Научная статья на тему 'Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях'

Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5228
1107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ / СБЫТ / СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА / COMMERCE / SALE / MARKETING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Наталия Александровна, Радюкова Яна Юрьевна

В данной статье рассматриваются такие понятия, как: коммерция, метод системного исследования, сбыт, формирование сбытовой политики промышленного предприятия, схемы организационного построения отделах снабжения на промышленном предприятии, сбытовая политика, совершенствование системы сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусова Наталия Александровна, Радюкова Яна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF COMMERCIAL ACTIVITY AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In this article such concepts as: commerce, method of system research sale, formation of marketing policy of the industrial enterprise, the scheme of organizational construction supply departments at the industrial enterprise, marketing policy, distribution system improvement are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях»

СПЕЦИФИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Н. А. БЕЛОУСОВА, Я. Ю. РАДЮКОВА

В данной статье рассматриваются такие понятия, как: коммерция, метод системного исследования, сбыт, формирование сбытовой политики промышленного предприятия, схемы организационного построения отделах снабжения на промышленном предприятии, сбытовая политика, совершенствование системы сбыта.

Ключевые слова: коммерция, сбыт, сбытовая политика.

Развитие рыночных отношений в национальной экономике выдвинули проблему управления коммерческой деятельностью для большинства российских промышленных предприятий на первое место. Однако, не смотря на то, что первые теории коммерческой деятельности сформировались около двух тысячелетий тому назад, отечественные ученые экономисты стали уделять должное внимание данному вопросу лишь с середины 90-х гг. XX в.

Под коммерцией понимается предпринимательская деятельность, включающая торговую и торгово-посредническую деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг [1].

Следует отметить, что коммерческая деятельность не ограничивается лишь закупочными и сбытовыми операциями. По объекту коммерческая деятельность охватывает товары и услуги, но при этом включает в себя товары и услуги, необходимые для совершения коммерческих сделок. В свою очередь субъектами коммерческой деятельности выступают товаропроизводители, финансовые и коммерческие организации, участвующие в страховании коммерческих сделок.

Коммерческая деятельность промышленного предприятия отличается от предприятий торговли кредитованием и страхованием, наличием производственной инфраструктуры, а также созданием инфраструктуры сферы потребления.

Следовательно, коммерческая деятельность современного промышленного предприятия включает в себя обеспечение производственного процесса необходимым сырьем и материалами, оборудованием и технологиями; реализацию произведенной продукции; предоставление ас-

сортимента, обладающего конкурентным преимуществом.

Таким образом, основными целями коммерческой деятельности являются:

- поиск надежных поставщиков, с целью обеспечения производственного процесса;

- формирование взаимовыгодных связей с покупателями, развитие логистической системы в рамках сбытовой деятельности предприятия;

- разработка конкурентоспособных товаров и продуктов;

- получение прибыли.

На основании изложенного можно выделить основные элементы коммерческой деятельности промышленного предприятия:

- исследование возможных рынков сбыта;

- установление экономических связей с субъектами коммерческой деятельности;

- сбытовая деятельность;

- расширение ассортимента предлагаемой продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей;

- расширение рынков сбыта;

- сокращение издержек производства и реализации предлагаемой продукции.

Управление коммерческой деятельностью промышленного предприятия включает в себя несколько этапов (рис. 1).

Управление предприятием промышленной сферы нацелено на достижение необходимых результатов в конкретной ситуации. На рисунке 2 представлены основные критерии успеха коммерческой функции предприятия на рынке.

В состав коммерческой службы промышленного предприятия входят: служба сбыта, маркетинга и материально-технического обеспечения.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия промышленно-

соподчиненности и функций, а также распределение функций между отдельными группами и ра-

сти основано на двух положениях - установление ботниками [3].

Оценка

состояния дел в текущий период (ситуационный анализ)

Определение

направления

развития

бизнеса

(постановка

задач);

Составление плана достижения поставленных целей (стратегическое управление, планирование)

Организация мероприятий по выполнению плана (этап организации)

Проверка достигнутых результате о, э о

случае их отсутствия -выявление их причин (контроль)

Рис. 1. Основные этапы коммерческой деятельности промышленного предприятия [2]

Рис. 2. Критерии успеха промышленного предприятия

В настоящее время большинство предприятий промышленности по существу только начинают изменения в организационных структурах управления. Ряд промышленных предприятий организовали самостоятельные отделы маркетинга, которые еще не завершили своего становления и поэтому выполняют маркетинговые функции не в полном объеме. Как правило, наибольшее внимание созданные отделы маркетинга уделяют изучению товарного рынка, рекламе, сервисному обслуживанию покупателей и сбыту [4].

В странах с развитой рыночной экономикой организационная структура службы маркетинга может иметь одну из следующих ориентации по: функци-

ям; товарам; рынкам и покупателям; регионам; функциям и товарам; функциям и рынкам; функциям и регионам.

Однако чаще всего реальная организация маркетинговой деятельности осуществляется по функциям и товарам, поэтому эти схемы структурного построения служб маркетинга считаются базовыми.

Как было отмечено выше, материальнотехническое обеспечение промышленного предприятия является одним из направлений коммерческой деятельности, основная функция которой - закупка сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и т. д.

На промышленных предприятиях России существуют разные схемы организационного построения отделов материально-технического обеспечения. Систематизация организационного построения отделов снабжения на предприятиях позволяет выделить две наиболее типичные схемы.

Отличительной особенностью первой схемы организационного построения является функциональная специализация подразделений (групп или бюро), входящих в отдел материально-технического снабжения. Для данной схемы характерно выделение функций планирования потребностей в материально-технических ресурсах, оперативно-заготовительной работы, складирования. Плановая группа (бюро) изучает рынок сырья и материалов, определяет потребности предприятия в материальнотехнических ресурсах, оперативно-заготовительные (материальные) группы осуществляют закупку сырья, материалов и других материальных ценностей; склады принимают, хранят и передают материальные ресурсы в цехи. Деятельность всех групп (бюро) координирует начальник отдела.

Для второй схемы организационного построения характерно то, что в отделах снабжения созданы материальные (товарные) группы (бюро), выполняющие все функции в пределах закрепленной за ними номенклатуры материалов [5].

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции, производительность труда, себестоимость продукции и прибыль. В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут знать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба материально-технического обеспечения должна проверять заказы производственных подразделений с точки зрения соответствия заказанных материалов техническим условиям и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов. Служба материально-технического обеспечения изучает рынок сырья и материалов с

целью возможности закупок более дешевых материально-технических ресурсов, она может накапливать заказы производственных подразделений для того, чтобы закупать материалы экономически обоснованными партиями и получать скидки при покупке больших партий [6].

Для получения максимального эффекта от деятельности предприятия важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы организации в целом и по каждому из ее направлений.

Литература

1. Борисова О. В. Стратегическое управление коммерческой деятельностью предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности: авт. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2012.

2. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. М., 2008.

3. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли. М., 2007.

4. Мамонтов В. Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

5. Новиков О. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник. СПб., 2009.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2011.

* * *

SPECIFICS OF COMMERCIAL ACTIVITY

AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

N. A. Belousova, Ya. Yu. Radyukova

In this article such concepts as: commerce, method of system research sale, formation of marketing policy of the industrial enterprise, the scheme of organizational construction supply departments at the industrial enterprise, marketing policy, distribution system improvement are considered.

Key words: commerce, sale, marketing policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.