Научная статья на тему 'Специфика деятельности малого предпринимательства в условиях нестабильности'

Специфика деятельности малого предпринимательства в условиях нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL SCALE BUSINESS / INSTABILITY / BUSINESS ACTIVITY OF ENTERPRISES / INVESTMENT IN SMALL SCALE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов С. В.

Кризисные явления оказывают влияние на все сферы экономики, в частности на функционирование малых предприятий. Однако кризис неодинаково затрагивает те или иные экономические субъекты, поэтому в статье поставлена цель выявить специфику деятельности малого предпринимательства в условиях нестабильности. В процессе исследования специфики деятельности малого предпринимательства было проанализировано положение малого бизнеса в современных условиях, выявлены факторы, оказывающие влияние на деятельность малых организаций, определены типы предприятий с минимальным ущербом от кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SMALL-SCALEENTREPRENEURSHIP ACTIVITY UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY

Crisis phenomena influence all the spheres of economy, particularly, on operation of small-scale business. However, the crisis affects different economic entities unequally. Therefore, the purpose of this paper is to reveal a specific character of the smallscalebusiness activity under the conditions of the instability. In studying a specificity of the small-scale-business activity, the situation emerging in small-scale business under the modern conditions was analyzed. The factors influencing the small-scalebusiness activity were revealed. The types of the enterprises suffering minimal damages from the crisis are defined.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности малого предпринимательства в условиях нестабильности»

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

С. В. ПОПОВ

Кризисные явления оказывают влияние на все сферы экономики, в частности на функционирование малых предприятий. Однако кризис неодинаково затрагивает те или иные экономические субъекты, поэтому в статье поставлена цель - выявить специфику деятельности малого предпринимательства в условиях нестабильности. В процессе исследования специфики деятельности малого предпринимательства было проанализировано положение малого бизнеса в современных условиях, выявлены факторы, оказывающие влияние на деятельность малых организаций, определены типы предприятий с минимальным ущербом от кризиса.

Ключевые слова: малый бизнес, нестабильность, деловая активность предприятий, инвестиции в малый бизнес.

Различные предпринимательские структуры придают экономике завершенность, мобилизуют финансовые и производственные ресурсы населения, несут в себе мощный антимонопольный потенциал. Предпринимательство служит одним из факторов структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Развитие предпринимательского сектора является средством адаптации экономики к подвижкам внешней среды, источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на участие в функционировании рыночного механизма [1].

Это позволяет нам сделать вывод о том, что развитие предпринимательских структур несет в себе высокий диверсификационный потенциал и, соответственно, должно быть исследовано с этих позиций.

В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связана с предпринимательским сектором. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства.

Предметом внимания и поддержки со стороны государства является именно малый бизнес. Средний бизнес не стал объектом регулярных статистических наблюдений.

Традиционно новые малые фирмы вносят существенный вклад в занятость и рост занятости

в период роста экономики. Но в это время они подвержены влиянию экономических кризисов -занятость в малых фирмах снижается наиболее сильно, так как они обладают большими рисками банкротства и меньшей финансовой устойчивостью в сравнении с крупными предприятиями.

Как отмечается в Информационно-аналитическом докладе за 1 квартал 2009 г., общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации [5]. В условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности. При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации.

Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться [5].

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число зарегистрированных малых предприятий на 1 января 2009 г. составило 282,7 тыс. единиц. В целом по РФ в четвертом квартале 2008 г. по сравнению с третьим кварталом 2008 г. количество зарегистрированных малых предприятий немного увеличилось [6].

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7 %. Наиболее значительное сокращение числа малых предприятий произошло в сфе-

ре образования (на 57,1 %), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на

36,6 %) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9 %) [7].

Таблица 1

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество зарег. МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост / сокращение (-) количества зарег. МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.04.2008- 01.04.2009 Количество зарег. МП в расчете на 100 тыс. чел. населения в% от среднего по РФ

РФ 160,4 -41,7 100,0

Центральный 196,9 -24,9 122,8

Северо-Западный 231,0 0,7 144,0

Южный 119,6 -53,3 74,6

Приволжский 156,2 -47,2 97,4

Уральский 112,6 21,1 70,2

Сибирский 131,0 -100,2 81,7

Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Среднее количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составило 199,1 единиц. Наиболее высокое число зарегистрированных МП на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе -

232,6 единиц, что на 16,8 % превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ - 232,2 единиц (на 16,6 % выше общероссийского показателя). Наименьшее число малых предприятий на 100 тыс. человек действует в Уральском федеральном округе - показатель составляет лишь 46 % от среднего по России уровня. На 1 января 2009 г. в 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. (рис. 1).

