Научная статья на тему 'Специфика мотивационно-смысловой сферы современного учителя'

Специфика мотивационно-смысловой сферы современного учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ДИНАМИЧЕСКИЙ И СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТЫ / РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ УЧИТЕЛЯ / MOTIVATIONAL-SEMANTIC SPHERE / THE DYNAMIC AND SEMANTIC COMPONENTS / THE LIMITATIONS AND RESOURCES OF TEACHER''S MOTIVATIONAL-SEMANTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лужецкая Анна Михайловна

Исследованы особенности мотивационно-смысловой сферы современных педагогов на разных стадиях профессионализации. Проводится анализ общих и специфических для каждой стадии профессионализации особенностей. Вариативные особенности и инвариантные свойства педагогов проявляются как в выраженности параметров, так и в структуре мотивационно-смысловой сферы. Выявлены ограничения и ресурсы мотивационно-смысловой сферы учителей. Проводится факторизация полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MOTIVATIONAL-SEMANTIC SPHERE OF MODERN TEACHERS

The article is concerned with the role of teacher's motivational-semantic sphere in his or her professional activity. The motivational-semantic spheres structure comprising dynamic and semantic component is described on the basis of motivation and semantic approach. Dynamic component is represented by motivation formation relevant activity (i.e. motivations). Semantic component is represented by lasting and abstract cognitive and rational structures and leads to personality meaning-making. Results of empirical study of teacher's motivational-semantic sphere at different levels of professionalization (adapter-teacher, internal, expert, authority, mentor) according to E.A. Klimov are given. The analysis of the general and specific characteristics of each stage of professionalization is performed. Differences (divergent features) and general properties (invariant) of teachers appear in manifestation parameters and in the structure of motivational-semantic sphere. The limitations, qualities do not meet the requirements of the profession, and resources motivational-semantic sphere of teachers are revealed. The structure of motivational-semantic sphere of the modern teacher is obtained, based on factorization of the empirical research's results.

Текст научной работы на тему «Специфика мотивационно-смысловой сферы современного учителя»

УДК 159.9.072.432

А.М. Лужецкая

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Исследованы особенности мотивационно-смысловой сферы современных педагогов на разных стадиях профессионализации. Проводится анализ общих и специфических для каждой стадии профессионализации особенностей. Вариативные особенности и инвариантные свойства педагогов проявляются как в выраженности параметров, так и в структуре мотивационно-смысловой сферы. Выявлены ограничения и ресурсы мотивационно-смысловой сферы учителей. Проводится факторизация полученных результатов. Ключевые слова: мотивационно-смысловая сфера, динамический и смысловой компоненты, ресурсы и ограничения мотивационно-смысловой сферы учителя

SPECIFICS OF MOTIVATIONAL-SEMANTIC SPHERE OF MODERN TEACHERS

A.M. Luzhetskaya

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

The article is concerned with the role of teacher's motivational-semantic sphere in his or her professional activity. The motivational-semantic spheres structure comprising dynamic and semantic component is described on the basis of motivation and semantic approach. Dynamic component is represented by motivation formation relevant activity (i.e. motivations). Semantic component is represented by lasting and abstract cognitive and rational structures and leads to personality meaning-making. Results of empirical study of teacher's motivational-semantic sphere at different levels of professionalization (adapter-teacher, internal, expert, authority, mentor) according to E.A. Klimov are given. The analysis of the general and specific characteristics of each stage of professionalization is performed. Differences (divergent features) and general properties (invariant) of teachers appear in manifestation parameters and in the structure of motivational-semantic sphere. The limitations, - qualities do not meet the requirements of the profession, and resources motivational-semantic sphere of teachers are revealed. The structure of motivational-semantic sphere of the modern teacher is obtained, based on factorization of the empirical research's results.

