Научная статья на тему 'Специфика эфирной промоции радиостанции «Шарманка»'

Специфика эфирной промоции радиостанции «Шарманка» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСК / РАДИОСТАНЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЭФИРНАЯ ПРОМОЦИЯ / ПРОМОКАМПАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРОГРАММЫ / СЛУШАТЕЛЬ / ЭФИР / ВЕДУЩИЕ / ISSUE / RADIOSTATION / PRESENTATION / BROADCASTING PROMOTION / PROMOTION CAMPAIGN / PERCEPTION / PROGRAMS / LISTENER / BROADCASTING / BROADCASTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киндра Светлана Олеговна

В настоящей статье, на примере эфира радиостанции «Шарманка», определяются доказательства в пользу использования эфирной промоции, выделяются характерные виды радиопромоции. Демонстрируется содержание и методика ее подачи. Указывается на спектр тех возможностей, которые предлагает последняя. Данная статья будет интересна и теоретикам, и практикам радиожурналистики, которые поставили себе цель не только выяснить все «подводные течения» эфирной радиопромоции, но и контролировать их с пользой для общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATIONS OF BROADCASTING PROMOTION OF “SHARMANKA” RADIOSTATION

This article, based on the example of «Sharmanka» radiostation broadcasting, defines proofs in favour of broadcasting promotion and describes characteristic kinds of radiobroadcasting. It also demonstrates its contents and methods of presentation together with a range of its possibilities. This article will interest both theorists and practical workers of radio journalism that are aimed at clarifying all secrets and details of broadcasting promotion and using them for the society`s benefit.

Текст научной работы на тему «Специфика эфирной промоции радиостанции «Шарманка»»

Я • 7universum.com

Ж UNIVERSUM:

/уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

СПЕЦИФИКА ЭФИРНОИ ПРОМОЦИИ РАДИОСТАНЦИИ

«ШАРМАНКА»

Киндра Светлана Олеговна

магистр журналистики, аспирант кафедры социальных коммуникаций Института журналистики Киевского национального университета

имени Тараса Шевченко, Украина, г. Киев E-mail: claire-kot@ukr. net

SPECIFICATIONS OF BROADCASTING PROMOTION OF "SHARMANKA" RADIOSTATION

Kindra Svetlana

master in the branch of journalism, postgraduate student of social communications department, Institute of Journalism, Taras Shevchenko KNU,

Ukraine, Kyiv

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье, на примере эфира радиостанции «Шарманка», определяются доказательства в пользу использования эфирной промоции, выделяются характерные виды радиопромоции. Демонстрируется содержание и методика ее подачи. Указывается на спектр тех возможностей, которые предлагает последняя.

Данная статья будет интересна и теоретикам, и практикам радиожурналистики, которые поставили себе цель не только выяснить все «подводные течения» эфирной радиопромоции, но и контролировать их с пользой для общества.

Киндра С.О. Специфика эфирной промоции радиостанции "Шарманка" // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 3-4 (17) URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2082

ABSTRACT

This article, based on the example of «Sharmanka» radiostation broadcasting, defines proofs in favour of broadcasting promotion and describes characteristic kinds of radiobroadcasting. It also demonstrates its contents and methods of presentation together with a range of its possibilities.

This article will interest both theorists and practical workers of radio journalism that are aimed at clarifying all secrets and details of broadcasting promotion and using them for the society's benefit.

Ключевые слова: выпуск, радиостанция, презентация, эфирная промоция, промокампания, восприятие, программы, слушатель, эфир, ведущие.

Keywords: issue, radiostation, presentation, broadcasting promotion, promotion campaign, perception, programs, listener, broadcasting, broadcasters.

XXI столетие — период стремительных нововведений и смелых вызовов. Чрезвычайно большое внимание уделяется колоссальному количеству средств массовой информации, которые по праву не только стали для большинства людей основой «духовной и информационной пищи», но и заняли ведущее место в их жизни и, как следствие, завладели их сердцами и умами.

Исходя из этого, серьёзную сегодня роль играет непосредственно то, что же именно предлагается аудитории в качестве информационного продукта: в каком свете он подается, под каким соусом», какого ракурса касается, что в себе несет и, конечно же, с какой целью и от кого. Все это оказывается тесно связанным, взаимодополняющим и преимущественно решающим, судьбоносным пазлом в процессе активного формирования и выстраивания целостной картины отношений и убеждений.

Именно поэтому большой человеческий потенциал концентрируется сейчас вокруг производства, обработки и распространения масштабных информационных потоков, которые по праву занимают значительную долю в нашей жизни.

