Научная статья на тему 'Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности'

Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1790
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ВОЛОНТЕРСТВА / МОЛОДЕЖЬ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перминова М.С.

Статья посвящена изучению феномена волонтерской деятельности. Особое внимание уделено значимости для гражданского общества социальной позиции молодежи, которая проявляется через волонтерство. Рассмотрены подходы к анализу волонтерства, выделены различные формы, виды и мотивы волонтерской деятельности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности»

модернизационных процессов в России (2010-2012 гг.). Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. См.: Мастикова Н. С. К проблеме социокультурного сдвига в трансформирующейся России : сравнение ценностей россиян и европейцев по данным Европейского социального исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 148-152. Тихонова Н. Е. Динамика нормативно-ценностной системы российского общества (1995-2010 годы) // Общественные науки и современность. 2011 № 4. С. 5. Там же. Там же. С. 8.

12 Альтернативы развития. Россия между модернизацией и деградацией. Политологические очерки / под ред. Ю. А. Красина. М. : Ин-т социологии РАН, 2013. С. 60.

13 Там же. С. 19.

14 ГоршковМ. К., ТихоноваН. Е. Мечты россиян и реальность демоскопии // Полис. 2013. № 5. С. 10.

15 Там же.

16 Молодежь новой России : образ жизни и ценностные приоритеты : аналит. докл. / под ред. М. К. Горшкова. М. : Ин-т социологии РАН, 2007. С. 7.

17 Там же.

УДК 316.35:364.465

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. с. Перминова

Оренбургский государственный университет E-mail: ms-perminova@rambler.ru

Статья посвящена изучению феномена волонтерской деятельности. Особое внимание уделено значимости для гражданского общества социальной позиции молодежи, которая проявляется через волонтерство. Рассмотрены подходы к анализу волонтер-ства, выделены различные формы, виды и мотивы волонтерской деятельности молодежи.

Ключевые слова: социальная активность, волонтерская деятельность, виды волонтерства, молодежь, мотивация деятельности.

specificity of Formation of social Activity of Young People in Volunteer Activities

M. s. Perminova

The article devoted to the study of the phenomenon of volunteer activities. particular attention is paid to the importance of civil society's social position of young people, which is manifested through volunteering. The approaches to the analysis of volunteerism highlighted various forms, types and motivations of young people volunteering. Key words: social activities, volunteer activities, types of volunteering, young people, motivation activities.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-1 -22-25

Идея формирования гражданского общества в России связана с осмыслением важной роли человека в современном общественном развитии. Данный тип общества ориентирован прежде всего на обеспечение благополучия граждан, на развитие духовного и физического здоровья населения, на повышение качества жизни отдельного индивида. Однако формирование гражданского общества является очень долгим процессом и весьма трудоемкой задачей, стоящей перед государством. Сложность заключается в том, чтобы найти ту

движущую силу, которая способствовала бы в более короткое время формированию гражданского общества. Существуют различные варианты решения этого вопроса. Одним из таких вариантов является подъем социальной активности граждан. Не только среда может влиять на индивидов, но и они в свою очередь могут воздействовать на нее, активно преобразуя ее в соответствии со своими потребностями. Важнейшим признаком социальной активности будет выступать устойчивое стремление влиять на социальные процессы и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать или, наоборот, сохранить существующий порядок вещей.

В качестве такой основы общества и движущей силы может стать молодежь, которая имеет все необходимые для этого личные качества. Однако существует главная проблема, которая встает перед многими социальными институтами - как правильно воспитать и обучить, как в дальнейшем вовлечь в общественно полезную деятельность государства молодое поколение. Наиболее подходящим способом создать такие условия - это привлечь молодых людей к волонтерской деятельности.

Видение роли волонтерства в разных странах детерминировано многими факторами и особенностями их политического и экономического развития. В России добровольческая активность молодых людей рассматривается как один из важнейших факторов социального развития общества в таких сферах, как социальное обеспечение, образование, культура, охрана окружающей среды, здравоохранение и т. д., поскольку именно в этих сферах просматриваются принципы гуманизма, ценности толерантности и нравственности.

9

© Перминова М. С., 2016

В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ добровольчество рассматривается как сфера, дающая простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, которое повышает качество жизни граждан1. В научной литературе термин «добровольческая деятельность» заменяют на понятие «волонтерская деятельность». На этимологическом уровне значения понятий «волонтерство» и «добровольчество» синонимичны, и в содержательном смысле мы не будем делать различий между ними.