Key words: motivational-semantic sphere; the dynamic and semantic components; the limitations and resources of teacher's motivational-semantic sphere

ВВЕДЕНИЕ

Работа с одаренными детьми в условиях современной системы образования предъявляет особые требования к личности учителя. В процессе взаимодействия с учениками учитель осознанно и неосознанно транслирует им свои смыслы или, другими словами, участвует в процессах смыслообразования учащихся. Такая «трансляция» происходит в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через вербальную коммуникацию и поведенческие паттерны педагога.

Ю.М. Забродин и Б.А. Сосновский [2] отмечают, что истинная специфика личности и деятельности эффективного педагога заключается не только (и не столько) в высоком уровне профессиональных знаний и умений, не столько в развитии соответствующих способностей, сколько в наличии совершенно особой мотивационно-смысловой структуры личности педагога.

Ряд исследователей доказывают связь мотива-ционно-смысловых структур личности учителя с качеством труда и способностью к инновационной деятельности. Так, А.А. Деркач [3] экспериментально доказал, что от наличия в структуре мотивации потребностей профессионального развития и творчества зависит результативность работы педагога. В его исследовании выявлены вполне определенные различия в структуре мотивации у учителей высокого и низкого уровней педагогического профессионализ-

ма. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от структуры профессиональной мотивации педагога.

Д.А. Леонтьев [5] в структуре мотивационно-смысловой сферы констатирует определенную тенденцию - различие двух уровней мотивацион-ных образований. К одному уровню относятся кон-кретно-мотивационные образования, релевантные единичной деятельности, условно обозначим его как динамический. Мотивационные образования другого уровня являются внеситуативными, устойчивыми и обобщенными, они побуждают деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении мотивов первого уровня, их действие не ограничивается конкретной деятельностью, а соотносится с жизнью человека в целом и является источником смыслообразования личности, поэтому обозначим этот компонент направленности как смысловой [5].

Между динамическим и смысловым компонентами существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния: динамический компонент, будучи более ранним продуктом онтогенеза, побуждает и направляет деятельность человека в определенном русле. Обратная взаимосвязь проявляется в том, что устойчивые мотивы (смысловой компонент) реализуются в деятельности через конкретно-мо-тивационные образования (динамический). То есть, представляя высший ядерный уровень механизмов личности, смысловой компонент определяет содер-

жательные отношения человека с миром, которые регулируют его жизнедеятельность [7].

Соотношение мотивационно-смысловых образований во многом зависит от специфики возрастного развития, а также от осмысления профессионального опыта личностью в ходе трудовой жизни, поэтому изучение мотивационно-смысловой сферы требует учета закономерностей, связанных с профессионализацией личности педагога.

С целью изучения особенностей мотивацион-но-смысловой сферы личности учителя на разных этапах профессионализации нами было проведено эмпирическое исследование.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ г.г. Иркутска, Ангарска, Шелехова и Усолья - Сибирского, психологическим обследованием были охвачены 270 педагогов - женщин в возрасте от 22 до 62 лет, все испытуемые имели непрерывный стаж педагогической деятельности - от 1 года до 40 лет.

В соответствии с целью исследования были сформированы 5 групп педагогов с учетом стадий профессионализации: 1) адаптанты (до 25 лет) - стаж работы до 3 лет (52 человека); 2) интерналы (от 26 до 32 лет включительно) - стаж работы от 4 до 10 лет (53 человека); 3) мастера (от 33 до 42 лет) - стаж работы от 11 до 20 лет (57 человек); 4) авторитеты (от 43 до 52 лет) - стаж работы от 21 до 30 лет (55 человек); 5) наставники (от 53 лет) - стаж работы более 30 лет (53 человека). Выделенные группы были охвачены психологическим тестированием, направленным на изучение особенностей мотивационно-смысловой сферы личности педагогов на разных стадиях профессионализации.

В ходе исследования использовались следующие методики: опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана и «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер; тест смысложиз-ненных ориентаций Д.А. Леонтьева и тест САМОАЛ Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина и Н.Ф. Калина. С целью изучения основных мотивов выбора педагогической профессии и отношения к ней нами была разработана анкета.

