Научная статья на тему 'Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации'

Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1173
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ВЕРБАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / VISUAL FUNCTIONS / SECONDARY DEVIATIONS / MOTOR DEVIATIONS / VERBAL FUNCTIONS / COGNITIVE DEVIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криницкая Оксана Игоревна

В статье рассматриваются особенности становления речи детей с нарушением зрения, показано влияние зрительной недостаточности на формирующуюся речь детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость организации и оказания ранней педагогической помощи детям со зрительной патологией, предупреждающей возникновение целого ряда сопутствующих первичному дефекту нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features of Preschool Children's Speech Formation Under the Conditions of Visual Deprivation

This article is devoted to the peculiarities of speech formation of children with visual disturbance. It shows the influence of visual insufficiency on preschool children's speech formation. The necessity of organization and rendering of early pedagogical help to the children with eyesight pathology which anticipates the appearance of disturbances concurrent to the primary defect is explained.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации»

УДК 373.3 ББК 74.1

Криницкая Оксана Игоревна

аспирант кафедра коррекционной педагогики Шадринский государственный педагогический институт

г. Ханты-Мансийск Krinitskaya Oxana Igorevna Post-graduate Chair of Correctional Pedagogics Shadrinsk State Pedagogical Institute Khanty-Mansiysk Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации Specific Features of Preschool Children’s Speech Formation Under the Conditions of Visual Deprivation

В статье рассматриваются особенности становления речи детей с нарушением зрения, показано влияние зрительной недостаточности на формирующуюся речь детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость организации и оказания ранней педагогической помощи детям со зрительной патологией, предупреждающей возникновение целого ряда сопутствующих первичному дефекту нарушений.

This article is devoted to the peculiarities of speech formation of children with visual disturbance. It shows the influence of visual insufficiency on preschool children’s speech formation. The necessity of organization and rendering of early pedagogical help to the children with eyesight pathology which anticipates the appearance of disturbances concurrent to the primary defect is explained.

Ключевые слова: зрительные функции, вторичные отклонения, моторные нарушения, вербальные функции, познавательные нарушения.

Key words: visual functions, secondary deviations, motor deviations, verbal functions, cognitive deviations.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей имеющих зрительную патологию, при этом заболевания глаза занимают первое место в нозологической структуре детской инвалидности и составляют 9,67 на 10 тысяч детей в возрасте до 15 лет. Такое положение дел связано с уменьшением доли рождения здоровых детей, повышением показателей осложненных родов и отклонений в развитии, а также с увеличением процента рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела (от 700 до 1100 гр.).

Известно, что от 80% до 90% информации человек получает с помощью зрения. Патология зрительной системы снижает запас зрительных представле-

ний, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на когнитивном, речевом и двигательном развитии ребенка с нарушением зрения.

Первичный сенсорный дефект зрения обуславливает появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций, наиболее приближенных к первичному дефекту, и заканчивая сложными личностными образованиями [3].

Психическое развитие детей с нарушением зрения принципиально не отличается от нормативного развития, но имеет ряд специфических особенностей. К ним, прежде всего, относятся значительные трудности в приеме и переработке получаемой извне информации, что замедляет процесс познания, задерживает формирование психологической базы речи и приводит к отклонениям в познавательном и речевом развитии ребенка (О. Л. Алексеев, Л. С. Волкова, Л.С. Выготский, Т.П. Головина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, К. Becker, H. Suhrweir, С. Urwin, H. Felden и др.).

У слабовидящих детей зрительная ориентация остаётся ведущей в процессе познания, что неизбежно сказывается на объеме, скорости и качестве получаемой поврежденным анализатором информации. Происходят также качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности. Вследствие этого, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, т.к. она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также их коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития [2].

В исследованиях Л.С Волковой, М.И. Земцовой, О.Л. Жильцовой, С.Л. Коробко, Н.С. Костючек, А.Г. Литвак, Л.И. Лукошевичене, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Т.П. Свиридюк, В.А. Феоктистовой и др. имеется подтверждение тому, что у детей с дефектом зрения имеются системные нарушения, при которых наблюдается расстройство, речи как целостной функциональной системы.

Словесные системы связей у многих детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образы, в связи с чем, отмечается недостаточность насыщенности речи детей с нарушением зрения конкретным содержанием (М.И. Земцова, Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева и др.), отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи, нарушение ее словарно-семантической стороны, «формализм», т. е. накопление значительного количества слов, не связанных с конкретными образами предметов.

Ряд авторов отмечают нарушение зависимости между словом и образом предмета, объясняя это тем, что сниженное зрение не позволяет достаточно правильно опознавать и наблюдать многие предметы и явления, в связи с этим представления детей об окружающем обеднены и носят фрагментарный характер, полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти, а сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими (Л.С. Волкова, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева Н. Suhrweir).

Анализируя данные, полученные в ходе специальных исследований, установлено, что усвоение речи слабовидящими и слепыми детьми осуществляется, так же как и зрячими, в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у них часто проявляется своеобразие, которое выражается в том, что речевое развитие таких детей не укладывается в обычные возрастные границы, отмечается замедление темпа психического, в том числе и речевого, развития (З.Г. Ермолович, С.Л. Жильцова, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Л.И.Солнцева, R.D. Freeman, E.P. Scott, L. Postel, G. Urwin). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, недостаточной помощью взрослых в организации его предметной деятельности [1].

Исследования в области познавательных процессов и речи детей с нарушением зрения относятся, в основном, к старшему дошкольному (Л.С. Волкова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, И.В. Новичкова, Л.Н. Лиходедова и др.) и школьному возрасту (А.И. Зотов, В.П. Жохов, Л.И. Солнцева, З.Г. Ермолович, Н.С. Костючёк, С.Л. Коробко, А.Г. Литвак, В.А. Феоктистова и др.), а особен-

ности развития детей раннего возраста с нарушением зрения до сих пор остаются практически не изученными.

