Научная статья на тему 'Специфические особенности «татарского джадидизма» конца XIX – начало ХХ вв.'

Специфические особенности «татарского джадидизма» конца XIX – начало ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
794
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
джадид / История / татарский народ / интеллектуальная элита / джадидизм / «единый язык» / национальная культура / jadidism / History / Tatar people / intellectual elite / Jadidism / “single language” / national culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина Диляра Магзумовна

В статье рассматривается особенности национально – культурного движение среди казанских татар, которое сформировалось под влиянием идей джадидизма и имела свои специфические особенности. Также анализируются понятия «единый язык», национальная культура и история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of “Tatar jadidism” late XIX - early twentieth centuries

The article discusses the features of the national-cultural movement among Kazan Tatars, which was formed under the influence of the ideas of Jadidism and had its own specific features. It also analyzes the concepts of “one language”, national culture and history

Текст научной работы на тему «Специфические особенности «татарского джадидизма» конца XIX – начало ХХ вв.»

УДК 94

Специфические особенности «татарского джадидизма» конца XIX - начало ХХ вв.

Галиуллина Д. М.

Казанский федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается особенности национально -культурного движение среди казанских татар, которое сформировалось под влиянием идей джадидизма и имела свои специфические особенности. Также анализируются понятия «единый язык», национальная культура и история.

Ключевые слова: джадид, История, татарский народ, интеллектуальная элита, джадидизм, «единый язык», национальная культура.

Для цитирования: Галиуллина Д. М. Специфические особенности «татарского джадидизма» конца XIX - начало ХХ вв. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2018;38(3-4):61-68.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

Specific features of "Tatar jadidism" late XIX - early twentieth centuries

D. Galiullina

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article discusses the features of the national-cultural movement among Kazan Tatars, which was formed under the influence of the ideas of Jadidism and had its own specific features. It also analyzes the concepts of "one language", national culture and history.

Keywords: jadidism, History, Tatar people, intellectual elite, Jadidism, "single language", national culture.

For citation: Galiullina D. Specific features of "Tatar jadidism" late XIX - early twentieth centuries. Proceedings of the Society for Archaeology, History and Ethnography at the Kazan University. 2018;38(3-4):61-68. (In Russ.)

Acknowledgments: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

В отечественной историографии становление и развитие джадидиз-ма связывают с именем И. Гаспринского. Но, джадидизм имеет глубокие исторические корни. На формирование идеологии И. Гаспринско-го сильное влияние оказал восточный «модернизм». Прежде всего, это взгляды М. Абдо, Д. Афгани, А. Хана и др. (Губайдуллин, 2006). Но, И. Гаспринский понимал, что необходимо учитывать и российскую действительность. Он разработал идею о необходимости единения мусульманских тюрков, которую он выразил фразой «дилде, фикерде, иште бирлек» («единство языка, мысли и действия»). По мнению А. Бенигсен, "пантюркистсткое и панисламистское объединение было единственным способом сохранения не только его небольшой крымской нации, но и всей тюркской общины Империи от абсорбирования и ассимиляции с

большой массой русского населения" (Бенигсен, 1993). Также, И. Га-спринский выдвинул идею создания «единого языка» для тюркоязыч-ных народов России. Под «единством языка» он понимал единство "литературного языка, который должен привести всех тюрков к единству" (Губайдуллин, Гаспринский, 1997). Речь идет не об идее политического объединения. А духовного "единения, сближения нравственного, на почве свободы, науки и образования" (Усманов, 1993). И. Гаспринскому удалось выработать особый стиль тюрко-татарского языка. А. Бенигсен писал, что за основу был взят упрощенный турецкий язык, освобожденный от заимствований из арабского и персидского языков (Бенигсен, 1993). И поэтому первую тюрко-татарскую газету «Терджиман» свободно читали не только в России, но и зарубежом (в Иране, Египте и др.) (Усманов, 1993).

Значение «Терджимана» для интеллектуальной элиты тюрков-мусульман было огромным. Именно «Терджиман» способствовал становлению литературного языка казанских татар. По мнению Г. Губайдул-лина И. Гаспринский боролся за чистоту языка, за язык просвещенных людей. Это не должен быть язык уличный и непросвещенных людей, т.е. не язык широких масс (Губайдуллин, Гаспринский, 1997). Спустя некоторое время именно эти идеи не нашли поддержки среди молодого поколения татарской национальной интеллигенции.

В основном, татарская интеллектуальная элита начала ХХ века придерживалась общепринятой традиции и старалась писать на языке, который бы понимали ученые из различных регионов. Но, во многом литературный стиль задавал «Терджиман». Влияние его было настолько сильным, что все вышедшие до 1905 года «прогрессивные», «передовые» книги печатались на наречии близком к османскому. (Губайдуллин, Гаспринский, 1997). Газету часто критиковали за сложный и малопонятный язык.

Революция 1905 года пробудила национальное самосознание народов России. Умеренно консервативно-реформаторские идеи «Терджи-мана» не удовлетворяли более прогрессивную часть татарской интеллигенции, которая выдвинула идею создания подлинного литературного татарского языка. В итоге появившиеся национальные газеты и журналы начали издаваться на родном языке.