Анализируя понятие «волонтерство» в аксиологическом смысле, ученые в основу заложили такие ценности волонтера, которые соотносятся с убеждениями, потребностями и возможностями других людей. Так, К. Бидерман в своей работе отмечает, что в Великобритании в сфере волонтер-ства произошли изменения, и теперь бескорыстная помощь другим перешла в постоянную убежденную активность, где собственные интересы молодых людей совмещаются с оказанием помощи другим2. Эта особенность подтверждается подходом, в основе которого лежит понятие «серьезный досуг». Р. Стеббинс понимает под ним ряд отличительных качеств: эпизодически встречающиеся потребности в продолжении волонтерского труда; возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, участвовать в общественной жизни, иметь множество преимуществ как материальных, так и культурных. В «серьезном досуге» центральным компонентом выступает групповой социальный мир, который постепенно начинает менять свою форму, когда любители, увлекаясь определенной областью, в течение многих лет совместно удовлетворяют общие интересы. В итоге автор акцентирует внимание на долговременном волонтерстве, но аксиологический смысл для субъекта труда остается все равно определяющим3.

Рассматривая феномен волонтерства, большинство ученых акцентируют внимание на его социальных и экономических особенностях. С одной стороны, волонтерская деятельность предполагает активизацию потенциала членов общества для улучшения качества их жизни, с другой стороны, данный вид деятельности выражается через труд, который добавляет ценность предлагаемых услуг, чем повышает свою рыночную стоимость.

Анализируя волонтерскую деятельность уже с позиции профессиональной или трудовой деятельности, в основе определения будет заложен такой ключевой компонент, как свобода. Так, Л. А. Кудринская объясняет, что молодой человек должен заниматься волонтерской деятельностью тогда, когда он самодостаточен в материальной и духовной сферах, т. е. он имеет все необходимое для хорошей жизни и выполняет работу без всех видов принуждений: социального, политического, эконо-мического4. Если же молодежь не будет обладать неким достатком, волонтерство станет рассматриваться с позиции корыстной деятельности. Кудрин-

ская в своей статье также замечает, что если включить в такую деятельность разные поощрения, то молодежь может стать самодостаточной, и в итоге это приведет к свободе, которая для молодежной среды очень важна.

Таким образом, в основе волонтерской деятельности молодежи лежит ряд признаков. Во-первых, это отсутствие вознаграждения, поскольку волонтерская помощь не предусматривает какого-либо материального вознаграждения. Однако многие организации, приглашающие волонтеров для какой-либо работы, оплачивают им расходы на транспорт, на питание, предоставляют специальную рабочую одежду, которая чаще всего остается у волонтера в качестве сувенира.

Во-вторых, отсутствие принуждения. Как только появляется та или иная форма принуждения, суть и цель такой работы видоизменяется, так как изначально она основана на созидательной инициативе индивида. В-третьих, польза для общества, для отдельных социальных групп или конкретного получателя. Волонтерская деятельность должна учитывать особенности сообщества, его потребности и способствовать решению социально значимых проблем. Все эти признаки лежат в основе понимания волонтерства не только в России, но и в разных странах. В качестве субъекта волонтерской деятельности выступают мотивированные гуманистические ценности, объектом деятельности - социальные группы, которым требуется социальная помощь и поддержка.

Одним из отличительных признаков волонтерской деятельности в европейских странах является то, что она имеет повседневный характер. В России, к сожалению, волонтерская деятельность имеет периодический характер. Безусловно, это связано с историческим путем развития нашей страны. Однако в современных условиях в России все чаще стали звучать призывы к участию в волонтерской деятельности; открываются различные благотворительный фонды и организации; реализуются проекты, направленные на помощь отдельным индивидам; при вузах открываются волонтерские центры, способствующие проявлению социальной активности молодежи в различных направлениях и видах деятельности.

В связи со множеством видов волонтерской деятельности можно выделить ее различные формы. Разнообразие форм дает возможность предоставлять более гибкие возможности для реализации молодежью волонтерского потенциала в современном обществе. Наиболее распространенной формой волонтерства молодежи является помощь в решении социальных проблем на уровне местного сообщества, например, забота о социально незащищенных группах населения, помощь детям и ветеранам, благоустройство памятников архитектуры, посадка деревьев, помощь в поиске хозяев для бездомных животных и т. д.

