♦
♦
УДК 330.341.42 С.В. Демидов
СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье анализируется специфика экономических отношений в некоммерческом секторе экономики России, обусловленная особенностями субъектов, объектов, форм и способов координации деятельности, механизма принятия решений, результатов функционирования. Некоммерческий сектор рассматривается как альтернативный рыночному.
Ключевые слова: некоммерческий сектор, некоммерческие организации, общественные блага, рыночное и нерыночное производство.
S. V Demidov
SPECIFIC FEATURES OF ECONOMIC RELATIONS IN NONPROFIT SECTOR OF ECONOMY IN RUSSIA
The author analyses specific features of economic relations in nonprofit sector of economy in Russia which are caused by subjects, objects, forms and ways of activity coordination, mechanism of decision-making, results of functioning. The nonprofit sector is considered as an alternative to the market sector.
The key words: nonprofit sector, nonprofit organisations, public good, market and non-market production.
Некоммерческий сектор (НКС) призван защищать и реализовывать интересы граждан, действуя независимо от государства и коммерческих структур. Для некоммерческого сектора люди - это бенефициарии, те. получающие пользу от его деятельности. Наряду с некоммерческим этот сектор называют неприбыльным, бесприбыльным и непрофитным; третьим и общественным; альтруистическим, благотворительным и филантропическим; независимым, негосударственным и неправительственным; сектором гражданского общества (Бразилия); добровольческого (Великобритания); сектором ассоциаций (Германия); сектором гражданских структур (Египет); дополнительным (Индия); третьей системой (Италия); освобожденным от налогов (США); социальным хозяйством (Франция); социальными корпорациями (Япония).
Некоммерческий сектор экономики представлен некоммерческими организациями (НКО), не имеющими в качестве цели деятельности получение прибыли и не распределяющими полученную прибыль между участниками. Выбор предпринимателями статуса НКО объясняется потенциальной возможностью реализации личных проектов и интересов, льготного налогообложения, формирования престижа и общественного мнения.
Существование некоммерческого сектора обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, государственный и коммерческий сектора не удовлетворяют в полной мере совокупный общественный спрос. Во-вторых, гражданское поведение определяются как политическими и экономическими интересами, так и социальной ответственностью и филантропическими мотивами. С неудовлетворенными запросами граждане могут обратиться в некоммерческие организации, которые способны восполнить недопроизводство требуемых товаров и услуг, обеспечить более весомое и влиятельное представительство различных социальных групп, реализуя механизмы прямой демократии и вынуждая другие сектора эффективнее и результативнее действовать в интересах общества.
Развитие некоммерческого сектора не является локальным явлением и не обусловлено какими-либо местными причинами. НКС, несмотря на разнообразие форм, имеет в разных странах схожую структуру. В частности, сфера деятельности некоммерческих организаций практически во всех странах находится в следующих областях: образование, здоровье, социальное обеспечение и культура. На практике некоммерческий сектор объединяет большинство школ, университетов, библиотек, медицинские, научные, информационные центры, театры, пенсионные фонды, адвокатские коллегии, средства массовой информации, спортивные клубы, ассоциации (предпринимателей, банкиров), торгово-промышленные палаты, фондовые биржи, кредитные союзы, товарищества собственников жилья и др. По нашему мнению, степень развитости некоммерческих организаций тесно связана с уровнем социальной зрелости современного рыночного хозяйства.
Некоммерческие организации возникают и функционируют в рыночной экономике вследствие провалов рынка, возрастающей потребности населения в получении общественных благ. К общественным благам относятся чистый воздух, национальная оборона, общественная безопасность, обеспечение законодательства, фундаментальные научные исследования. Как правило, производством и предоставлением общественных благ занимается государство.
Деятельность государства в сфере производства и реализации общественных благ имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относится централизованное распределение процесса их производства путем выделения необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равного доступа всех граждан страны к общественным благам и гарантированный минимум их производства. К недостаткам относится неизбежная ограниченность государственных средств, направляемых на производство общественных благ, неэффективность в принятии решений, бюрократические барьеры. Это обусловливает производство только тех
общественных благ, спрос на которые имеет массовый характер или удовлетворяет потребности в национальной безопасности. В итоге спрос на некоторые общественные блага остается неудовлетворенным, так как всегда находятся более значимые и важные направления приложения средств федерального бюджета. Потребителям, чей спрос на общественные блага остается неудовлетворенным, могут помочь некоммерческие организации. В ряде случаев НКО функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными организациями. Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций.
