Научная статья на тему 'Специфика организации образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом'

Специфика организации образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паевская С. Л.

Данная статья посвящена специфике организации образовательной де­ятельности в системе высшего профессионального образования. В статье проведен сравнительный анализ систем высшего образования США, Великобритании, Германии, Франции и Японии, а также выделены основные аспекты специфики рынка образовательных услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паевская С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом»

Далее необходимо отметить, что одной из важных черт конкурентоспособности вуза является ее относительность. Конкурентоспособность вуза можно определить только в сравнении с другими вузами. Причем один и тот же вуз может быть конкурентоспособным на определенном местном рынке и неконкурентоспособным на рынке государства в целом или, тем более, глобальном рынке образовательных услуг [5].

Сложность и многоаспектность понятия конкурентоспособность образовательного учреждения определяет разнообразие существующих научных подходов к управлению конкурентоспособностью.

Автор полагает, что при развитии инструментов повышения конкурентоспособности учреждений сферы образования нецелесообразно использовать какой-либо один рассмотренный подход. В зависимости от воздействие какого-либо фактора конкурентоспособности необходимо скоординировать и выбирать, те подходы, которые наиболее точно определяют политику конкурентоспособности или используется сочетание подходов.

Список литературы:

1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить устойчивость [Текст]: пер. с англ. - М., 2008.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить устойчивость [Текст]: пер. с англ. - М., 2008.

3. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. -М.: Юнити-Дана, 2008. - С. 124.

4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Под ред. С.В. Валдайцева. - М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях реализации стоимостного подхода к управлению // Маркетинг. -2002. - № 3. - С. 2-9.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

© Паевская С.Л.*

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

Данная статья посвящена специфике организации образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования. В статье проведен сравнительный анализ систем высшего образования США, Ве-

* Старший преподаватель кафедры Экономики, учета и финансов.

ликобритании, Германии, Франции и Японии, а также выделены основные аспекты специфики рынка образовательных услуг в России.

Ключевую роль в подготовке инженерно-технических кадров играет система высшего образования. Рассмотрим кратко особенности систем высшего образования США, ряда европейских стран, Японии и России наиболее развитыми (или специфичными) являются следующие модели подготовки инженеров: США - является наиболее эффективным в современном мире. Высшее образование в Европе характеризуется научно-педагогическими школами Германии, Великобритании, Франции и Италии. Для Великобритании характерно наличие особых привилегированных вузов, где сосредоточены лучшие преподавательские силы и современное оборудование. В Германии Поправка 1998 года к Закону о высшем образовании предоставила университетам и Fachhochschulen право вводить новые степени бакалавра и магистра. В том случае, когда эти курсы являются последовательными этапами длительной программы обучения, их совокупная продолжительность не может превышать 10 семестров. Новые курсы могут заменять традиционные или функционировать параллельно с ними [1, с. 119]. Многие останавливаются именно на этой второй ступени, поскольку такой документ дает возможность найти относительно неплохую работу. Не менее интересной с точки зрения эффективности, является образовательная система Японии. По мнению западных и японских исследователей, Японии удалось достичь значительных успехов в области экономики и технологии, прежде всего, благодаря высокому образовательному уровню населения и тесной интеграции науки, образования и производства (табл. 1).

Рынок образовательных услуг в России обладает своей спецификой, происходящей из тенденций рынка и высшего образования в целом [3, с. 28-32].

Значительная часть ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг в России, объясняется изменениями законодательно базы [4, с. 23-40]. К таким изменениям относятся введение ЕГЭ, а также, разделение высшего образования на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Тем не менее, не вся специфика сферы образования объясняется исключительно законодательными мерами. Характеристика социальных изменений, произошедших в обществе за последнее 20 лет, приведенная в предыдущем параграфе, также сыграла важную роль в определении текущей ситуации.

