Kedrova I.V. Specifics of the tour work methods and their improvement// Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №2,2016.
УДК 379.85 Кедрова И.В.
DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-2-22-27
СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
доцент, кандидат педагогических наук. Донской государственный технический университет, ул. 24-линия, 2/5, г. Ростов-на-Дону, 344019, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос соотношения экскурсионной методики и исторической периодизации российского туризма. Также рассматриваются понятие и характеристика экскурсионной методики, являющейся неотъемлемой частью современного этапа развития экскурсионного туризма и его услуг на примере Ростовской области.
Ключевые слова: экскурсионная методика, технологии экскурсионных услуг, экскурсионная деятельность, интерактивные экскурсии.
UDK 379.85 DOI:10.18413/2408-9346-2016-2-2-22-27
Kedrova I. V. SPECIFICS OF THE TOUR WORK METHODS AND THEIR
IMPROVEMENT
Associate professor, PhD in Pedagogy. Don State Technical University, 2/5, 24-Line Str., Rostov-on-Don, 344019, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The paper considers the issue of relationship of tour work methods and historical periodization of the Russian tourism industry. It also deals with the concept of tour work methods and their characteristics, which has become an integral part of the modern stage of development of tourism and its tour services on the example of Rostov region.
Keywords: excursion methodology; technology excursion services; sightseeing activities; interactive tour.
Если обратиться к первой попытке рассмотрения вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела в России, то появляется она в начале 1920-х годов (исторический этап - постреволюционный). В это самое время публикуется монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», внесшая значительный вклад в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. В данной монографии впервые в отечественной науке было дано определение экскурсии. В этот период известный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике указывал, что «среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод» [1]. Многие исследователи по разному определяют сущность и содержание методики экскурсионной работы. Одни в качестве основной особенности экскурсионного метода считали моторность (т.е. движение экскурсантов), И. М. Греве определял сущность данного метода формулой: «путешественность - душа экскурсионности», Б. Е. Райков в монографии «Методика и техника экскурсий» отмечал, что «экскурсионный метод - один из видов активно-
двигательного усвоения знаний». В. И. Адо выделял следующие преимущества
экскурсионного метода: «исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала».
Анализируя представленные подходы, можно установить, что экскурсионный метод представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний и является основной составляющей экскурсионного процесса. Совокупность механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами обеспечивает комплексный характер экскурсионного метода.
Впоследствии (обращаясь к историческому периоду - послевоенному) в России издавались публикации, рассматривающие вопросы теории, методики и организации экскурсионного дела. В этих публикациях обобщалась практика работы экскурсионных учреждений (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскурсий). В Высшей школе
профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела».
Тем не менее, только в 1986 году появилось первое издание - «Основы экскурсоведения» автора Бориса Васильевича Емельянова (1918-2001 гг.), в котором и появляется понятие экскурсионной методики. Данное издание было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. В ней автор раскрывает особенности методических приемов проведения экскурсии. В 1992 году Российская международная академия туризма выпустила в свет учебное пособие «Экскурсоведение». Данное пособие было рекомендовано для слушателей системы подготовки и повышения квалификации экскурсионных работников и специалистов туристско-экскурсионной отрасли. В последующем Б. В. Емельянов неоднократно переиздавал свое учебное пособие, дополняя его новыми разделами и главами, став тем самым классиком академического учебника по экскурсоведению. Именно в разделе 2.1 и дано определение: «экскурсионная методика -является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей». Она же и рассматривается в нескольких аспектах таких, «как механизм, совершенствующий «подачу» материала, как процесс упорядочения деятельности экскурсовода» [1]. Но сама она изменялась за весь советский и постсоветские периоды экскурсионного дела в России. Что собственно и отражалась в теоретических исследованиях - учебниках, авторов Савина Н. В. («Экскурсоведение», 2001) [2], Г. П. Долженко («Экскурсионное дело», 2006) [3], Маслюкова Т. А. («Экскурсионная деятельность, 2014) [4] и других последователей творчества Б. В. Емельянова.
