Научная статья на тему 'Специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников'

Специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕИ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ / CULTURAL VALUES / AESTHETIC EDUCATION / MUSEUMS / MUSEUM EXHIBITS / MUSEUM EXHIBITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова С. М.

В статье рассматривается специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников. Обосновывается необходимость ознакомления учащихся с музейными экспонатами, стремление помочь школьникам в достаточной мере разобраться в художественных достоинствах музейных экспозиций, приобщать их к замечательным традициям прошлого и высоким образцам музейной культуры. Целью статьи является анализ творческо-культурной наследия народов Дагестана, реализация художественно-педагогического потенциала и воспитательной значимости памятников истории, культуры и искусства в приобщении учащихся к отечественным и мировым культурным ценностям. Автор статьи убежден, что наилучшей формой в воспитании эстетического восприятия школьников является школьный музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE SPECIFICITY AND CHARACTERISTICS OF THE MAIN TYPES OF MUSEUM EXHIBITIONS IN THE ASPECT OF AESTHETIC EDUCATION

The article discusses the specifics and characteristics of the main types of museum exhibitions in the aspect of aesthetic education. The necessity to familiarize students with museum exhibitions helps students to adequately understand the artistic merits of museum exhibitions, to attach them to the great traditions of the past and the highest examples of museum culture. The aim of the article is to analyze the creative and cultural heritage of the peoples of Dagestan, the realization of artistic and pedagogical potential and educational significance of the monuments of history, culture and art in the admission of students to the national and world cultural values. The research mentions that during excursions the attention of pupils should be directed on their apprehension of new terminology that is frequently used in academic work in various fields. The author believes that one of the most effective forms that facilitates better aesthetic education is a museum in a school

Текст научной работы на тему «Специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников»

Рис. 1. Модульная система формирования информационной культуры будущего юриста

Библиографический список

1. Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет / под ред. проф. В.Д. Элькина. - М., 2003.

2. Ромашина.С.Я.Дидактическиеосновыформирования культуры коммуникативноговоздействияпедагога: учеб.пособ.для студентов педагогических вузов. - Барнаул, 2002.

3. РуУинштейн, С.Л. Осйовы общей психылогиа. -ЫПб.ы2000.

4. Рудик, В.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. Bibliography

1. Infoimatita i mateeiaMa dlya yucistov^etj InteaneW.odreoi.^ctf.VD. Ehljkina. - М.,дпуд.

2. Romashina, S.Ya. Didakticheskie osnovih formirovaniya kuljturih kommunikativnogo vozdeyjstviya pedagoga: ucheb. posob. dlya studentov peyogog¡HheskiKCHUHOv. ^^^maul, ОМ)2.

3. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

4. RисЫ.Ы.З.НсСкоишотоПаГгюоГ ^^tymmoKct^K^r^^^a yompjyuKernlhm teMCaologioam: dis....kand. C^., E99е.

Статья поступила в редакцию 25.10.14

УД КУЫК.ОЛб

Huseynov S.ESTHE ЫЛЕС1ЫГСITY AKDCHARACTCaSSTICSOFTHEMAIN TYUKS ОF MUSEUMEmHIBI-TIONS IN THE ASPECT OF AESTHETIC EDUCATION. The article discusses the specifics and characteristics of the maicty.osefHiBcnBm ехЫЬШшгт in ^kCB.OEt of aes.locticadcEation.TheoKocssity to femN.cr.ze k^hkokswith museumexElbitiыnдCeipsstuДeиtsЫпыКочuatoiyyдOerмBaadHHe artistic merits of museum exhibitions, to attach them to the greit trad.t.onsmf the pas^ndt.o h|ghEкtexamд¡ыsofmuseum culture. The aim of the article is to analyze the creative and cultural heritage of the peoples of Dagestan, the realization of artistic and pedagogical potential and educational significance of the monuments of history, culture and art in the admission of students to the national and world cultural vaiues^OorhsearchmeKyons tS at during excursions the attention of pupils should be directed on their apprehension of new terminology that is frequently used in academic work in various fields. The author believes that one of the mosteffective fыomsOhaГaaн¡ISatодbettEгeesГheб¡ceducыЫ¡on Is с musoumln a scДool.

