Научная статья на тему 'Специфика экономического взаимодействия государства и сферы культуры: концептуальные основы'

Специфика экономического взаимодействия государства и сферы культуры: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННО-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURE SPHERE / NATIONAL WEALTH / CULTURAL POLICY / STATE SUPPORT / INFORMATION AND SPIRITUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарычева Полина Васильевна

В статье охарактеризована сфера культуры как отрасль национальной экономики. Проанализированы методологические положения экономики сферы культуры. Рассмотрены основные экономические механизмы государственной поддержки сферы культуры. Выявлены и обоснованы концептуальные основы экономического взаимодействия государства и сферы культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ECONOMIC INTERACTION OF STATE AND CULTURE SPHERE: CONCEPTUAL FRAMEWORK

The article describes the sphere of culture as a branch of the national economy. The methodological aspects of the economy in the sphere of culture are analyzed. The basic economic mechanisms of the state support in the sphere of culture are scrutinized. The conceptual foundations of economic interaction of the state and culture sphere are identified and justified.

Текст научной работы на тему «Специфика экономического взаимодействия государства и сферы культуры: концептуальные основы»

УДК 338.23

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

© Полина Васильевна Сарычева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры политической экономики и мирового глобального хозяйства, ассистент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: Polyaris86@mail.ru

В статье охарактеризована сфера культуры как отрасль национальной экономики. Проанализированы методологические положения экономики сферы культуры. Рассмотрены основные экономические механизмы государственной поддержки сферы культуры. Выявлены и обоснованы концептуальные основы экономического взаимодействия государства и сферы культуры

Ключевые слова: сфера культуры; национальное богатство; культурная политика; государственная поддержка; информационно-духовный потенциал.

На протяжении нескольких столетий понятие «культура» находилось в центре внимания исследователей таких областей научного знания, как философия, история, социология, этнография, искусствоведение и культурология. Эти науки изучают сущность культуры, критерии культурного развития,

функции культурных ценностей в жизни общества. Для экономики культуры подобные знания являются отправной точкой, необходимым фоном исследования. В современной науке понятие «культура» используется в трех основных значениях.

1. В широком смысле - как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.

2. В узком смысле - как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.

3. В отраслевом смысле - как отрасль национальной экономики [1].

Исследуя специфические особенности экономики культуры, в данной статье автор рассматривает понятие «культура» именно в третьем значении. Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера и соответствующих органов управления. Под отраслью «культура» понимается совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и предоставлением культурных благ и освоением культурных ценностей, а также органов управления культурой.

В условиях постиндустриального общества сфера культуры стала рассматриваться специалистами как полноправная отрасль национальной экономики, т. к. в рамках постоянного усложнения процесса труда существенно возросла роль культуры как фактора формирования качественных трудовых ресурсов [2, 3]. Тогда же увеличился вклад хозяйствующих субъектов рассматриваемой сферы в объем валового продукта нацио-

нальных экономических систем, возросло число работников, занятых оказанием услуг культурного характера. Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособлением видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется на материальное производство и социальную сферу, в которой в свою очередь выделяется сфера культуры (рис. 1).

Культура оказывает заметное влияние на тип рыночной экономики, преобладающий в той или иной стране, на присущий ей характер организационной среды. Процесс демократизации общества и смена экономической модели в России, происходившие с начала 90-х гг. XX в., обусловили ряд изменений в художественной жизни страны. При этом одним из главных таких изменений, безусловно, следует считать формирование внутреннего художественного рынка. В этих условиях осуществлялось постоянное совершенствование механизма функционирования организаций культуры, в результате чего эти организации наконец-то обрели хозяйственную самостоятельность. Ведь еще совсем недавно этот вопрос являлся одним из фундаментальных, и предпринимались многочисленные попытки его решить. Вместе с тем достаточно ясно обозначились новые аспекты функционирования сферы культуры, связанные с их местом в системе рыночных отношений, с необходимостью учета присущих им особенностей в контексте общих проблем взаимодействия рынка и государства.

Рис. 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве

Рассматривая специфические особенности экономических характеристик в сфере культуры, отметим, что данная сфера лишь отчасти доступна оценочному анализу, она имеет тенденцию развиваться вопреки существующим внешним преградам. Автор придерживается позиции, что экономические преобразования в сфере культуры должны обеспечить сохранность уже накопленного культурного потенциала, обозначить развитие новых форм искусства. Несмотря на то. что рынок является саморегулирующейся системой, где все определяется на основе спроса и предложения, общество часто целенаправленно воздействует на рыночные процессы. Результаты этого воздействия находят свое отражение в сфере культуры (рис. 2).

В совокупности результаты общественного и рыночного секторов экономики составляют национальное богатство страны. В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Главные составные части и движущие силы национального богатства - природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал и накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, искусство управления (человеческий капитал) и др. В методических положениях по статистике главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики «национальное богатство» определяется как совокупность ресурсов страны. Сфера культуры представлена большим объемом ресурсов, это ее нематериальные активы - накопленные активы, созданные в результате труда всех предшествующих поколений. Применительно к сфере культуры это нравственные и моральные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, интеллектуально-творческий и духовный потенциал населения (человеческий капитал). Именно они способствуют развитию экономики, политики, определяют характер социальных и производственных отношений в стране. Поэтому в состав национального богатства включили человеческий капитал,

впитавший в себя все достижения современной науки и техники.

