Научная статья на тему 'Специфика феномена «Эмоционального выгорания» у сотрудников правоохранительных органов'

Специфика феномена «Эмоционального выгорания» у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1565
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" / ФАЗЫ И СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРЕССОГЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / ЭМПАТИЯ / A SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT / PHASES AND STAGES OF EMOTIONAL BURNING OUT / STRESS / PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / INTERPERSONAL CONFLICTS / BEHAVIOR STRATEGY IN A CONFLICT SITUATION / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахрямкина Тамара Александровна, Горохова Маргарита Юрьевна

В статье представлено определение понятия синдрома эмоционального выгорания, названы основные профессии, подверженные этому феномену, отмечены особенности работы сотрудников правоохранительных органов, приводящие к возникновению данного синдрома. Выявлены взаимосвязи между показателями «эмоционального выгорания» и стратегиями поведения в конфликте у работников ГИБДД, «эмоционального выгорания» и проявлениями эмпатии у судебных приставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахрямкина Тамара Александровна, Горохова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the phenomenon of emotional burning out at law enforcement officers

In article definition of concept of a syndrome of emotional burning out is presented, the basic trades subject to this phenomenon are named, features of work of the law enforcement officers, leading to occurrence of the given syndrome are noted. Interrelations between indicators are revealed emotional burning out and behavior strategy in the conflict at workers of traffic police emotional burning out and displays of empathy at court enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Специфика феномена «Эмоционального выгорания» у сотрудников правоохранительных органов»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

© Т. А. Ахрямкина © М. Ю. Горохова

Ахрямкина

Тамара Александровна кандидат

психологических наук доцент кафедры педагогической и прикладной психологии Самарский филиал ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

[email protected]

Горохова Маргарита Юрьевна кандидат

психологических наук декан психолого-педагогического факультета Самарский филиал ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» [email protected]

В статье прелставлено опрелеление понятия синл-рома «эмоционального выгорания», названы основные профессии, полверженные этому феномену, отмечены особенности работы сотрулников правоохранительных органов, приволяшие к возникновению ланного синлрома. Выявлены взаимосвязи межлу показателями «эмоционального выгорания» и стратегиями повеления в конфликте у работников ГИБАА, «эмоционального выгорания» и проявлениями эмпа-тии у сулебных приставов.

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», фазы и стадии «эмоционального выгорания», стрессогенность, профессиональная деформация, профессионально важные качества, межличностные конфликты, стратегии поведения в конфликтной ситуации, эмпатия.

Феномен «эмоционального выгорания» уже достаточно давно известен и описан в психологической литературе. Сам термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденберге-ром в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [11]. За тридцатипятилетний период его изучения были выявлены его структура, этапы развития, источники и факторы возникновения, формы проявления, коммуникативные и личностные следствия. Само явление зачастую освещается несколько уп-

рощенно, популярно, но на самом деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины. Социальный психолог Кристина Маслач определяет это явление как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [12].

Если первоначально у X. Фрейденбергера речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования в этой области позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач, опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т. д. [12].

А. Пайнс определяет еще более широкий круг специалистов, испытывающих синдром (феномен) «эмоционального выгорания». Она относит сюда консультантов, психологов, психиатров, социальных работников, полицейских, тюремный персонал, юристов и политиков [12].

По мнению Е. П. Ильина, феномен «эмоционального выгорания» перешагнул границы социономической сферы и ему вполне могут быть подвержены представители самых разнообразных профессий, еще не исследованных психологами и выходящих за рамки формулы «человек-человек» [11].

Из трех описанных психологами-исследователями факторов, влияющих на возникновение синдрома, — организационного, интерперсонального и личностного — ведущим является последний, поскольку в большинстве случаев к выгоранию ведут не столько производственные сложности и проблемы межличностного общения, сколько определенные индивидуально-психологические особенности, позволяющие работнику (их носителю) с особой глубиной и интенсивностью переживать профессиональные психотравмирующие ситуации [10].

В последнее время исследования «эмоционального выгорания» идут по двум направлениям: изучаются все новые и новые (не исследованные до настоящего времени) профессии и выявляются новые взаимосвязи феномена с различными личностными характеристиками, провоцирующими его развитие.

Целью настоящей статьи является рассмотрение развития «эмоционального выгорания» у работников правоохранительных органов, таких как служебные приставы и работники ГИБДД. Профессии и тех, и других можно отнести к сфере «человек-человек», однако «помогающими» их назвать трудно. Безусловно, и у первых, и у вторых профессиональная деятельность отличается высокой стрессогенностью.