Key words: cultural values, aesthetic education, museums, museum exhibits, museum exhibitions.

С.М. Гусейнова, зам. директора по УВР в МБОУ СОШ №31, г. Махачкала, E-mail: gadjiev82@mail.ru

СПЕЦИФИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников. Обосновывается необходимость ознакомления учащихся с музейными экспонатами, стремление помочь школьникам в достаточной мере разобраться в художественных достоин-

ствах музейных экспозиций, приобщать их к замечательным традициям прошлого и высоким образцам музейной культуры. Целью статьи является анализ творческо-культурной наследия народов Дагестана, реализация художественно-педагогического потенциала и воспитательной значимости памятников истории, культуры и искусства в приобщении учащихся к отечественным и мировым культурным ценностям. Автор статьи убежден, что наилучшей формой в воспитании эстетического восприятия школьников является школьный музей.

Ключевые слова: культурные ценности, эстетическое воспитание, музеи, музейные экспонаты, музейные экспозиции.

Формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к национальной художественной культуре во многом зависит от разнообразия исторического, этнографического материала музейной экспозиции, используемого педагогом в процессе художественно-эстетического воспитания школьников. Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является его экспо-зиционно-выставочная работа. Понятие экспозиции постоянно уточняется современными музееведами. При одинаковом подходе к их значимости в деятельности музея существуют разные определения.

А.Б. Закс дал следующее определение: «Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений» [1].

Экспозиция музейная возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в просветительных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Открывая возможность непосредственного контакта человека с культурными и научными ценностями, экспозиция музей составляет основу коммуникации музейной. Является необходимой базой для реализации культурно-образовательной деятельности музеев [2].

Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, и как отраженная картина действительности [3].

Исходя из этих определений, музейная экспозиция может рассматриваться как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковом значении музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

В настоящее время сосредоточение в музеях регионов России колоссального экспозиционного материала позволяет эффективно использовать его бесценный обучающий и воспитательный потенциал в качестве действенного средства эстетического воспитания школьников, приобщения юного поколения к ценностям национальной художественной культуры.

Этнографические достопримечательности родного края, художественно-эстетические особенности объектов истории, культуры и искусства Дагестана служат педагогу своеобразным эталонным образцом для сравнительных разъяснений, в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, освоении подрастающим поколение мирового художественного наследия музейными средствами [4].

Значительным подспорьем для учителя в этом контексте послужит знакомство школьников с различными видами музеев: художественными, краеведческими, этнографическими, школьными, домашними и др. сформированными в различных художественных центрах и городах Республики Дагестан.

Краеведческие музеи в значительной степени осуществляют связь юного поколения с историей родного края с его художественной культурой и выдающимися личностями, созидающими художественные и эстетические ценности. Эта разновидность музеев расширяет возможности просветительства, свидетельствует об особенностях местных достопримечательностей жизни, что в свою очередь открывает путь к познанию закономерностей развития местной культуры в ее взаимосвязи с многонациональной культурой страны. Экспозиционное собрание краеведческого музея направлено на формирование у школьников основ научного мировоззрения, развития патриотизма, внимания к вопросам экологии окружающей среды. В экспозиции, как правило, представлены предметы народного искусства, изделия художественных ремесел и традиционных промыслов, предметы традиционного быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создава-

емые местными художниками, мастерами народного искусства; объекты ископаемых, флоры и фауны региона, документальные свидетельства об исторических личностях, посетивших край и др.

Содержание работы этнографического музея ориентировано на учебно-воспитательные и познавательные задачи в школе по дисциплинам гуманитарного цикла: истории, традиционно-бытовой культуре этносов региона и др. Сущность эстетико-воспи-тательных задач, присущих этнографической экспозиции музея, находит свое выражение в следующих психолого-педагогических установках: повышение роли нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музейной экспозиции, привития любви к истории и традиционной культуре; воспитание умения ценить прекрасное в явлениях действительности, культурном наследии предков; способствовать сохранению памятников истории и культуры; обогащение этнографического опыта; формирование эстетического чувства к традициям и обычаям предков; умение понимать и различать культурные проявления этносов региона; получить представление о наличии, назначении и художественной отделке различных памятников отечественной культуры.

