Научная статья на тему 'Специфические принципы управления стратегическим развитием предприятий и учреждений сферы культуры'

Специфические принципы управления стратегическим развитием предприятий и учреждений сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / СТРАТЕГИЯ / ПРИНЦИПЫ / CULTURE / STRATEGY / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Марина Львовна

Предложен комплекс управленческих решений стратегической направленности по решению перспективных проблем социально-экономического развития хозяйствующих субъектов сферы культуры в условиях нестабильной внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PRINCIPLES OF MANAGEMENT STRATEGIC DEVELOPMENT ENTERPRISES AND INSTITUTIONS OF CULTURAL

Proposed set of management decisions strategic focus to address problems of promising socio-economic development actors culture in conditions of unstable external environment.

Текст научной работы на тему «Специфические принципы управления стратегическим развитием предприятий и учреждений сферы культуры»

УДК 008:338.24

М.Л. ФОКИНА

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: сфера культуры, стратегия, принципы.

Предложен комплекс управленческих решений стратегической направленности по решению перспективных проблем социально-экономического развития хозяйствующих субъектов сферы культуры в условиях нестабильной внешней среды.

M.L. FOKINA SPECIFIC PRINCIPLES OF MANAGEMENT STRATEGIC DEVELOPMENT ENTERPRISES AND INSTITUTIONS OF CULTURAL Key words: culture, strategy, principes.

Proposed set of management decisions strategic focus to address problems of promising socio-economic development actors culture in conditions of unstable external environment.

В настоящее время наблюдается тенденция к усилению значимости социально-культурных факторов в процессе экономического развития хозяйствующих субъектов, что обуславливает рост значимости сферы культуры как структурной составляющей народнохозяйственного комплекса, приводит к необходимости формирования и реализации на федеральном уровне управления перспективных управленческих решений и мер различной направленности, обеспечивающих результативное взаимодействие организаций, предоставляющих гражданам услуги культурного характера, с потребителями, поставщиками и конкурентами. Это обуславливает рост значимости стратегического планирования как важнейшего инструмента повышения конкурентного потенциала предприятий и учреждений культурного комплекса, использование которого позволит повысить экономическую и социальную результативность решения культурных проблем Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования.

По нашему мнению, рациональная система стратегического управления экономическими и социальными результатами долгосрочного развития субъектов хозяйствования сферы культуры должна быть основана на ряде принципов, содержательно соответствующих требованиям современного этапа функционирования народного хозяйства, что будет способствовать росту эффективности управленческих решений в рассматриваемой отрасли национальной экономики. Представляется целесообразным выделить такие специфические принципы стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы культуры, как: перспективная целевая ориентация, приоритет социальных показателей над экономическими, вариативное многоканальное финансирование, рациональное сочетание экономических и социально-психологических методов мотивации, информационная транспарентность, структурное единство управляющих воздействий.

По мнению автора, содержание принципа перспективной целевой ориентации обусловлено необходимостью формирования комплекса кратко-, средне- и долгосрочных целевых ориентиров, достижение которых должно быть обеспечено на основе реализации совокупности управляющих воздействий, соответствующих функциональному предназначению учреждений культуры, заключающемуся в предоставлении потребителям определенных социальных

услуг высокого качества при умеренных ценах. Субъект управления учреждением культуры должен сформировать такие условия, в которых предприятие отрасли будет эффективно развиваться с учетом разнонаправленного воздействия факторов внешней среды в неопределенном периоде времени.

Отметим, что система целей хозяйствующего субъекта сферы культуры должна быть сформирована таким образом, чтобы работники учреждения могли бы руководствоваться ими в своей практической деятельности, решая определенные задачи экономического и социального развития организационно-правовой структуры. Наличие четких целевых ориентиров на всех уровнях управления позволит избежать противоречий между отдельными структурными подсистемами предприятия, линейными и функциональными подразделениями.

По мнению автора, сущностное содержание принципа приоритета социальных показателей над экономическими обусловлено самим функциональным предназначением (миссией) учреждений культуры, поскольку хозяйствующие субъекты рассматриваемой отрасли, как правило, не имеют своей целью извлечение прибыли, а создаются для удовлетворения культурных потребностей граждан Российской Федерации. В этой связи стратегия развития организаций культурного комплекса должна обеспечивать приоритетное использование их социального потенциала, что позволит создать благоприятные условия развития общества в долгосрочной перспективе.

Отметим, что приоритет социальных показателей текущей деятельности и перспективного развития учреждений культуры над экономическими не исключает необходимости рационального использования финансовых ресурсов, требующихся для эффективного решения существующих культурных проблем. Однако полученные организационно-правовыми структурами сферы культуры бюджетные и внебюджетные средства должны быть направлены на развитие основной деятельности, повышение разнообразия и качества предоставляемых гражданам страны социально-культурных услуг, что будет способствовать выполнению их целевой функции.

