Научная статья на тему 'Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида'

Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова Ольга Николаевна

В статье описываются сопоставительные результаты изучения учебной мотивации младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the Motives of Junior Pupils Educational Activity in a Special (Correction) School of the VIII Type

The results of comparative research in educational motivation of junior pupils with different levels of intellectual development are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида»

УДК 376.42 ББК 4435

ГСНТИ 14.29.01 О. Н. Толстикова

Архангельск, Россия

Код ВАК 13.00.03

O. N. Tolstikova

Arkhangelsk, Russia

СПЕЦИФИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Аннотация. В статье описываются сопоставительные результаты изучения учебной мотивации младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития.

Ключевые слова: мотивация, развитие, учебная деятельность.

Сведения об авторе: Толстикова Ольга Николаевна, аспирантка Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Место работы: ассистент кафедры специальной педагогики и психологии, факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск.

Контактная информация: 163060 г. olga.osovskaya@mail.ru.

SPECIFICITY OF THE MOTIVES OF JUNIOR PUPILS EDUCATIONAL ACTIVITY IN A SPECIAL (CORRECTION) SCHOOL OF THE VIII TYPE

Abstract. The results of comparative research in educational motivation of junior pupils with different levels of intellectual development are presented in the article.

Key words: motivation, development, educational activity.

About the author: Tolstikova Olga Nikolayevna, Post-graduate Student of the Pomor State University n. a. M. V. Lomonosov.

Place of employment: Assistant Lecturer of the Chair of Special Pedagogy and Psychology, Faculty of Correction Pedagogy, The Pomor State Unibersity n. a. M. V. Lomonosov.

фхангельск ул. Урицкого д.56 каб. 1.,

Вопрос о мотивации учебной деятельности имеет важное практическое значение для организации коррекционно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Выполняя учебные задания, школьники с интеллектуальным недоразвитием, как правило, руководствуются иными мотивами, чем школьники с нормальным развитием, в результате чего их учебная деятельность часто оказывается неуспешной [2]. Для достижения

© Толстикова О. Н., 2011

положительных результатов в обучении умственно отсталых школьников необходима такая организация учебного процесса, которая способствовала бы формированию у учащихся мотивационной готовности к более осознанному включению в процесс обучения.

При организации исследования мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием необходимо было учесть, что она неразрывно связана как с личностными

особенностями школьников, так и с особенностями их учебной деятельности. Полноценный анализ учебной мотивации возможен только в рамках комплексного подхода. Это и определило выбор основных направлений исследования. Важным представлялся вопрос о выявлении уровня развития учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в сравнении со сверстниками с нормальным развитием и с задержкой психического развития. При этом мы исходили из положения о том, что мотивация — многоуровневая система, в которой, наряду с наиболее значимыми мотивами, действуют и вспомогательные мотивы [1]. Мотивы — это факторы, предопределяющие успешность учебной деятельности и тесно связанные с отношением учеников к учению.

При изучении учебной мотивации были поставлены следующие задачи:

- выявить, что побуждает и направляет учебную деятельность младших школьников с интеллектуальным недоразвитием;

- определить мотивы, наиболее значимые для младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, обучающихся в разных классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы;

- установить место каждого из учебных мотивов в мотивационной иерархии.

Основную группу испытуемых составили 60 младших школьников с легкой степенью умственной отсталости — учащиеся 2-4-х клас-

сов. С целью проведения сравнительного анализа учебной мотивации умственно отсталых младших школьников в экспериментальное исследование были включены 60 младших школьников с задержкой психического развития — учащиеся 2-4-х классов и 60 нормально развивающихся школьников.

Констатирующий эксперимент включал в себя три блока заданий. Первый блок исследования включал в себя следующие экспериментальные методики: «Методика исследования мотивации учения у школьников» (М. Р. Гинзбург), методика «Неоконченные предложения», методика «Лесенка побуждений» (Л. И. Божович, А. К. Маркова).

Перед предъявлением основных заданий экспериментальной программы с детьми проводилась предварительная беседа, в ходе которой испытуемым предлагалось ответить на ряд прямых и косвенных вопросов . Основная ее цель — знакомство с испытуемыми и включение их в ситуацию эксперимента. Особое значение уделялось умению школьников с различным уровнем интеллектуального развития давать обоснованный ответ на предложенные экспериментатором вопросы. Анализ ответов испытуемых дал возможность охарактеризовать круг школьных интересов учащихся с различным уровнем интеллектуального развития, их отношение к школьной жизни, к школьным порядкам, к учителю и одноклассникам.