Для выявления достоверности различий в распределении результатов педагогов разных возрастных групп по уровню выраженности параметров мотивационно-смысловой сферы использовался Н-критерий Краскела - Уоллиса. Анализ структуры мотивационно-смысловой сферы личности педагогов проводился с применением факторного анализа по методу максимального правдоподобия с варимакс-вращением Г. Кайзера.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования было проведено анкетирование испытуемых, результаты которого отражены в таблице 1.

В результате анкетирования было выявлено, что 93 % испытуемых в качестве мотива выбора профессии указывают любовь к детям, 67 % - желание учить

и развивать, 24 % учителей выбрали эту профессию, исходя из желания влиять на других, 42 % педагогов были вдохновлены на выбор профессии чьим-то достойным примером, и только 5 % испытуемых избрали профессии, находясь под чьим-то влиянием. 85 % педагогов больше всего в работе учителя ценят общение с детьми, 58 % в качестве главной ценности профессии указывают ее нужность и полезность обществу, 67 % ценят необходимость постоянного развития и самосовершенствования в педагогическом труде, 10 % учителей считают значимым возможность ощутить свое влияние на других, а 7 %, как главную ценность отмечают необходимость постоянно решать новые нестандартные проблемы.

На вопрос о том, что учитель должен дать учащимся, 100 % указали знания по предмету, 60 % - воспитание моральных и духовных качеств, 93 % считают, что педагог должен способствовать формированию зрелой и ответственной личности, 27 % отметили, что должны сформировать отношение к жизни учащихся, основываясь на том, чего у них еще нет - на жизненном опыте.

Главной предназначение профессии учителя 97 % педагогов видят во всестороннем развитии личности учащихся, 76 % - в формировании вечных ценностей в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации, 27 % учителей рассматривают свое предназначение как передачу собственного опыта будущим поколениям, а 45 % учителей в качестве главного предназначения отмечают развитие способностей учащихся.

Общение с учениками 93 % педагогов считают самым важным и интересным в работе, 87 % воспринимают это как самое приятное в труде учителя, 56 % ориентированы на возможность учиться у своих уников в общении с ними. Лишь 10 % рассматривают это как производственную необходимость, а 7 % считают общение с детьми как самое сложное в работе учителя. Вопрос о возможности уйти из школы при наличии более выгодного кадрового предложения положительно ответили 7 % педагогов, а 93 % отметили, что не станут менять профессию даже при более выгодных условиях.

Результаты анкетирования в целом свидетельствуют о выраженной педагогической направленности педагогов: у большинства из них выражены такие мотивы, как интерес к детям и нацеленность на их развитие, мотивы профессионального развития и служения людям, что соответствует модели направленности личности учителя.

Далее было проведено исследование динамического и смыслового компонента мотивацион-но-смысловой сферы учителей на разных этапах профессионализации. В соответствии с гипотезой исследования о существовании общих, независимых от стадии профессионализации свойств мотиваци-онно-смысловой сферы учителя (инвариантных), а также о соответствующих различиях - вариативных особенностях, мы провели анализ полученных результатов и выявили следующее:

1. Педагогам присущ ряд инвариантных по отношению к стадии профессионализации параметров

Таблица 1

Результаты анкетирования педагогов

Вопрос Варианты ответов %

Каковы ваши мотивы выбора профессии? Любовь к детям 93

Желание учить новому, воспитывать, развивать 67

Желание влиять на других 24

Чей-то пример (талантливые учителя, преподаватели) 42

Чья-то воля (друзья, родители, учителя) 5

Что вы больше всего цените в работе учителя? Общение с детьми 85

Нужность и полезность данной профессии обществу 58

Необходимость постоянного развития и самосовершенствования 67

Возможность ощутить свое влияние на других 10

Необходимость постоянно решать новые проблемы и сталкиваться с нестандартными ситуациями 7

Что, на ваш взгляд, учитель должен дать учащимся? Знания по предмету 100

Воспитать моральные и духовные качества 60

Способствовать формированию зрелой и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор 93