Выделяется такая форма волонтерства, как работа молодежи по трудовому договору. Моло-

дые люди выполняют определенные обязанности, которые по своим функциям близки к профессиональной деятельности. В некоторых организациях такие волонтеры входят в штат сотрудников центров социального обслуживания населения и центров работы с детьми и молодежью. Очень часто волонтерской работой занимаются отдельные специалисты абсолютно безвозмездно для неимущих граждан. Такой вид добровольческой деятельности практикуют врачи, юристы, учителя, психологи. Многие волонтерские центры при вузах предоставляют возможность студентам-волонтерам на практике применить свои профессиональные знания и умения и тем самым оказать помощь нуждающимся гражданам.

Еще одной распространенной формой волон-терства в учебных заведениях является каникулярное и международное волонтерство. Каникулярное волонтерство - это деятельность молодежи, которая совмещается с учебными каникулами и направлена на оказание добровольных услуг в разных точках страны и мира. Международное волонтерство молодежи интересно в том плане, что, помимо оказания помощи нуждающимся категориям граждан, молодые люди имеют возможность практиковать и развивать свои языковые навыки, знакомиться с культурой и обычаями других стран, развивать в себе коммуникабельность и толерантность. Число добровольцев, принимающих участие в международной волонтерской деятельности, все время растет. Обычно волонтеры по международным программам работают в странах, где необходимо оказать помощь населению после различных бедствий и катастроф.

В России в последнее время стала набирать популярность еще одна форма волонтерской деятельности - это виртуальное волонтерство5. Он-лайн-волонтерство, или виртуальное волонтерство, молодежи подходит для тех, кто с силу обстоятельств не располагает свободным временем, но хотел бы помочь в решении социально значимых проблем, либо для людей, имеющих ограниченные физические возможности. Такая молодежь может проявить свою социальную активность с помощью сети Интернет. Они занимаются, например, сбором средств на лечение детей, на помощь пациентам, страдающих конкретным заболеванием.

Таким образом, многоаспектное понимание волонтерской деятельности молодежи позволяет найти ту направленность и ту форму, которая позволит молодежи самореализоваться, участвовать в процессе социального развития общества, в профилактике социальных болезней, в разработке социальных и экологических проектов. В результате волонтерство является одним из эффективных видов социальной активности, которое дает молодому поколению шанс самому участвовать в развитии своей страны.

Несмотря на положительный эффект волонтерской деятельности для общества и отдельного молодого человека, остается важным вопрос

- как можно мотивировать молодежь для участие в подобном виде деятельности? Так, например, С. В. Михайлова видит успешность формирования мотивации волонтеров в предоставлении уникальной возможности для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества6.

При рассмотрении мотивации волонтеров необходимо выделить два подхода - теоретический и практический. Первый подход основывается на теории потребностей А. Маслоу7. С точки зрения данной теории можно рассмотреть потребности волонтеров через призму пирамиды потребностей индивида. Маслоу выделял пять уровней потребностей личности, которые образуют иерархическую структуру. Первый уровень представлен физиологическими потребностями. Сюда можно отнести следующие потребности волонтера: комфортные условия для работы; элементарные бытовые мелочи (горячий чай во время еды, помещение, пригодное для работы волонтера, оплата за проезд).

Второй уровень теории А. Маслоу определяет потребность в безопасности. Работа волонтера не должна быть сопричастна с чувством страха за свою собственную жизнь или здоровье. К данному уровню можно отнести безопасные условия труда, например, при работе с ВИЧ-инфицированными индивидами или особо агрессивными целевыми группами; обучение волонтеров действиям в чрезвычайных ситуациях.

Третий, социальный уровень представлен потребностями в социальных связях, в общении и привязанности, в заботе о другом и внимании к себе, в совместной деятельности. Присутствие на различных мероприятиях и собраниях дает возможность для волонтера познакомиться с новыми людьми, реализовать потребность в общении и совместной деятельности.

Четвертый уровень - это престижные потребности: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост. Для волонтера потребности этого уровня реализуются в определении достижений в общественной и политической работе, в назначении такой работы, за которую волонтер будет нести ответственность. Это даст ощущение значимости в проекте, получение обратной связи от руководителя и коллег по проекту в виде благодарственных писем, грамот, похвалы от других волонтеров.

Пятый уровень представлен духовными потребностями в познании, самовыражении, самоидентификации. Для волонтеров самореализация и развитие подразумевают получение новых знаний, обучение новым навыкам и умениям, возможность достичь определенного статуса внутри общественной организации, например, попробовать себя в роли руководителя проекта или мероприятия.

По теории А. Маслоу, каждый индивид стремится удовлетворить сначала свои первичные потребности, а затем уже потребности более высокого уровня. Волонтерская деятельность может

24

Научный отдел

быть реализована на любом уровне потребностей. Следуя логике данной теории, государственным и общественным структурам вначале необходимо определить основные, значимые потребности молодежи, чтобы создать условия для их удовлетворения через волонтерскую деятельность.

