Научная статья на тему 'Специфика европеизация внешней политики Румынии: результаты и ожидания'

Специфика европеизация внешней политики Румынии: результаты и ожидания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
542
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОПЕНГАГЕНСКИЕ КРИТЕРИИ / РУМЫНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОВПБ (ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Везуина Михаэла-Александра

В европейских исследованиях европеизация относится к воздействию ЕС на внутренний порядок стран-членов (путем углубления) и стран-кандидатов (путем расширения). С момента подачи заявки на членство в июне 1995 года Румыния была под сильным влиянием процесса европеизации и его последствий. Как кандидат и нынешний член Европейского союза, Румыния претерпела глубокую реформу государства, общества, экономики и политики. Кроме того, в контексте европейской интеграции во внешней политике Румынии был сильный разворот в сторону ЕС, что вызвало изменения, как на уровне учреждений, участвующих в процессе принятия внешнеполитических решений, так и на уровне самой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика европеизация внешней политики Румынии: результаты и ожидания»

УДК 32

Везуина Михаэла-Александра

аспирантка кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

vezuina_mihaela_alexandra@yahoo.com

Специфика европеизация

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУМЫНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЖИДАНИЯ

Mihaela-Alexandra Vezuina

graduate student of the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, People's Friendship University of Russia

vezuina_mihaela_alexandra@yahoo.com

Specifics Europeanization of

FOREIGN POLICY OF ROMANIA: RESULTS AND EXPECTATIONS

Аннотация. В европейских исследованиях европеизация относится к воздействию ЕС на внутренний порядок стран-членов (путем углубления) и стран-кандидатов (путем расширения). С момента подачи заявки на членство в июне 1995 года Румыния была под сильным влиянием процесса европеизации и его последствий. Как кандидат и нынешний член Европейского союза, Румыния претерпела глубокую реформу государства, общества, экономики и политики. Кроме того, в контексте европейской интеграции во внешней политике Румынии был сильный разворот в сторону ЕС, что вызвало изменения, как на уровне учреждений, участвующих в процессе принятия внешнеполитических решений, так и на уровне самой политики.

Ключевые слова: европеизация, европейская интеграция, Копенгагенские критерии, Румыния, внешняя политика, бюрократическая реорганизация, национальная адаптация, ОВПБ (Общая внешняя политика и политика безопасности).

Annotation. In European studies, «Europeanization» refers to the EU's impact on the internal order of member states (by deepening) and candidate countries (by enlargement). Since the time of application for membership in June 1995 Romania was heavily influenced by the process of Europeanization and its effects. Both as candidate and current membership of the European Union, Romania has undergone a profound reform of the state, society, economy and policy. Moreover, in the context of European integration, Romanian foreign policy was strongly Europeanized, causing changes both at the level of the institutions involved in the process of creating foreign policy and at the level of the policy itself.

Keywords: Europeanization, European integration, the Copenhagen criteria, Romania, foreign policy, bureaucratic re-organization, national adaptation, CFSP (Common Foreign and Security Policy).

Появление концепции «европеизации» можно лучше всего понять, рассматривая этапы европейской интеграции. Европеизация является одним из инструментов, которые оказали жизненно важное влияние на преобразование Румынии, особенно в начале 21-го века. Желая стать членом Европейского Союза и пытаясь выполнить Копенгагенские критерии, Румыния стремилась соблюдать acquis communautaire (достояние сообщества) и все европейские принципы, в рамках которых был построена ЕС.

Европеизация часто изображается как постоянное «взаимодействие между национальным и европейским уровнями» [1, с. 2], «как перемещение инициатив сверху вниз и снизу вверх» [2, с. 57]. Европеизация является концепцией, включающей в себя набор явлений, характеризующих определенный процесс по следующим четырем пунктам [3, с. 11]:

• адаптация национальной политики к требованиям ЕС;

• продвижение национальных интересов государств-членов на повестку дня в ЕС;

• социализация элиты;

• бюрократическая реорганизация.

Однако до сих пор не существует консенсус относительно этих положений. Некоторые авторы рассматривают их с точки зрения двух взаимодополняющих процессов: адаптации национальной политики к политике ЕС и, в свою очередь, проекции национальных интересов на уровне ЕС [4].

Во внешней политике европеизация подразумевает изменения на уровне учреждений, участвующих в процессе принятия внешнеполитических решений (министерства, дипломатические представительства и т.д., а также нормы, процедуры и т.д.) и на уровне самой политики (ее ориентация, ценности, точки зрения).

60

Каждое государство-член проходит непрерывный процесс адаптации ее политических институтов, чтобы иметь возможность участвовать в делах и политике ЕС. Это справедливо в случае ОВПБ (Общей внешней политики безопасности). После завершения переговоров, которые начались в 2000 году, Румынии также пришлось соответствовать заявлениям внешней политики ЕС, без какого-либо права вето (право, приобретенное после обретения статуса членства в 2007 году).

Румынии, как и другим бывшим социалистическим странам, которые стали членами ЕС (2004/2007), пришлось внести существенные изменения, а именно: принять acquis и учреждения в области ОВПБ, не имея возможность вносить свои собственные предложения; «выровнять» ее национальные позиции к уровню позиций ЕС, к общим стратегиям, совместным действиям и политическим декларациям; перестроить административную структуру, необходимую для участия в политических и технических комитетах и рабочих групп Совета министров; установить новые политические позиции экспертов и создать новую коммуникационную инфраструктуру для отправки и получения конфиденциальной информации; изменить посольства на «постоянные представительства», чтобы выполнять более широкий и более сложный набор функций.

Все эти элементы являются частью сложного процесса адаптации национальной политики Румынии к Общей внешней политике безопасности (ОВПБ). Румынии пришлось многому научиться в плане практики, стиля, способов ведения отношений с европейскими партнерами в период переговоров о вступлении (2000-2004).

