько они эффективно и быстро предоставляют информацию, зависит их успешность и объем заинтересованной аудитории.

В качестве объектов исследования мы выбрали два вида СМИ, а именно: телевизионный канал «Россия-2» и газета «Советский спорт». Цель исследования - в ходе анализа выявить специфические черты этих СМИ, а также определить уровень их эффективности. В ходе исследования мы изучили различные спортивные трансляции (футбол, биатлон, бокс, волейбол и т.д.), а также произвели контент-анализ газеты «Советский спорт». Период исследования составил 1 месяц.

Для сравнения двух видов СМИ мы выделили следующие критерии: 1) географические (пространственный фактор); 2) социальные (охват целевых аудиторий); 3) экономические (количество размещаемой рекламы, время); 4) насыщенность (преобладающие виды спорта, освещаемые в СМИ, наличие других тематик кроме спортивной, жанровое своеобразие), 5) доступность (сроки хранения информации, наличие языковых барьеров, свобода выбора).

В рамках географического критерия нам не удалось выявить специфические различия данных видов СМИ, так как и телеканал «Россия-2», и газета «Советский спорт» являются ежедневными, российскими, общенациональными медиа. При этом основной процент целевой аудитории телеканала составляют мужчины и женщины в возрасте от 25 лет и старше [1], а читательскую аудиторию «Советского спорта» составляют 79,5 % мужчин и 20,5 % женщин, со средним и выше среднего достатком в семье (по данным TNS Gallup Media, в 2008 году) [2].

Исследование выявило, что на телеканале «Россия-2» рекламы транслируется больше, чем размещается в газете. Как правило, это информация

* Студент. Научный руководитель: Шигабетдинова Г.М.

26

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2012

спонсоров, которая является неотъемлемой частью спортивной трансляции. Данный критерий тесно связан с показателем свободы выбора. Если у зрителей спортивного канала нет возможности избежать рекламы, не переключая передачи, и, таким образом, создается эффект «навязывания», то читатели газеты всегда могут перевернуть страницу, обращая внимание только на то, что им интересно. С точки зрения экономического критерия также следует отметить, что телевидение и газета ограничены во времени. Исключения в телепередачах могут составлять спортивные трансляции, передаваемые в прямом эфире.

Еще один важный критерий, который мы рассмотрели - насыщенность. На телеканале «Россия-2» освещаются практически все виды современного спорта (автоспорт, баскетбол, биатлон, бокс, волейбол, теннис, фигурное катание, футбол, хоккей с шайбой, летняя универсиада).

Кроме спортивных трансляций, телеканал регулярно показывает кинофильмы, передачи о природе, утренние передачи на различные темы, программу об автомобилях «Top Gear», а также новостные выпуски, посвященные современным нанотехнологиям. Преобладающим жанром на телеканале «Россия-2» является репортаж. Корреспонденты следят за новостями спорта с места события и обязательно в прямом эфире. Также на телеканале много авторской аналитики, которая обсуждается в рамках определенной передачи. Так, например, недавно появилась программа «Картавый футбол», где автор Илья Ковальчук анализирует те или иные футбольные аспекты с его точки зрения.

Газета «Советский спорт» также представляет вниманию читателей все виды спорта, как российские, так и зарубежные, но в более краткой форме. Здесь, в первую очередь, освещаются наиболее яркие и запоминающиеся события из жизни спорта. При подаче информации используются различные жанры - заметки, репортаж, авторские аналитические материалы, статьи и рецензии. Присутствующий спектр жанров дополняют мнения экспертов, интервью, которые всегда затрагивают актуальные спортивные события и являются неотъемлемой частью любого печатного издания.

Критерий доступности позволил нам выявить основное преимущество газеты - эффект «отложенного чтения». Читатель может ознакомиться с информацией в любое удобное для него время. Наиболее важные публикации можно сохранить и использовать при необходимости.

Для просмотра телепередач необходимо специально отведенное время, то есть полноценное потребление телевизионной информации трудно совместимо с выполнением других дел. Что касается языковых барьеров, следует отметить: и на спортивном канале, и в газете используется достаточно легкий, разговорный стиль, что позволяет аудитории воспринимать полученную информацию.

Исходя из проведенного сравнительного анализа следует вывод: телевидение, как одно из самых влиятельных СМИ (степень воздействия на ау-

Журналистика

27

диторию - 90 %) [3], открывает больше возможностей предоставления спортивной информации. В силу разнообразия выразительных средств телевидение имеет возможность использовать для достижения максимального влияния на аудиторию весь спектр как вербальной, так и невербальной информации. Однако, у газеты имеется ряд преимуществ, которые всегда будут востребованы потребителем: если телевидение прежде всего обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса - к логике и здравому смыслу. Печатные издания легко анализировать, сравнивать, многократно перечитывать. Естественно поэтому, что, отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности [3, с. 60].

Также следует отметить, что данные виды СМИ активно взаимодействуют с аудиториями с помощью современных технологий. Созданный телеканалом «Россия-2» интернет-проект «Sportbox.ru» дает возможность узнавать всю необходимую информацию о спортивных событиях. На сайте пользователи могут комментировать, выражать свои точки зрения, а также обсуждать различные события из мира спорта. Организованные каналом мероприятия и конкурсы привлекают внимание большого количества людей. Например, недавно объявленный конкурс «Ты-комментатор» буквально за несколько дней собрал около 15 тысяч участвующих.

Газета «Советский спорт» при помощи сайта «www.sovsport.ru» позволяет читателям ознакомиться со свежим номером газеты, архивами, мнениями специалистов. Зарегистрированные пользователи могут обсуждать наиболее интересные темы, представленные в газете.

Список литературы:

1. http://www.gom.ru/archive/2011/6/1930565.

2. ht:tp://www.reklama.kazan.ru/catalog/organization.php?ID=5623.

3. Саруханов В.А. Азбука телевидения / В.А. Саруханов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.

4. Средства массовой информации России: Учебное пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.