Можно рассмотреть и практическую сторону мотивации волонтеров, где учитываются уже про-социальные мотивы. Так, Б. П. Ильин отмечает, что просоциальное поведение молодежи связано с двумя мотивами: морального долга и морального сочувствия8. Т. Брессо выделяет эгоистические и альтруистические мотивы деятельности9. Альтруистическими мотивами руководствуются молодые люди, которые осуществляют поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышение моральной самооценки. Для молодежи, которой присущ моральный долг, характерна высокая личностная ответственность. Такой мотив просматривается в сочувствии, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться и исцелять тех, кто в этом нуждается.

Однако существует противоположный подход к мотивации молодежи, предполагающий наличие эгоистичных мотивов в волонтерской деятельности. Данный подход базируется на теории социального обмена. «Чистого» альтруизма, подразумевающего, что молодой человек сможет помогать другим, даже если ему самому это невыгодно, не существует. В качестве вознаграждения здесь могут выступать новые навыки и специфические умения для использования их в последующем карьерном росте, выгода в виде бесплатного обучения. Каждый человек, помогая ближнему, испытывает чувство власти, и на подсознательном уровне это чувство ему может нравиться и он будет стремиться ощутить это чувство еще раз. Обобщая данную классификацию, мы видим две основные причины работы волонтеров: удовлетворение своих личностных потребностей и удовлетворение потребностей общества.

Среди видов мотивации принято рассматривать еще внутреннюю и внешнюю. В первом случае речь идет о ценностно-мотивационной ориентации молодежи, во втором - о внешних стимулах. Внутренняя мотивация включает в себя такую работу, которая позволяет молодежи ощутить ее ценность10. С. В. Алещенок в качестве внутренних ведущих мотивов волонтерской деятельности называет солидарность, ответственность за проблемы в обществе11.

Таким образом, рассматривая классификации потребностей, можно утверждать, что все они между собой тесно связаны и чаще всего включают в себя одинаковые основания. В таких основаниях просматриваются не только идеалистические мотивы волонтеров (помощь другим людям, чувство сопричастности к социально значимому делу), но и прагматичные мотивы (получение профессионального опыта в работе в определенной сфере, возможность бесплатного обучения на различных

курсах, семинарах, тренингах, проводимых для волонтеров специалистами самых разных направлений деятельности: психологами, юристами, бизнес-тренерами).

В современном российском обществе для молодежи в волонтерской деятельности на первый план выходят идеалистические мотивы. Это можно считать большим плюсом для нашего общества. Значит, волонтерская деятельность оправдывает свое предназначение для конкретного индивида и общества в целом. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, развиваются самоконтроль в различных ситуациях и умение планировать свою деятельность, контролировать процесс ее реализации и анализировать ее результат. Для нашей страны волонтерская деятельность молодежи может стать той движущей силой, которая будет способствовать активному процессу формирования гражданского общества, сможет объединить усилия молодого поколения в поиске решений социально значимых проблем, поможет снизить социальную напряженность в обществе.

Примечания

1 См.: Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р). URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/ doc091224_1949 (дата обращения: 25.02.2015).

2 См.: Бидерман К. Координация работы волонтерства и менеджмент волонтерских программ в Великобритании. М. : Центр «Академия», 2009.

3 См.: СтеббинсР. А. Свободное время : К оптимальному стилю досуга // Социс. 2000. № 7. С. 64.

4 См.: Кудринская Л. А. Добровольческий труд : сущность, функции, специфика // Социс. 2006. № 5. С. 15.

5 См.: Моисейчева М. Виды волонтерства // Biz-bote. 2011. № 4. С. 5-8.

6 См.: НасиновскаяЕ. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 216.

7 См.: Маслоу А. Мотивация и личность. URL: http:// pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-72. shtml#book_page_top (дата обращения: 28.02.2015).

8 См.: Ильин Б. П. Мотивы и мотивации. СПб. : Питер, 2002. С. 218.

9 См.: Брессо Т. И. Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 71.

10 См.: Вебер М. Основные аспекты вопроса мотивации волонтеров в социальных проектах // Biz-bote. 2011. № 4. С. 11. URL: http://www.drh-moskau.ru/upload/BB/ biz-bote-04-2011.pdf (дата обращения: 28.02.2015).

11 Алещенок С. В. Социальное добровольчество в России : состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи : на пути интеграции : сб. М. : Социум, 1994. С. 151-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.