Для подробного и полного описания специфики рынка образовательных услуг в России, можно выделить следующие основные аспекты:

- Нехватка профессиональных педагогов, преподающих дисциплины на высоком уровне;

- Ухудшение качества фундаментальной базы;

- Неоднозначность вопроса о сроке обучения: 5 лет специалитета или бакалавриат плюс магистратура (4 + 2);

- Несоответствие учебной программы запросам рынка труда;

- Единые вступительные экзамены, не отражающие специфику будущего образования;

- Низкая мотивация студентов к обучению (во многом это объясняется оторванностью образовательной программы от практики).

Таблица 1

Сравнительная таблица систем высшего образования в различных странах

Высшее образование в США Высшая школа в США более ориентирована на рынок, больше зависит от предпочтений потребителей, т.е. студентов [1]. В Соединенных Штатах под термином «высшее образование» понимается все формальное образование, получаемое после окончания средней школы [2].

Ведущим типом высших учебных заведений являются университеты и приравненные к ним вузы. Они готовят специалистов по основным направлениям в области науки, техники и искусства. Подготовка в области точных наук и техники сосредоточена в политехнических и технологических вузах.

Додипломный уровень: присваиваются степени Associate и бакалавра (Bachelor) Bachelor присваивается после окончания общенаучной, профессиональной или профессионально-технической программы обучения, рассчитанной на четыре года. Associate - быстрая подготовка специалистов с профессионально-техническими навыками.

Последипломный уровень: университетское образование Продолжительность - от одного до трех лет. Присваивается степень магистра (master). Характерен значительно более высокий уровень диверсификации, высокий уровень отсева

Высшее образование Великобритании Характеризуется двухзвенной структурой (бинарная система высшего образования). Наличие особых привилегированных вузов - Оксфордский и Кембриджский.

Первое звено - университеты Второе - политехнические институты и колледжи

Высшее образование в Германии Признана одной из наиболее гибких и дифференцированных, приспособленных к быстрому изменению потребностей национального хозяйства в кадрах различной квалификации

Академические высшие учебные заведения Неакадемические - выпускают специалистов для работы на производстве

Срок обучения на соискание степени бакалавра составляет от 6 до 8 семестров, магистра - от 2 до 4 семестров

Высшее образование во Франции университеты (=7 5 %) г / пп/ч технологические инсти-«большие школы» (= 9 %) туты при университетах

Университетское образование во Франции делится на два цикла

Первый - два года, завершается сдачей экзамена на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом фЕШТ) образовании Второй - от 2-х до 3-х лет. По окончании первого года выдается диплом лиценциата (licence), следующий заканчивается получением диплома магистра (maîtrise).

Высшее образование в Японии К высшим учебным заведениям в Японии (в обычном толковании этого термина) можно отнести только университеты

Нехватка профессиональных педагогов, преподающих дисциплины на высоком уровне, возникла и продолжает сохраняться в силу нескольких причин. Первой причиной является то, что в Советском Союзе общественные науки практически не развивались. Поэтому представления о них получалось в ускоренном темпе на основе западных материалов. Кроме того, у преподавателей не было опыта практического применения этих знаний. В стране на тот момент не существовало институциональной среды, в которой могли бы быть опробованы знания по общественным дисциплинам. Ее не было ни в бизнесе, ни в государственных структурах, ни в социальных взаимодействиях людей. Одновременно в связи со спецификой рынка труда и избытком специалистов технического профиля, что подробно было описано в предыдущем параграфе, значительно снизился спрос на преподавателей технических дисциплин, что привело к тому, что ставки их заработной платы значительно снизилась, так же, как и сократилось их число. В последующее десятилетие спрос на образование, в связи с резким изменением уклада жизни в стране и его институциональной основы, в целом снизился. Это в совокупности с дефицитом государственного бюджета, привело к тому, что зарплаты преподавателей, значительная часть которых выплачивалась из средств государственного бюджета, долгое время оставалась на низком уровне, что не привлекало в данную сферу квалифицированных специалистов. В дальнейшем ситуация значительно изменилась в силу ряда причин. Во-первых, страна начала выходить из кризиса, начался экономический рост, а значит, вырос спрос на квалифицированную рабочую силу. В результате вырос спрос на образование, что поспособствовало повышению спроса на преподавательские услуги, подняв ставку заработной платы в данной отрасли до пределов конкурентоспособной. Что в результате привлекло специалистов в данную отрасль и повысило их стимулы к обучению. В результате, можно наблюдать, что не смотря на то, что квалифицированных преподавателей в России по прежнему не хватает, ситуация значительно улучшилась по сравнению с 90-ми годами.