В ходе экскурсионной работы с учащимися особое внимание следует уделять усвоению школьниками терминологии, употребляемой в практике научных исследований различных видов и жанров искусства этнографии.

В искусствоведческих музеях первостепенное значение придается поиску, отбору и учету различных художественных объектов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, известных как шедевров отечественной художественной культуры. При поиске объектов искусства и комплектовании музейной экспозиции музейные работники руководствуются следующими критериями:

• художественная ценность объекта (например, в изделии декоративного искусства художественное начало устанавливается путем сопоставления с образцами этого вида искусства, находящимися в музейных коллекциях);

• художественно-эстетические, стилевые характеристики художественного произведения (картины, скульптуры), принадлежность авторства выдающейся личности в области искусства;

• информационная значимость экспоната (историческая, эстетическая, художественная) и др. Сотрудничество искусствоведческих с общеобразовательными школами показывает, что музейная экспозиция данного направления оказывает воздействие на формирование у школьников верного понимания категорий эстетики, закономерностей эстетического освоения явлений действительности.

Знакомство с экспозицией художественного направления способствует освоению школьниками категорий творческого процесса художника, поиска композиции, натурные зарисовки, изучение произведений графики и живописи станковой и монументальной скульптуры. Целостный научно-искусствоведческий анализ экскурсоводом экспозиционного произведения способствует активному восприятию его школьниками, побуждает к осмыслению художественных особенностей и достоинств произведения. В этом процессе, естественно, основой служит принцип анализа произведения.

Здесь следует отметить, что педагогу необходимо наблюдать за тем как учащиеся выражают свое отношение к тем или иным рисункам, полотнам, скульптурам или произведениям декоративно-прикладного искусства, как проявляются у них психические состояния в мимике, в своеобразной речевой реакции, смене настроений и мотивов поведения. Подобное наблюдение способствует поиску и апробации новых более эффективных методов общения с экскурсантами-школьниками.

Одной из наиболее эффективных форм решения проблем эстетического воспитания учащихся является организация школьного музея, предполагающая соблюдение следующих требований:

• оформление интерьера школьного музея и расположение объектов экспозиции продумывается с учетом доступности экспонатов, использующихся учителями в качестве наглядных пособий для проведения уроков художественно-эстетического цикла;

• наличие музейной экспозиции в школе инициирует приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе, выполнению творческих реферативных заданий, рисунков, текстовых описаний, составлению графиков, диаграмм и др.;

• школьный музей, являющийся хранилищем художественных коллекций, экспонатов этнографического, искусствоведческого и исторического значения, позволяет школьникам получить наглядно-эмоциональное представление о культуре родного края, что, бесспорно, способствует эстетическому восприятию и более эффективному усвоению учебного материала;

Главное назначение школьной музейной экспозиции - непременное использование учителями новых приобретенных знаний в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Целостный анализ творческого культурного наследия народов Дагестана, реализация эстетического художественно-педагогического потенциала и воспитательной значимости памятников истории, культуры и искусства в приобщении учащихся к отечественным и мировым культурным ценностям предполагает осуществление следующих требований:

• соблюдать принцип систематизированного методического руководства музейной деятельностью школьников;

• акцентировать внимание на общественной значимости объектов музейной экспозиции, являющихся выразителями национального менталитета, этнического своеобразия национальной;

• в процессе восприятия и изучения конкретных музейных экспонатов, представляющих интерес для того или иного исследования, изучить исторические условия и общественно-политические обстоятельства возникновения и воплощения изобразительных и композиционных приемов, свидетельствующих об идейной направленности художественного образа изделий - музейных экспонатов;

• выявить связь тематики экспонатов музейной коллекции с актуальными проблемами современности;

• в процессе приобщения к декоративно-прикладным и изобразительным объектам музейной культуры вырабатывать у школьников потребность в творческой самореализации посредством изучения явлений действительности - законов линейной и воздушной перспективы, конструктивных и эстетических особенностей предметного мира, природы и др.;

• на примере этнографических музейных экспонатов исследовать специфические этнографические подробности и особенности традиционно-бытовой культуры, художественных традиций этноса;

• в процессе приобщения к отечественной художественной культуре посредством изучения музейной экспозиции использовать ассоциативные взаимосвязи различных видов искусства, художественного творчества - архитектурных, живописных и декоративных произведений, художественного слова, музыкальных композиций и др.