Приведем ответы, полученные в ходе беседы со школьниками.

В отличие от школьников с нормальным психическим развитием и большинства школьников с задержкой психического развития учащиеся с интеллектуальным недоразвитием отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать дополнительные, наводящие вопросы — «почему да» или «почему нет».

На вопрос: «Нравится ли тебе твоя школа и почему?» — ответы у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в основном были следующего типа: «Да. Мне тут хорошо, здесь можно играть с друзьями», «Да. Потому что меня здесь учат. Учительница хорошая».

Некоторые школьники ответили на этот вопрос положительно, но почему и чем нравится им школа, они уточнить не смогли. Только двое детей ответили отрицательно: «Нет. Мне не нравится школа, потому что я не хочу учиться».

Большинство младших школьников с задержкой психического развития дали положительный ответ на данный вопрос: «Да. Я здесь учусь. Получаю хорошие оценки», «Да. Я здесь задания выполняю, рисую».

На вопрос: «Нравится ли тебе твоя школа и почему?» — все младшие школьники с нормальным интеллектуальным развитием отвечали, что школа им очень нравится. Анализ ответов нормально развивающихся младших школьников позволяет говорить о том, что они стремятся в школу прежде всего

ради того, чтобы учиться. Конечно, учащиеся массовой общеобразовательной школы, как и школьники с интеллектуальным недоразвитием и задержкой психического развития, любят бегать на перемене, играть в разные игры и т. д. Это подтверждается их ответами. Но прежде всего школа привлекает их серьезной учебной деятельностью: «Да. Мне нравятся уроки русского языка, английского языка, рисования и информатики. На них можно узнать много интересного», «Да. Здесь можно получить много знаний, которые мне пригодятся в жизни».

Следует отметить, что большинство учащихся 2-х классов массовой общеобразовательной школы свой интерес к школе связывали с желанием получать новые знания и умения. В тоже время их привлекает игровая форма уроков. Но наряду с этим им нравится думать, размышлять. Все это вызывает у них положительные эмоции. Некоторые второклассники, отвечая на данный вопрос, ограничились ответом: «Да. Можно получать хорошие оценки». Подобные ответы гораздо реже встречались у учащихся 3-4-х классов массовой школы.

На вопрос: «Нравится ли тебе учиться? Почему?» — большинство испытуемых ответили утвердительно — «нравится». Среди

школьников с интеллектуальным недоразвитием, с задержкой психического развития и с нормальным развитием встречались так же ответы типа: «Не нравится учиться, но надо». Некоторые школьники с интеллектуальным недоразвитием

вообще не смогли ответить на вопрос, почему им нравится учиться.

Сравнительный анализ ответов детей на вопрос «Для чего ты учишься?» позволил определить внутреннюю позицию школьников, оценить их направленность на процесс обучения в школе, круг интересов у испытуемых с различным уровнем интеллектуального развития.

На данный вопрос школьники с интеллектуальным недоразвитием в основном давали немногослов -ные, одинаковые ответы: «Знания получать», «Потому что все учатся», «Чтобы умным быть», «Чтобы все понимать и знать». Младшие школьники с задержкой психического развития отвечали следующим образом: «Знания получать. Все знать», «Чтобы профессию получить, а потом идти работать». У большинства учащихся массовой общеобразовательной школы ответы были более полными и разнообразными: «Хорошо учиться. Получить образование», «Чтобы высшее образование получить, для этого надо много знать».

На вопрос: «Нравится ли тебе учить уроки?» — школьники с интеллектуальным недоразвитием отвечали односложно: «Да» или «Нет». Положительных ответов было гораздо больше, чем отрицательных. Несколько отрицательных ответов было выявлено у учащихся 3-4-х классов, при этом дети не смогли объяснить причины, почему им не нравится делать уроки. Большинство школьников с задержкой психического развития

ответили: «Да нравится. Учитель будет спрашивать. Оценку можно получить хорошую». Преимущественно все младшие школьники с нормальным интеллектуальным развитием ответили: «Да. Нравится». Но, объясняя свой ответ, ученики так же указывали на то, что уроки надо делать, чтобы получить хорошую оценку, чтобы похвалил учитель, чтобы разобраться в учебном материале.

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы требовало обратить внимание на их отношение к выполнению домашнего задания. С этой целью во время беседы с ними мы стремились получить ответы на следующие вопросы: «Для чего ты готовишь домашнее задание?», «Нужны ли домашние задания?».