Кроме того, в стране осталась со времен Советского Союза качественная фундаментальная база по техническим специальностям. Осталась техническая база, специалисты и практические наработки. Все это в совокупности дает возможность обучать высококлассных специалистов, разбирающихся в основах специальностей и умеющих применять их на практике.

Однако в связи с экономической ситуацией в стране, за счет недостаточности инвестиций в образование, в том числе в обновление технического парка, произошло устаревание технической базы. Дополненное снижением количества и качества преподавания, обозначенного в предыдущем абзаце, не происходило накопление научных знаний. Наоборот, скорее наблюдалась их деградация. В результате на данный момент наблюдается, что фундаментальная база, не смотря на ее качество, устаревает и требует обновления.

Следующей спецификой существующего рынка образовательных услуг в России является переход от единого высшего пятилетнего образования (спе-циалитета) к двухуровневому (бакалавриат плюс магистратура). При этом длительность бакалавриата составляет 4 года, а магистратуры - 2. Суть данного перехода заключается в том, что высшее образование стало делиться на неполное высшее и полное, соответственно. В бакалавриате студентам дается базовое высшее образование, касающееся в целом выбранной ими профессии. В магистратуре - более специфические знанию по узкой специализации, которая выбрана выпускником бакалавриата. У данной системы, как и у любой другой, есть свои плюсы и недостатки. Рассмотрим их более детально.

К основным плюсам, бесспорно, можно отнести:

- Возможность выбрать специализацию в магистратуре на основе уже полученных знаний в бакалавриате;

- Возможность сменить профиль в магистратуре;

- В магистерских программах, за счет их специфики и узкой направленности даются знания, необходимые выпускникам и востребованные на практике по специальности.

Возможность выбрать специализацию на основе полученных знаний о дисциплине, а, возможно, и практическом опыте повышает качество выбора. Фактически, его делает уже не студент, а сформированный специалист, знающий и имеющий понимание того, что именно он выбирает. Кроме того, в магистратуре возможно сменить профиль. То есть, получить высшее образование, состоящее из двух разных частей. Что в итоге позволит стать студенту междисциплинарным специалистом, востребованным на рынке труда. И, наконец, магистерские программы за счет их специфичности в большей степени нацелены на практические аспекты, что дает студентам не только диплом, как сигнал о качестве, но и знания, умения и навыки по решению конкретных практических задач. Это, в свою очередь повышает у студентов стимулы к обучению.

О несоответствии учебной программы запросам рынка труда уже в той или иной степени говорилось выше. Учебная программа по многим дисциплинам была создана более 10 лет назад, в силу общих проблем в образовании с тех пор она не обновлялась. В результате, учебная программа упускает важные и необходимые элементы, необходимые современным специалистам и, взамен, происходит обучение устаревшим методам и моделям, применение которым на практике найти не возможно. Данный аспект, на взгляд автора, является весьма опасным, так как с одной стороны дестимулирует студентов, а с другой, делает сигналы о качестве образования несостоятельными для работодателя. Стимулы студентов снижаются потому, что изучение методов и техник не применимых на практике для них является непроизводственными усилиями. Для такого обучения требуются усилия не менее чем для любого другого, с той лишь разницей, что эти усилия не приносят результата за исключением получения диплома по окончании. Что приводит к

тому, что студенты начинают учиться ради диплома, а не ради знаний. Работодатели, в свою очередь, понимая, что сигнал о качестве в виде диплома об образовании может оказаться ложным, снижают заработную плату молодым специалистам, так как не могут определить качество их труда. Во-вторых, начинают искать другие сигналы о качестве. Такие как сертификаты, дополнительное образование и опыт работы. В результате эффективность рынка образовательных услуг в целом снижается. И повышается ценность сертификатов и корочек, которые так же обесценивают высшее профессиональное образование, как и высшее образование в целом.

