Научная статья на тему 'Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана'

Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / МЮТЮЭЛИЗМ / ПАРТИКУЛЯРИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Закарьяева Баху Абдулмуслимовна

Проведено исследование моральных суждений современной дагестанской молодежи. Показано, что дагестанская молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана»

58

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА

®2010 Гаджимурадова З.М., Закарьяева Б.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Проведено исследование моральных суждений современной дагестанской молодежи. Показано, что дагестанская молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах.

The authors of the article researched modern Dagestan young people’s moral judgments. They show that Dagestan young people operate with the moral values and principles, which are practically not spread in other cultures.

Ключевые слова: моральные суждения, моральное сознание, контентанализ, моральные ценности, аксиология, мютюэлизм, партикуляризм.

Keywords: moral judgments, moral consciousness, content-analysis, moral values, axiology, mutualism, particularism.

Актуальность исследования морального сознания современной молодежи определяется, с одной стороны, изменениями в социальной жизни современных россиян, детерминированными эпохальными событиями в жизни страны, а с другой - психологическими особенностями личности в этом возрасте. Молодежный возраст традиционно является наиболее сен-зитивным к социальным изменениям и в сущности является индикатором этих изменений. Значимость исследования жизни дагестанской молодежи заключается в том, что Дагестан -это полиэтнический и полилингвистический регион, где на относительно небольшой территории (50,3 тыс. кв. км) живет более 30 народностей, в большинстве своем малочисленных, миноритарных. Именно эти народности образуют единое и целостное содружество, именуемое дагестанским народом. В Дагестане нет так называемого титульного этноса, титульного языка [2]. Вероятно, здесь идет формирование так называемой на-

дэтнической общности регионального типа [4], в которой происходит «сплав» культурных особенностей составляющих ее этнических групп и которой характерно знание сопредельных языков, и взаимопроникновение элементов традиционных культур, и общность обычаев и норм поведения. В таких регионах в целом отмечается высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов. Несомненный интерес представляет в этой связи исследование морального сознания, которое, безусловно, является одним из ведущих факторов длительного мирного сосуществования многочисленных народностей на весьма ограниченной территории.

В соответствии с поставленной задачей - получить информацию по качественной специфике моральных суждений дагестанской культуры - была использована методика SRD-SF (Социоморальной Рефлексии Диагностика (Короткая Форма) - (Sociomoral Ref-

Психолого-педагогические науки • • •

lection Measure (Short Form), представляющая собой «продуктивную» методику диагностики: испытуемые

самостоятельно формулируют обоснование своих действий и отношений. Данная методика была разработана Д. Джиббсон, К. Бэсинджер, Д. Фуллером [9]. Вопросник состоит из 11 пунктов -вопросов, относящихся к социоморальным ценностям типа спасения жизни, «не укради», выполнения обещаний.

СРД-КФ демонстрирует удовлетворительные уровни надежности, достигает приемлемой валидности. Апробация на российских испытуемых [6] показала, что в целом тенденция, полученная на американских испытуемых, подтверждается. Это относится как к прогрессии моральных суждений, так и к уровню значимости различий между возрастными группами. Хотя вполне можно говорить о некоторых качественных различиях, прежде всего об отсутствии у россиян некоторых категорий или аспектов обоснований моральных ценностей, характерных для американцев. Методика была сокращена, но был включен один новый вопрос (о допустимости мести).

Обработка результатов проводилась с помощью контент-анализа ответов испытуемых, хотя контентанализ [5] во многом отличается от требуемой процедуры. Здесь было бы более уместно использовать дискурс-анализ, который предполагает поиск заданной единицы анализа в многозначном сообщении [8]. Однако используемая схема обработки была принципиально иной, чем предложенная авторами СРД-КФ. Фактически заново устанавливались критерии оценки ответов, что соответствовало гипотезе о принципиально иных качественных особенностях морального сознания исследуемого этноса. В случае, когда изучалась культура, на которой методика не была апробирована, следовало предполагать существование принципиально иных феноменов в моральных суждениях,

59

которые не будут соответствовать заранее определенным критериям.

Надежность интерпретации в данном случае повышалась так называемой исследовательской триангуляцией [3]. Это одна из возможностей снизить субъективность одного исследователя, поскольку ее наблюдение дополняется наблюдением нескольких исследователей за одним и тем же событием.