Обратимся к краткому историческому обзору и определим, тем самым, особенности научных подходов к экскурсионному делу.
В первые годы существования советского государства экскурсии рассматривались в качестве значимого фактора в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народа. В 20-е годы в стране
образовалось два основных центра разработки вопросов теории, методического и практического обеспечения экскурсионного дела: московский и петроградский. Между ними существовали различия в понимании целей и сущности экскурсионной работы: московский центр основное значение придавал воспитательному аспекту, петроградский - познавательному аспекту экскурсионного дела. Теория и методика экскурсионного дела широко обсуждались на конференциях в Петрограде в 1921 и 1923 годах. Особенностью экскурсий в это время была жесткая связь с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. Идеологические стереотипы способствовали признанию ряда памятников чуждыми новой культуре и привели к массовому разрушению архитектурных и скульптурных памятников. В марте 1930 года постановлением Совнаркома было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Его появление знаменовало, в том числе, подготовку кадров для туристско-экскурсионной деятельности, издание литературы. На данном этапе развития экскурсионное дело было тесно связано с краеведческой работой. В этот период продолжает развиваться теория и методика экскурсионного дела.
После 30-х годов происходит существенное расширение географии туристских маршрутов и тематики экскурсий. Особая роль придается производственным экскурсиям, которые использовались как метод общественно-политического и трудового воспитания трудящихся. Для этого периода характерен дифференцированный подход к организации экскурсий с учетом образовательного уровня, возрастного состава, культурных запросов и профессий экскурсантов.
В послевоенные годы в экскурсионной программе значительная роль отводится военно-исторической тематике. Объектами посещения становятся мемориальные комплексы, памятники боевой славы, места сражений и массовых захоронений воинов и мирных жителей. В этот же период получает развитие литературная тематика экскурсий. Появляются и первые методические новшества - использование профессиональных экскурсоводов при заказе автобусной экскурсии, когда работник экскурсионной службы выступает лишь в роли организатора.
Следующий исторический этап определен 50-80ми годами XX века. В 1956 году некоторые экскурсионные организации из ведения
профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу «Знание». Подчиненность Министерству культуры сохранили только экскурсионные учреждения, созданные при музеях, картинных галереях, художественных выставках. И сами курсы подготовки экскурсоводов находились при музеях (например, в Ростове-на-Дону - на базе областного музея краеведения).
В июле 1971 года Президиум ВЦСПС принимает постановление об экскурсионном деле: «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором были определены мероприятия по повышению познавательной ценности экскурсий,
качественному совершенствованию методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для экскурсионного дела. Постановление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня. В эти же 70-е годы XX века экскурсионное дело включается в учебные планы крупнейших ВУЗов страны. На географических факультетах Ростовского, Киевского, Симферопольского, Белорусского и Тбилисского государственных университетов были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения.
Дальнейшее развитие экскурсионного дела требовало повышения научного уровня решения многих его проблем. В решении этой задачи важную роль играла Центральная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий в Сухуми. В 1975 году была организована Всесоюзная научно-
исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решению вопросов теории и методики экскурсионного дела привлекались ученые из НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, в 70-е годы XX века было создано Главное экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников. На рубеже 70-х -80-х годов XX века активизируется научная работа в области теории и практики экскурсионного дела.
В этот период массово издаются монографии, инструкции по организации экскурсионной работы: «Подготовка и проведение экскурсий», «Организация экскурсионной работы», «Основы экскурсоведения», «Требования к методической
разработке экскурсий», «Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии», «В помощь преподавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «Городская обзорная экскурсия», «История экскурсионного дела в СССР» и многие другие. Значимым законодательным актом в области экскурсионного дела становится Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания
населения в стране в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 года. В данном Постановлении была обозначена роль экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в пропаганде социалистических достижений страны.
Характеризуя советскую эпоху в развитии экскурсионного дела, необходимо отметить, что 1970-80-е годы были периодом наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. При этом значительное внимание уделялось деятельности учреждений, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания.