Современники И. Гаспринского прекрасно понимали прогрессивное значение его идей. Но, в то же время «впитали» и рационально использовали для просвещения своего народа только самое необходимое. В татарской национальной историографии есть такое понятие как «татарский джадидизм» - синтез идей И. Гаспринского через призму восприятия татарской национальной идеологией.

Просветительские идеи И. Гаспринского нашли распространение, прежде всего, среди казанских татар. Даже, в самые тяжелые времена им удалось сохранить религию, язык и культуру. И, религия была не просто идеологией, а частью повседневной жизни и национальной культуры. Просвещение у казанских татар наряду с религией служило орудием духовного сопротивления против русификации (Давлетшин, 2005). Казанские татары с древнейших времен ценили образованных людей. Система образования складывалась на протяжении столетий и имела определенные преимущества и недостатки. Начальное религиозное образование могли получить все желающие в учебных заведениях низшего разряда (мектебах) (Биктимирова, 2003). В те годы основное образование получали в так называемых старометодных медресе. Долгие годы в историографии негативно относились к кадимистским учебным заведениям. Критиковали их и джадиды. Старометодные медресе давали не плохое религиозное образование. В основном преподавание включало цикл гуманитарных предметов: восточная литература, философия, языки и т.д. И, в конце XIX века такой вид образования не отвечал требованиям передовой татарской интеллигенции. В новометодных учебных заведениях появились светские предметы, начали преподавать и русский язык, но высшее образование оставалось не доступным. Для поступления в университет необходим был гимназический аттестат. Татарским детям туда путь был закрыт. Ситуация изменилась после революции 1905 года. Появилась возможность выдержать экстерном гимназические экзамены и поступить в университет. Не все могли пройти этот сложный путь, но это было определенным прогрессом на пути к европейскому образованию.

Было бы ошибочным связывать просветительско-реформаторское движение среди казанских татар только с деятельностью И. Гасприн-ского.

Одним из первых вопрос о возможности мирного сосуществования мусульман и христиан в России поднял Батырша (Абдулла Алиев). Он стоял во главе повстанческого движения мусульман в 1755 году (Валиул-лин, 2007). Никто до него не обращался к мусульманам с такой обоснованной и развернутой программой борьбы. В своем гаризнамз 'воззвание' он определил проблемы стоящие перед мусульманским обществом России и наметил пути дальнейшего действия (Валиуллин, 2007). Одним из факторов способствовавших участию татар в восстании Е. Пугачева (1773-1775гг.) было требование прекратить преследование ислама, признать мусульманскую религию (Валиуллин, 2007).

Татарское просветительское движение началось с религиозного реформаторства. А. Н. Юзеев начальным этапом считает конец ХУШ - начало XIX вв. (Юзеев, 2001). Представителями этого направления стали А. Утыз-Имяни и А. Курсави. Взгляды А. Утыз-Имяни были более консервативными. Он сторонник свободного высказывания, за критическое отношение к наследию прошлого и др. А. Курсави известен как ученый, внесший новые рефроматорские идеи в религиозное учение. Выступал за эрудированного инициативного человека, стремящегося к знаниям. Татарская религиозная философия этого периода сыграла огромную роль в просвещении татарского общества и подготовила переход к новому образу мышления (Юзеев, 2001).

Вторая половина XIX века связано с деятельностью Ш. Марджа-ни. Он не просто критиковал некоторые устаревшие положения ислама, а был сторонником приспособления «обновленных» канонов религии к достижениям современной науки (Юзеев, 2001). И. Гаспринский и Ш. Марджани были сторонниками реформ и прогресса. Но, И. Гасприн-ский был представителем нового поколения, его идеи более передовые и либеральные были обращены ко всему мусульманскому населению России. Он больше политик и общественный деятель, чем теолог. Его популярности способствовали еще два фактора: во-первых; он обратился к населению на понятном ему языке, а не арабском; во-вторых, умел договариваться с правительственными учреждениями и издавал для них трактаты на русском языке (Усманов, 1993).

Новые веяния коснулись всех сторон жизни татарского общества.

Конец XIX - начало ХХ веков - период становления и расцвета татарской исторической литературы.

Татарские историки конца XIX-ХХ веков (Ш. Марджани, Р. Фах-рутдин, Х. Атласи и др.) первыми разрушили многие мифы. Прежде всего, о Казанском ханстве, как о варварском государстве и смогли доказать, что татарский народ имеет богатую, самобытную историю и культуру. Исследования этого периода сохранили научную значимость и в настоящее время.

Именно благодаря джадидизму мы имеем прекрасную литературу, поэзию, исторические произведения конца XIX - начала ХХ веков. Поистине, этот период можно назвать «серебряным веком» татарской культуры. На этих идеях и произведениях воспитывалось поколение, которое развивала идеи реформаторства в 1920-е годы.