На первый вопрос были получены следующие ответы: «Чтобы ничего не забыть», «Чтобы показать учителю», «Чтобы дома не забыть материал», «Потому что написано в дневнике». Некоторые школьники не смогли ответить на первый вопрос. На второй же вопрос дети отвечали односложно: «Да» или «Нет», «Да. Домашнее задание надо делать», — или отвечали, что не знают, нужны ли домашние задания.

Исходя из ответов учащихся, можно сделать вывод, что младшие школьники с интеллектуальным недоразвитием не совсем понимают необходимость подготовки домашнего задания, смысл и значимость выполнения учебных заданий. Час-

то в их ответах звучат заученные фразы, услышанные от взрослых. Многие выполняют уроки или иные учебные задания потому, что от них этого требует учитель.

На вопрос: «Для чего ты готовишь домашнее задание?» — учащиеся с задержкой психического развития дали следующие ответы: «Чтобы учитель потом проверил», «Потом получить хорошую оценку», «Чтобы потом рассказать на уроке, о чем прочитал». На второй вопрос: «Нужны ли домашние задания?» преимущественно все школьники ответили: «Да. Нужны, чтобы повторить материал или получить в школе хорошую оценку». Несколько детей ответили: «Не

знаю».

Учащиеся массовой общеобразовательной школы, отвечая на вопрос: «Для чего ты готовишь домашнее задание?», так же как и учащиеся с интеллектуальным недоразвитием и с задержкой психического развития, указывали на то, что домашнее задание нужно выполнять, потому что так требует учитель или предписывают школьные правила. Некоторые руководствуются желанием получить хорошую оценку за выполненное домашнее задание. Но при этом имели место и ответы другого содержания: «Для того, чтобы дома разобраться в том материале, который я не поняла на уроке», «Для того чтобы закрепить то, что мы с учительницей разбирали на уроке. Например, правило по русскому языку». Такие ответы свидетельствуют о понимании некоторыми нормаль-

но развивающимися школьниками значимости выполнения домашнего задания. Наибольшее количество подобных ответов встречалось у учащихся 3-4 классов.

На вопрос: «Нравятся ли тебе школьные порядки?» — преимущественно все испытуемые ответили: «Да». У учащихся с интеллектуальным недоразвитием, так же как у школьников с нормальным развитием и с задержкой психического развития, имели место правильные ответы относительно того, как следует себя вести на уроках, во время перемены, в столовой. Что нужно делать на уроках, когда спрашивает учитель.

Таким образом, анализ собранных материалов, полученных в ходе беседы с учениками, позволил выделить у учащихся разных классов и с различным уровнем интеллектуального развития три группы мотивов учения: мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, мотивы широкого социального значения и мотивы, связанные с побуждением со стороны учителя, родителей и школьных требований.

Первую группу составляют мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, с ее содержанием и процессом выполнения. Интерес к школьной обстановке, к изучаемому материалу или получению знаний, личность учителя, различные виды оценок.

Вторая группа мотивов определяется общественно-историческими условиями жизни людей, условиями жизни ребенка в семье, в

ют собой мотивационную основу отношения школьников к учебной деятельности.

Обобщенные результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные изучения учебной мотивации младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития, %

школе, взаимоотношением с окружающим и тем, как это положение ребенка среди окружающих отражается в его сознании.

Обе группы мотивов выступают в единой системе и представля-

Группы мотивов Младшие школьники

с недоразвитием интеллекта с задержкой психического развития с нормальным развитием

2кл 3кл 4кл Х ср 2кл 3кл 4кл Х ср 2кл 3кл 4кл Х ср

Связанные с учебной деятельностью 25 35 40 33 35 40 30 35 45 35 30 37

Широкого социального значения 0 0 0 0 15 30 45 30 35 55 70 53

Побуждение со стороны учителя, школьных требований 75 65 60 67 50 30 25 35 20 10 0 10

Из приведенных в таблице данных видно, что у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя и школьных требований (67 %). Дети давали следующие ответы: «Учиться, чтобы умным быть. По уму жить», «Надо быть умным, а не глупым». Как видно, ответы детей адекватные, но недостаточно осознанные, так как мотивировка «по уму жить», «умным быть, не бездельничать» скорее является повторением слов

взрослых людей, которые школьники слышали неоднократно ранее.

Самое большое количество подобных ответов было диагностировано у школьников 2-х классов (75% ). Данная группа мотивов становится менее значимой к четвертому классу (60 %), за счет увеличения мотивов, связанных с учебной деятельностью.