Учитывая требования настоящего времени и те задания, которые оно ставит перед нами, всё большего размаха и необходимости сегодня достигает яркая презентация тех информационных потоков, которые занимают ведущие ниши на информативном рынке страны.

Учитывая это, преобладающее большинство средств массовой информации, независимо от того, являются ли они прессовыми изданиями или теле-, радиоорганизациями, направляют ли спектр своей деятельности на местный, региональный, областной или же государственный уровни, одинаково нуждаются как в привлечении, так и в эффективном использовании промоции.

Впрочем, в данных условиях широкая реализация прерогатив разного рода промоции все же ещё не говорит о том, что последняя исследована и освоена на надлежащем уровне.

Так, например, если говорить о радиопромоции, то оказывается, что сейчас она только лишь начинает набирать желаемые обороты и непосредственно привлекать к себе научное внимание.

Именно поэтому данная работа будет актуальной и новой, поможет заполнить определенный пробел в научном знании и выяснить, какая эфирная промоция встречается в современном радиопространстве, как она выглядит и как предлагается слушателю, и сделать это можно непосредственно на примере раньше не исследованной в таком ракурсе радиостанции «Шарманка».

Однако прежде чем говорить о специфике эфирной промоции радиостанции «Шарманка», нужно выяснить, что же собой представляет такое понятие, как «промоция» и, в частности, «радиопромоция».

Итак, «продвижение (с лат. рютойо) — это организация любого мероприятия путем привлечения инвесторов, спонсоров. Это движение товара на рынке и стимулирование сбыта продукции» [1, с. 77].

Так, по мнению М. Ризныка, в работе «Телепромоционные аспекты деятельности футбольных клубов Украины» под промоцией понимается

«комплекс информационных, рекламных и других мероприятий по созданию благоприятного имиджа и максимальной узнаваемости объекта» [2, с. 168].

Вместе с этим довольно пространно излагается суть промоции и Б. Ющиком в исследовании «Интегрированная промоция — использование интернет-инструментов в качестве дополнения к известным инструментам промоции». Непосредственно здесь мы встретили следующее объяснение последней: «Промоция является формой общественной коммуникации в чрезвычайно важной отрасли удовлетворения потребностей материальными и интеллектуальными произведениями человеческой изобретательности, предпринимательства, активности и хозяйственности. Она является способом коммуникации с потенциальными покупателями товаров и услуг для влияния на их позицию и поведение на рынке» [5, с. 762].

Продолжая данную тематику, теоретические основы понятия «промоция» раскрывает в своих трудах и исследовательница И. Черемных. Она убеждена в следующем: «Промоция — это основная маркетинговая функция формирования мысли. Цель промоции — формировать и стимулировать интерес для быстрого получения максимальной прибыли от деятельности» [3, с. 117].

Коротко очертив суть понятия «промоция», попробуем ответить, что же собой представляет, по мнению учёных, следующее понятие — «радиопромоция».

Листая страницы книги «Основы радиожурналистики и радиоменеджмента» О. Гояна, мы нашли такую трактовку понятия «радиопромоция»: «Эфирная промоция — менеджерское продвижение и «раскрутка» программ с помощью маркетингового анализа рынка. Самый доступный для станции метод продвижения, поскольку он непосредственно обращается к потенциальной или целевой аудитории без привлечения других информационных или рекламных средств. При помощи собственного эфира станция сама определяет, что, когда и как должно работать на продвижение программной продукции.

Само же продвижение начинается тогда, когда станция имеет готовый программный продукт, четко определенный формат вещания и планирует работать в конкурентной среде с целью сформировать свою аудиторию и получить рекламные заказы» [1, с. 79].

В связи с этим подобные тенденции относительно определения понятия «радиопромоция» встречаются и в работе А. Швалбе «Промоушен и маркетинг вещательных компаний». В указанном исследовании радиопромоция рассматривается как «лучший способ для большинства станций и каналов расширить зрительскую и слушательскую аудиторию и обеспечить их лояльность к каналу. Весь промоушен станции должен быть последовательным и согласующимся» [4, с. 38].

Исходя из этого, определив, что же понимается под понятием «промоция» и «радиопромоция», подойдем к основному содержанию нашей работы: видам радиопромоции, без знания которых нам было бы невозможно не только очертить, но и проанализировать имеющуюся промоцию радиостанции «Шарманка».