Для оценки точности отнесения ответов испытуемых к той или иной категории сравнивались оценки двух экспертов. В ряде случаев совпадения были на весьма высоком уровне. Например, при отнесении ответов на вопрос: «Почему важно жить, даже если не хочется» к категории религиозных, совпадало порядка 92,6% оценок. При отнесении ответов к категории «забота о близких» совпадений было вообще 100%. Вполне удовлетворительно совпадали ответы при отнесении ответов к категориям «аксиология» - 86,6%; «релятивизм личностных ценностей» -82,2%; «релятивизм ситуации» -92,1%. Но в ряде случаев оценки совпадали далеко не так хорошо. Например, оценка категории «долг» совпадала в 67,5% случаях, фактически неудовлетворительно совпадали оценки категории «самореализация». Но в целом результаты по большинству основных выделенных категорий оцениваются вполне однозначно, без грубых расхождений во мнениях.

Выборку составили представители русской и дагестанской культуры. Студенты Дагестана разных национальностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и лакцы) представлены примерно поровну, всего 85 мужчин и 111 женщин. Данные собраны в 2010 году в Махачкале. Русские также представлены студентами разных вузов Москвы. Данные (предоставлены А. А. Хвостовым и используются с его согласия) собраны в 2002-2003 годах, всего 29 человек. Средний возраст

60

Известия ДГПУ, №4, 2010

всех групп около 21-22 лет, различия в возрасте не значимы.

В ответах относительно важности держать слово, как можно видеть по двум суждениям, объединенным одной идеей, в межэтническом разрезе видно, что у русских менее выражены идеи долга (особенно у русских мужчин понятие о «мужском» слове) и эмпатии, а больше проявляется ориентация (особенно у русских женщин) на самоуважение. Можно предположить, что дагестанцам, учитывая, что они не реже русских заявляют об универсализме моральных оценок, более свойственен партикуляризм в морали («свой» и «чужой» вызывают большой разброс реакций). Например, «выполнить обещание перед малознакомым для меня почти очень важно, но, наверное, я не так уж старался бы» (кумык, 22 года).

В вопросе о том, насколько важно прощать, а не мстить, идея мстительности в классической формулировке (принцип талиона) встречалась вообще только 6 раз: «Я считаю так: око за око, зуб за зуб» (даргинка, 20 лет). Однако идея мютюэлизма, согласно которой за добро ответят добром, распространена гораздо больше (19 ответов): «Потому что любой из нас может оказаться на месте обидчика» (лезгинка, 22 года). Все ответы данной категории были высказаны дагестанцами. Придерживаются принципа И. Канта в той или иной мере 11 дагестанцев. Категорический императив И. Канта гласит (в одной из формулировок), что следует поступать только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом. Или это вопрос: «А что, если все будут поступать так, как и ты?» Типичный ответ: «Если каждый человек будет мстить за свои обиды, то человечество просто истребит друг друга» (аварец, 24 года). Русские эту максиму не высказали. В данном случае

• • •

вполне можно предположить, что мы имеем дело с межкультурными особенностями в обоснованиях прощать. Именно прощать, поскольку практически всегда речь шла о прощении. В отношении религиозных обоснований также вполне можно говорить о качественных отличиях двух культур, о том, что в дагестанской культуре студенческая молодежь не имеет однозначного представления о религиозных предписаниях в отношении мести. Наконец, идея сохранения себя как личности явно больше выражена у русских. По ряду категорий ответов количественных и качественных отличий не выявлено.

В вопросе о том, насколько важно говорить правду, в очень многих ответах учитывается следствие. Это прежде всего отношения; почти в равной степени учитывается собственная совесть, самоуважение: «От правды зависит чистота совести человека. А совесть - это важнейшая ценность в человеке» (аварка, 23 года). Но также весьма много относительно простых предписаний говорить правду всегда и всем. Особенно часто эта идея выражается в поговорке «лучше горькая правда...», при этом ответы в большей степени типичны для дагестанцев. Наконец, культурные особенности проявляются и в том, что у дагестанцев гендерные особенности выражены чаще, например, при учете отношений как критерия правдивости или опасения следствий, в частности того, что ложь раскроется.