При этом в сфере культуры Российской Федерации можно выделить отдельные отраслевые подсистемы, предприятия которых имеют возможность получать значительную прибыль на вложенный капитал, что будет способствовать их эффективному текущему функционированию и перспективному развитию в процессе реализации совокупности услуг потребителям. К коммерчески ориентированным хозяйствующим субъектам сферы культуры относятся прежде всего предприятия кинематографии, которые обладают значительными возможностями по привлечению внебюджетных средств.

В то же время процесс функционирования предприятий кинематографии приводит к созданию и реализации гражданам особого произведения искусства - кинофильма, что определяет социальный эффект их текущего функционирования и перспективного развития. Социальное значение организационноправовых структур, предоставляющих гражданам кинозрелищные услуги, возрастает в сельской местности и в малых городах, в которых кинематография может являться единственным средством культурного досуга. Тем самым в процессе функционирования предприятий и учреждений кинематографического комплекса будут получены как экономические, так и социальные результаты, что отличает их от хозяйствующих субъектов других структурных составляющих сферы культуры.

В соответствии с принципом вариативного многоканального финансирования необходимо сформировать такие условия текущего функционирования и перспективного развития хозяйствующих субъектов сферы культуры, в которых процесс достижения выбранных стратегических целевых ориентиров будет осуществляться на основе рационального использования ресурсов, полу-

ченных как из федерального, региональных и местных бюджетов, так и из внебюджетных источников, что позволит существенно повысить финансовый потенциал учреждений рассматриваемой отрасли.

В процессе формирования стратегических целевых ориентиров необходимо определить, из каких источников будут получены средства, необходимые для реализации стратегических программных мероприятий, что позволит максимально эффективно использовать имеющийся потенциал учреждений рассматриваемой подсистемы национальной экономики. При этом необходимо учитывать, что в современных условиях незавершенной трансформации социально-экономической системы Российской Федерации увеличение бюджетного финансирования предприятий сферы культуры может быть обеспечено только в долгосрочной перспективе после решения более важных народнохозяйственных проблем в других отраслевых подсистемах.

Отметим, что в российских условиях функционирует значительное количеств организационно-правовых структур, обладающих необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления финансирования инвестиционных проектов в сфере культуры (предприятия металлургии, нефтяной и газовой промышленности, банковские организации). Использование временно свободных финансовых средств этих организаций на основе долгосрочного сотрудничества позволит существенно повысить инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов культурного комплекса в процессе решения долгосрочных экономических и социальных проблем. В то же время активное использование механизма фандрайзинга может эффективно осуществляться только после завершения экономического кризиса, который ограничивает возможности субъектов хозяйствования по инвестированию временно свободных финансовых ресурсов для реализации перспективных социально-культурных программ.

По мнению автора, значимость принципа рационального сочетания экономических и социально-психологических методов мотивации обусловлена высокой ролью персонала учреждений культуры при решении текущих и перспективных проблем развития предприятий отрасли. Отметим, что в отличие от ориентированных на извлечение прибыли хозяйствующих субъектов других отраслей национальной экономики, руководители которых имеют возможность определять оптимальный размер заработной платы работников, менеджеры учреждений культуры, финансируемых в первую очередь за счет средств бюджетов всех уровней, обладают ограниченными возможностями по изменению заработной платы, что является важнейшим инструментом экономического стимулирования персонала.

Отметим, что в современных экономических условиях тенденция роста роли персонала как важнейшего производственного ресурса обусловлена тем, что инвестиции в персонал позволяют получить более высокую прибыль на вложенный капитал, чем инвестиции в материальные активы. Поэтому при формировании стратегии управления экономическими и социальными результатами долгосрочного развития субъектов хозяйствования сферы культуры необходимо довести до работников имеющиеся целевые ориентиры, что позволит использовать весь их потенциал при решении проблем развития организационно-правовой структуры сферы культуры. При этом необходимо определить взаимосвязь между усилиями работниками, полученными ими результатами и совокупностью социальных эффектов, обеспечиваемых в процессе функционирования субъекта хозяйствования сферы культуры, как в текущем периоде времени, так и в долгосрочной перспективе.

Отметим, что в современных условиях развития народнохозяйственного комплекса Российской Федерации сохраняется необходимость обеспечения оп-

ределенной дифференциации в уровне заработной платы между работниками предприятий сферы культуры различных административно-территориальных образований. Это обусловлено сохраняющимися в настоящее время различиями в уровне доходов граждан отдельных регионов России. Заработная плата работников учреждений культуры должна коррелировать с аналогичными показателями в других подсистемах народнохозяйственного комплекса, что будут способствовать системному решению существующих проблем экономического и социального развития административно-территориальных образований. Следовательно, в регионах с высокой средней заработной платой доходы работников учреждений культуры должны быть выше, чем в тех субъектах Российской Федерации, в которых указанные показатели ниже среднероссийского значения.