Обращаясь к труду О. Гояна «Основы радиожурналистики и радиоменеджмента», предлагаем остановиться на эфирных промоциях, которые демонстрируют преимущества прослушивания станции, как-то: «джингл, слоган, анонс передач, новости, шоу-программа и игровая программа, эфирная промоакция, конкурс, спецвыпуск, сотрудник станции» [1, с. 79].

Остановимся на каждом виде по порядку и более конкретно. «Джингл (идентификационное объявление станции, в котором обязательными являются название и частота станции, а также музыкальное обозначение формата); слоган (где в короткой фразовой форме обозначается общий стиль и настроение программной продукции станции); анонс передач (информационное сообщение о том, какие программы и когда можно будет прослушать на данной частоте станции); новости, шоу-программа и игровая программа (при их помощи достигается коммерческая привлекательность для рекламодателей и спонсоров); эфирная промоакция (привлекает внимание слушателей

нестандартными, а иногда и непредсказуемыми правилами игры); конкурс (разрешает заинтересовать аудиторию самыми разнообразными призами, постоянно удерживать ее внимание); спецвыпуск (о деятельности станции, который, как долгоиграющая пластинка, может несколько раз в сутки прокручиваться в эфире); сотрудник станции (ведущие, ди-джеи, спортивные комментаторы, шоумены. То есть те люди, имена которых будут работать на позитивный образ станции).

Исходя из этого всего, эфирное промо — просто идеальный потенциал для продвижения станции» [1, с. 79].

Теоретически осветив ведущие моменты нашей работы, предлагаем непосредственно приблизиться и к практическим. Прослушав и проанализировав эфир радиостанции «Шарманка» и обращаясь к только что упомянутой нами классификации внутренней промоции исследователя О. Гояна, мы обратили внимание прежде всего на присутствие джинглов в эфире радиостанции. В связи с этим мы заметили, что они находят своё место на волнах этой радиостанции, правда, в незначительном виде. Таким образом, для примера, приведем несколько из них: «Шарманка», «Радио «Шарманка» т. д.

Вместе с этим нужно сказать и о том, что данные джинглы подаются в эфир под видом веселых напевов, которые исполняются как женщинами, так и мужчинами. Иногда встречаются и такие, которые просто проговариваются без дополнительного музыкального обрамления, что, по нашему мнению, тоже не- плохо звучит из радиоприёмника.

Кроме этого, следует отметить и то, что рядом с вышеупомянутыми джинглами отсутствует идентификация этой радиостанции, то есть объявление частоты вещания станции, что, по нашим наблюдениям, является некоторым изъяном, который негативно сказывается на узнаваемости её слушателями.

Впрочем, если продолжить анализировать далее и посмотреть на привлечение станцией следующего элемента внутренней промоции — слогана, то сразу же заметным становится, что данная видовая единица

значительно чаще используется радиостанцией, чем джингл, и существенно преобладает в эфире над последним.

Прослушивая эфир радио «Шарманка», мы обратили внимание на присутствие следующих слоганов: «Запускай «Шарманку», «Шарманка», задай ритм», «Мы задаем ритм большого города. «Шарманка», «Шарманка». Самый лучший день», «Пою с «Шарманкой». Те-те-ре-те-те-ре», «Не переключайтесь. Мы всегда в центре новостей», «Стук сердец слушай. На «Шарманке» есть стук сердец», «Той песни мотив знает «Шарманочка», «Это ли не чудо. Будто ниоткуда. Включай «Шарманку» и слушай. «Шарманка», «Ту-ту-ру-ту. На своей волне. На «Шарманке», «Только лучшая музыка. Ты слушаешь радио «Шарманка», «Сделай громче. «Шарманочка», «Шарманка». Включи погромче!», «С нами веселей. «Шарманка», «Музыки льется каждый звук. Будто бы влюбленного сердца стук. «Шарманочка», «С нами всегда праздник! «Шарманка» и т. п.

Также нужно отметить, что слоганы тоже подаются в эфир в музыкальной интерпретации, как и джинглы, и проговариваются красивыми мужскими и женскими голосами легко и весело.

Вместе с этим существенным является и то, что данная радиостанция приобщает возможности сети Интернет и предлагает посетить собственный сайт, что, по нашему мнению, привлекает к прослушиванию радиостанции значительно большую аудиторию и расширяет круг своих возможностей.

