Научная статья на тему 'Специфика деятельности предприятий общественного питания в г. Тюмени'

Специфика деятельности предприятий общественного питания в г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2005
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / CATERING / RESTAURANT BUSINESS / STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабитов Ренат Юлаевич

В статье отражена специфика деятельности предприятий общественного питания в Тюменской области. Представлены результаты оценки сети предприятий общественного питания в областном центре. Полученные данные позволили определить тенденции и выявить перспективы развития данной отрасли в г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the activity of public catering establishments in the city Tyumen

This article reflects the specificity of the activity of public catering enterprises in the Tyumen region. It presents the results of the evaluation of the network of public catering enterprises in the region center. The obtained data determine the problem and identify the prospects of the development of this industry in the city.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности предприятий общественного питания в г. Тюмени»

ких контактов, подобно результатам исследования на тюменской популяции, были менее подвержены стрессу на рабочем месте. При этом авторы констатируют, что лица с высокой социальной поддержкой имели большую трудоспособность, несмотря на дополнительные нагрузки, связывая это с протектив-ным действием межличностных и семейных отношений [7].

В открытой мужской популяции 25 — 64 лет г. Тюмени при низком уровне социальной поддержки (низкий уровень близких контактов) в категории параметров хронического социального стресса «стресс на рабочем месте» установлено более частое изменение специальности, негативное отношение к своей работе, снижение высокой ответственности на рабочем месте.

Библиографический список

1. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. / В. В. Гафаров [и др.]. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. - 280 с.

2. Семейный статус и сердечно-сосудистый риск — популяционные характеристики / Е. В. Акимова [и др.] // Профилактическая медицина. — 2010. — № 5. — С. 9—12.

3. Marital status, change in marital status, and mortality in middle-aged British men / S. Ebrahim [et. al] // Am J Epidemiol. — 1995. — Vol. 142. — P. 834 — 842.

4. Prognostic importance of marital quality for survival of congestive heart failure / J. C. Coyne [et. al] // Am .J. Cardiol. — 2001. — Vol. 88. — P. 526 — 529.

5. Громова, Е. А. Психосоциальные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (обзор литературы) / Е. А. Громова // Сибирский медицинский журнал. — 2012. — № 2. — С. 22 — 29.

6. Health behaviours explain part of the differences in self reported health associated with partner/marital status in The Netherlands / I. M. Joung [et. al] // J Epidemiol Community Health. — 1995. — Vol. 49. — P. 482 — 488.

7. Психология здоровья населения в России / В. В. Гафаров [и др.]. — Новосибирск, 2002. — 360 с.

АКИМОВ Александр Михайлович, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление» Тюменского государственного нефтегазового университета, младший научный сотрудник Филиала ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН «Тюменский кардиологический центр».

Адрес для переписки: aleksandr.akimov.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2013 г.

© А. М. Акимов

УДК 31б.3342 Р. Ю. САБИТОВ

Тюменский государственный университет

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В г. ТЮМЕНИ

В статье отражена специфика деятельности предприятий общественного питания в Тюменской области. Представлены результаты оценки сети предприятий общественного питания в областном центре. Полученные данные позволили определить тенденции и выявить перспективы развития данной отрасли в г. Тюмени.

Ключевые слова: общественное питание, ресторанный бизнес, уровень жизни.

Ресторанный бизнес на сегодняшний день является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики в Российской Федерации. Данная статья основывается на статистических данных, опубликованных на официальных сайтах, таких как: Российский рынок общественного питания, Весь общепит России, Официальный портал органов государственной власти Тюменской области, Официальный портал Администрации города Тюмени. По разным оценкам, среднегодовые темпы роста ресторанного бизнеса в России до 2008 года составляли 25 — 30 % в год, в 2008 и 2009 годах наблюдалась стагнация рынка, связанная с мировым экономическим кризисом. С 2010 года активный рост рынка общественного питания продолжился, но меньшими темпами, чем до кризиса. По прогнозам экспертов, рост данного рынка будет составлять 8—10 % в течение ближайших 5 лет [1, 2]. Это объясняется, прежде всего, тем, что уровень жизни основной части насе-

ления растет, увеличиваются доходы, а значит, что число потенциальных клиентов сферы общественного питания увеличивается (рис. 1).

Оборот средств в сфере общественного питания на первый квартал 2013 года по югу Тюменской обрасти (без учета автономных округов) составил 3,8 млн рублей, темп роста в сопоставимых ценах к 2012 году — 106,0 %. На душу населения оказано услуг питания на сумму 2744 рубля (в 1-м квартале 2012 года — 2498 рублей), что на 9,8 % выше соответствующего периода 2012 года. По данному показателю Тюменская область (без учета автономных округов) стабильно занимает 3-е место в Уральском федеральном округе (после Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов). Динамика суммы оборота отображается в табл. 1.

Динамика развития сети предприятий общественного питания в Тюменской области на период с 2009 года по настоящее время носит положительный

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

SS 2010 г. 5 2011 Г.

2012 г. = 2013 г.

Рис. 1. Динамика количества предприятий общественного питания по югу Тюменской области в 2009-2013 гг.