После 1991 года, в постсоветский период, экскурсионное дело переживало глубокий кризис. Это было связано, во-первых, с тем, что распалась преобладавшая в стране система профсоюзного туризма. Во-вторых, с распадом советской империи экскурсия перестала быть средством пропаганды идеалов коммунизма. Историко-революционная и советская тематика экскурсий ушла на второй план. Были утрачены ценностные аспекты экскурсионной работы. В-третьих, созданная ранее система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы была практически разрушена. Произошли
существенные изменения в профессиональной подготовленности экскурсоводов: в этой роли стали выступать люди, не имеющие специальной подготовки и образования. Наконец, изменениям подвергся и контингент экскурсантов: сократилось количество взрослых экскурсантов, на их место пришли дети школьного возраста.
Некоторая стабилизация экскурсионной деятельности была достигнута в 2000-е годы. Сегодня наблюдается рост интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, однако данная тенденция характерна преимущественно только для больших городов. Позитивные сдвиги в развитии загородных экскурсий тормозятся ростом цен на услуги, главным образом, транспортные.
Развитие экскурсионного дела в России требует создания новых форм экскурсионного обслуживания, развития экскурсионного дела на региональном уровне [5].
Таким примером рассмотрения
совершенствования экскурсионной методики может стать Ростовская область. Финансово-экономический журнал «Forbes» включил Ростов-на-Дону в десятку лучших городов России для отдыха. Соответствующий рейтинг составлен в начале 2015 года. По мнению «Forbes», для «отдыха как в Европе» россиянам не обязательно выезжать за границу. И Ростов-на-Дону оказался в этом числе и шестым (6) в списке. Так же журнал описывает донскую столицу как «город со своим историческим центром, огромным количеством уникальных памятников в окрестностях и очень красивой набережной» [6].
Но при этом большинство иностранных потребителей не знают достопримечательностей Ростовской области. Но печальнее всего то, что наши соотечественники знают немногим больше. Вследствие чего, из всего разнообразия информационного материала для экскурсионного брендирования Ростовской области нужно выбрать наиболее яркие и значимые образы территорий. Для этого требуется, в том числе, применение конструктивных способностей экскурсовода. Они проявляются в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его до слушателей с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию. То есть использовать экскурсионную методику в современных требованиях предоставления экскурсионных услуг.
Экскурсионная деятельность туристских фирм Ростова-на-Дону и Ростовской области сегодня - это, в основном, проведение экскурсий для школьников, в значительно меньшей степени для студентов и очень редко - для трудовых коллективов. Таковым стал спрос на экскурсии в Ростовской области в сравнении с серединой 1980-х годов и снизился по оценкам экскурсоводов в 15 раз. Но интерес к экскурсиям у взрослого населения остался. И организации сегодня заказывают, в основном, экскурсионные поездки с посещением зрелищных учреждений (театра, цирка, концерта) или с включением фольклорных, развлекательных программ, организацией питания. Все эти экскурсии можно назвать одним определением «Живая история» и состоят они из двух частей:
1 часть - от посадки группы в автобус до экскурсионного объекта: подготовка группы к творческому восприятию объекта и путевая информация;
2 часть - участие в программах на экскурсионном объекте.
Все эти экскурсии по форме проведения можно отнести к типу «Экскурсий-концертов», введенного в экскурсионную классификацию Р. А. Дьяковой, Б. В. Емельяновым, П. С. Пасечным (1985 год). Экскурсии «Живой истории» заполнили ту пустоту, которая образовалась после прекращения выстраивания экскурсионного рассказа на фундаменте историко-революционных, военно-исторических экскурсий и на ленинскую тематику.