Своей непосредственной целью судебный пристав-исполнитель имеет принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, уполномоченных возлагать на граждан, организации и государство, в лице его органов и должностных лиц, те или иные обязанности (по уплате денег, передаче имущества, по совершению определенных действий или воздержанию от их совершения). Другая цель — обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов. Однако, даже несмотря на принятие Федерального закона «Об исполнительном производстве», который в достаточной мере подроб-

но и детально регулирует отношения, связанные с исполнительным производством, при исполнении возникает много трудностей как с юридической, так и с морально-этической стороны [1, 2].

Сотрудники ГИБДД также выполняют целый ряд функций, которые относятся к властным полномочиям, возложенным государством. Это функции регулирования, надзора, контроля и наказания, при выполнении которых и возникают конфликтные ситуации с водителями автотранспорта [15].

Конфликтная ситуация, неизбежно сопровождающая деятельность сотрудников правоохранительных органов, заключает в себе определенное этическое содержание. Какой бы причиной ни вызывался конфликт, в ходе него обычно затрагиваются и моральные ценности. Способами разрешения конфликта являются сознательные активные действия лиц, заинтересованных в положительном разрешении конфликта и использующих для этого определенные конструктивные средства. Под конструктивными средствами в первую очередь подразумевают психологические приемы и способы разрешения конфликтов.

Из всех имеющихся в арсенале судебного пристава и инспектора ГИБДД средств в первую очередь должно в конфликтной ситуации использоваться убеждение. В этом случае надо помнить, что целью его убеждающего воздействия является не столько достижение понимания его позиции собеседником, сколько достижение ее принятия [15]. Вместе с тем сотрудники правоохранительных органов зачастую сталкиваются с враждебным, агрессивным отношением окружающих, кроме того, существует реальная угроза не только вербальной, но и физической агрессии.

Необходимо отметить, что конфликтные ситуации как у служебных приставов, так и у сотрудников ГИБДД по своему виду относятся к так называемым «вертикальным конфликтам», которые возникают в области отношений власти и подчинения. Например, выявлено, что межличностные конфликтные ситуации у сотрудников ДПС с водителями составляют 74,2% от всех производственных конфликтов [9].

Особенность «вертикальных конфликтов» состоит в явном различии ролевых позиций конфликтующих сторон. Это нередко способствует искаженному представлению водителя или ответчика (подчиненного) о подлинных намерениях представителя власти, приписыванию ему злого умысла, «глухоты» к различным доводам. Однако и для сотрудника правоохранительных органов это неравенство чревато опасностью другого рода — превышением, а иногда и злоупотреблением своих должностных и служебных полномочий, не всегда сопровождающихся корректным — вежливым и тактичным поведением. Скорее наоборот — первое практически не может обойтись без второго и стимулирует некорректность в поведении с гражданами.

Структура причин межличностных конфликтов, связанная с нарушением законности, как раз подтверждает вывод о неравенстве ролевых позиций в данной системе. Можно сделать вывод, что должностной статус любого представителя государственной службы всегда противоречив. То есть «чем больше статус и престиж человека, тем труднее ему вступить в действительно реальные психологические отношения с другим челове-

ком» [2, с. 104]. Это связано с исполнением предписанных функций деятельности, которые распространяются на всех людей без исключения и определяются правом.

Однако этот вывод нельзя абсолютизировать. Он как раз определяет и предполагает направление поиска эффективного взаимодействия между людьми в ситуации власти и подчинения с учетом существующих социальных тенденций.

Межличностные конфликты у представителей вышеназванных профессий имеют еще один важный социальный аспект. Они ведут к профессиональной деформации. Она развивается в двух направлениях. Неоднократно повторяющиеся ситуации, связанные с нарушением правил и законов, могут приводить к психологическим изменениям личности сотрудника правоохранительных органов. В конечном итоге, вероятность возникновения у определенного количества сотрудников в сознании представления, что большинство их «клиентов» являются нарушителями правил или законов или все они стремятся это делать, становится преобладающей. Это и является профессиональной деформацией первого порядка. Такое представление, в итоге, может способствовать излишней, необоснованной требовательности, граничащей с превышением и злоупотреблением властью, что и вызывает значительный поток жалоб. Условно эту профессиональную деформацию личности сотрудника можно назвать «положительной», т. к. она поддается коррекции, то есть ей можно противостоять, применяя методы психолого-педагогического воздействия.