Динамика оборота общественного питания по Тюменской области1

Таблица 1

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 1 квартал 2013 г.

млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2008 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2009 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2010 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2011 г. млн руб. Темп роста к соот-ветству-ющему периоду в % к 2012 г.

11569,8 — 11572,3 95,6 9564 112,3 14917,3 104,4 3,8 106

93

I рестораны Ш кафе и кофейни ж бары ill закусочные й столовые & прочая сеть

Рис. 2. Структура предприятий общественного питания г. Тюмени

характер. Наибольшее количество предприятий, введенных в эксплуатацию, приходится на областной центр. По данным Управления по товарному рынку и услугам администрации Тюменской области на 01.01.2013, количество объектов общественного питания в городе Тюмени составило 922 единицы с количеством посадочных мест 55214 единиц. Структура предприятий общественного питания города представлена следующими типами предприятий (единиц / посадочных мест) (рис. 2):

— рестораны — 93 / 8619;

— кафе и кофейни — 262/16376;

— бары — 78/3001;

— закусочные — 171/3819;

— столовые открытого и закрытого типов — 213/22506;

— прочая сеть (буфеты, раздаточные и магазины-кулинарии) — 105/893.

Кроме того, согласно Схеме размещения летних кафе на территории города Тюмени, в 2012 году было открыто 52 летних кафе и веранды на 1693 посадочных места.

Категория кафе в 2013 году занимает большую часть в общем объеме предприятий общественного питания, представленных на рынке города Тюмени. К ним относится 262 заведения, представляющих разную кухню и имеющих средний чек в размере от 150 до 1500 рублей.

В тюменских кафе широко представлены русская, итальянская и японская кухни. Также в Тюмени отмечается тенденция последних лет — происходит открытие кафе смешанных кухонь, где одновременно предлагаются классические блюда средиземноморской и русской кухонь и суши.

По количеству посадочных мест рестораны занимают третью часть в общем объеме предприятий общественного питания г. Тюмени. Категория ресторанов среднего ценового уровня отличается от закусочных фаст-фуд и кафе помимо разницы «среднего счета» разнообразием меню, интерьером заведения, заметно лучшим уровнем обслуживания. В Тюмени 93 ресторана, большинство из них относятся к ресторанам среднего ценового сегмента.

Структура ресторанов с учетом их кухонь несколько отличается от аналогичной структуры кафе города. Ресторанами представлены такие национальные кухни, которых нет ни в одном из кафе города, такие как украинская, болгарская, китайская. Кроме этого, наблюдаются изменения и в самой структуре. Среди ресторанов преобладают рестораны с русской кухней, а потом уже итальянские и японские рестораны. В категории кафе, напротив, лидирующее положения занимают японские и итальянские заведения. Отмечается недостаток национальных кухонь.

Оборот общественного питания в январе — декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 4,4 % и составил 12 979,8 млн руб. [4]. Динамика развития сети предприятий общественного питания г. Тюмени представлена на рис. 3.

По данным органов местного самоуправления города Тюмени, обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети из расчета на тысячу жителей по области составляла 37 посадочных мест, или 92,3 % от норматива, в г. Тюмени — 52 посадочных места, что составляет 130 % от норматива, утвержденного постановлением Пра-

Рис. 3. Динамика развития сети предприятий общественного питания г. Тюмени

за период 2010-2012 гг.

Таблица 2

Динамика заработной платы в 2012 г.

2011 г. 2012 г.

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного жителя, тыс. Темпы роста заработной платы в %, к 2010 г. Среднемесячная заработная плата в расчете на одного жителя, тыс. Темпы роста заработной платы в %, к 2011 г.

Тюменская область 24, 2 + 10,7 27,9 + 17,1

Тюмень 33,11 + 12,2 38,05 + 15,5

вительства Тюменской области от 19.03.2008 № 82-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тюменской области. «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов».

В настоящее время индустрия общественного питания области представляет собой большое количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции и разнообразием используемого оборудования. В структуре предприятий — рестораны, кафе, бары, закусочные, кофейни, столовые открытого и закрытого типа, буфеты, магазины-кулинарии и другие типы.

Для определения перспектив развития рынка предприятий общественного питания необходимо проанализировать социальные индикаторы уровня и качества жизни населения [5, с. 98]. Проанализировав такой индикатор оценки качества жизни населения Тюменской области, как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, его можно охарактеризовать как динамично растущий (табл. 2).

Денежные доходы населения в расчете на одного жителя Тюменской области, по предварительным данным, за январь-декабрь 2012 года составили 23,6 тыс. рублей и выросли по сравнению с 2011 годом на 18,2 %. Номинальная среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2012 года составила

27,9 тыс. рублей и на 17,1% превысила уровень аналогичного периода 2011 года.

Среднемесячная заработная плата одного работающего по городу Тюмени за январь-декабрь 2012 года (по крупным и средним предприятиям) увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 15,5 % и составила 38 048 рублей.

Размер реальной заработной платы к январю-декабрю 2011 года составил 110,3 %.

Анализ величины среднемесячной заработной платы показывает, что сохраняется существенная дифференциация ее по отраслям и отдельным предприятиям.

