Научная статья на тему 'Специфика функционирования регионального телевидения: методика и принципы'

Специфика функционирования регионального телевидения: методика и принципы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1907
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хучиев Муслим Магомедович

В статье проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещенности региональной тематики на федеральных каналах. Дана оценка степени влияния телевидения на уровень развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования регионального телевидения: методика и принципы»

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ: МЕТОДИКА И ПРИНЦИПЫ

Соискатель: Хучиев Муслим Магомедович

SPECIFICS OF THE REGIONAL TELEVISION: METHODS AND

PRINCIPLES

Competitor : Khuchiev Muslim Magomedovich

Аннотация: В статье проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещенности региональной тематики на федеральных каналах. Дана оценка степени влияния телевидения на уровень развития региона.

Ключевые слова: телевидение, регион.

Abstract: This paper analyzes the problems of regional television set and the degree of illumination of regional issues on federal channels. The estimation of the degree of influence of television on the level of development of the region.

Keywords: television, region.

Коммерческое негосударственное телевидение (TV) определило свое место, и его последующее становление не вызывает сомнений. Этот период оказался довольно плодотворным для появления и развития почти всех чеченских телекомпаний. Одни - с помощью богатого наследия прошлого (как творческого, так и технического), другие же - благодаря новому типу сетевого TV, а также передовым подходам к вещательной политике телекомпании и новым кадрам.

В современных условиях развития общества региональное TV стало перед выбором и необходимостью фундаментальных преобразований. С одной стороны, средства массовой информации показывают изменения во всех сферах местной жизни, с другой - непосредственно влияют на содержание, направление и интенсивность этих изменений.

Вместе с традиционными качествами, определяющими региональное TV, в связи произошедшими переменами в телевизионной индустрии возникает ряд новых отличительных черт:

- формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания и вещания центрального канала;

- существование своего графика выпуска новостей - как правило, в вечернее время с 19 до 22 часов с утренними повторами;

- ангажированность местными властями (особенно, в случае если администрация области является совладельцем или же спонсором);

- отсутствие журналистского образования у основной массы сотрудников региональных телестудий;

- различия в стиле и единой тональности вещания.

Возрастание роли регионального ТУ сейчас обусловлено, в первую очередь, наибольшим доверием к нему населения в сравнении с центральными вещателями, а во-2-х, стоящей перед ним в наше время задачей - быть основным консолидирующим звеном в системе коммуникаций, соединяющим население региона на базе, как культурных ценностей, так и самобытных традиций. Местное ТУ сейчас заявило о себе почти на всей территории РФ, становясь не только новым источником развлечений, но и источником местной информации. Создание местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории, а это существенно для страны, которое традиционно опиралось на централизованные структуры

Надлежит и еще отметить, что в последнее время в РФ появились 10-ки областных и городских телеканалов, которые создают на местном уровне довольно серьезную конкурентную борьбу столичному вещанию.

По-настоящему региональное ТУ начало формироваться исключительно сначала 90-х годов, когда местные политические элиты ощутили потребность в своем собственном информационном пространстве, через которое они непосредственно имели возможность бы влиять на общественное мнение, и оно постепенно перестало быть калькой центрального ТУ, обретая свой взор и глас.

В настоящее время сложно говорить о перспективах дальнейшего становления регионального ТУ, и на то есть несколько обстоятельств. Например, такие, как отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, -невозможность существования у теле-станций каких-либо гарантий при разработке долговременного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная индустрия ожидает всеобъемлющего закона о телерадиовещании.

Местные станции развиваются довольно неравномерно, исходя из состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. А ТУ

как отрасль, зависящая от других секторов экономики и живущая, как правило за счет доходов от рекламы, не имеет возможности развиваться быстрее других отраслей местной экономики.

Сейчас еще нельзя говорить о конкурентной борьбы в полном смысле данного слова между центральными и региональными телекомпаниями, поскольку каждая из них выполняет собственные функции, и, если центральные каналы имеют все шансы с пренебрежением относиться к местному TV и вовсе не принимать во внимание его существование в информационном пространстве, то региональное TV всегда обязано обыгрывать специфику своего существования и соприкосновение с российскими телеканалами наиболее выгодным для себя образом. Однако бесспорный процесс регионализации на сегодняшний день показывает на приоритетность местного источника информации, и, а значит, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному TV реальное превосходство, которое необходимо реализовывать и по мере возможностей монополизировать.

Местное TV призвано освещать местную тематику, говорить со «своим» телезрителем, проблемы которого региональному TV значительно ближе и понятнее, чем федеральному.

Еще в недалеком прошлом местные телерадиокомпании представляли собой звенья общей системы советского TV. Демократизация телевещания предъявила новые требования к региональному TV. Оно обязано восполнить недостаток информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах РФ.