Другое направление, или профессиональная деформация второго порядка, значительно серьезнее и важнее. Психолого-педагогические меры здесь могут быть применены только в качестве профилактических воздействий, то есть тогда, когда личность еще не претерпела изменений, а только предполагается, что подобное может произойти. Речь идет о профессиональной деформации, связанной с получением взяток, в частности, сотрудниками ГИБДД. Неоднократно повторяющиеся ситуации с водителями на почве нарушения ими правил дорожного движения и совершения ими дорожно-транспортных происшествий приводят к вполне естественному желанию избежать конфликтов. Одним из путей достижения этого является взимание поборов помимо официальных штрафных санкций. Таким образом, конфликт в дорожной ситуации может разрешаться вполне «благоприятно» для обеих сторон. Психологическая деформация второго порядка является «отрицательной», так как она не только искажает личность психологически, но и трансформирует ее в противоположность. Сотрудник из защитника права, закона и граждан превращается в пособника свершения новых правонарушений. Социальная вредность такого изменения личности несоизмерима с изменением психологическим.

Наряду с профессиональной деформацией первого порядка или самостоятельно возможно интенсивное развитие феномена «эмоционального выгорания».

Профессиональная деятельность как сотрудников ГИБДД, так и судебных приставов разнообразна по объему и по характеру решаемых профес-

сиональных задач. Психологический анализ профессиональной деятельности позволил выделить ряд ее особенностей, среди которых наиболее важными были многоплановый характер, высокий уровень вариативности и нестандартности ситуаций в условиях дефицита времени; выраженная организаторская и коммуникативная направленность деятельности с большим числом коммуникативных контактов, связанных с установлением взаимодействия и реализацией решений строго в рамках закона; индивидуальный характер деятельности с достаточно четко очерченной высокой ответственностью и социальной значимостью, реализацией воспитательных функций.

Наличие особых властных полномочий формирует в процессе деятельности у работника высокую ответственность за выполняемую им работу [13]. В связи со сказанным вполне естественным и логичным является факт «выгорания» работников с высоким уровнем моральных ценностей и подверженность профессиональной деформации второго порядка — работников с «не очень» высоким.

Методика исследования

Исследования особенностей «эмоционального выгорания» у сотрудников ГИБДД и судебных приставов проводились на базе Отдела ГИБДД Октябрьского РОВД г. Самары, на базе Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области, Октябрьского отдела судебных приставов г. Самары, Самарского отдела судебных приставов г. Самары в феврале-марте 2008 года.

Общий объем выборки судебных приставов составил 38 человек (женщины) в возрасте от 21 до 40 лет, находящихся в должности: судебный пристав-исполнитель — 33 человека, 2 — заместитель начальника отдела, 3 — начальник отдела. Респонденты со стажем работы от 1 года до 10 лет.

Общий объем выборки сотрудников ГИБДД составил 25 работников (мужчины) в возрасте от 29 до 43 лет. Из них — 19 инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС), 3 старших инспектора ДПС, 2 старших инспектора службы дорожного надзора и 1 начальник службы розыска транспортных средств. Стаж работы испытуемых — от 8 до 18 лет. Диагностика уровня «эмоционального выгорания» осуществлялась с помощью методики Бойко В. В., а определение стратегии поведения в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса [12]. С помощью программы 8Р8Б-13 методом корреляционного анализа Ч. Спирмена определялась взаимосвязь между показателями «эмоционального выгорания» и стратегиями поведения в конфликте. Для исследования уровня эмпатии сотрудников службы судебных приставов была использована методика «Эмпатийного потенциала личности» И. М. Юсупова [14]. Тест направлен на выявление интенсивностной характеристики эмпатийного потенциала.

Результаты исследования

По результатам диагностики было выявлено, что распределение показателей «выгорания» в группах осуществляется следующим образом: фазы синдрома «эмоционального выгорания», выделенные Бойко В. В. и

обозначенные им как «напряжение», «резистенция» и «истощение», формируются примерно одинаково: несформированных фаз ни у кого практически нет, в стадии формирования они находятся у 60-75% испытуемых, полностью сформированы у 25-40 % испытуемых (рис. 1).

70- N 1 1 м 1

.р Е= > С Нап ч ч ш ряжен а с ч > О ие Рез ч ч ш истенци я И О Суд.пр. ч ч ш ощение

□ Несформ.