Примерами таковых экскурсионных программ в Ростовской области являются следующие:
- «Затерянный мир» - экскурсия по воссозданным поселениям каменного и бронзового веков; обучение навыкам производства метательного вооружения, добыванию огня древним способом и др. (хут. Пухляковский);
- «Античная школа» - знакомство с технологией древнегреческого письма. «Глиняная азбука» - освоение древнего гончарного искусства. Самостоятельное изготовление глиняной посуды. «Войлок у древних кочевников» - театрализованный рассказ о технологиях изготовления войлока и его месте в жизни древних кочевников (Археологический музей-заповедник «Танаис»);
- «Казаки - боевая слава России» - рассказ о донских казаках, обучение стрельбе из лука, метанию дротика, рубки лозы и др. (хут. Пухляковский);
- «Посвящение в донские казаки» -шуточная фольклорная программ, в процессе которой артисты активно задействуют туристов в процесс посвящения, разучивают с ними донские казачьи песни и народные танцы (Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник).
Основными экскурсионными объектами таких экскурсий, отнесенных к данной программе, являются:
а) театрализованные сценки из жизни народов, населявших в разное время донские территории;
б) воссозданные древние ремесла [7]. Иными словами то, что сейчас принято называть интерактивные формы в экскурсионной работе или интерактивные экскурсии.
Чтобы оценить возможности использования интерактивных экскурсий в историко-культурных комплексах или историко-познавательных реконструкциях, используют ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре экспертным путем, а также по такому показателю, как наличие необходимого и достаточного времени для осмотра памятников, т.е. степени организации объекта для показа. По данному признаку объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты являются основными в экскурсиях, а неорганизованные -дополнительными. Например, в Ростовской области насчитывается 1712 военно-мемориальных объектов, среди которых 68 -памятники регионального, а все остальные -местного значения. В их число входят и мемориальные комплексы, такие как:
- парк Победы в поселке Лиховском Каменск-Шахтинского района;
- мемориальный комплекс «Кумженская роща» в Ростове-на-Дону;
- мемориальный комплекс памяти жертв фашизма в Змиевской балке Ростова-на-Дону;
- памятник героям прорыва Миус-фронта и освобождения Таганрога на развилке шоссе у села Самбек;
- остатки валов Азовской крепости;
- Аннинская крепость (входящая в состав Старочеркаского музея).
Все комплексы относятся к категории организованных объектов показа и представляют наибольшую аттрактивность для экскурсий и интерактивных экскурсионных программ. Они используются и как отдельные объекты в одноименных экскурсиях для любого контингента экскурсантов [8]. Данные объекты с их территориями используются для проведения историко-познавательные реконструкций и интерактивных экскурсий РОО СИКН ВООПИиК (Ростов-на-Дону) особенно активно с 2013 года.
События последних лет показывают, что история из теоретической науки приобретает все более практический и конкретный характер. РОО по сохранению историко-культурного наследия ВООПИиК считает, что сегодня недостаточно лекций или курсов в учебных заведениях и выделяет активную составляющую как главный визуальный метод воздействия на общество - это историко-познавательные реконструкции и интерактивные экскурсии. За последние три года
таковые были разработаны и проведены на следующих маршрутах:
1. Экскурсия Ростов-на-Дону - с. Синявское
- с. Самбек.
2. Реконструкция на Нижне-Гниловском городище Ростова-на-Дону.
3. Реконструкция на Ливенцовской крепости Ростова-на-Дону.
4. Анимация и мультимедиа на Змиевской балке.
Особым дополнением для методических рекомендаций по совершенствованию экскурсионной деятельности на мемориальных комплексах, городищах и других достопримечательных местах является программа
- «Сражения за Ростов 1941-1943 гг.» -передвижная фотовыставка». Которая, как считает автор программы, является активной составляющей частью главного визуального метода воздействия на молодежь [9].
Все это позволяет сделать следующие выводы:
1. Экскурсионная методика начала 21 века представлена появлением нового вида экскурсий
- «Живая история», которая включает в себя такие формы как интерактивные экскурсии, квесты, мастер-классы, использование передвижных фотовыставок.
2. Компактное расположение памятных мест, мемориальных комплексов представляется очень удобным для разработки и проведения данного вида экскурсий - «Живая история».
3. Анализ экскурсионных объектов позволит наметить пути формирования дополнительных туристско-экскурсионных услуг территорий регионов. В связи с этим особую важность приобретает разработка маршрутов путешествий как способа знакомства с территорией.
