ких контактов, подобно результатам исследования на тюменской популяции, были менее подвержены стрессу на рабочем месте. При этом авторы констатируют, что лица с высокой социальной поддержкой имели большую трудоспособность, несмотря на дополнительные нагрузки, связывая это с протектив-ным действием межличностных и семейных отношений [7].
В открытой мужской популяции 25 — 64 лет г. Тюмени при низком уровне социальной поддержки (низкий уровень близких контактов) в категории параметров хронического социального стресса «стресс на рабочем месте» установлено более частое изменение специальности, негативное отношение к своей работе, снижение высокой ответственности на рабочем месте.
Библиографический список
1. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. / В. В. Гафаров [и др.]. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. - 280 с.
2. Семейный статус и сердечно-сосудистый риск — популяционные характеристики / Е. В. Акимова [и др.] // Профилактическая медицина. — 2010. — № 5. — С. 9—12.
3. Marital status, change in marital status, and mortality in middle-aged British men / S. Ebrahim [et. al] // Am J Epidemiol. — 1995. — Vol. 142. — P. 834 — 842.
4. Prognostic importance of marital quality for survival of congestive heart failure / J. C. Coyne [et. al] // Am .J. Cardiol. — 2001. — Vol. 88. — P. 526 — 529.
5. Громова, Е. А. Психосоциальные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (обзор литературы) / Е. А. Громова // Сибирский медицинский журнал. — 2012. — № 2. — С. 22 — 29.
6. Health behaviours explain part of the differences in self reported health associated with partner/marital status in The Netherlands / I. M. Joung [et. al] // J Epidemiol Community Health. — 1995. — Vol. 49. — P. 482 — 488.
7. Психология здоровья населения в России / В. В. Гафаров [и др.]. — Новосибирск, 2002. — 360 с.
АКИМОВ Александр Михайлович, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление» Тюменского государственного нефтегазового университета, младший научный сотрудник Филиала ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН «Тюменский кардиологический центр».
Адрес для переписки: aleksandr.akimov.90@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.02.2013 г.
© А. М. Акимов
УДК 31б.3342 Р. Ю. САБИТОВ
Тюменский государственный университет
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В г. ТЮМЕНИ
В статье отражена специфика деятельности предприятий общественного питания в Тюменской области. Представлены результаты оценки сети предприятий общественного питания в областном центре. Полученные данные позволили определить тенденции и выявить перспективы развития данной отрасли в г. Тюмени.
Ключевые слова: общественное питание, ресторанный бизнес, уровень жизни.
Ресторанный бизнес на сегодняшний день является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики в Российской Федерации. Данная статья основывается на статистических данных, опубликованных на официальных сайтах, таких как: Российский рынок общественного питания, Весь общепит России, Официальный портал органов государственной власти Тюменской области, Официальный портал Администрации города Тюмени. По разным оценкам, среднегодовые темпы роста ресторанного бизнеса в России до 2008 года составляли 25 — 30 % в год, в 2008 и 2009 годах наблюдалась стагнация рынка, связанная с мировым экономическим кризисом. С 2010 года активный рост рынка общественного питания продолжился, но меньшими темпами, чем до кризиса. По прогнозам экспертов, рост данного рынка будет составлять 8—10 % в течение ближайших 5 лет [1, 2]. Это объясняется, прежде всего, тем, что уровень жизни основной части насе-
ления растет, увеличиваются доходы, а значит, что число потенциальных клиентов сферы общественного питания увеличивается (рис. 1).
Оборот средств в сфере общественного питания на первый квартал 2013 года по югу Тюменской обрасти (без учета автономных округов) составил 3,8 млн рублей, темп роста в сопоставимых ценах к 2012 году — 106,0 %. На душу населения оказано услуг питания на сумму 2744 рубля (в 1-м квартале 2012 года — 2498 рублей), что на 9,8 % выше соответствующего периода 2012 года. По данному показателю Тюменская область (без учета автономных округов) стабильно занимает 3-е место в Уральском федеральном округе (после Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов). Динамика суммы оборота отображается в табл. 1.
Динамика развития сети предприятий общественного питания в Тюменской области на период с 2009 года по настоящее время носит положительный
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
SS 2010 г. 5 2011 Г.
2012 г. = 2013 г.
Рис. 1. Динамика количества предприятий общественного питания по югу Тюменской области в 2009-2013 гг.
Динамика оборота общественного питания по Тюменской области1
Таблица 1
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 1 квартал 2013 г.
млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2008 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2009 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2010 г. млн руб. Темп роста к соответствующе-му периоду в % к 2011 г. млн руб. Темп роста к соот-ветству-ющему периоду в % к 2012 г.