Как показывает указанная диаграмма 1 к таким регионам относятся Волгоградская (559,6 ед.), Томская (550,7 ед.), Новосибирская (504,6 ед.) и Ярославская (410,6 ед.) области, Камчатский (405 ед.) и Приморский (345,7 ед.) края, Рязанская (343,5 ед.) и Липецкая (342,2 ед.) области, г. Санкт-Петербург (337,1 ед.), Самарская (327,8 ед.) и Ивановская (314,9 ед.) области, Алтайский край (310,9 ед.), Магаданская (301,6 ед.) и Курская (301,1 ед.) области.

Как видно в представленной диаграмме, в 15 регионах значения рассматриваемого показателя оказались низкими (количество МП на 100 тыс. жителей составило от 50 до 100 ед.). В эту группу регионов попали Челябинская (99,7 ед.) и Брянская (99,4 ед.) области, Республика Алтай (96,7 ед.), Воронежская область (92,1 ед.), Республика Адыгея (90,7 ед.) и Оренбургская об-

ласть (89,7 ед.), Забайкальский (89,4 ед.) и Хабаровский (85,5 ед.) края, Свердловская (84,2 ед.) и Тюменская (83,0 ед.) области, КабардиноБалкарская (78,5 ед.) и Карачаево-Черкесская (70,2 ед.) республики, Республика Калмыкия (70,0 ед.), Ханты-Мансийский (66,4 ед.) и ЯмалоНенецкий (55,3 ед.) автономные округа.

Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах, среди них Республики Дагестан, Тыва и Ингушетия, Чеченская Республика и Ненецкий АО.

Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране за 2008 г. составил 12,6 % [2].

В конце 2008 г. произошло сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях: после роста, зафиксированного во втором и третьем кварталах 2008 г., в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом данный показатель сократился на 1,6 %. Представляется, что данная тенденция связана с влиянием мирового финансового кризиса на развитие малого бизнеса.

Наибольшее значение удельного веса работников МП в общей среднесписочной численности занятых отмечается в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе - 15,3 % и 15,2 % соответственно. В Уральском федеральном округе зафиксирована наименьшая доля занятых на МП в общей численности занятых - 7,7 %.

По итогам 2008 г. объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил более 71 тыс. рублей на душу населения.

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс.населения

по областям РФ (ед)

Ямало-Ненецкий АО Ханты-Мансийский ОА Калмыкия

Карачаево-Черкесская республика Кабардино-Балкария Тюменская область Свердловская область Хабаровский край Забайкальский край Оренбургская область Адыгея Воронежская область Алтай

Челябинская область Курская область Магаданская область Алтайский край Ивановская область Самарская область Санкт-Петербург Липецкая область Рязанская область Приморский край Камчаский край Ярославская область Новосибирская область Томская область Волгоградская область

66,4 70 70,2 8,5

83

84,2

85,5

89,4

89.7

89.7 92,1

96.7 99,4

55,3

301,1

301,6

310.9

314.9 327,8

337,

342

343 345

405

410,6

504,6 550

,7

9,6

100

200

300

400

500

600

Рис. 1. Количество малых предприятий по регионам РФ

В четвертом квартале 2008 г. было зафиксировано сокращение темпов прироста объемов оборота малых предприятий: прирост объемов оборота в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом снизился на 3,6 %.

Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе - 117 444,2 рубля, что на 54,4 % превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель оказался в Дальневосточном

0

федеральном округе - 51 332,9 рубля, что составляет лишь 54,6 % от среднего по РФ.

По показателю объема инвестиций в основной капитал на МП на душу населения лидирует Сибирский федеральный округ (3 075,4 рубля). Немного отстают от него Южный и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе (892,2 рубля).

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемый период (в 2008 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относится Республика Ингушетия.

Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам 2008 г., необходимо отметить, что в 9 регионах показатель превысил 200 %, среди них Томская (в 4,4 раза), Новосибирская (в 3,9 раза), Смоленская (в 2,8 раза) и Пензенская (в 2,7 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,4 раза), Тамбовская (в 2,4 ра-

за), Нижегородская (в 2,2 раза), Калининградская (в 2,0 раза) области [3].

Минимальное значение показателя (0-10 %) характерно для 4 регионов, в числе которых Иркутская область (7,5 %), Ямало-Ненецкий (3,7 %) и Чукотский (3,1 %) авт. округа и Чеченская Республика (0,6 %).

Таким образом, степень развития малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Наиболее приятный предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт-Петербурге дает почву для развития малого бизнеса.

Менее благоприятный инвестиционный климат в Еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками не дает развиваться малому предпринимательству.

По данным ежегодного мониторинга «Малый и средний бизнес в РФ», структура приоритетов представителей малого бизнеса в 2009 г., по отношению к 2008 г. практически не изменилась [8]. Выявлено, что 2/3 предприятий малого бизнеса пытаются решить свои проблемы за счет сокращения издержек (рис. 2).

0 10 20 30 40 50 60

] сокращение издержек

]привлечение заемных денежных средств

]Изменение ассортимента

1 Сокращение расходов на заработную плату

] Переориентация бизнеса

Снижение цен

Сокращение персонала

]Снижение объемов выпуска

Продажа активов

25

23

59

Рис. 2. Деловая активность малых предприятий

Анализируя статистические данные, можно по России можно назвать неблагоприятной. За-

резюмировать, что по итогам 2008 г. ситуацию фиксированные в четвертом квартале 2008 г. из-

с развитием малого предпринимательства в целом менения показателей, характеризующих сектор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в конце 2008 - начале 2009 г.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность предприятий малого бизнеса в условиях кризисного состояния российской экономики, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.

Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков.

Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса чувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков ужесточают требования к заемщикам, в том числе поднимают процентные ставки по кредитам, что приводит к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, могут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается

в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приводит к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставляет предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для предприятий малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) стало нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не имеют возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приводит к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансо-вых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления провоцируют уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия стараются минимизировать налоговые поступления, принимая максимальные

усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий [4].

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1. Замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т. п.);

2. Прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

3. Пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4. Будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Таким образом, можно сделать вывод, что кризис влияет не на все предприятия малого бизнеса. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства можно считать не очень сильным.

К таким предприятиям, прежде всего, относятся [3]:

1. Предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению.

2. Предприятия, производящие товары / услуги с неэластичным спросом.

3. Предприятия, не использующие в своей работе заемные средства.

4. Предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент.

5. Предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Литература

1. Бусыгин А. В. Предпринимательство. М., 2001.

2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2008-2009 году. М., 2009.

3. Литвак Е. Г., Мигин С. В., Нехаев А. А., Шестоперов А. М. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес (НИСИПП) // Аналитическая записка. М., 2008.

4. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития: монограф. / колл. авт.; под науч. ред. В. М. Юрьева; Тамбов, 2010. (Сер.: Экономика). Кн. III: Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России. 2010.

5. Сосунов С. В. Снижение административных барьеров, влияющих на развитие малого предпринимательства в России: институционально-правовой анализ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д, 2006. № 4.

6. Федеральная служба государственной статистики. иКЬ: http://www.gks.ru/

7. Интернет-сайт по поддержке малого бизнеса. иЯЬ: http://small-business.web-3.ru

8. Данные регулярного мониторинга «Малый и средний бизнес в РФ». 2010. № 2. иЯЬ: http://www. opora.ru

* * *

SPECIFICITY OF SMALL-SCALE-ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY

S. V. Popov

Crisis phenomena influence all the spheres of economy, particularly, on operation of small-scale business. However, the crisis affects different economic entities unequally. Therefore, the purpose of this paper is to reveal a specific character of the small-scale-business activity under the conditions of the instability. In studying a specificity of the small-scale-business activity, the situation emerging in small-scale business under the modern conditions was analyzed. The factors influencing the small-scale-business activity were revealed. The types of the enterprises suffering minimal damages from the crisis are defined.

Key words: small scale business, instability, business activity of enterprises, investment in small scale business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.