Сформировать отношение к жизни, основанное на личном опыте 27

В чем главное предназначение профессии учителя? Во всестороннем развитии личности учащихся 97

В передаче собственного опыта будущим поколениям 27

В формировании вечных ценностей в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации («... Сеять разумное, доброе, вечное...») 76

В развитии способностей учащихся 45

Что для вас - общение с учениками? Производственная необходимость 10

Самое важное и интересное в работе учителя 93

Самое сложное (энергозатратное) в работе 7

Возможность учиться чему-то у них 56

Это наиболее приятное в работе учителя 87

Ушли бы вы из школы, если бы вам сделали предложение перейти на более выгодную работу? Да 7

Нет 93

мотивационно-смысловой сферы. На основе анализа требований к современному педагогу, мы рассматриваем полученные результаты либо как ограничения личности учителя, то есть не соответствующие требованиям профессии качества, либо как ресурсы - качества, в полной мере отражающие вызовы современной системы образования [6]. Итак, общими ограничениями (несоответствиями требованиям к личности современного педагога) являются в динамическом компоненте - мотивы управления, а также мотивы творчества и инноваций. В смысловом компоненте слабо выражены независимость и свобода выбора, аутентичность и способность контролировать жизненные события. К инвариантным ресурсным параметрам мотивационно-смысловой сферы (ее сильным сторонам) относятся: в динамическом компоненте - мотивы стабильности труда, общения, служения и пользы обществу, а также преобладание рабочих мотивов над бытовыми в целом. Ресурсами смыслового компонента являются высокая осмысленность жизни, ее выраженные цели и ценности самоактуализации.

2. Существуют вариативные особенности мо-тивационно-смысловой сферы личности педагогов [1]. Они проявляются в уровневых различиях параметров на разных стадиях профессионализации. В качестве ограничений выступают: слабое стремление к личностному росту у адаптантов; сниженная ценность взаимодействия с другими интерналов; у авторитетов не сформирована положительная Я-концепция; слабые мотивы самостоятельного проектирования деятельности, независимости и свободы выбора личности у наставников. Ресурсами мотивационно-смысловой сферы являются: у учителей-адаптантов - креативность личности, у интерналов - локус контроля - «Я». У учителей-мастеров высоко выражена ценность процесса жизни в смысловом и мотивы автономии в динамическом компоненте.

Перейдем к анализу структуры мотивационно-смысловой сферы личности педагогов на разных стадиях профессионализации.

Сравнительный анализ выявленных специфических и общих для всех групп взаимосвязей

между параметрами динамического и смыслового компонентов позволил отметить, что наибольшее количество взаимосвязей наблюдается в группах педагогов-адаптантов и наставников, а наименьшее у учителей-интерналов и мастеров, а значит, структура мотивационно-смысловой сферы педагогов вначале и на завершающем этапе профессиональной карьеры наиболее выражена. Возможно, это связано с тем, что на начальном этапе работы у учителей сформированы мотивы профессиональной деятельности, основанные на представлении о ней и на собственных целях в профессии, но не подкрепленные реальным опытом. На завершающем этапе педагогической деятельности связи внутри структуры направленности основаны на осознанном личном профессиональном опыте, но не связаны с будущими целями. На других этапах профессионализации постоянно происходит внутренняя перестройка мотивационно-смысловых образований, связанная с расширением и осознанием опыта и будущих целей, в силу чего уменьшается количество и меняется характер связей внутри структуры моти-вационно-смысловой сферы педагогов этих групп. Если рассматривать динамику формирования связей динамического и смыслового компонентов в ходе профессионализации можно сказать, что она имеет волнообразный характер: динамика снижается от начала профессиональной деятельности, где имеется большое количество связей, к этапам интернала и

мастерства, где отмечено наименьшее количество связей, и структура как бы «кристаллизуется», но к стадиям авторитета и наставничества динамика опять нарастает и количество связей увеличивается, хотя меняется их характер.