□ Формир.

□ Сформир.

Рис. 1. Распределение показателей «эмоционального выгорания»

в различных фазах у судебных приставов и сотрудников ГИБДД

Полученные данные подтверждают закономерность развития «выгорания» у представителей системы «человек-человек», что отражено в исследовательских работах последних 10-ти лет [7, 8].

Фаза «напряжения» — начальная стадия «эмоционального выгорания». Фаза «напряжения» находится в стадии формирования у 75% работников ГИБДД и 60% судебных приставов и сформирована у 25% работников ГИБДД и 40% судебных приставов.

Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Этот симптом сложился у 45% работников ГИБДД и 40% судебных приставов, складывается у 50% и у 55% соответственно, отсутствуют признаки симптома у 5%.

Неудовлетворенность собой проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью. Неудовлетворенность собой развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию. По результатам, у инспекторов ГИБДД у 10% имеется сложившийся симптом, складывается — у 15%, отсутствуют признаки симптома — у 75%. У судебных приставов сложившийся симптом имеется у 15%, складывается — у 20%, отсутствуют признаки симптома — у 65%.

«Загнанность в клетку» проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Этот симптом развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Сложившийся симптом «загнанности в клетку» обнаружен у 50% работников ГИБДД и у 45% судебных приставов, складывается у 40% работников ГИБДД и у 45% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 10% работников ГИБДД и у 10% судебных приставов.

Симптом тревоги и депрессии обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. Сложившийся симптом тревоги и депрессии обнаружен у 55% работников ГИБДД и у 50% судебных приставов, складывается у 25% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 20% работников ГИБДД и у 15% судебных приставов.

Фаза «резистенции» — сопротивление нарастающему стрессу. Фаза «резистенции» сформировалась у 40% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов и находится в стадии формирования у 60% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Сложившийся симптом неадекватного эмоционального реагирования обнаружен у 50% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов, складывается у 35% работников ГИБДД и у 25% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 15% работников ГИБДД и у 10% судебных приставов.

Эмоционально-нравственная дезориентация проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к участнику дорожного движения, он защищает свою стратегию, оправдывается перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. Сложившийся симптом эмоционально-нравственной дезориентации обнаружен у 65% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов, складывается у 30% работников ГИБДД и у 25% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 5% работников ГИБДД и у 10% судебных приставов.

Расширение сферы экономии эмоций проявляется вне профессиональной деятельности в связи с тем, что на работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Сложившийся симптом расширения сферы экономии эмоций обнаружен у 10% работников ГИБДД и у 15% судебных приставов, складывается у 10% работников ГИБДД и у 20 % судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 80% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов.

Редукция профессиональных обязанностей обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Сложившийся симптом редукции профессиональных обязанностей обнаружен у 45% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, складывается у 50% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов,

отсутствуют признаки симптома у 5% работников ГИБДД и у 0% судебных приставов.

Фаза «истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Фаза «истощения» сформировалась у 25% работников ГИБДД и у 20% судебных приставов, находится в стадии формирования — у 65% работников ГИБДД и у 75% судебных приставов, отсутствуют признаки формирования — у 10% работников ГИБДД и у 5% судебных приставов.

Эмоциональный дефицит проявляется в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. Сложившийся симптом эмоционального дефицита обнаружен у 30% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, складывается у 40% работников ГИБДД и у 30% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 30% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов.

При эмоциональной отстраненности работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Сложившийся симптом эмоциональной отстраненности обнаружен у 45% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, складывается у 30% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 25% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов.

Личностная отстраненность или деперсонализация проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. Сложившийся симптом личностной отстраненности обнаружен у 65% работников ГИБДД и у 65% судебных приставов, складывается у 30% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 5% работников ГИБДД и у 0% судебных приставов.

Психосоматические и психовегетативные нарушения обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Сложившийся симптом психосоматических нарушений обнаружен у 5% работников ГИБДД и у 10% судебных приставов, складывается у 25% работников ГИБДД и у 35% судебных приставов, отсутствуют признаки симптома у 70% работников ГИБДД и у 55% судебных приставов.

