Научная статья на тему 'Специфика обеспечения экономического роста в России'

Специфика обеспечения экономического роста в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ECONOMIC GROWTH / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рышманов Руслан Амирович

В статье с целью изучения специфики современного экономического роста рассмотрены вопросы развития инновационного потенциала и возможности его использования для обеспечения экономического роста. Дана краткая оценка экономической ситуации на анализируемой территории. Охарактеризованы положительные и отрицательные стороны функционирования инновационной инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROVIDING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

In article for the purpose of studying of specifics of modern economic growth questions of development of innovative potential and possibility of its use for ensuring economic growth are considered. The short assessment of an economic situation in the analyzed territory is given. Positive and negative sides of functioning of innovative infrastructure for the purpose of ensuring economic growth are characterized

Текст научной работы на тему «Специфика обеспечения экономического роста в России»

СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА В РОССИИ

Р. А. РЫШМАНОВ

В статье с целью изучения специфики современного экономического роста рассмотрены вопросы развития инновационного потенциала и возможности его использования для обеспечения экономического роста. Дана краткая оценка экономической ситуации на анализируемой территории. Охарактеризованы положительные и отрицательные стороны функционирования инновационной инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста.

Ключевые слова: экономический рост, инновационный потенциал, инновационный процесс.

Обеспечение динамичного экономического роста является одной из важнейших задач любого государства. Он является процессом, который с одной стороны, характеризует хозяйственную мощь страны, а с другой - отражает ее способности и возможности решать экономические и социальные проблемы. Особую актуальность динамика и объемы экономического роста имеют для России, что объясняется спецификой современного этапа ее экономического развития.

Экономический рост означает, прежде всего, увеличение производственных ресурсов, расширение масштабов производства, рост выпуска продукции и ее потоков, идущих как на текущее непроизводственное потребление, так и на пополнение производственных и непроизводственных ресурсов [1].

Основной движущей силой экономического роста признаются рост сбережений населения и технологический прогресс, однако наибольшее значение имеют инвестиции в перспективные научные исследования, которые выполняют две функции:

1) расширение производства при постоянном уровне производительности труда;

2) переход к более производительным средствам производства посредством использования научно-технического прогресса.

Также мы знаем, что существуют два основных типа экономического роста: экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост.

Российская экономика идет по энергосырьевому, экстенсивному пути развития и находится в достаточно сложном положении, теряя конкурентоспособность и стремительно опускаясь на сырьевую периферию мирового рынка. Россия занимает первое место в мире по добыче природ-

ного газа, производству асбеста и никеля; второе место по добыче нефти, производству алюминия, строительного кирпича; третье место - по добыче бурого угля [3].

Россия все больше и больше превращается в сырьевую страну, о чем свидетельствует ее товарная структура экспорта (табл. 1). Если в 1995 г. минеральные продукты составляли 42,5 % в структуре экспорта Российской Федерации, то в 2007 г. они выросли в полтора раза - до 65,9 %, в то же время доля машин и оборудования упала почти в два раза - с 10,2 до 5,8 %. Если к минеральным продуктам добавить древесину, металлы и драгоценные камни, то доля этих изделий в товарной структуре экспорта превысит 80 %.

Такая структура экспорта заметно отличается от мировой. Для большинства стран с низким доходом типично, что половина их экспорта составляет готовая продукция. Тем более это характерно для стран со средним (64 %) и высоким (81 %) доходом. В России же на готовые изделия приходится лишь 21 %. Она сильно отличается от других стран и по доле топлива. Если во всем мире на него приходится (составляет) только 8 % экспорта (причем в странах с высоким доходом - 5 %, со средним - 17 % и с низким - 28 %), то в России на него приходится все 50 %. И, наоборот, за последние годы существенно вырос импорт машин, оборудования и транспортных средств (с 33,6 % в 1995 до

47.7 % в 2010) и продукции химической промышленности и каучука с 10,9 % в 1995 до

15.8 % в 2010 г. [8]. Наметившаяся в последнее десятилетие тенденция свидетельствует не только о сохранении, но и об углублении сырьевой специализации России.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу

Экспорт - всего 78217 100 103093 100 241219 100 335287 100

в том числе:

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1378 1,8 1623 1,6 4536 1,9 8257 1,8

минеральные продукты 33278 42,5 55488 53,8 155853 64,6 217947 65,9

продукция химической промышленности, каучук 7843 10,0 7392 7,2 14351 6,0 19554 5,5

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 313 0,4 270 0,3 330 0,1 290 0,1

древесина и целлюлознобумажные изделия 4363 5,6 4460 4,3 8304 3,4 11943 3,2

текстиль, текстильные изделия и обувь 1154 1,5 817 0,8 934 0,4 592 0,3

металлы, драгоценные камни и изделия из них 20901 26,7 22370 21,7 40884 16,9 54697 16,3

машины, оборудование и транспортные средства 7962 10,2 9071 8,8 13503 5,6 17795 5,8

другие товары 1026 1,3 1603 1,5 2524 1,1 4212 1,1

Резко отличается от мировой и структура российского импорта. Для всего мира типичным является не только высокая доля готовой продукции в экспорте, но и в импорте. В России же доля готовой продукции в импорте более чем в три раза превосходит долю готовой продукции в экспорте. В структуре российского импорта продовольствие и сельскохозяйственное сырье занимает в два раза больший удельный вес (18 %), чем в странах с высоким (9 %) и средним доходом (9 %). По этому показателю мы гораздо ближе к странам с низким доходом (у них доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья составляет 14 %). И конечно, структура российского импорта отличается по доле топлива: на него приходится всего 3 %, тогда как во всем мире - 11 % (в странах с высоким доходом - 12 %, со средним - 9 % и с низким - 22 %) [3].

Однако необходимо отметить, что проблема топливно-сырьевого перекоса экспорта усугубляется тем, что имеющиеся у России запасы сырьевых ресурсов довольно скоро будут исчерпаны. Это касается, прежде всего, нефти и газа. Разведанных запасов российской нефти хватит только до 2030 г. Уровень воспроизводства запасов нефти и конденсата в России продолжает отставать от объемов их добычи. В 2002 г. прирост запасов со-

ставил 254 млн т (добыча - 380 млн т), в 2003 г. -240 млн т (добыча - 421 млн т), в 2004 г. - добыча нефти - 440 млн т. Положение усугубляется тем, что значительная часть ресурсов уже перешла из собственности государства в частные руки. В настоящее время 92 % нефти уже переданы недропользователям, в нераспределенном фонде недр осталось только 8 % трудноизвлекаемых запасов. Однако считается, что дефицит запасов можно покрыть за счет геологоразведочных работ в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в акваториях морей [7]. Однако государственных программ геологоразведки нет, отрасль фактически разрушена, а частные собственники в проведении поисков новых месторождений не заинтересованы.

Безусловно, Россия является чрезвычайно богатой сырьевыми ресурсами страной. Однако запасы их не бесконечны. Многие из ресурсов, как показывают расчеты, носят исчерпаемый характер. Поэтому экономический рост за их счет может довольно скоро закончиться. В этих условиях естественно возникает вопрос о том, как выйти из создавшегося положения.

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является разработка стратегии

инновационного развития страны, опирающаяся на одно из главных конкурентных преимуществ -на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Российское государство должно найти в себе силы сдвинуться с «мертвой точки» и пойти путем интенсивного экономического роста, интенсивного развития экономики. Определяющими приоритетами государственной политики должны стать: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний.

Почти все приоритетные направления модернизации связаны с техническим прогрессом, а соответственно с интенсивным экономическим ростом, который определяется как рост, достигаемый за счет увеличения производительности экономических ресурсов, т. е. при помощи технического прогресса и инновационной составляющей.

Как мы уже сказали ранее, правительству России для успешной модернизации государства необходимо выстроить национальную инновационную систему, т. е. совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку инновационной деятельности, не только в отдельных регионах и субъектах РФ, но и охватывая всю страну целиком. Формирование инновационных систем должно осуществляться на всех уровнях: глобальном,

национальном, региональном и локальном.