Участие румынской политической элиты в процессе социализации европейской элиты началось в начале 2000 года, после выполнения 27 главы переговоров о вступлении в ЕС. Тем не менее, только после 2005 года румынские представители были в состоянии наблюдать процесс переговоров в рамках ОВПБ.

Проекция национальных интересов на повестке дня ЕС зависит в определенной степени от способности элиты взаимодействовать со своими коллегами из других государств-членов ЕС, от их способности узнавать интересы других, а также общаться надлежащим образом. Социализация предполагает, что ориентация и нормы поведения государств-членов ЕС находятся в процессе европеизации. Каким-то образом малые страны находятся в неблагоприятном положении в рамках механизма для достижения консенсуса в ОВПБ, даже если они имеют такое же право вето. Для представителей более мощных государств в ЕС легче сплотить другие государства и преследовать свои интересы. Европеизация как социализация зависит в значительной степени от того, как внешнеполитическая элита воспринимает распределение власти в ЕС.

Если смотреть на процесс социализации с этой точки зрения, румынские представители внеш-

неполитических ведомств находятся в неблагоприятном положении. Процесс интеграции Румынии в ЕС после 2007 года далек от совершенства. Механизм сотрудничества и проверки был продлен в области правосудия, потому что румынские политические деятели не работают достаточно эффективно, когда сталкиваются с кризисом. Так, в январе 2015 года президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что страна надеется избавиться от мониторинга ЕС правоохранительной системы до конца своих пятилетних мандатов.

Одним из последствий становления членом ЕС и необходимости адаптироваться к европейским структурам является бюрократическая реорганизация - важный аспект европеизации. Реорганизация бюрократии в области внешней политики не имеет формального характера; это существенное изменение, которое влияет на способы принятия политических решений в Бухаресте.

В результате вступления Румынии в ЕС посольство Румынии в Брюсселе стало Постоянным представительством. Количество дипломатов и представителей в Постоянном представительстве определяется потребностями переговоров и усовершенствованных функций и полномочий, отражая возросшую сложность отношений Румынии с ЕС. Приоритеты политического сотрудничества стали национальными приоритетами.

Европеизация румынской внешней политики должна содействовать национальным интересам на уровне ЕС. Нестабильность внешней политики Румынии может повлиять на успех ее инициатив по продвижению своих интересов на европейском уровне. С вступлением в силу Лиссабонского договора Румыния стремилась укрепить свои позиции и роль в ЕС, постоянно участ-в овать в процессе принятия решений в ЕС, поддерживать сотрудничество путем фактического и необходимого прогресса на европейской арене и устранения недостатков, которые по-прежнему сказываются на роли Румынии в ЕС; активно поддерживать европейскую интеграцию Республики Молдова; готовиться к осуществлении председательства Совета ЕС в 2019 году; продвигать национальные интересы на уровне ЕС по вопросам энергетической безопасности; поддерживать присоединение Румынии к Шенгенскому пространству, а также активно участвовать в военных и гражданских миссиях ЕС в рамках Общей политики безопасности и обороны ЕС.

До сих пор внешняя политика Румынии была, в сущности, под сильным влиянием своего членства в ЕС.

Не так давно президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что хочет завершить интеграцию Румынии в Европейский Союз, так, чтобы страна стала «не полноправным членом, потому что она уже является им, но уважаемым членом и принятым как часть твердого стержня ЕС. Полная европеизация Румынии является главной целью моего президентства» [5].

61

Литература:

1. Риссе Т. Европеизация и внутренние перемены: Введение в Преобразование Европа: европеизацию и внутренние перемены / Т. Риосе, М. Коулза, Д. Капорасо, // Итака Корнел университета, 2001, С. 2.

2. Борзел ТА. Концептуализация влиянии на внутреннюю Европы, в Физерстоун Кевин и Ра-даелли Клаудио (ред.), Политика европеизации / Т.А. Борзел, Т. Риосе // Оксфорд : Оксфорд Университетское издательство, 2003, С. 57.

3. Стране Б. Ветры перемен: Европеизация национальной внешней политики, в Маастрихтских европейских исследований, 2007/01, С. 11.

4. Борзел ТА. Ответы Государств-членов на европеизации, Журнал общих исследований, Номер 40/ 2, 2002, С. 193-214.

5. Готев Г. Румыния надеется закончить мониторинг ЕС к 2020 году, 16 января 2015. года,. URL: http://www.euractlv.cGm/sectlGns/justlce-home-affairs/ romania-hopes-get-rid-eu-monitoring-2020-311336 (дата обращения 20.11.2015).

Literature:

1. Risse T. Europeanization and domestic change: Introduction, in Transforming Europe: Europeanisation and domestic change / T. Risse, M. Cowles, J. Caporoso // Ithaca, Cornel University Press, 2001, P. 2.

2. Borzel T.A. Conceptualizing the Domestic Impact of Europe, in Featherstone K. and Claudio R. (eds.), The Politics of Europeanisation / T.A. Borzel, T. Risse // Oxford: Oxford University Press, 2003, P. 57.

3. Strang B. Winds of Change: the Europeanization of National Foreign Policy, in Maastricht European Studies Papers, 2007/01, P. 11.

4. Borzel T.A. Member State Responses to Europeanization, Journal of Common Market Stud-ies,Volume 40, Number 2, 2002, P. 193-214.

5. Gotev G. Romania hopes to end EU monitoring by 2020, 16 Jan 2015, URL: http://www.euractiv. com/ sections/justice-home-affairs/romania-hopes-get-rid-eu-monitoring-2020-311336 (date of access 20.11.2015).

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.