Еще раз подчеркнем, что «эмоциональное выгорание» у представителей изучаемых нами профессий развивается так же, как и у всех остальных. В большей степени нас интересовало, с какими личностными характеристиками оно связано. И в первую очередь — теми, которые определяют эффективность деятельности. Ключевой профессиональной ситуацией, как уже указывалось выше, является конфликт, а успешность его разрешения определяется той стратегией поведения, которую выбирает работник в конфликтной ситуации. У работников ГИБДД эти стратегии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние арифметические показатели стратегий поведения работников ГИБДД в конфликтной ситуации

Стратегия поведения Показатель

Соревнование 6,1

Сотрудничество 8,2

Компромисс 6,1

Избегание 5,2

Приспособление 5,2

В первую очередь, как свидетельствуют данные таблицы 1, у работников ГИБДД проявляется сотрудничество. Достаточно часто и в равной степени они прибегают к соревнованию и компромиссу, третье место распределено между избеганием и приспособлением. В целом явного предпочтения ни одной стратегии поведения не отдается, а показатели сотрудничества свидетельствуют об отсутствии выраженной профессиональной деформации инспекторов дорожного движения.

Результаты корреляционного анализа «эмоционального выгорания» и стратегий поведения у работников ГИБДД оказались более чем интересными.

Обратная корреляционная связь между показателями симптома эмоционального дефицита и стратегией поведения «соревнование» с коэффициентом корреляции И = -0,627 при р < 0,01 свидетельствует о том, что чем больше инспекторы ГИБДД проявляют склонность к соревновательному (агрессивному) способу разрешения конфликтов, тем меньше у них выражен эмоциональный дефицит как симптом «эмоционального выгорания». Обратная корреляционная связь между фазой напряжения и стратегией «компромисс» (коэффициент корреляции И = -0,488 при р < 0,05) означает, что способные на компромисс сотрудники меньше подвержены эмоциональному напряжению.

Корреляция между показателями эмоционального дефицита и стратегии избегания (коэффициент корреляции И = 0,385 при р < 0,05) свидетельствует о том, что частое избегание конфликтов приводит к эмоциональному дефициту. С другой стороны, можно сказать, что отсутствие эмоций не способствует проявлению активной стратегии поведения в конфликте, поскольку делает человека равнодушным и индифферентным. Отрицательная корреляционная связь между симптомом «психосоматических нарушений» и стратегией избегания с коэффициентом корреляции И = -0,513 при р < 0,05 свидетельствует, что при все большем избегании, а вместе с ним при подавлении своих эмоций человек больше подвержен физическим недомоганиям и заболеваниям.

Но особенно интересными являются результаты анализа, касающиеся стратегии сотрудничества. Корреляционные связи между показателями сотрудничества и показателями фаз «напряжение» (коэффициент корреляции И = 0,403 при р < 0,05), «резистенция» (коэффициент корреляции И = 0,516 при р < 0,01), «истощение» (коэффициент корреляции И = 0,445 при р < 0,05), симптомов эмоционального дефицита (коэффициент корреляции И = 0,427

при р < 0,05), редукции профессиональных обязанностей (коэффициент корреляции И = 0,563 при р < 0,01), тревоги и депрессии (коэффициент корреляции И = 0,551 при р < 0,01) являются положительными.

Как указывалось выше, наши испытуемые предпочитают использовать эту стратегию в ситуациях конфликтов с правонарушителями. Сотрудничество и является самым приемлемым способом взаимодействия, и, как правило, его используют люди, позитивно относящиеся к окружающим, настроенные помогать, а не препятствовать. Но, вероятно, эта стратегия не способствует «выживанию» в профессии, поскольку сотрудники ГИБДД, использующие эту форму и старающиеся «сохранить человеческое лицо», чаще переживают тревогу, депрессивные настроения, склонны к редукции профессиональных действий, характеризуются обеднением палитры эмоций. Все фазы «эмоционального выгорания» — напряжение, резистенция, истощение — у них развиваются интенсивнее.

У представителей службы судебных приставов нас интересовала такая личностная черта, как эмпатия, отнюдь не являющаяся основной в перечне профессионально важных качеств. Однако их деятельность как представителей социальной профессии непосредственно связана с общением и предполагает понимание и адекватное реагирование на эмоциональные чувства субъекта по взаимодействию, а эмпатия является неотъемлемой частью субъект-субъектного взаимодействия. Эмпатия (греч. ешраШе1а — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Этим же термином определяется личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию [6].