Сейчас в регионах создается мощная информационная система местного TV. В последнее время региональное TV овладело электоральными функциями, активно принимает участие в избирательных кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это произошло вследствие того, что у политических верхушек регионов появилась потребность иметь собственное информационное пространство, через которое они лично могли бы влиять на общественное мнение. Местное TV предоставляет областным и городским администрациям возможность обращаться к очень большой аудитории, оказывая тем самым непосредственное

воздействие на телезрителей «не только логикой доводов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступления, всей нематериальной, но чрезвычайно действенной составляющей живого процесса общения».

Региональное TV, выполняя электоральную функцию, активно задействовано в политических кампаниях не только местного, но и федерального значения. Местные телекомпании считают престижным и выгодным участие в предвыборных событиях претендентов в органы законодательной и исполнительной власти страны.

Следовательно, федеральное и региональное ^ в общем информационном пространстве в настоящее время существуют автономно, каждое развивается по собственным законам и принципам. Федеральные каналы не в состоянии заменить программы местных студий, а региональное телевидение в силу ряда тормозящих его развитие обстоятельств, множества задач, с которыми оно сталкивается, укрепляет собственные позиции пока только лишь за счет своих информационных программ, восполняя тем самым недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах РФ.

Региональное государственное TV как источник информации о местных событиях по статистике обладает большей известностью, нежели независимые станции. Это связано, в первую очередь, с тем, что региональное государственное TV традиционно ведет вещание на втором канале РТР и благодаря этому имеет наиболее сильный сигнал и более многочисленную зрительскую аудиторию, нежели независимые станции. Так же, региональное государственное TV по закону обязано создавать собственные информационные программы, в то время как далеко не все региональные и местные станции делают собственные выпуски новостей. Кроме того, новостные программы негосударственных региональных телевизионных станций, как и прежде, не отличаются стабильным уровнем качества. Но все это, однако, не означает, что новостные программы местных государственных станций везде пользуются большей известностью, нежели новости независимых станций.

Таким образом, на современном этапе большое внимание уделяется региональному TV, его функционированию, программированию, проблематике,

развитию, влиянию на мнение и культуру зрителей. Значение регионального TV возрастает с каждым днем. В отличие от программ центрального TV, рассчитанных на определенную усредненную, либо элитарную аудиторию, местное вещание рассматривает проблемы и дает информацию, конкретно связанные с повседневной жизнью зрителей. Если общая проблематика и жанровые особенности программ, выходящих на федеральных каналах, имеют по преимуществу развлекательный или же криминальный характер, то региональное TV, программы которого порой сделаны не так профессионально и не так технично, выделяются искренностью и близостью к зрителю. Следовательно, тезис про то, что TV любой страны сильно, прежде всего, региональным TV, подтверждается.

Сегодня TV выполняет иные функции, чем несколько лет назад. В период, который получил название застойного, заметно понизился интерес людей к личному участию в управлении.

Сейчас TV становится для множества самоучителем демократии. Немалая роль в данном процессе отводится региональным телеканалам, т.к. непосредственно в их передачах звучит голос местного руководства и тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Региональное TV является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует собственного зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов федеральных каналов. Помимо всего этого, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом, областью.

Но вместе с популярностью, растут и требования зрителей к качеству работы местного TV, к его программной политике, содержательной и эстетической граням его работы.

Сегодня именно региональное телевидение может наиболее полно удовлетворить конкретные жизненные интересы человека, связанные с реальной средой его существования и образом жизни. Используя факты и явления из жизни своей страны, региональное телевидение делает информацию более убедительной, доходчивой, чем вещание из центра. Местное телевидение более точно и полно учитывает особенности конкретной политической,

демографической, конфессиональной и иной ситуации в крае, соотношение городского и сельского населения, распространение различных религиозных верований, образование молодежи и т. п. В стране наблюдается экономический рост, региональные рынки начинают интенсивно развиваться, потребительский спрос увеличивается, конкуренция среди производителей растет, бизнес начинает вкладывать значительные средства в продвижение своего товара, рынок рекламы в регионах испытывает бурный рост. В сложившейся ситуации общенациональные каналы, к сожалению, проигрывают во внимании к ним большой части телезрителей, так как не могут уделить много эфирного времени обзору событий каждого города, как бы они к этому ни стремились. Данные тенденции привели к повышению интереса у населения российских городов к локальным ТВ станциям, а так же региональным блокам федеральных проектов и, как следствие, образованию в России большого количества «добротных», качественных, телевизионных каналов.

Телевидение развивается, появляются новые совершенные технологии цифрового вещания, сама аудитория сегментируется и объединяется уже не вокруг предлагаемого им продукта, а вокруг интересующей их темы, рекламный рынок вынужден реагировать на существующие тенденции.

Список литературы:

1. Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М.: Мир, 2001. Т. 2.

2. Хучиев М.М., Идилов И.И. Методы оценки экономической эффективности внедрения новых телекоммуникационных услуг. //Экономические науки, № 101, 2013., стр.106-109.

3. Знайтовар.ги: Перспективы развития телевидения. - режим доступа: http ://www.znaytovar.ru/new2200.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.