• констатируя изобразительные и композиционные особенности объектов музейной экспозиции, акцентировать внимание на нравственно-эстетическом значении ценностей национальной художественной культуры и др.

Дагестан, так же как и любой другой регион России, располагает художественными памятниками истории и культуры, произведениями монументальной скульптуры, живописи и графики, декоративно прикладного творчества. Использование в учебном образовательно-воспитательном процессе такого изобилия художественного материала музейной экспозиции представляет

познавательный интерес не только для самих учащихся, но и педагогов, родителей.

Актуализируя и совершенствуя традиционные функции музейных учреждений, каждая организация по-своему реализует проблему поиска новых форм и методов работы музея. Для выявления связи между музейными экспонатами и событиями, в экспозицию вводится научно-вспомогательный материал: каталоги, таблицы, проспекты и т.д., способствующие выявлению тематической направленности экспозиции, раскрывая значение отраженных в экспозиции фактов. Объяснительные тексты характеризуют экспонаты тематических разделов, экспозиционных комплексов, помогают ориентироваться в экспозиции экскурсантам. Таким образом, каждый вид экспозиционного материала несет определенную смысловую нагрузку, а все средства вместе направлены на выявление содержания, заложенного в экспозиции посредством музейных объектов.

Уникальными домашними музеями известны жители дагестанского селения Кубачи, славившиеся не только ювелирным мастерством, но и страстью к собирательству потомственных систематически пополняющихся уникальных коллекций высокохудожественных изделий декоративно-прикладного искусства. Обычно в «кунацкой», предназначенной для дорогих гостей, на стене с потолка до пола плотными рядами развешивались медные, латунные, многокрасочные фарфоровые, яркие фаянсовые, глиняные чаши, миски, блюда декорированные орнаментом. Здесь можно было найти персидские, индийские, арабские, китайские, французские изделия, русские с маркой Кузнецова и, разумеется, местные изделия, отличающиеся самобытными формами и декором. Другую стену занимали полки с кувшинами, вазами, котлами и др. изделиями, расположенными в строго определенном порядке: первый ряд заполнялся большими треногими бронзовыми котлами кубачинского производства, предназначенными для приготовления пищи в торжественных случаях; следующая полка - котлами меньших размеров для повседневного использования; на третьей полке выставлялись антропоморфного вида «Мучалы», с крышками, напоминающими папахи; в четвертом ряду размещалась латунная и медная посуда с тончайшими орнаментами и арабскими письменами; пятый ряд - латунными конусообразными чеканными вазами. Все эти предметы, переходящие из поколения в поколение, по традиции предназначались для передачи дочерям во время свадьбы. И в современном селении, как и в старину в каждом доме есть комната-музей, где собраны приобретенные в течение веков антикварные произведения искусства не только кубачинского происхождения, но и арабской, индийской и иранской работы, а также из стран Западной Европы.

Развитие музейной коммуникации, сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги воспитания художественно-эстетической культуры школьников.

В силу специфических возможностей музеи создают особые педагогические условия и средства для освоения учащимися культурного наследия и могут выступать в качестве ценностного ориентира в повышении эффективности эстетического воспитания школьников.

Теоретический анализ работы в данной области показывает, что одним из основных условий эффективности научных исследований и педагогической практики на пути становления теоретических основ приобщения к художественной культуре школьников средствами музейно экспозиции является изучение и познание накопленного педагогического творческого опыта предыдущих поколений [5].

К тому же музейные предметы по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам воспитывает художественный эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.

Наши педагогические исследования свидетельствуют о недостаточной востребованности эстетического потенциала музейных экспонатов в системе регионального художественного образования. В то же время традиционная национальная художественная культура, памятники истории и искусства Дагестана, являются бесценным достоянием народа, мировой культуры, обладают большим творческим потенциалом в воспитании и высокоинтеллектуальной гуманной личности.

Библиографический список

1. Музееведение. Музеи исторического профиля. - М., 1988.