Февральская революция 1917 года открыла широкие возможности для развития национальной культуры. Д. Исхаков считает, что идеи и достижения «национальных» («мусульманских») коммунистов было одним из результатов джадидского движения (Исхаков, 1997). Одной из наиболее крупных фигур в большевистской партии, работавших в национально-освободительном движении был М. Султан-Галлеев. В начале 1920-х годов по ряду принципиальных вопросов не соглашался со сталинской концепцией роли национальных республик (Султанбеков, Султан-Галли-ев, 1991). Вскоре его обвинили в национализме и арестовали. Во многих следственных делах 1930-х годов прочно закрепилась фраза «за связь с султангалеевской организацией». Так была пресечена очередная попытка возрождения тюркоязычных народов России, перспективы культурного развития, языковой интеграции и распространение просвещения.

Появление И. Гаспринского на исторической арене было подготовлено самим ходом исторического развития. С его именем связывают обновление всех сторон жизни тюрков-мусульман России. Надежды не только на сохранение, но и на развитие национального языка и культуры способствовали пересмотру российскими мусульманами значения многих духовных ценностей. Изменилось отношение к русскому населению и правительству. Появилось стремление и желание познать «чужую» культуру и «чужой» язык. Развитие татарской исторической науки укрепило чувство национальной гордости.

С приходом к власти большевиков начался новый этап борьбы за сохранение не только религии, национальной культуры, но и этноса. Выработанная веками национальная самодисциплина, толерантность в отношении других религий помогло избежать этнических конфликтов 1990-е годы в Татарстане. И, поэтому идеи И. Гаспринского о мирном диалоге с правительством, с русскоязычным населением, идея возрождения нации не через оружие, а с помощью просветительства как никогда остаются актуальными в современном мире.

Литература

Бенигсен А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспарлы) и происхождение джадидского движения в России // Исмаил бей гаспринский. Россия и Восток. - Казань, 1993, с. 130.

Биктимирова Т. Ступени образования до Сорбонны. - Казань, 2003, с. 183.

Валиуллин И. Идейное наследие Батырши в контексте общественно - политической жизни татар во второй половине XVШ в. // Батыр-ша житэкчелегендэге баш кYтэрY hэм татар жэмгыятендэ ижтимагый -мэдэни тормыш. - Казан, 2007, с. 122-130.

Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского (продолжение изданной части) // Исмэгыйль Гаспринский. Тарихи документаль жыентык. - Казань, 2006, с. 307 - 332.

Губайдуллин Г. Гаспринский и язык // Эхо веков. - 1997. - № 3-4.

- с. 205 - 214.

Давлетшин Т. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской национальной политики. - Казань, 2005, с. 485.

Исхаков Д. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997, с. 80.

Султанбеков Б. Ф. Мирсаид Султан-Галлиев: Судьба. Люди. Время.

- Казань, 1991, с. 206.

Усманов М. А. О триумфе и трагедии идей Гаспринского // Исмаил бей гаспринский. Россия и Восток. - Казань, 1993, с. 130.

Юзеев. А. Н. Татарская филосовская мысль конца XVIII - XIX вв.

- Казань, 2001, с. 180.

Сведения об авторе

Галиуллина Диляра Магзумовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

References

Gubaidullin G. K voprosu ob ideologii Gasprinskogo (prodolzhenie izdannoi chasti) // Ismagyil' Gasprinskii. Tarikhi dokumental' zhyentyk. -Kazan, 2006. - S. 307 - 332.

Benigsen A. Ismail bei Gasprinskii (Gasparly) i proiskhozhdenie dzhadidskogo dvizheniya v Rossii // Ismail bei gasprinskii. Rossiya i Vostok.

- Kazan', 1993. - 130 s.

Gubaidullin G. Gasprinskii i yazyk // Ekho vekov. - 1997. - № 3-4. - S. 205 - 214.

Usmanov M. A. O triumfe i tragedii idei Gasprinskogo // Ismail bei gasprinskii. Rossiya i Vostok. - Kazan', 1993. - 130 s.

Davletshin T. Sovetskii Tatarstan. Teoriya i praktika leninskoi natsional'noi politiki. - Kazan', 2005. - 485 s.

Biktimirova T. Stupeni obrazovaniya do Sorbonny. - Kazan', 2003. -183 s.

Valiullin I. Ideinoe nasledie Batyrshi v kontekste obshchestvenno

- politicheskoi zhizni tatar vo vtoroi polovine XVIII v. // Batyrsha zhitakchelegendage bash kytary ham tatar zhamgyyatenda izhtimagyi -madani tormysh. - Kazan, 2007. - S. 122-130.

Yuzeev. A. N. Tatarskaya filosovskaya mysl' kontsa XVIII - XIX vv. -Kazan', 2001. - 180 s.

Iskhakov D. Fenomen tatarskogo dzhadidizma: vvedenie k sotsiokul'turnomu osmysleniyu. - Kazan', 1997. - 80 s.

Sultanbekov B. F. Mirsaid Sultan-Galliev: Sud'ba. Lyudi. Vremya. -Kazan', 1991. - 206 s.

About the author

Dilyara M. Galiullina, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russya.

Дата поступления 23.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.