С целью выявления наиболее значимых базовых параметров среди всех исследуемых переменных в компонентах мотивационно-смысловой сферы личности педагогов был проведен факторный анализ результатов исследования. Результаты теста Кайзера - Гутмана и теста «каменистой осыпи» свидетельствуют о том, что целесообразно остановиться на выделении пяти факторов.

В процессе факторного анализа полученных результатов была выделена факторная структура мотивационно-смысловой сферы. Параметры исследования объединились в факторы следующим образом (табл. 2).

В состав первого фактора вошли три параметра из динамического компонента, имеющие наибольший факторный вес среди всех переменных. Это мотивы вызова (0,964), интеграции (0,946) и предпринимательства (0,960). Данные мотивы отражают такие особенности личности, как высокая внутренняя мотивация, потребность испытывать себя, решая при этом новые профессиональные и личностные проблемы, стремление разрабатывать свое видение дела и попытку осуществить его в ре-

Таблица 2

Распределение факторных нагрузок переменных при факторизации параметров мотивационно-смысловой

сферы педагогов

№ Условное название фактора № Переменные, вошедшие в состав фактора Факторный вес переменной

1 Направленность на достижения 1 Мотив вызова 0, 964

2 Мотив интеграции 0, 946

3 Мотив предпринимательства 0, 960

2 Направленность на активную жизненную позицию 1 Мотивы общения 0, 665

2 Общая активность 0, 619

3 Творческая активность 0,823

4 Социальная полезность 0,856

5 Рабочая направленность 0, 683

6 Общежитейская направленность 0, 955

3 Направленность на профессиональную реализацию 1 Мотив профессиональной компетентности 0, 548

2 Мотив автономии 0,601

3 Коэффициент мотивационной напряженности 0, 937

4 Направленность на осмысление жизни 1 Общий показатель осмысленности 0, 577

2 Цели жизни 0, 722

3 Процесс жизни 0, 720

4 Результативность жизни 0, 812

5 Локус контроля - «Я» 0, 792

5 Направленность на аутентичность 1 Автономность 0, 620

2 Спонтанность 0, 576

3 Аутосимпатия 0, 707

4 Гибкость в общении 0, 539

альности, применение новаторского и творческого подхода, желание «быть продолженным в деле», вложить в него свои силы и возможности, а также ценность жизни и способность видеть свой труд относительно жизни в целом. Все это позволило нам условно обозначить данный фактор как «Направленность на достижения».

В состав второго фактора вошли параметры и рабочей направленности (0,683) и общежитейской (0,955). Хотя удельный вес последней больше, остальными переменными в этом факторе являются мотивы рабочей направленности: общая активность (0,619), творческая активность (0,823), социальная полезность (0,856), а также мотивы общения (0,665). Такое соотношение переменных отражает выраженное стремление к реализации собственных возможностей в жизни в целом, поэтому мы обозначили этот фактор как «Направленность на активную жизненную позицию».

Третий фактор включает в себя три переменные, отражающие стремление личности быть мастером своего дела, испытывать гордость от сознания своего профессионализма (мотив профессиональной компетентности - 0,548), стремление личности к самостоятельности, значимость для нее собственной оценки результата труда по очень высоким критериям (мотив автономии - 0,601), а также показатель общей профессиональной мотивации (мотиваци-онная напряженность - 0,937). Анализ содержания указанных параметров позволил обозначить этот фактор, как «Направленность на профессиональную реализацию».

Четвертый фактор составили 5 параметров осмысленности жизни, за исключением локуса контроля жизни: ее общий показатель (0,577), наличие целей жизни (0,723), ценность ее процесса (0,720), и результата (0,813), а также локус личного контроля (0,792). Поэтому этот фактор получил название «Направленность на осмысление жизни».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятый фактор мотивационно-смысловой сферы личности педагогов включает четыре параметра самоактуализации: автономность (0,620), спонтанность (0,576), аутосимпатия (0,708) и гибкость в общении (0,539). Все это отражает главные критерии психического здоровья личности: жизненность и самоподдержка, зрелость, естественность и свобода, исходящая из доверия миру, хорошо осознаваемая «Я-концепция» личности, а также способность к адекватному самовыражению в общении. Перечисленные свойства определяют аутентичную зрелую личность, что и дало название данному фактору.