Наиболее высокий уровень заработной платы в январе-декабре 2012 года отмечен в сфере добычи полезных ископаемых — 98 118 рублей; в организациях, деятельность которых связана с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 57 070 рублей; в организациях, осуществляющих финансовую деятельность — 54 750 рублей на производстве нефтепродуктов — 53 244 рубля.

Специалистами при этом прогнозируется рост рынка ресторанного бизнеса г. Тюмени, к 2014 г. планируется увеличение оборота ресторанного бизнеса до 13210 млн руб., что почти вдвое больше оборота 2010 г.

Данный рост оборота предполагается в связи с тем, что в г. Тюмени, по данным Госкомстата, заметно вырос уровень жизни горожан. За последние пять лет среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника увеличилась более чем в два раза. Положительная динамика среднемесячной заработной платы в городе прогнозируется экспертами и на ближайшую перспективу. Темпы роста заработной платы на одного работника достигают 12-15 % в год.

Таким образом, уровень и качество жизни населения в г. Тюмени возрастает, и если судить по росту благосостояния населения, то перспективы развития ресторанного бизнеса в городе вполне позитивные.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

Численность населения города за 2012 год увеличилась на 24,3 тыс. человек и составила 656,9 тыс. человек. При этом наблюдается и рост общей численности населения, проживающего в г. Тюмени, за счет увеличения числа гостей города и туристов. За 2012 г. сложился миграционный прирост 19,7 тыс. человек. Численность населения города увеличилась за счет внутрирегиональной миграции на

9,9 тыс. чел., миграции из других регионов России — на 3,8 тыс. чел., прироста населения из государств — участников СНГ — 5,6 тыс. чел., стран дальнего зарубежья — 477 человек.

Кроме этого, стремительно растут деловые и офисные центры, и благодаря этой закономерности тюменский ресторанный бизнес получает серьезные возможности для развития. С увеличением количества бизнес-организаций увеличивается число работников, которые в обеденный перерыв посещают бизнес-ланчи в кафе и ресторанах, повышая их выручку и проходимость посетителей.

Если данные тенденции не изменятся, то можно утверждать, что в г. Тюмени будет продолжать расширяться сектор демократичных ресторанов и ресторанов быстрого обслуживания (фаст-фудов). Сектор гастрономических ресторанов будет расти незначительно. Больше шансов привлечь клиентов имеют рестораны-клубы. Можно прогнозировать, что все чаще будут появляться недорогие семейные рестораны с акцентом на качественную кухню. По инерции продолжат развитие пивные рестораны и рестораны японской кухни, до сих пор пользующиеся устойчивым спросом. Еще одно направление развития на рынке ресторанного бизнеса — услуги по выездному обслуживанию, организация банкетов, фуршетов и праздников.

На рынке ресторанного бизнеса г. Тюмени будут постепенно заполняться свободные ниши: начнут появляться недостающие национальные кухни, открываться недорогие семейные рестораны с акцентом на качественную кухню, развиваться направления выездного обслуживания.

На основе выбранных индикаторов можно сделать вывод о том, что в Тюменской области довольно высокие показатели качества и уровня жизни насе-

ления. При этом основную массу работающего населения г. Тюмени (47 %) составляют люди со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой 38,05 тыс. руб. в месяц. Это значит, что население будет чаще посещать различные центры отдыха, развлекательные заведения, предприятия общественного питания, в частности, рестораны.

Примечания

1 Составлено автором на основе информации об итогах социально-экономического развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, опубликованной на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области [3].

Библиографический список

1. Российский рынок общественного питания // РБК исследования рынков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/download/research/demofile (дата обращения: 02.05.2013).

2. Весь общепит России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pitportal.ru/restaurant-market (дата обращения: 02.05.2013).

3. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://admtyumen.ru (дата обращения: 12.05.2013).

4. Официальный портал Администрации города Тюмени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tyumen-city.ru (дата обращения: 12.05.2013).

5. Третьякова, О. В. Проектирование в системе управления развитием социального пространства города : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08: защищена 22.05.09 : утв. 16.10.09 / О. В. Третьякова. — Тюмень, 2009. — 167 с.

САБИТОВ Ренат Юлаевич, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: 339090@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2013 г.

© Р. Ю. Сабитов

Книжная полка

ББК 65.9(2)/К43

Киржбаум, О. В. Введение в специальность : учеб. пособие / О. В. Киржбаум; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 94 с.

Учебное пособие содержит общие положения введения в специальность по направлению подготовки «Экономика» (бакалавр): профили «Экономика труда», «Коммерция». Соответствует содержанию государственного образовательного стандарта. Даны основные понятия, характеризующие экономику труда, параметры хозяйственной деятельности предприятия, в том числе коммерческой. Это необходимо, чтобы правильно решать вопросы в области организации, нормирования и условий оплаты труда, определения мер повышения эффективности труда, оценки трудового вклада и построения системы вознаграждения и др. Отражены общие понятия деловой этики и делового общения, актуальные в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций специалиста. Предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Введение в специальность», при этом учитывается специфика функционирования торговли. Может быть полезно также студентам очно-заочной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.