По мнению автора, сущностное содержание принципа информационной транспарентности обусловлено необходимостью формирования рациональной системы взаимодействия учреждений культуры с потребителями, инвесторами, спонсорами, органами государственной власти и обществом в целом. В этой связи необходимо обеспечит доступ всех заинтересованных субъектов к информации, отражающей результаты деятельности учреждения культурного комплекса, характер решаемых ими социально-экономических проблем.

В соответствии с данным принципом для эффективного функционирования учреждения культуры необходимо создание сайта в сети Интернет, на котором можно было бы получить необходимые сведения как о текущей деятельности субъекта хозяйствования, так и о направлениях и способах использования полученных от спонсоров финансовых ресурсов. Кроме того, на сайте необходимо отразить стратегические целевые ориентиры развития организационно-правовой структуры, предоставляющей гражданам страны совокупность культурных услуг, что позволит любому гражданину страны адекватно оценить степень его полезности для общества в целом.

Принцип информационной транспарентности также предусматривает создание электронного каталога объектов культурных ценностей, находящихся на хранении в определенном учреждении, что позволит не только привлечь потенциальных потребителей, но и значительно снизить риски хищения основных фондов, что особенно актуально в процессе функционирования музейных организаций. Кроме того, это даст возможность объективно оценить культурный потенциал отдельных административно-территориальных образований на основе использования конкретных численных параметров.

Отметим, что реализация мер по повышению информационной транспарентности учреждений культуры должна осуществляться на основе внедрения современных информационных технологий, использование которых позволяет существенно повысить эффективность функционирования предприятий рассматриваемой структурной составляющей народнохозяйственного комплекса, увеличить производительность труда работников, ускорить процессы принятия и реализации перспективных управленческих решений, направленных на формирование благоприятных условий экономического и социального развития организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам услуги культурного характера, в стратегическом периоде времени.

По мнению автора, сущностное содержание принципа структурного единства управляющих воздействий обусловлено необходимостью системного решения перспективных проблем экономического и социального развития учреждений культуры на всех уровнях управленческой иерархии в процессе повышения адаптивности системы управления к изменяющимся условиям воздействия факторов внешней среды. В этой связи необходимо учитывать, что общие приоритеты развития рассматриваемой отрасли должны формироваться на федеральном уровне управления народнохозяйственным комплексом,

определяющим направления, цели и задачи государственной политики в сферы культуры в долгосрочной перспективе.

Структурное единство управляющих воздействий требует наличия стратегического плана развития сферы культуры на федеральном уровне управления, который позволит эффективно решать текущие и перспективные проблемы развития рассматриваемой отрасли национальной экономики. Стратегический план должен определять целевые ориентиры развития сферы культуры, достижение которых является приоритетным в процессе реализации федеральной культурной политики, обеспечивающей единство культурного пространства страны, что особенно важно в условиях сохраняющихся противоречий между отдельными народами, проживающими в Российской Федерации. В то же время стратегические приоритеты развития сферы культуры, определенные на федеральном уровне, должны быть дополнены в процессе формирования региональных программ культурного развития, что позволит обеспечить эффективное функционирование единой управленческой вертикали в рассматриваемой отрасли национальной экономики.

Отметим, что в настоящее время стратегические приоритеты развития сферы культуры на федеральном уровне определяются в федеральных целевых программах «Культура России». В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740. По нашему мнению, при всех преимуществах указанной программы, реализация которой оказывает позитивное влияние на темпы культурного развития национальной экономики, пятилетнее планирование не является универсальным инструментов повышения эффективности перспективного развития рассматриваемой отрасли. В этой связи пятилетняя программа развития сферы культуры должна быть основана на перспективной стратегии развития отрасли, имеющей более глубокий горизонт планово-расчетных обоснований (как минимум, до 2020 г.) и соответствующей в своей целевой направленности общей стратегии развития народного хозяйства страны.

Отсутствие структурного единства управляющих воздействий способствует снижению уровня целевой ориентации отдельных субъектов хозяйствования рассматриваемой отрасли. Для роста эффективности текущего функционирования и перспективного развития организационно-правовых структур культурного комплекса необходимо, чтобы стратегические цели развития учреждений культуры соответствовали целевым ориентирам государственной культурной политики, определенным на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, что будет способствовать рациональному использованию имеющего потенциала отрасли.

Решение данной проблемы может быть достигнуто только на основе изменения роли и значения сферы культуры на современном этапе социальноэкономического развития, что позволит эффективно решать проблемы повышения результативности функционирования хозяйствующих субъектов отрасли с привлечением необходимых финансовых средств как из бюджетов всех уровней, так и из внебюджетных источников, будет способствовать рационализации принимаемых управленческих решений.

ФОКИНА МАРИНА ЛЬВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

FOKINA MARINA LVOVONA - candidate of economic sciences, Associate Professor of department for control of economic and social processes, St. Petersburg State University film and television, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.