Важно отметить, что у трети (33 %) младших школьников с интеллектуальным недоразвитием отношение к учебной деятельности побуждается мотивами, непосред-

ственно связанными с учебной деятельностью: «Чтобы четверть закончить на одни пятерки», «Знания получать. Книжки читать». Встречались и другие ответы: «В школе нравится рисовать на выставку картинки», «В школе есть спортзал. Там есть скакалки, батут, можно прыгать. На продленке слушать музыку». Эти школьники с интеллектуальным недоразвитием, как и их сверстники с нормальным развитием и с задержкой психического развития, свое отношение к учебной деятельности мотивировали стремлением получать знания, участвовать в школьной жизни, выполнять учебные действия в процессе обучения, получать хорошие оценки. Но ответы их достаточно поверхностные и краткие, часто заученные или крайне ситуативные. Как правило, учащихся с интеллектуальным недоразвитием к выполнению действий побуждают мотивы, связанные с конкретной и привлекательной для них ситуацией, что свидетельствует о незрелости у них мотивации учения.

Полученные ответы так же могут свидетельствовать о привлекательности занимательного характера выполняемой деятельности для умственно отсталых школьников. В частности: ходить в спортзал, «читать» книжки в библиотеке, рисовать, играть на перемене, что говорит о преобладании внешней мотивации к учению у данной категории детей.

Следует отметить, что у умственно отсталых учащихся 2-4 классов не наблюдалось, даже в эле-

ментарном виде, мотивов широкого социального значения.

Данные эксперимента показывают, что для младших школьников с задержкой психического развития характерно наличие всех трех групп мотивов. Первое место занимает группа мотивов, непосредственно связанных с учебной деятельностью (35 %), а также мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя и школьных требований (35 %). Как видно из данных таблицы, наличие у школьников с задержкой психического развития, мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, уменьшается к 4 классу (30 %), за счет увеличение мотивов широкого социального значения (45 %). Мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя и школьных требований были диагностированы во 2-х классах у 50 % учеников, в 3-х классах — у 30 %, в 4-х — у 25 % учеников. При этом у некоторых школьников обнаружилось отрицательное отношение к учению. «Не хочу учиться, но надо», «Трудные задания дают, не нравится учиться».

Наличие мотивов широкого социального значения обнаружилось у школьников с задержкой психического развития во 2-х классах в 15 % случаев, в 3-х — в 30 %, в 4-х — в 45 % случаев.

Что касается младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием, то из представленных данных видно, что у них доминируют мотивы широкого социального значения (53 %), во втором классе они были выявлены у

35 % школьников, в третьем — у 55 % школьников, в четвертом — у 70 % учащихся. Наиболее значимыми для них оказались такие мотивы, как самосовершенствование (быть воспитанным и культурным) и самоопределение (после школы продолжить учиться, работать). Ответы младших школьников с нормальным развитием были разнообразными по содержанию и достаточно обоснованными. Дети рассуждали так: «Чтобы высшее образование получить, для этого нужно много знать», «Я хочу заниматься спортом, профессию получить, поэтому надо хорошо учиться», «Получить образование хорошее строителя или экономиста, для этого нужны знания», «Быть воспитанным и умным», «Знания получать, чтобы в институт потом пойти».

На втором месте у школьников с нормальным развитием находились мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью. Динамика их уменьшилась к четвертому классу, за счет увеличения количества учащихся с широкими социальными мотивами. У 10 % учащихся отношение к обучению складывалось под влиянием требований учителя и родителей.

Таким образом, младшие школьники с интеллектуальным недоразвитием находятся в большинстве своем под влиянием внешней ситуации, учебная деятельность не является для них осознанной, личностно значимой деятельностью. В силу отсутствия стойких интересов, обедненности

внутреннего мира, низкого интеллектуального развития, искаженного понимания необходимости посещения школы и приобретения знаний школьная жизнь и связанная напрямую с ней учебная деятельность имеют для большинства из них формальный характер и осуществляются на основе подчинительной мотивации.

Часть детей (33 %) на основе усвоения социальных норм обнаруживает мотивы, связанные с учебной деятельностью. Однако и эти мотивы умственно отсталых школьников отличаются своеобразием: недостаточной осознанно-

стью и глубиной, чаще они имеют поверхностный, ближайший характер. В то время как у младших школьников с нормальным развитием и даже у большинства школьников с задержкой психического развития учебные мотивы носят более осознанный характер, они более глубоки по содержанию и разнообразны по форме.

Литература

1. Божович, Л. И. Избранные пси-

хологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. :

Междунар. педагог. акад., 1995. — 212 с.

2. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.