Результаты, полученные при помощи методики «Эмпатийный потенциал личности», представляют удивительную картину. Очень высокий уровень эмпатии выявился у 70% респондентов (!), 30% опрошенных обладают высоким уровнем эмпатии. В целях подтверждения достоверности полученных результатов, при качественной и статистической обработке баллы двух респондентов со средним уровнем эмпатии и несформирован-ным синдромом «эмоционального выгорания» включены не были. Респондентов с низким и очень низким уровнем эмпатии не выявлено. Первая группа респондентов с очень высоким уровнем эмпатии характеризуется наличием чрезмерно развитого чувства сопереживания, иногда в болезненно выраженной форме, когда человек в общении тонко реагирует на все настроения собеседника. Вторая группа респондентов с высоким уровнем эмпатии характеризуется высокой чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих, эмоциональной отзывчивостью, общительностью. И первые, и вторые легко выходят из эмоционального равновесия при влиянии неблагополучных факторов [16].

Проведенный нами корреляционный анализ выявил взаимосвязи между эмпатией и симптомами неудовлетворенности собой (И = 0,287 при р < 0,05), расширения сферы экономии эмоций (И = 0,361 при р < 0,05), личностной отстраненности (И = 0,351 при р < 0,05) и общим балльным показателем синдрома «эмоционального выгорания» (И = 0,328 при р < 0,05).

В профессиональной ситуации судебный пристав должен применять меры принудительного характера. Однако, обладая высоким уровнем эм-патии, проявляя сочувствие, понимание и желание оказать помощь человеку, работник оказывается в ситуации собственного внутреннего конфликта: выполнение профессиональных обязанностей требует решительности и жесткости, а это противоречит его личностным качествам. Отсюда неудовлетворенность собой, сдерживание эмоциональных порывов, личностная отстраненность, выражающаяся, прежде всего, в снижении значимости себя как профессионала, и интенсивное развитие «эмоционального выгорания».

Выводы

Проведенные исследования позволили нам сделать следующие выводы:

• Феномен «эмоционального выгорания» у представителей различных, уже исследованных профессий развивается аналогичным образом, о чем свидетельствуют количественные показатели выраженности фаз и симптомов. Сотрудники ГИБДД и службы судебных приставов здесь не исключение.

• Феномен «эмоционального выгорания» у представителей служб ГИБДД и судебных приставов связан с их личностными качествами, которые в силу специфики деятельности и сложившихся представлений и стереотипов не способствуют ее успешности.

• У представителей исследованных нами профессий налицо внутри-личностный конфликт между стремлением оказать реальную помощь людям и быть эффективными в получении результатов (моральное и материальное вознаграждение здесь в большинстве профессиональных случаев не совпадают), что требует дальнейшего детального изучения с целью составления практических рекомендаций для представителей вышеиссле-дованных профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов В. Г. Деятельность судебных приставов. М. : ЮНИТИ, 2007.

2. Белоусов Л. В., Мартынова В. В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. М. : Юрайт, 2006.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001.

511 с.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Владос, 1996. 346 с.

5. Борисова С. В условиях риска, или «выгорание» по-милицейски // Служба кадров. 2002. № 7. С. 84—87.

6. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147—157.

7. Горохова М. Ю, Романова Е. С. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. Научно-методический журнал. Москва. Декабрь, 2004. № 1. С. 7—12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания. СПб., 2008.

9. Дановский С. Л. Конфликтные ситуации сотрудников ГИБДД с водителями // Вопросы психологии. 2001. № 7. С. 95—98.

10. Донал С. Л., Ренауд С. Индивидуальные, организационные и социальные детерминанты выгорания. Будапешт, 1992. 210 с.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.

12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 34—42.

13. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и професси-ограммы. СПб. : Питер, 2003.

14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара : Бахрах-М, 2000.

672 с.

15. Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. М. : Щит-М, 2005. 318 с.

16. Юсупов И. М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1993.

SPECIFICITY OF THE PHENOMENON OF EMOTIONAL BURNING OUT AT LAW ENFORCEMENT OFFICERS

T. Ahrjamkina, M. Gorohova

In article definition of concept of a syndrome of emotional burning out is presented, the basic trades subject to this phenomenon are named, features of work of the law enforcement officers, leading to occurrence of the given syndrome are noted. Interrelations between indicators are revealed emotional burning out and behavior strategy in the conflict at workers of traffic police emotional burning out and displays of empathy at court enforcement officers.

Key words: a syndrome of Emotional burning out, phases and stages of emotional burning out, stress, professional deformation, professionally important qualities, interpersonal conflicts, behavior strategy in a conflict situation, empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.