11569,8 — 11572,3 95,6 9564 112,3 14917,3 104,4 3,8 106
93
I рестораны Ш кафе и кофейни ж бары ill закусочные й столовые & прочая сеть
Рис. 2. Структура предприятий общественного питания г. Тюмени
характер. Наибольшее количество предприятий, введенных в эксплуатацию, приходится на областной центр. По данным Управления по товарному рынку и услугам администрации Тюменской области на 01.01.2013, количество объектов общественного питания в городе Тюмени составило 922 единицы с количеством посадочных мест 55214 единиц. Структура предприятий общественного питания города представлена следующими типами предприятий (единиц / посадочных мест) (рис. 2):
— рестораны — 93 / 8619;
— кафе и кофейни — 262/16376;
— бары — 78/3001;
— закусочные — 171/3819;
— столовые открытого и закрытого типов — 213/22506;
— прочая сеть (буфеты, раздаточные и магазины-кулинарии) — 105/893.
Кроме того, согласно Схеме размещения летних кафе на территории города Тюмени, в 2012 году было открыто 52 летних кафе и веранды на 1693 посадочных места.
Категория кафе в 2013 году занимает большую часть в общем объеме предприятий общественного питания, представленных на рынке города Тюмени. К ним относится 262 заведения, представляющих разную кухню и имеющих средний чек в размере от 150 до 1500 рублей.
В тюменских кафе широко представлены русская, итальянская и японская кухни. Также в Тюмени отмечается тенденция последних лет — происходит открытие кафе смешанных кухонь, где одновременно предлагаются классические блюда средиземноморской и русской кухонь и суши.
По количеству посадочных мест рестораны занимают третью часть в общем объеме предприятий общественного питания г. Тюмени. Категория ресторанов среднего ценового уровня отличается от закусочных фаст-фуд и кафе помимо разницы «среднего счета» разнообразием меню, интерьером заведения, заметно лучшим уровнем обслуживания. В Тюмени 93 ресторана, большинство из них относятся к ресторанам среднего ценового сегмента.
Структура ресторанов с учетом их кухонь несколько отличается от аналогичной структуры кафе города. Ресторанами представлены такие национальные кухни, которых нет ни в одном из кафе города, такие как украинская, болгарская, китайская. Кроме этого, наблюдаются изменения и в самой структуре. Среди ресторанов преобладают рестораны с русской кухней, а потом уже итальянские и японские рестораны. В категории кафе, напротив, лидирующее положения занимают японские и итальянские заведения. Отмечается недостаток национальных кухонь.
Оборот общественного питания в январе — декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 4,4 % и составил 12 979,8 млн руб. [4]. Динамика развития сети предприятий общественного питания г. Тюмени представлена на рис. 3.
По данным органов местного самоуправления города Тюмени, обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети из расчета на тысячу жителей по области составляла 37 посадочных мест, или 92,3 % от норматива, в г. Тюмени — 52 посадочных места, что составляет 130 % от норматива, утвержденного постановлением Пра-
Рис. 3. Динамика развития сети предприятий общественного питания г. Тюмени
за период 2010-2012 гг.
Таблица 2
Динамика заработной платы в 2012 г.
2011 г. 2012 г.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного жителя, тыс. Темпы роста заработной платы в %, к 2010 г. Среднемесячная заработная плата в расчете на одного жителя, тыс. Темпы роста заработной платы в %, к 2011 г.
Тюменская область 24, 2 + 10,7 27,9 + 17,1
Тюмень 33,11 + 12,2 38,05 + 15,5
вительства Тюменской области от 19.03.2008 № 82-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тюменской области. «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов».
В настоящее время индустрия общественного питания области представляет собой большое количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции и разнообразием используемого оборудования. В структуре предприятий — рестораны, кафе, бары, закусочные, кофейни, столовые открытого и закрытого типа, буфеты, магазины-кулинарии и другие типы.
Для определения перспектив развития рынка предприятий общественного питания необходимо проанализировать социальные индикаторы уровня и качества жизни населения [5, с. 98]. Проанализировав такой индикатор оценки качества жизни населения Тюменской области, как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, его можно охарактеризовать как динамично растущий (табл. 2).
Денежные доходы населения в расчете на одного жителя Тюменской области, по предварительным данным, за январь-декабрь 2012 года составили 23,6 тыс. рублей и выросли по сравнению с 2011 годом на 18,2 %. Номинальная среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2012 года составила
27,9 тыс. рублей и на 17,1% превысила уровень аналогичного периода 2011 года.
Среднемесячная заработная плата одного работающего по городу Тюмени за январь-декабрь 2012 года (по крупным и средним предприятиям) увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 15,5 % и составила 38 048 рублей.
Размер реальной заработной платы к январю-декабрю 2011 года составил 110,3 %.
Анализ величины среднемесячной заработной платы показывает, что сохраняется существенная дифференциация ее по отраслям и отдельным предприятиям.
Наиболее высокий уровень заработной платы в январе-декабре 2012 года отмечен в сфере добычи полезных ископаемых — 98 118 рублей; в организациях, деятельность которых связана с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 57 070 рублей; в организациях, осуществляющих финансовую деятельность — 54 750 рублей на производстве нефтепродуктов — 53 244 рубля.