В вопросе о том, насколько важно спасти жизнь человека и насколько важно (без риска для собственной жизни) спасти жизнь незнакомца, разногласий почти нет - спасать. Не случайно, самая распространенная категория ответов - аксиология, в которой жизнь часто объявляется высшей ценностью. Часто она идет совместно с универсализмом - ценна каждая жизнь. Или с деонтологией - необходимо спасать жизнь, которая дается

Психолого-педагогические науки • • •

один раз. В очень многих ответах учитывается самосознание: гордость за поступок и муки совести за отказ от него. Характерен мютюэлизм - ожидание ответного равного действия: «Всегда надо помочь беспомощному человеку, потому что сам можешь оказаться в беде» (лезгин, 22 года). Хотя очевидны культурные особенности. Партикуляризм встречается только у дагестанцев: «Я бы спасла жизнь близким, но не людям, которых я абсолютно не знаю » (даргинка, 20 лет), равно как и формула И. Канта.

Культурные особенности и в том, что у дагестанцев гендерные особенности более выражены.

В вопросе о том, насколько для человека важно жить, даже если он этого не хочет, разногласий почти нет - жить. Хотя очень часто ответа на вопрос не дается и предлагается решать его самостоятельно. Самая распространенная категория ответов - чувства близких людей: жить надо для них. Хотя эти ответы можно рассматривать как вариант ценностных суждений, но всего таковых в иных вариантах было относительно немного, как и простых предписаний жить. Весьма часты религиозные обоснования, особенно у дагестанцев: «Потому что человек не может решать, жить ему или нет, на все воля Аллаха. Если Аллах сохраняет человеку жизнь, несмотря на его желание, значит у него на Земле предназначение какое-то» (лезгинка, 22 года). Распространены идеи самореализации, выполнения своего предназначения.

В вопросе о том, насколько важно не брать чужие вещи, межкультурные особенности хорошо выражены. Прежде всего дагестанские женщины более русских женщин склонны воздерживаться от использования чужих вещей. Разногласий почти нет - брать чужое нельзя. Потому что это воровство и это просто чужое (особенно типично для дагестанцев), это некрасиво (эстетическая оценка особенно характерна для дагестанских жен-

61

щин): «Нехорошо и некрасиво» (аварка, 15 лет). Потому что запрещено, надо думать о своей совести и чувствах владельца вещи. Весьма часты религиозные обоснования. Хотя иногда ответа на вопрос не дается и предлагается решать самостоятельно, в зависимости от ситуации.

В вопросе о том, насколько важно подчиняться закону, дагестанцы явно более русских готовы подчиняться закону, особенно это видно при сравнении ответов женщин. При сравнении ответов мужчин различие также очевидно. Что касается качественных отличий, то можно выделить некоторые особенности «общественного гомеостаза» в разных культурах.

Если чужое брать нельзя практически однозначно для всех, то с подчинением законам не так просто. Расцвели идеи Калликла о том, что тот, кто силен встать выше законов, тот имеет на это право, идеи Ф. Ницше о том, что в государстве все теряют себя, и хорошие, и дурные, для лишних людей изобретено государство; идея Ж. П. Сартра - поступать по совести, даже если это нерационально. Хотя до простого нигилизма мало кто опускается. Часто предлагается решать самостоятельно, в зависимости от ситуации, особенно русскими, мужчинами в основном.

Идея И. Канта вновь нашла гораздо больше сторонников среди дагестанцев, чем среди русских. Дагестанцами чаще высказаны идеи равноправия перед законом: «Закон для всех людей одинаков» (аварка, 22 года), тогда как русские, вероятно, считают некоторых «равноправнее»; они нередко полагают возможным поступать не по закону, а по собственным соображениям, в частности, по совести: «Любой человек - это личность. Главное не противоречить своим собственным убеждениям» (русский, 26 лет).