2. Музейная энциклопедия. - М., 2001. - Т. 2.

3. Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989.

4. Дамаданова, С.Р. Эстетическое воспитание учащейся молодежи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - Вып. 1.

5. Раджабов, И.М. Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход: монография. - Махачкала, 2013.

Bibliography

1. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo profilya. - M., 1988.

2. Muzeyjnaya ehnciklopediya. - M., 2001. - T. 2.

3. Arzamascev, V.P. O semanticheskoyj strukture muzeyjnoyj ehkspozicii // Muzeevedenie. Na puti k muzeyu XXI veka. - M., 1989.

4. Damadanova, S.R. Ehsteticheskoe vospitanie uchatheyjsya molodezhi sredstvami izobraziteljnogo iskusstva i otechestvennoyj khudozhestvennoyj kuljturih // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. - Vihp. 1.

5. Radzhabov, I.M. Gumanizaciya khudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya: Regionaljnihyj podkhod: monografiya. - Makhachkala, 2013.

Статья поступила в редакцию 25.10.14

УДК 378

Kokorina I.V. THE TASK OF STRENGTHENING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING PROBABILITY THEORY AND MATHEMATICAL STATISTICS AT A UNIVERSITY. HISTORY AND MODERNITY. The paper offers a retrospective analysis of the integration of stochastic courses in programs of higher educational institutions of Russia with the aim of identifying the reasons that historically have led to a problem of isolation of contents of an educational course from its professional needs. The author names factors contributing to this problem: the univer-salization of the contents of a discipline; the approach to probability theory and mathematical statistics as relatively independent parts of a course; the axiomatic presentation of a course; the incompetence of teachers, who teach an educational course, in professional applications of stochastics; the lack of professionally designed training materials. In the conclusion the ways of solving this problem are stated: the application of professionally relevant content within the course; the creation of a complex of methodological tools, the systematic application of which will contribute to the formation of the students' experience to use knowledge in probability theory and mathematical statistics in their profession; the implementation of the teaching of probability theory based not only on the theory of measures and set theory, but showing the application possibilities of this theory in the professional field; the collaboration of teachers of mathematics and other special subjects to identify those methods of probability theory and mathematical statistics, which are most frequently used in the future professional activity of students.

Key words: teaching mathematics in a University, probability theory and mathematical statistics, history of higher education, curriculum of higher educational institutions, professional orientation of education.

И.В. Кокорина, ст. преп. каф. естественнонаучных дисциплин и информационных технологий Гуманитарного института Северодвинского филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск, E-mail: i.kokorina@narfu.ru

ЗАДАЧА УСИЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ВУЗЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье проводится ретроспективный анализ включения стохастических курсов в программы высших учебных заведений России с целью выявления причин, которые исторически привели к возникновению проблемы оторванности содержания курса от потребностей решения профессиональных задач. Выделены факторы, способствующие возникновению указанной проблемы: универсализация содержания дисциплины, рассмотрение теории вероятностей и математической статистики как относительно самостоятельных частей курса, аксиоматическое изложение курса, некомпетентность преподавателей курса в сфере профессиональных приложений стохастики, недостаточность профессионально направленных учебных пособий. В заключении указаны направления решения этой проблемы: насыщение курса профессионально значимым содержанием; создание комплекса методических средств, систематическое применение которых, по мнению автора, будет способствует формированию у студентов опыта использования знаний по теории вероятностей и математической статистике в профессиональной деятельности; выстраивание преподавания теории вероятностей не только на основе теории меры и теории множеств, а показывая прикладные возможности данной теории в профессиональной области; организация совместной работы преподавателей математических и специальных дисциплин по выявлению тех методов теории вероятностей и математической статистики, которые наиболее часто применяются в будущей профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: обучение математике в вузе, теория вероятностей и математическая статистика, история высшего образования, учебные программы вузов, профессиональная направленность обучения.

Задача усиления профессиональной направленности стохастической подготовки студентов в вузе сегодня является одной из ключевых задач модернизации системы математического об-

разования в вузе. Нормативно она решается за счет реализации компетентностного подхода во ФГОС ВПО третьего поколения, а также включения в программу подготовки профессионально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.