Инновации являются важнейшим фактором современного экономического роста. Создание, внедрение и коммерциализация технологий явля-яются средствами преодоления ресурсных и иных ограничений на пути экономического развития, позволяют повысить конкурентоспособность национальных компаний, увеличить доходы страны и, как следствие, повысить уровень благосостояния населения.

Важнейшей задачей государства является не только стимулирование отдельных инноваций или инновационных сфер, но и формирование организационных, экономических и правовых условий для создания и развития национальной инновационной системы. Инновации все в большей степени востребуются не отдельными предпринимателями, а национальными хозяйственными системами и глобальной мировой экономикой в целом,

и этот качественно новый этап проявляется в формировании таких систем. Проблема участия государства в экономике инноваций не сводится только к его участию в научных исследованиях и разработках. Главной отличительной особенностью инновационной экономики является то, что инвестирование в новые технологии, образование, новые отрасли как за счет средств частного бизнеса, так и за счет средств государства осуществляются не только с целью развития изолированных инновационных цепочек и сфер, но и с целью формирования, развития и повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы в целом [4].

Роль государственной политики в построении национально-инновационной системы - определяющая. Она должна создать благоприятные условия для разработок и внедрения новшеств на всех направлениях экономической политики. Необходимо снизить фискальное бремя на товаропроизводителей, создав систему налоговых льгот для инвестиций и инноваций, а затраты на государственную поддержку инновационного процесса увеличить «в разы» [5].

Анализируя состояние инновационного процесса в России Л. А. Гафинова в инновационной политики предлагает ряд мер по решению этой проблемы. По ее мнению, основой национальной инновационной политики должна быть государственная поддержка отечественной науки и передовых научных школ, ориентированных на потребности экономики; такая поддержка касается и институционального совершенствования, в том числе оптимизации «архитектуры» системы научных организаций, и адресного финансирования по приоритетным направлениям. Политика, о которой идет речь, должна охватывать также реформирование высшей школы, в том числе ее экономики (системы финансирования вузов, регулирования цен на их услуги, госзаказа и т. п.).

Еще одно направление активизации инновационной деятельности - стимулирование развертывания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот. Так, для развития конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, которые в состоянии стать очагами формирования постиндустриальных укладов (речь идет, в частности, об авиокос-мическом комплексе и атомной энергетике, о производстве изотопов и о био- и информационных технологиях), необходимо разработать и реализовывать общегосударственную программу развития научно-технических моногородов

(наукоградов) и научно-технических парков (технопарков) вокруг университетских образовательных центров, а также инновационных коридоров (соединяющих крупные города с инновационными центрами и концентрирующих соответствующие институты). Одна из назревших акций государственной инновационной политики - создание венчурных фондов с государственным (на начальном этапе) участием.

Что касается возможностей стимулирования инновационной деятельности предприятий, равно как и расширения спроса на научные разработки, средствами инвестиционной и налоговой политики, то их следует использовать, прежде всего, по линии поощрения инвестиций в прикладные исследования. Пора резко активизировать поддержку участия крупного отечественного капитала в инновационной деятельности и в воспроизводстве интеллектуального потенциала, а также поддержку малого инновационного предпринимательства. Чтобы повысить эффективность организационноправового сопровождения инновационной деятельности, следует развернуть в должных масштабах подготовку менеджеров соответствующего профиля (способных помогать исследователям в поисках финансирования НИР), улучшить патентную защиту и защиту прав интеллектуальной собственности в целом.

Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижения к инновационной экономике требуют создания мощного сектора инноваций, с одной стороны, и модернизации, диверсификации структуры существующей промышленности - с другой. Обе задачи должны решаться синхронно и в кратчайшие сроки, что может быть обеспечено исключительно на основе соответствующих усилий государства. Причем среди мер государственной структурной политики приоритет следует отдать не «горизонтальным» мерам (типа «стимулирования предпринимательской инициативы»), которыми в основном ограничиваются правительственные программы, а мерам «вертикальным», ориентированным на активизацию деятельности новых и перерабатывающих секторов с высокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью продукции.