Далее — анонс передач. Если перейти к анализу именно этого вида эфирной промоции, то он, по нашим наблюдениям, в эфире этой радиостанции уверенно занимает существенное место. Скажем, среди тех анонсов передач, которые есть на радио «Шарманка», довольно часто встречаются следующие: «БИЗНЕС РАДИОГРУПП представляет «Музтайм» на радио «Шарманка», «БИЗНЕС РАДИОГРУПП представляет «Шоубиз», «Признавайся в любви в прямом эфире "Love ring" или так "Love ring" — романтический проект. Признавайся в любви на «Шарманке», «Любой каприз» — пиши на смс-портал каждый день на «Шарманке», «Любой каприз» в конце часа. Пиши на смс-

портал и слушай полную версию песни на «Шарманке» (как видно, в этом анонсе привлекаются возможности сети Интернет, что снова, по нашему мнению, выделяет и хорошо позиционирует его), или в такой интерпретации — «Любой каприз» в конце часа. Задай ритм своего города», «На-на-на-на. «Любой каприз». На-на-на-на. «Любой каприз», «Рубильник» на «Шарманке», «Реклама на «Шарманке» моей любимой» (после этого несколько раз в эфире напоминается телефон радиостанции как в женском, так и в мужском исполнении), «На «Шарманке» погода», «Впереди забава — «Чемоданное настроение» на «Шарманке», «Шарманка» раскрывает тайны любви известных личностей» и т. п.

Следует также отметить, что на радио «Шарманка», в принципе, как и на большинстве радиостанций, анонсы будущих программ сопровождаются объявлением названия торговой марки, которая стала партнёром программы и сделала возможным её выход в эфир. Вместе с этим некоторые анонсы, для лёгкости и неординарности, обрамляются музыкальными композициями и весело поются или же проговариваются ведущими радиостанции.

Следовательно, можно сделать вывод, что коллектив радиостанции «Шарманка» использует достаточно широкий арсенал анонсов, часто обращается к ним, пытается сделать их интересными, непохожими на другие и в то же время такими, которые способны привлечь слушателя и удовлетворить его информационные интересы.

Впрочем, не только этим выделяется радиостанция «Шарманка». Среди всех уже упомянутых видов эфирной промоции, она не отказывается и от таких, как новости, шоу-программа, игровая программа. Они также достаточно часто звучат в эфире и работают на своего слушателя. Впрочем, об этом детальнее.

Новости. Этот вид эфирной промоции встречается на волнах данной радиостанции и отображает актуальные моменты жизни как в нашей, так и за рубежом. Прослушав эфир радиостанции «Шарманка», можно

услышать не только политические, экономические, но и экологические новости, например: «Каждую секунду на планете рубят леса шириною с футбольное поле» и т. д.

Кроме этого, говорится и о том, какие законы действуют для лечения душевнобольных людей, скажем, в других странах, об увеличении цен на разные виды услуг, продукты, медикаменты, о землетрясениях, выборах, штрафах для мобильных операторов, которые плохо обслуживают своих клиентов и предоставляют им некачественные услуги и т. п.

Вместе с тем разновидностью новостей на радио «Шарманка» является и рубрика «Здоровые вести», именно тут ведущие большую часть своего внимания концентрируют на обсуждении пользы незначительного голодания, того, как можно быстрее и эффективнее бросить курить, что именно заставляет нас нервничать и какие это может иметь последствия и т. д.

Затем, как можем услышать, новости разносторонне освещают те моменты, которые могут быть интересны большинству потенциальных радиослушателей. Коллектив редакции работает не только над тем, чтобы собирать как можно больше новостей всеукраинского и международного характера, но и заботится об освещении тех моментов, знание которых могло бы быть полезным их слушателям.

Итак, если слушатель не имел возможности прослушать данные новости на радиоволнах, то специально для него все эти новости предлагают узнать в глобальной сети Интернет на собственном сайте радиостанции.

Далее, предлагаем поговорить и о привлечении шоу и игровых программ. По нашим наблюдениям, на этой радиостанции данный вид эфирной промоции имеет место и время от времени встречается на её волнах. О шоу и игровых программах следует сказать, что они не полностью используют те возможности, которые предусматривают за собой данные виды промоции. Скажем, утром, в так называемый утренний прайм-тайм, нами не было замечено привлечения каких-то ярких шоу, которые должны были бы заинтриговать слушателя в это время суток. Именно поэтому утренние

эфиры на радио «Шарманка» выглядят несколько пресными и малопривлекательными.

В другое время суток мы все же заметили в эфире радиостанции шоу и игровые программы. Если более детально об этом говорить, то последние нацелены на деятельность следующего характера, например, побудить слушателя публично признаться в любви дорогому ему человеку. Своеобразной игрой выглядит рубрика «Рубильник», где слушателю предлагается самому выбрать, какая песня будет песней дня. Конечно, эта рубрика призов не предусматривает, это просто игра, демонстрирующая музыкальные предпочтения, но всё же те люди, которые окажутся в большинстве при выборе музыкальной композиции, будут иметь возможность получить своеобразный приз: прослушать свою любимую песню.

