Научная статья на тему 'Специфика информационного продукта и информационного рынка'

Специфика информационного продукта и информационного рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1849
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кононова Н. П., Кононов Э. Д.

В статье рассматриваются основные параметры информационого продукта, его специфика и применение в современом обществе. Представлены основные компоненты информационного рынка. Определены его объет и субъект в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of informational product and informational market

One of most important peculiarity of informational resources is that they can be evaluated as goods or be the basis for some informational service.

Текст научной работы на тему «Специфика информационного продукта и информационного рынка»

ЭКОНОМИКА,

ОРГАНИЗАЦИЯ,

УПРАВЛЕНИЕ

УД«681 <°04) Н. П. КОНОНОВА

Э. Д. КОНОНОВ

Омский региональный институт

СПЕЦИФИКА

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА_

В статье рассматриваются основные параметры информационого продукта, его специфика и применение в современом обществе. Представлены основные компоненты информационного рынка. Определены его объет и субъект в современном обществе.

о I

т I

1Й1

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услут.

Информационный продукт представляет собой совокупность данных, подготовленную производителем этого продуктами последующего распространения.

Информационные продукты являются результатом интеллектуальной деятельности людей и отражают их представление о той или иной предметной области социальной активности общества.

Информационные продукты могут распространят ься как в вещественной, так и в электронной форме, например, по ипформационно-телекоммуника-'и-юинмх! сетям [! 21

Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.

Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:

— рынок информационной техники и информационных технологий;

— рынок информационных продуктов и услуг.

При этом под рынком информационных продуктов и услут понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.

Субъектами информационного рынка могут являться:

• производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;

• пользователи (потребители) информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.

Как и при использовании традиционных видог ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов[ 1,3].

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг1, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи й покупки информационных услуг,

Пример 1.1. Поставщиками информацйонных продуктов и услуг могут быть:

— - центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование в них информации;

— центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

— службы телекоммуникации и передачи данных;

— специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

— коммерческие фирмы;

— информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.[4,3]

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально- технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого является техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

Пример 1.2. В настоящее время в Р~>ссии получают распространение современные мировые технические достижения:

— возможность о:йоты в глобальной компьютерной сети Internet, Ч'О позволяет выводить информационные ресурсы i'ojCHHHa -ировой рынок;

— технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстоно'-! среди:

■■— электронная поч гп в компьютерной сети РЕДКОМ, i) которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

I юрмзтивно-правопая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Пример 1.3. Закон "Об информации, информати-зациии защите информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"; Закон" О правовой охране топологий интегральных схем"; Информационная составляющая. Это справочно-навигациопные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

Пример 1.4. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

■Рассмотренный ниже пример 1.5. демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьёзные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующйх этому процессу проблем наше государство Во многом должно взять на себя.

Пример 1.5. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, п решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:

— во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;

— во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (МИТ) постоянно уменьшается;

— в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов на наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию[5,6].

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка, Нами предлагается следующее толкование этого понятия.

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

■И1

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

1) научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

2) объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

3) услуги образования — все виды обучений;

4) управленческие данные и сообщения; политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

5) бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: технический — вся аппаратно-техническая база информатики; программный — все программные продукты информатики; коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

1) высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;

2) услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

3) домашний рынок, предоставляющий услуги бы-, гового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который взят за основу следующей классификации:

1) деловая информация — статистическая, коммерческая, биржевая и финансовая;

2) информация для специалистов — научно-техническая, профессиональная, доступ к первоисточникам;

3) услуги образования — дошкольные, школьные, специальные, средне-профессиональные, высшие, повышение квалификации и переподготовка;

4) обеспечивающие информационные системы и средства — разработка и сопровождение информационных систем и технологий, консультирование, программные продукты, технические средства, подготовка источников информации;

5) потребительская информация — новости и литература, потребительская, развлекательная.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг:

1 -й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей:

— биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации; брокерские компании, банки;

— статистическая информация — ряды динами-I ки, прогнозные модели и оценки по экономической,

социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

— коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы,

2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:

— профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

— научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

— доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:

— новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники,энциклопедии;

— потребительская информация — расписание движения транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

— развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор — услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне-профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

— программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

— технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

— разработка и сопровождение информационных систем и технологий обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных [7,8]:

— консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная систе-

ма и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

— подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может быть организован любой виддоступа: непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

В настоящее время информационный бизнес представляет собой сферу бизнеса, посвященную информационным продуктам и услугам.

Информационный бизнес — это производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов'и услуг [9].

В русском языке наиболее близким по значению к слову "бизнес" (business), но не синонимом является термин "предпринимательство". Буквальный перевод business -дело, деловые отношения между людьми, или отношения между участниками дела. Сравнивая производственные отношения, принятые в классической политэкономии, и деловые отношения между субъектами рыночной экономики, можно прийти к выводу, что они отражают одни и те же общественные явления. Данный выводосновывается на

том, что для тех и других весьма характерными являются видовые признаки, отражающие особенности хозяйствования.

Библиографический список

1. Романов А Н., Одж:ц. •» Б.Е. Советующие информационные СИСГС..СЫ d экономике. М ¡ОНИТ!. Д ЛА, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фишер С. и др. Экономика: Пор. с англ./ Фишер С., Дорнбуш Р., Шмолензч V. М.: Дело ЛТД, i%3.

:.). Шрейдер Ю.А. «Все об информационном обществе», М.: 20Ш.

4. Введение в информационный бизнес: Уч.пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В. Хорошилова, М.: Финансы и статистика, ¡Мб.

5. Гаспарянц А.Г., Миф информатики на пороге 3-го тысячелетия/ Вестник РАН, том 66, №7,1996.

6. Мишенин А.И., Теория экономических информационных систем, М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Информационный рынокв России / Ю.М. Арский, Р.С.Гиля-ревский, В.С.Егоров и др.- М: ВИНИТИ. 1996.

8. Карминский A.M., Нестеров П.В. «Информатизация бизнеса», М.: 1999.

9. Модульпаяпрограммадляменеджероп: 17-пмодуль. «Управление развитием организации». М.:Инфра — М. 1999.

КОНОНОВА Наталья Петровна, преподаватель. КОНОНОВ Эдуард Дмитриевич, преподаватель.

Поступила в редакцию 29.05.06. © Кононова Н. П., Кононов Э. Д.

УДК 338.2 о. С. ЕЛКИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ_

В статье рассматривается проблема ответственности, которая является одним из элементов системы управленческих отношений. Без ответственности управленческая деятельность становится невозможной. Особое внимание в статье уделено вопросам возникновения, структурным особенностям, классификации ответственности и проблемам ее контроля.

Во многих научных концепциях, посвященных проблемам управления, видное место занимает ответственность. Важная характеристика этого явления заключается втом, что «все действия, связанные с этим понятием, предполагают активность субъекта, независимо от того, навязана ему активность извне или принята им на себя добровольно» [1; с.6].

Ответственность является одним из элементов системы управленческих отношений. Без нее управленческая деятельность становится невозможной. По сути, это «...отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей я процессе реализа-

ции цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления, если действия одного из них затрагивают интересы другого [3; С.70]».

Ответственность может быть внешней: человек вынужден быть ответственным; или внутренней: он хочет отвечать за что-либо.

К структурным особенностям ответственности относится то, что она «никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.