Таким образом, очевидно, что в обоснованиях своих действий студен-

62

Известия ДГПУ, №4, 2010

ческая молодежь разных культур часто оперирует разными ценностями и принципами. В дагестанской культуре чаще можно видеть партикуляризм в морали («свой» и «чужой» вызывают больший разброс реакций). Такого рода отношение авторами SRM-SF не описывается, ими приводятся некоторые аналогии, но в данном виде идеи двойных стандартов они не отражают. Видимо, эта категория морального сознания не является типичной для граждан США; вероятно, это обусловлено тем, что относительно изолированные и независимые общины Дагестана традиционно отстаивали прежде всего свои (родовые, джамаатовские (общинные) и т.д.) интересы при любом соприкосновении с другим обществом - в семейных, экономических, военных делах. Хотя в той или иной степени этот психологический механизм (двойной морали, двойного стандарта) присущ, видимо, большинству, и здесь можно говорить только об относительно большей его выраженности у дагестанцев. Следующий вывод исследования касается также архаического по сути, традиционного принципа талиона, предполагающего месть. Однако выяснилось, что она не является типичной для дагестанцев, нормативная культура которых вообще не является наиболее показательной и типичной для всего Северного Кавказа.

Выражена идея мютюэлизма (обмена услугами), особенно распространен один из вариантов категори-

Примечания

• • •

ческого императива И. Канта. Вполне уместно отметить, что данная максима также не упоминается авторами SRM-SF, вероятно, она не является также типичной для граждан США. Более распространены в дагестанской культуре предписывающие универсальные суждения типа «это должны все и всегда». В ряде случаев дагестанцы чаще оперируют религиозными обоснованиями. Русских, с другой стороны, отличает большее внимание к свободе самоопределения; соответственно, в первую очередь во внимание принимается не столько долг, общество, другие люди, сколько самосознание, совесть, сохранение себя как личности. Межкультурные различия проявились и в том, что у дагестанской молодежи более выражены гендерные особенности; они выявляются чаще и лучше выражены.

Таким образом, качественная методология оправдала себя. Было показано, что дагестанская студенческая молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах. С другой стороны, некоторые категории морального сознания для дагестанской культуры, видимо, не типичны. Но следует оговорить, что выводы ограничены студенческой молодежью Дагестана (представленной пятью основными этносами) и не распространяются на старшее поколение.

1. Агаларов М. А. Традиционный общественный быт// Современная культура и быт народов Дагестана // ред. кол.: С. Ш. Гаджиева (отв. ред.), Г. Д. Даниялов, X. О. Хашаев. М., 1971. С. 212214. 2. Гамзатов Г. Г. Факторы согласия и межэтнического напряжения // Жизнь национальностей. 2005. № 2. С. 18. 3. Киблицкая М. В., Масалков И. К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003. С. 74. 4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. T. 26. № 3. С. 51. 5. Семенов В. Е. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ) // Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 43-60. 6. Хвостов А. А. Сравнительный анализ моральных суждений - от подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности. 2001. № 1. С. 26-48. 7. Хвостов А. А., Гаджимурадова 3. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. М., 2005. С. 201-205. 8. Шевченко А. Ю. Дискурс-анализ полити-

Психолого-педагогические науки

• • •

63

ческих медиа-текстов // Полис. 2002. № 6. С. 19. 9. Gibbs J. С., Basinger К. S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the development of sociomoral reflection. Hillsdale (New-York) etc., 1992. V. XII.

218 p.

Статья поступила в редакцию 15.11.2010 г.

УДК 159.9:37.015.3

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

©гою Гасанова Д.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Повышению познавательной активности будущих специалистов в области образования способствует рефлексия как метод осознания эффективности собственной профессиональной деятельности, личностных смыслов, стереотипов мышления, поведенческих паттернов. Актуальным в контексте решаемых задач является применение активных методов обучения, одним из которых является тренинг.

The increase of the future specialists’ cognitive activity in the sphere of education is promoted by a reflection as a method of comprehension of the efficiency of own professional work, personal senses, stereotypes of thinking, behavioural patterns. Using the active methods of education (one of which is a training) is actual within the context of current tasks.

Ключевые слова: познавательная активность, рефлексия, осознание, активные методы обучения, тренинг.

Keywords: cognitive activity, reflection, recognition, active methods of training, training.

В настоящее время перед образованием встает задача сформировать гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности специалиста. В связи с этим особое место в профессиональной подготовке занимает проблема познавательной активности. Познавательная активность, ее формирование и развитие - одна из интереснейших и актуальных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специально-

стей. В психологии и педагогике проблемой развития познавательной активности занимались А. М. Матюш-кин, Г. И. Щукина и др.

Целью данной статьи является рассмотрение рефлексии как метода повышения познавательной активности в профессиональной подготовке специалистов, выявление условий для самостоятельного познания, в котором особое значение имеет экспериментирование студентов с различными объектами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.