Ещё одним вариантом игры с элементами конкурса является попытка слушателя угадать, о какой стране говорится в рассказе ведущего, о тех или иных новинках, которые характерны именно для этой страны. В случае если слушатель правильно отвечает, то ему в качестве приза предлагается 30 секунд славы и билет на мероприятие, особо актуальное в данное время.

Таким образом, прослушивая эфир радиостанции «Шарманка», мы заметили использование коллективом редакции шоу, игровых программ и конкурсов, но они показались нам недостаточными.

Именно поэтому у нас сложилось мнение, что радиостанция «Шарманка» работает в несколько другом направлении и считает приоритетным предоставлять своё эфирное время преимущественно музыкальным композициям, нежели игровым или шоу-программам.

Относительно привлечения эфирных промоакций к вещанию данной радиостанции, то подобных в чистом виде, так, как это предлагает О. Гоян, автор книги «Основы радиожурналистики и радиоменеджмента», нами замечено не было.

О спецвыпусках. Указанные тоже не показались нам частым элементом эфира радио «Шарманка».

Если же говорить об использовании такого вида эфирной промоции, как сотрудник станции, то, применяя эту единицу промоции, коллектив редакции прежде всего обращает внимание на то, чтобы преимущественно популяризировать имена своих ведущих, которые работают так, чтобы сделать данную радиостанцию все более и более привлекательной.

Вывод. Анализируя эфир радиостанции «Шарманка», следует отметить, что значительная его часть все же посвящена использованию разных видов эфирной промоции, правда, в большей или в меньшей мере. Как нам удалось заметить, джинглы на волнах этой радиостанции присутствуют, но не так ярко, как слоганы и анонсы передач, которые оказались достаточно частыми составляющими эфира.

Относительно новостей. Они используются на волнах этой радиостанции, как и на большинстве других, в разновекторном направлении: не только освещают факты, которые касаются нашей страны или заграницы, но и нацелены на то, чтобы больше привлечь внимание слушателей и к их личному здоровью в рубрике «Здоровые вести».

Можно отметить, что на волнах данной радиостанции присутствуют и некоторые шоу, и игровые программы, и конкурсы, но нам всё-таки показалось, что их привлечение к эфирной сетке радиостанции могло бы быть и несколько более частым и, что немаловажно, использоваться в такое решающее время суток, как утренний прайм-тайм.

Относительно эфирных промоакций и спецвыпусков, то они, по нашему мнению, не полностью задействованы в эфире радиостанции, что могло бы позитивно работать на имидж станции вещателя.

Что касается сотрудников станции, то ими, преимущественно, на волнах этой радиостанции выступают сами ведущие.

Итак, обращая внимание на все вышеупомянутое, следует сказать, что эфирная промоция радиостанции «Шарманка» является в большей мере полной, легкой, иногда неординарной. Но одним из недостатков, по нашему мнению, является непостоянность в трансляции музыкальных композиций,

которые имеют тенденцию иногда «находить» одна на другую, что, в свою очередь, немного отвлекает от прослушивания.

Также заметным есть и отсутствие проговаривания частоты вещания станции в любом виде, что тоже лишает слушателя возможности правильно идентифицировать любимую радиостанцию среди других ФМ-волн.

Но в целом эфирная промоция радиостанции производит хорошее впечатление и побуждает слушателя к повторному её прослушиванию.

Список литературы:

1. Гоян О.Я. Основи радюжурналютики й радюменеджменту. — К., 2004. — 190 с.

2. Рiзник М.Ю. Телепромоцшш аспекти дiяльностi футбольних клубiв Украши // Вюник Запорiзького нацiонального унiверситету. — 2009. — Вип. 1. — С. 168.

3. Черемних I. УТП як частина цшого в рекламному та промоцшному повiдомленнях в системi телевiзiйного маркетингу / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conf.stavsu.ru (дата обращения: 6.04.2015).

4. Швалбе А. Промоушен и маркетинг вещательных компаний / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://webnick.narod.ru (дата обращения: 6.04.2015).

5. Ющик Б. 1нтегрована промощя — використання штернепвських шструменлв як доповнення вщомих шструменпв промоцп / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://епа.1р^и.иа:8080^а^1е/п1:Ь/11947 (дата обращения: 6.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.