Специалистами при этом прогнозируется рост рынка ресторанного бизнеса г. Тюмени, к 2014 г. планируется увеличение оборота ресторанного бизнеса до 13210 млн руб., что почти вдвое больше оборота 2010 г.
Данный рост оборота предполагается в связи с тем, что в г. Тюмени, по данным Госкомстата, заметно вырос уровень жизни горожан. За последние пять лет среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника увеличилась более чем в два раза. Положительная динамика среднемесячной заработной платы в городе прогнозируется экспертами и на ближайшую перспективу. Темпы роста заработной платы на одного работника достигают 12-15 % в год.
Таким образом, уровень и качество жизни населения в г. Тюмени возрастает, и если судить по росту благосостояния населения, то перспективы развития ресторанного бизнеса в городе вполне позитивные.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Численность населения города за 2012 год увеличилась на 24,3 тыс. человек и составила 656,9 тыс. человек. При этом наблюдается и рост общей численности населения, проживающего в г. Тюмени, за счет увеличения числа гостей города и туристов. За 2012 г. сложился миграционный прирост 19,7 тыс. человек. Численность населения города увеличилась за счет внутрирегиональной миграции на
9,9 тыс. чел., миграции из других регионов России — на 3,8 тыс. чел., прироста населения из государств — участников СНГ — 5,6 тыс. чел., стран дальнего зарубежья — 477 человек.
Кроме этого, стремительно растут деловые и офисные центры, и благодаря этой закономерности тюменский ресторанный бизнес получает серьезные возможности для развития. С увеличением количества бизнес-организаций увеличивается число работников, которые в обеденный перерыв посещают бизнес-ланчи в кафе и ресторанах, повышая их выручку и проходимость посетителей.
Если данные тенденции не изменятся, то можно утверждать, что в г. Тюмени будет продолжать расширяться сектор демократичных ресторанов и ресторанов быстрого обслуживания (фаст-фудов). Сектор гастрономических ресторанов будет расти незначительно. Больше шансов привлечь клиентов имеют рестораны-клубы. Можно прогнозировать, что все чаще будут появляться недорогие семейные рестораны с акцентом на качественную кухню. По инерции продолжат развитие пивные рестораны и рестораны японской кухни, до сих пор пользующиеся устойчивым спросом. Еще одно направление развития на рынке ресторанного бизнеса — услуги по выездному обслуживанию, организация банкетов, фуршетов и праздников.
На рынке ресторанного бизнеса г. Тюмени будут постепенно заполняться свободные ниши: начнут появляться недостающие национальные кухни, открываться недорогие семейные рестораны с акцентом на качественную кухню, развиваться направления выездного обслуживания.
На основе выбранных индикаторов можно сделать вывод о том, что в Тюменской области довольно высокие показатели качества и уровня жизни насе-
ления. При этом основную массу работающего населения г. Тюмени (47 %) составляют люди со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой 38,05 тыс. руб. в месяц. Это значит, что население будет чаще посещать различные центры отдыха, развлекательные заведения, предприятия общественного питания, в частности, рестораны.
Примечания
1 Составлено автором на основе информации об итогах социально-экономического развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, опубликованной на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области [3].
Библиографический список
1. Российский рынок общественного питания // РБК исследования рынков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/download/research/demofile (дата обращения: 02.05.2013).
2. Весь общепит России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pitportal.ru/restaurant-market (дата обращения: 02.05.2013).
3. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://admtyumen.ru (дата обращения: 12.05.2013).
4. Официальный портал Администрации города Тюмени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tyumen-city.ru (дата обращения: 12.05.2013).
5. Третьякова, О. В. Проектирование в системе управления развитием социального пространства города : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08: защищена 22.05.09 : утв. 16.10.09 / О. В. Третьякова. — Тюмень, 2009. — 167 с.
САБИТОВ Ренат Юлаевич, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма.
Адрес для переписки: 339090@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2013 г.
© Р. Ю. Сабитов
Книжная полка
ББК 65.9(2)/К43
Киржбаум, О. В. Введение в специальность : учеб. пособие / О. В. Киржбаум; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 94 с.
Учебное пособие содержит общие положения введения в специальность по направлению подготовки «Экономика» (бакалавр): профили «Экономика труда», «Коммерция». Соответствует содержанию государственного образовательного стандарта. Даны основные понятия, характеризующие экономику труда, параметры хозяйственной деятельности предприятия, в том числе коммерческой. Это необходимо, чтобы правильно решать вопросы в области организации, нормирования и условий оплаты труда, определения мер повышения эффективности труда, оценки трудового вклада и построения системы вознаграждения и др. Отражены общие понятия деловой этики и делового общения, актуальные в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций специалиста. Предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Введение в специальность», при этом учитывается специфика функционирования торговли. Может быть полезно также студентам очно-заочной формы обучения.