4. Территории памятников федерального и регионального значения могут использоваться в качестве проведения исторических реконструкций, что повысит их аттрактивность, историческую ценность, устойчивость к рекреационным нагрузкам.
Список литературы
1. Емельянов, Б. В., Экскурсоведение М: Советский спорт. 2007. 216 с.
2. Савина, Н. В., Экскурсоведение: Учебно-практическое пособие. Мн., 2001. 161с.
3. Долженко Г. П., Экскурсионное дело. М., Ростов н/Д: МарТ, 2006. 304 с.
4. Маслюкова Т. А., Опорный конспект лекций учебной дисциплины экскурсионная деятельность ГАОУ СПО РО РТРСТ. Ростов н/Д, 2014. 135 с.
Kedrova I.V. Specifics of the tour work methods and their improvement// Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №2,2016.
5. Культурно-просветительный туризм и формы его организации. Режим доступа: URL: http://you2way.ru/tourizm/115-kulturno-prosvetitelnyj turizm (дата обращения: 05.04.2016).
6. Forbes включил Ростов в десятку лучших городов России для отдыха. Режим доступа: URL: https://news.mail.ru/inregions/south/61/society/21365607/ ?frommail=1 (дата обращения: 15.03.2015)
7. Долженко Г. П., Костюкова О. И., Кедрова И. В. Новое в экскурсионной деятельности современной туристской фирмы (на примере турагенства «Ростов тур» Ростов-на-Дону) // Труды международной туристской академии: сб. Вып. 9. М.: МТА, 2013.
8. Кедрова И. В., Великая Отечественная война в федеральных и региональных памятниках и мемориалах Ростовской области и возможности их использования в экскурсиях // Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа: материалы Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 6-7 июня 2013 г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишев. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013, 417 с.
9. РОО по сохранению историко-культурного наследия ВООПИиК Режим доступа: URL: http://sicn-voopiik.ru/ (дата обращения: 10.04.2016)
References
1. Emelyanov, B. V. Tourist Guidance. Moscow: Soviet Sport. 2007, 216 p.
2. Savina, N. V. Tourist Guidance: Training and Practical guide. Minsk. 2001, 161 р.
3. Dolzhenko, G. P. The Tourism Industry. Moscow, Rostov-on-Don: March, 2006.,304 p.
4. Maslyukova, T. A. Selected Lectures in The Tourism Industry Discipline. GAOU ACT PO RTRST. Rostov-on-Don, 2014, 135 р.
5. Cultural and Educational Tourism and the Forms of its Organization. Access: URL: http://you2way.ru/tourizm/115-kulturno-prosvetitelnyj turizm (date of access: 05.04.2016).
6. Forbes included Rostov into the Top Ten Cities for Leisure in Russia. Access: URL: https://news.mail.ru/inregions/south/61/society/21365607/ ?frommail=1 (date of access: 15.03.2015).
7. Dolzhenko, G. P. Kostyukova, O. I., Kedrovа, I. V. New in the Excursion Activity of Modern Tourist Firms (on the example of «Rostov Tour» travel agency, Rostov-on-Don // Proceedings of the International Tourism Academy: Sat. Vol. M .: 9. ITA 2013.
8. Kedrov^ I. V., The Great Patriotic War in the Federal and Regional Monuments and Memorials of Rostov Region and the Possibility of their Use in Guided Tours // A Fundamental Change in the Great Patriotic War: the 70th anniversary of the liberation of the Don and the North Caucasus: the materials of the International Scientific Conference ( Rostov-on-Don, 6-7 June 2013) / Ed. By Acad. GG Matishev. Rostov n / D: Publishing House of SSC RAS, 2013. P. 417.
9. NGO to Preserve Historical and Cultural Heritage of VOOPIiK. URL: Access: URL: http://sicn-voopiik.ru/ (date of access: 10.04.2016).
Рецензент
Бородай В.А., доктор социологических наук, профессор кафедры сервис, туризм и индустрия гостеприимства
Донской государственный технический университет