Аспект, завершающий наше рассмотрение, низкая мотивация студентов к обучению. Во многом она объясняется тем, что образовательная программа оторвана от практики. Однако не стоит забывать и на оценку работодателями сигналов о качестве образования, а не непосредственно его качества. В результате, студенты стремятся к получению сигналов о качестве, а не самого качества, что полностью соответствует рациональному поведению экономических агентов. «Прогуливание скучной лекции, это нормальная реакция здорового организма на ненормальные условия внешней среды» [5, с. 28-34]. За период с 2001 по 2013 гг. количество мотивированных к обучению студентов уменьшилось на 20 %.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что специфика образовательного рынка в России такова, что:

а) работодатели ориентируются на сигналы о качестве обучения, создавая тем самым для студентов стимулы к получению дипломов и сертификатов, а не образования и знаний;

б) отсутствие качественных современных образовательных программ и недостаток квалифицированных преподавателей приводит к серьезному разрыву между образовательной и практической деятельностью, что в результате приводит к снижению у студентов мотивации к обучению, так как на получение образования тратится определенное количество усилий, а вознаграждение за усилия отсутствует;

в) повышение среднего образовательного уровня приводит к тому, что у индивидов повышаются стимулы к получению образования. Однако потребности рынка труда состоят в квалифицированных специалистах, а не в наличии у них диплома с определенной надписью. В результате, население получает массовое высшее образование, которое все большая часть студентов не воспринимает в силу его неприменимости к реальным задачам. А работодатели, желающие видеть специалистов нанимают людей с соответствующими качествами, не учитывая ложность этих сигналов. На взгляд автора, решить обозначенную проблему можно только путем повышения эффективности высшего образования, в том числе в его контакте с работодателями. Особое внимание необходимо уделить высшему про-

фильному образованию, так как именно оно способно сочетать в себе преимущества высшего образования с применимостью на практике полученных знаний;

г) доля людей со средним образованием снижается. При этом существует нехватка квалифицированных специалистов технического профиля. Со стороны спроса выявлены тенденции к увеличению объемов спроса на образовательные услуги, особенно для высшего образования; увеличению спроса на дипломы и сертификаты, подтверждающие уровень образования, сопряженные с тем, что само образование не ценится в силу его низкой применимости и отстраненности от практики;

д) спрос на образование по гуманитарным и общественным наукам значительно превышает спрос на классические технические специальности;

е) со стороны предложения основные тенденции заключаются в том, что наблюдается рост количества образовательных учреждений, предоставляющих услуги высшего образования, в том числе и профессионального; повышение стоимости обучения для студентов внебюджетной формы обучения; увеличение длительность образования; рост количества специализированных программ; ориентированность ВУЗов на студентов, а также развития них умения учиться; прохождение практики в компаниях. Несмотря на неоднозначность этих тенденций, продлению сроков обучения и соответствующему росту затрат на них, автор считает возможным отметить, что часть тенденций является исключительно положительными, в то время как другая их часть зависит от специфики рынка образовательных услуг.

Список литературы:

1. Рябов Л.П. Сравнительный анализ систем высшего образования России и зарубежных стран. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

2. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования №3 «Многоуровневая система высшего и университетского образования» [Электронный ресурс] // Центр проблем развития образования БГУ - 2002. - Режим доступа: http://charko.narod.ru/index13.html.

3. Григорьев С.И. Социальная эффективность организационных и педагогических инноваций в сфере образования России начала XXI века / С.И. Григорьев // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2010. - № 3.

4. Курбатова М.В. Образовательное субсидирование в новом механизме финансирования высшего образования // Экономика образования. - 2005. -№ 2.

5. Сердюкова Л.О. Методика оценки формирования, развития и использования интеллектуального капитала инновационной системы / Л.О. Сер-дюкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.