Переход к инновационному развитию может произойти лишь постепенно по мере освоения все более передовых технологий, разработанных странами-лидерами. Главная предпосылка перехода - изменение относительной эффективности заимствований и инноваций. Только тогда, когда создание «принципиально нового» окажется выгоднее для страны, чем имитация, может возник-

нуть массовый спрос на новшества. Для этого необходимо, чтобы страна развила достаточно мощную фундаментальную и прикладную науку и создала инфраструктуру, позволяющую быстро внедрять результаты исследований. Инновационное развитие должно опираться на сильные институты и высококачественный человеческий капитал. По мере достижения этих условий все большее значение приобретают малые фирмы и финансовый рынок, именно тогда в структуре НИС все большую роль начинают играть венчурные фонды и инкубаторы [6].

Инновационная политика должна быть направлена на регулирование инновационных процессов, поддержку приоритетных отраслей экономики, стимулирование производства конкурентных товаров и услуг для достижения целей устойчивого экономического роста.

За последние годы Правительство России приняло целый ряд законодательных актов. Они определяют главные направления инновационной политики на период до 2020 г. Также законодательными актами определены перспективные направления развития, соответствующее законодательное и ресурсное обеспечение и механизмы, призванные обеспечить создание организационных и экономических условий для формирования и развития национальной инновационной системы и всех ее составляющих. С 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В соответствии с этим законом все финансовые инвесторы инноваций получат дополнительные льготы по налогам на добавленную стоимость, на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения и др.

Новой попыткой инновационного развития Российской Федерации стала идея создания инно-града в Сколково. Законопроект «Об инновационном центре «Сколково» направлен на обеспечение условий для создания и обеспечения функционирования центра «Сколково». В соответствии с концепцией проекта закона центр представляет собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки инновационных энергетических технологий; яде-рные технологии; космические техноло-

гии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры); медицинские технологии: оборудование, лекарственные средства; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

«Город ученых» должен стать не только главным реальным проектом модернизации страны, но и своеобразным локомотивом процесса ее технологического развития. Именно поэтому в эту особую территорию предполагается вложить, по выражению зампредседателя комиссии по модернизации Вл. Суркова, «десятки миллиардов рублей госвложений и столько же еще частных инвестиций» [2].

Стратегия инновационного экономического развития и модернизации страны предполагает разработку и осуществление сложной, последовательной и взаимоувязанной системы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых параметров развития национальной инновационной системы, концентрацию инвестиционных, трудовых и научно-технологических ресурсов для производства, продвижения и реализации инновационных конкурентных товаров с целью обеспечения устойчивого экономического роста и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики на глобальных мировых рынках.

Литература

1. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М., 1996.

2. Гликин М., Костенко Н. Чудо возможно // Ведомости. 2010., № 26 (2544).

3. Нуреев Р. М. Россия на пути в XXI Век // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д, 2008. Т. 6. № 4.

4. Савина Е. Н., Волков С. Д. Роль инноваций в формировании конкурентных преимуществ на рынке услуг // Управление инновациями в образовании: межвуз. сб. науч. ст. СПб., 2006.

5. Савина Е. Н., Дятлов С. А. Государственная поддержка инновационной деятельности // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2007 года: сб. науч. ст. СПб., 2007.

6. Стратегические ориентиры экономического развития России Алатея. Спб., 2010.

7. URL: http://ww.kolokol.ru

8. URL: http://www.gks.ru

* * *

SPECIFICS OF PROVIDING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

R. A. Ryshmanov

In article for the purpose of studying of specifics of modem economic growth questions of development of innovative potential and possibility of its use for ensuring economic growth are considered. The short assessment of an economic situation in the analyzed territory is given. Positive and negative sides of functioning of innovative infrastructure for the purpose of ensuring economic growth are characterized.

Key words: economic growth, innovative potential, innovative process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.