Некоммерческий сектор выполняет ряд важнейших социально-экономических функций. Некоммерческий сектор эффективно оказывает услуги населению. Он отличается не только способностью оперативно реагировать на нужды различных социально-демографических групп, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста.
НКС выступает источником социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).
НКС обеспечивает занятость населения, занимает более активную позицию в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалидов, родителей детей-инвалидов, безработных женщины старших возрастов и т.п.).
НКО являются активными покупателями товаров и услуг, что усиливает предпринимательскую деятельность в целом, способствует развитию конкуренции между разными секторами экономики.
НКО играют важную роль в развитии демократии. Они представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.
Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей образования, особенностей отношений с учредителями, возможных источников финансирования. В соответствии с российским законодательством некоммерческие организации могут иметь следующие организационно-правовые фор-
мы: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), общественные движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, территориальные общественные самоуправления, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, государственные корпорации, прочие некоммерческие организации.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, предоставляют товары, работы и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по ценам, не являющимся экономически важными. Они могут функционировать под контролем правительства и за счет его финансирования. В этом случае их деятельность связана с разработкой и поддержанием общепринятых стандартов в указанных областях экономики. Правительства многих стран предпочитают создавать в этих целях именно НКО вместо правительственных учреждений, так как НКО не находятся под политическим давлением и являются относительно независимыми и объективными. Например, таким образом осуществляется защита прав потребителей.
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут функционировать как клубы, производя «клубное бпаго», т.е. общественное благо, доступное только участникам ассоциации. Это могут быть профессиональные и научные общества, политические партии, профсоюзы, религиозные общества, спортивные клубы и т.д. Услуги оказываются им бесплатно и финансируются за счет регулярных членских отчислений или взносов.
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут функционировать как благотворительные организации. Наиболее распространенными моделями осуществления благотворительной деятельности являются частное покровительство, благотворительная деятельность как часть public relations, благотворительность как самостоятельная профессиональная область организации.
Большинство из целей благотворительной деятельности можно отнести к категории общественные блага. Это:
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганда здоровья граждан, здорового образа жизни, улучшение моральнопсихологического состояния граждан;
♦
♦
- содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- охрана окружающей природной среды и защита животных;
- охрана и содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение.
Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, не распределять возможную прибыль между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).
Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на уровне, достаточном для возмещения эксплуатационных доходов, расширения материально-технической базы, осуществления капитального ремонта, произведения денежного расчета с работниками. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, отражающих результаты функционирования некоммерческой организации. Например, в образовании одним из показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. На практике применение нормативного метода не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. В этих случаях расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Таким образом, использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а в ряде случаев порождает затратные методы достижения конечных результатов.
Судя по данным Росстата, основным источником доходов российских НКО являются взносы, пожертвования, безвозмездные поступления, спонсорские средства. Добровольные имущественные взносы имеют в российских организациях незначительную величину. Это связано с невысоким материальным благосостоянием россиян, с отсутствием привычки жертвовать на благотворительные цели. Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия, но и как типичную экономическую сделку. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды. К прямым выгодам относятся льготное налогообложение, доступ к научно-технической, экономической и иным видам информации, использование труда высококвалифицированных специалистов, возможность проведения рекламы, призна-
ние общественности и др. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения.
В настоящее время общий объем финансирования НКС идет на спад. В этих условиях актуальным становится эффективное использование помощи зарубежных благотворительных организаций и проведение специализированной государственной политики. Целые отрасли внутри некоммерческого сектора существуют только благодаря зарубежным донорам-дарителям (например, экологические организации). Большинство из ныне действующих в России иностранных программ переключилось с гуманитарной помощи на проекты формирования гражданского общества и содействие становлению независимых гражданских институтов.
Существенным источником финансирования некоммерческих организаций являются поступления от корпораций, предназначенные для выполнения конкретных программ. Средства поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».
Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. В целях повышения эффективности взаимодействия государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями должны приобрести целевой, системный характер. Эти структуры должны активно привлекаться к разработке и реализации федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством целесообразно устанавливать долгосрочные контрактные соглашения на конкурсной основе.
Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований и добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ. Но содержательно и по закону превышение доходов над расходами (т.е. то, что у предпринимателя составляет прибыль) идет на финансирование других, убыточных видов деятельности. В предприятии прибыль по закону принадлежит его собственникам, в НКО она должна быть израсходована в интересах общества и в полном соответствии с заявленными НКО уставными целями и видами деятельности. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг, уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Таким образом, возможная прибыль НКО полностью реинвестируется на развитие фундаментальных основ общества, укрепление социальной защиты населения, экологической безопасности и др. Такое своеобразие использования прибыли является общим основным признаком, позволяющим рассматривать широкий спектр организаций (учреждения, фонды, ассоциации, союзы и др.) как элементы единого некоммерческого сектора экономики.
Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Примеры функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждают их эффективность и высокую конкурентоспособность. Это объясняется как усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, так и возможностью сочетания принципов современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма работников.
Дивиденды некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается значительным риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.
Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй - возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг.
Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для некоммерческих организаций. Для доступа к такому капиталу некоммерческая организация должна заниматься выпуском общественно полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке.
Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.).
Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и осуществляет контроль за их использованием. Таким образом, в отличие от коммерческих предприятий некоммерческие организации обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала.
Заемные источники финансирования в некоммерческих организациях оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Существует два принципиальных отличия цены заемных средств некоммерческих организаций, которые следуют из специфики деятельности данных предприятий. Первое: в силу того, что некоммерческие организации в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль, для них будет отсутствовать эффект налогового снижения цены заемного финансирования. Второе: некоммерческие организации имеют доступ на рынок не облагаемых
налогами заемных средств. Некоммерческая организация может выпустить не облагаемые налогом муниципальные облигации (мунисы).
Некоммерческим организациям, в отличие от коммерческих, труднее поменять структуру своего капитала. НКО имеет возможность наращивать собственный капитал в основном за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора, государства, но не может использовать эти средства для погашения долгов. Выпуск долговых ценных бумаг некоммерческой организацией также не приводит к наращиванию собственного капитала предприятия.
В силу негибкой структуры источников финансирования некоммерческие организации часто испытывают недостаток финансовых средств для реализации проектов. Обращение к заемным источникам финансирования как наиболее быстро привлекаемым средствам является для некоммерческих организаций не всегда возможным. Привлечение некоммерческой организацией заемных средств является наиболее эффективным, если они способствуют реализации высокодоходных коммерческих проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала.
В настоящее время отмечается ощутимый дефицит информации о реальном состоянии некоммерческого сектора РФ, так как значительная часть сектора находится в зоне теневой экономики, не все зарегистрированные НКО являются реально действующими. Отсутствие адекватной информации затрудняет оценку краткосрочных и среднесрочных перспектив развития сектора НКО, тормозит принятие стратегических решений в этой сфере, порождает вокруг него противоречивый информационный фон. Данные государственной статистики, независимых социологических исследований и баз данных, предоставляемых самими НКО, существенно расходятся между собой.
Косвенно оценить размеры и описать состояние некоммерческого сектора можно посредством анализа динамики следующих явлений и процессов:
- расходы некоммерческого сектора, занятость в некоммерческом секторе с учетом добровольцев;
- доходы частных некоммерческих организаций, включая доходы, получаемые за счет частной благотворительности, общественного сектора, налогов и сборов;
- исторический срез развития некоммерческого сектора и благотворительности;
- юридический статус некоммерческих организаций в стране;
- важнейшие политические события, оказавшие влияние на развитие системы институтов некоммерческого сектора.
Таким образом, своеобразие экономических отношений в некоммерческом секторе обусловлено спецификой субъектов, объектов, деятельности, различиями в прибыльности, в эффективных формах и способах координации, степенью неопределенности и асимметричности информации, механизмом принятия решений. При том, что экономические отношения в некоммерческом секторе носят официальный характер, они лишены должной формализации и прозрачности, что обусловлено непостоянством источников финансирования, неприбыльностью деятельности, гибкостью ассортимента производимых товаров и услуг.