Автор считает, что в XXI в. важнейшим элементом национального богатства становится не столько земля и капитал, сколько информационно-духовный потенциал общества, одним из важнейших составляющих которого выступают духовные и материальные ценности. Сформировавшиеся в области культуры и представляющие высокое смысловое и символическое значение для художественной деятельности экономико-культурные ресурсы в совокупности своей и представляют культурный потенциал (часть национального богатства). Экономически выгодно использовать культурный потенциал как основу для создания культурных благ, которые в рыночной ситуации становятся основой производства услуг культурного характера. Формирование многообразного предложения культурных услуг привело к развитию культурных индустрий, которые становятся неотъемлемой частью сферы культуры в широком понимании, без них невозможно осуществление инновационного развития культурной среды. Именно они интенсивно развиваются в настоящее время, создают существенную долю национального дохода, т. к. содержат в себе интеллектуально-творческий потенциал, т. е. человеческий капитал. Государство выступает как стратегический инвестор в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры общества. Изменение отношения государства к сфере культуры, а именно управление сферой культуры как ведущим фактором реального сектора национальной экономики страны, способствует обогащению информационно-духовного потенциала общества.

В культурной политике любого государства присутствуют, как правило, четыре основные части: концептуальная, экономическая, финансовая и законодательная. Первая составляющая, по сути дела, акцентирует философско-содержательный, ценностный

аспект культурной политики. Ею определяются стратегические цели государства в отношении культуры, формулируются основные ценностные установки, выявляются приоритеты, которые впоследствии транслируются всему обществу.

Рис. 2. Взаимодействие культуры и экономики

Экономическая составляющая отвечает на вопрос, какую роль играет культура в развитии национальной экономики, является ли культура реальным сектором экономики страны. В зависимости от экономического положения культуры выстраивается позиция государства относительно принципов ее финансирования. Определяя принципы финансирования культуры (полное, частичное, долевое и т. д.), государство берет на себя ответственность за последовательное проведение их в жизнь, тем самым оно определяет финансовые условия существования культуры. Условия эти могут быть стимулирующими или наоборот.

Не менее важной составляющей культурной политики являются законы. Они напрямую регламентируют организационнотворческую деятельность. В этом случае важны не только законы, непосредственно связанные со сферой культуры, но и смежные. Это целая система законодательных актов, которые обусловливают правила функционирования культуры. Государство - важнейший инструмент управления, состоящий из различных организаций, осуществляющих законодательную, исполнительную, судебную, информационную власть. Культурная политика определяется органами государственной власти. Государство создает министерства, ведомства, другие оргструктуры для реализации заявленной культурной политики. На современном этапе культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия,

художественной деятельности, печати, библиотечному делу и др. Россия является органичным членом мирового сообщества, и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного

процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного развития. В современных условиях все более актуальными становятся проблемы рационализации и технологии взаимодействия органов государственной власти и субъектов хозяйствования сферы культуры, определения эффективного соотношения рыночных механизмов и государственной поддержки деятельности в рассматриваемой сфере. Сфера культуры находится в ситуации глубокого кризиса. Вступление России, как преимущественно европейского по генезису своей культуры и истории государства, на это «проблемное поле» культурного строительства должно стать необходимым и естественным компонентом национальной культурной политики страны.

Автор полагает, что для повышения эффективности процесса поддержки со стороны государства необходимо реализовать комплекс управленческих воздействий, имеющих стратегическую ориентацию, обеспечивающих в современных рыночных условиях возможность эффективного использования хозяйствующими субъектами отрасли ограниченных материальных, финансовых, трудовых ресурсов с целью достижения приоритетных задач развития сферы культуры. Это способствует повышению качества оказываемых населению услуг культурного характера, формированию устойчивой положительной динамики основных индикаторов,

характеризующих развитие сферы культуры и отдельных хозяйствующих субъектов.

Экономическое регулирование представляет собой специфическую область государственного участия, где практически стирается грань между экономическим регулированием и непосредственным осуществлением социально- значимых функций государства.

Регулирующие функции в области экономики государство реализует посредством проведения государственной экономической политики, под которой, по мнению автора, понимается совокупность мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей (устойчивого роста национального производства, поддержания эффективного размера занятости, стабилизации уровня цен, обеспечения внешнеторгового баланса). Цель такого воздействия - наиболее полное и эффективное использование ограниченных ресурсов через создание и совершенствование условий для развития рыночных отношений, включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды, оптимизацию налоговой и бюджетной системы.

Экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны в сфере услуг непроизводительного характера, на котором специализируется некоммерческие виды культурной деятельности. В этой связи наиболее целесообразным представляется использование как рыночных, так и внерыночных механизмов экономического воздействия. Поэтому мы не используем термин управления, пользуясь другим понятием - государственная поддержка сферы культуры. Государственная

поддержка в сфере культуры понимается автором как моделирование экономических механизмов естественно протекающего процесса развития культуры, в рамках ее социально-синергетических законов; стимулирование ускоренного развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется.

Выделим основные направления государственной экономической поддержки сферы культуры (рис. 3).

Рассмотрим данные направления более подробно. Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне. Экономика культуры -специальная научная дисциплина, по словам белградского культуролога М. Драгичевич-Шешич; использует как непосредственные (прямые), так и косвенные инструменты воздействия на экономические отношения в культуре. Непосредственное воздействие -финансирование из бюджета в виде дотаций и субсидий. Когда речь идет о дотациях, имеется в виду выделение средств производителю (учреждению культуры), что частично покрывает издержки производства; когда речь идет о субсидиях, подразумевают, что выделяемые средства целенаправленно воздействуют на снижение стоимости какого-либо продукта или услуги.

К косвенным инструментам экономики культуры относятся льготные процентные ставки по кредитам и соответствующая налоговая политика. Косвенные формы воздействия применяются там, где культура имеет преимущественно рыночный характер -коммерческие бездефицитные, ориентированные на рынок виды деятельности [4].

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

Т

В

О

■=>

1. Обеспечение финансирования сферы культуры за счет государственного, региональных и местных бюджетов, частных инвестиций, механизмы частно-государственного партнерства

2. Создание системы сбыта и потребления товаров и услуг, производимых в сфере культуры

3. Развитие частного и малого предпринимательства в сфере культуры

|=^>

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

Рис. 3. Основные направления государственной экономической поддержки сферы культуры

Степень влияния государства на экономические отношения в сфере культуры, безусловно, высока, но зависит от уровня развития экономики, политической системы и культурных традиций в конкретной стране. Все эти факторы, вместе взятые, определяют культурную политику как самого государства, так и отдельных субъектов - корпораций, благотворительных фондов, меценатов и спонсоров. Соответственно, от этих же факторов зависит и структура финансирования культуры. В настоящее время вся система рычагов экономического регулирования сферы культуры: финансирование за счет государственного, регионального и местного бюджетов, система сбыта и потребление товаров и услуг; система налогообложения; материальная поддержка благотворительности и спонсорства; поддержка малого предпринимательства - нуждается в применении новых управленческих технологий со стороны государства, которые бы, с одной стороны, обеспечили бы приток инвестиций в сферу культуры со стороны негосударственного сектора, а с другой стороны, необходимые государственные гарантии в сохранении и развитии культуры и обеспечении доступности культурных благ.

Несмотря на все трудности, сфера культуры продолжает развиваться, преимущественно благодаря организационно-структурным и экономическим нововведениям, очевидно, что направления ее долговременного эффективного развития требуют наиболее существенного целенаправленного и осмысленного воздействия государства и не только увеличения объемов финансирования, но и создания многих других условий, необходимых для саморазвития хозяйственных структур.

За последние два с половиной десятилетия методы и формы государственной поддержки значительно расширились за счет стимулирования саморегулирующих механизмов рынка и высвобождения конкурент-

ных сил. Изменения касаются прямых и косвенных форм финансовых вложений в сферу культуры в направлении увеличения последних, что, однако, не может предотвратить сокращение объемов финансовых поступлений в эту отрасль.

По мнению автора, современное состояние российского общества позволяет выстраивать концептуальные основы взаимодействия государства и сферы культуры на новых демократических принципах. Это предполагает стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступность и участие граждан в культурной жизни, развитие связей между регионами и центром, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что концептуальные основы взаимодействия государства и сферы культуры определяют философско-содержательный, ценностный

аспект культурной политики. Концептуальные основы определяют стратегические цели государства в отношении культуры, формируют основные ценностные установки, выявляют приоритеты, которые впоследствии транслируются всему обществу через финансовые, экономические и правовые механизмы.

1. Воронова Е.Н. Экономика культуры. Рязань, 1997. С. 90.

2. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. М., 2009.

3. Политическая экономика: монография / под науч. ред. В.М. Юрьева. Тамбов, 2008.

4. Мельвиль Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства. М., 2010. С. 26-27.

Поступила в редакцию 24.Q3.2Q11 г.

UDC 338.23

SPECIFICITY OF ECONOMIC INTERACTION OF STATE AND CULTURE SPHERE: CONCEPTUAL FRAMEWORK

Polina Vasilyevna Sarycheva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Political Economy and Global Economy Department, Assistant of Social and Cultural Activity Department, e-mail:Polyaris86@mail.ru

The article describes the sphere of culture as a branch of the national economy. The methodological aspects of the economy in the sphere of culture are analyzed. The basic economic mechanisms of the state support in the sphere of culture are scrutinized. The conceptual foundations of economic interaction of the state and culture sphere are identified and justified.

Key words: culture sphere; national wealth; cultural policy; state support; information and spiritual potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.