Проведенный ранее содержательный анализ выраженности параметров мотивационно-смысловой сферы личности педагогов, а также выявленные в ней ограничения позволяют следующим образом охарактеризовать факторную структуру мотиваци-онно-смысловой сферы учителя: слабая направленность на достижения, выраженная направленность на активную жизненную позицию и средняя - на профессиональную реализацию; высокая направленность на осмысление жизни и слабая направленность на аутентичность.

Таким образом, два фактора направленности из пяти представлены проблематичными для данной выборки параметрами и нуждаются в оптимизации, поэтому воздействие на такие факторы, как «направленность на достижения» и «направленность на аутентичность» позволит оптимизировать направленность личности педагогов в целом.

ВЫВОДЫ

Мотивационно-смысловая сфера современных учителей имеет определенную специфику в зависимости от стадии профессионализации, но ей также свойственны общие черты, независимые от возраста и опыта работы педагогов. Эти инвариантные и вариативные свойства проявляются как в уровневых различиях изучаемых параметров мотивационно-смысловой сферы, так и в ее структуре.

На основе факторизации результатов исследования, а также анализа выявленных ограничений и ресурсов можно определить особенности организации работы по оптимизации мотивационно-смысловой сферы учителей.

ЛИТЕРАТУРА REFERENCES

1. Володина Е.П. Структура ценностных ориен-таций современных студентов психологов с высоким уровнем интеллекта // Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции. - Прага: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 131-134.

Volodina EP (2014). Value orientations structure of modern psychology students with high level of intelligence [Struktura cennostnyh orientacij sovremennyh studentov psihologov s vysokim urovnem intellekta]. Obrazovanie: tradiciii innovacii:Materialy VImezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii, 131-134.

2. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 100-108.

Zabrodin YM (1989). Motivational-semantic links in the structure orientation of a person [Motivacionno-smyslovye svjazi v strukture napravlennosti lichnosti]. Voprosy psihologii, 6, 100-108.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2004. - 752 с.

Derkach AA (2004). Acmeology basis for the development of a professional [Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala], 752.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003. - 488 с.

Leontiev DA (2003). Psychology of sense [Psihologija smysla], 488.

5. Лужецкая А.М. Особенности структуры личностной направленности педагогов на разных этапах профессионализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 52-57.

Luzhetskaya AM (2010). Features of the structure of a personal orientation of teachers at different stages of the professionalization [Osobennosti struktury

lichnostnoj napravlennosti pedagogov na raznyh jetapah professionalizacii]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 125, 52-57.

6. Петров В.Г. Ресурсы и ограничения личностной направленности современного педагога // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы V международной научно-практической конференции (15 марта 2013 г.). - Ч. 1. - Прага: Изд-во WORLD PRESS s r.o. - С. 287-291.

Petrov VG (2013). Resources and limits of personal orientation of the modern teacher [Resursy i ogranichenija lichnostnoj napravlennosti sovremennogo pedagoga]. Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki: Materialy V

mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 1, 287-291.

7. Шишева А.Г. Система жизненных смыслов личности как психологическое условие выбора варианта жизни в юношеском возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 509-512.

Shisheva AG (2008). The system of meanings of life of an individual as a psychological condition of adolescence selection of life style [Sistema zhiznennyh smyslov lichnosti kak psihologicheskoe uslovie vybora varianta zhizni v junosheskom vozraste]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 67, 509-512.

Сведения об авторах Information about the authors

ЛужецкаяАнна Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и практической психологии Педагогического института ФГБНУ «Иркутский государственный университет» (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; e-mail: annaluzhetskaya@mail.ru)

Luzhetskaya Anna Mikhailovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychodiagnostics and Applied Psychology of Pedagogical Institute of Irkutsk State University (664003, Irkutsk, ul. Karla Marksa, 1; e-mail: annaluzhetskaya@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.