Ввиду того, что нарушение зрительных функций имеет место уже, как правило, с рождения, особый интерес представляет познавательное, речевое и моторное развитие ребенка раннего возраста в условиях зрительной депривации, так как именно этот возраст является сензитивным периодом, как для становления зрительной функции, так и для становления речи.

Для выявления особенностей становления речи, а так же специфики познавательного и моторного развития детей двух-трех лет, имеющих зрительную патологию нами использовалась следующая схема обследования, состоящая из четырех основных блоков: первый блок включал в себя: сбор анамнестических данных и сведений об особенностях раннего психомоторного развития ребенка, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в процессе свободной и образовательной деятельности. Второй блок предполагал исследование познавательного развития. Третий блок включал задания для исследования речевого развития. Четвертый блок предполагал исследование моторной сферы.

Методика обследования детей раннего возраста с нарушением зрения строилась с опорой на методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Е.Н. Ви-нарской, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и представляла собой совокупность взаимосвязанных педагогических методов изучения речевого, познавательного и моторного развития детей двух-трех лет с нарушением зрения.

Основополагающим фактором содержания диагностической методики было понимание формирования познавательного, речевого и моторного развития в норме, которое трактовалось с позиции закономерностей онтогенетического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).

Первый блок диагностического исследования предполагал изучение анамнестических сведений, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в процессе свободной и образовательной деятельности.

Исследованию подлежали следующие показатели: пренатальный период (характер протекания беременности), натальный период (особенности течения родов), постнатальный период (вес и рост при рождении, вид вскармливания, особенности питания, перенесенные ребенком заболевания), так же изучалось раннее психомоторное развитие ребенка (сроки, когда ребенок начал удерживать голову, различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками, когда начал самостоятельно садиться, ходить, когда появились зубы, каким было поведение ребенка до года). Речевой анамнез включал в себя изучение времени появления и характера гуления, лепета, первых слов и фраз, а так же характер развития речи.

Изучение анамнестических данных детей с нарушением зрения позволили обнаружить нарушения в различных периодах развития. Первым показателем для анализа было наличие в анамнезе прерывания беременности: у 30% женщин были единичные выкидыши и аборты, у 13% матерей было до трех выкидышей и абортов. Рождены от первой беременности были 36% детей, от второй - 43%, от третьей - 17%, от пятой беременности - 4%. Острая вирусная инфекция в первый триместр беременности была отмечена у 4%, пиелонефрит у 8%, гипертония у 47% женщин. Токсикозы отмечены в 61% случаев, из них токсикозы первой половины беременности - 35% женщин, второй половины беременности - 26%. Беременность с угрозой выкидыша констатировалась у 9% матерей, кроме того, 13% женщин на протяжении всей беременности курили, 26% матерей принимали во время беременности медикаментозные препараты. Возраст матерей на момент рождения ребенка находился в пределах от 18 до 36 лет.

Среди неблагоприятных факторов натального периода были отмечены: преждевременные роды имели место в 30% случаев, кесарево сечение в 26%: плановое у 17% женщин, экстренное - 9%; рождение в асфиксии - 30% случаев, стремительные или затяжные роды - 17%, длительный безводный период у 13% детей, внутриутробное обвитие пуповины у 9% детей.

В раннем постнатальном периоде наблюдалось чрезмерное двигательное беспокойство у 9% детей, вялость, заторможенность отмечалась у 16% детей, частые простудные и инфекционные заболевания у 52% детей.

Особенностью раннего психомоторного развития у 22% детей было отставание по показателям: удержание головы, самостоятельная ходьба, появление зубов, задержка проявлялась в интервале от 1 до 2 месяцев. Задержка в появлении гуления и лепета были отмечены у 47% детей и соответствовали примерно интервалу задержки моторного развития.

Помимо вышеперечисленных методов, для получения более точной информации нами использовался метод структурированного наблюдения за поведением и деятельностью детей в процессе свободной и образовательной деятельности.

Анализ данных по первому параметру - речевая деятельность детей, показал, что у 35% детей речевая активность находится на низком уровне, у 43% детей на среднем, речевая активность на высоком уровне была отмечена только у 22% детей. Оречевление собственных игровых действий у 26% детей отсутствовало, у 74% детей присутствовало в виде облегченных слов, упрощенных фраз.

Анализ моторной сферы детей с нарушением зрения показал, что все дети имеют нарушения общей и мелкой моторики, проявляющихся в моторной неловкости. Дети испытывали затруднения во время приема пищи, работы с мелкими и средними по размеру предметами, часто роняли из рук игрушки, испытывали трудности при одевании, мало передвигались по группе.

Также анализу подвергались игра и действия с предметами, эмоциональное отношение к игре у 30% детей было активное, у 18% - пассивное, у 52% неустойчивое. Интерес к игрушкам проявляли все дети, но в разной мере, 43% детей могли продолжительное время играть с выбранной игрушкой, 35% детей удовлетворялись просто перебиранием игрушек, остальные 22% детей непродолжительное время манипулировали с игрушкой, а затем пресыщались данной деятельностью.

Анализ данных наблюдения по параметру прием пищи и навыки самообслуживания, показал, что у всех детей ввиду сочетания нарушений зрения и моторики наблюдались трудности во время приема пищи: дети проливали на-

бранный в ложку суп, пытаясь взять кружку, часто проливали ее содержимое, роняли ложки. Навыки самообслуживания тоже были развиты слабо: дети не могли самостоятельно одевать даже простые предметы гардероба, с трудом раздевались, многие не умели самостоятельно мыть и вытирать руки.

Второй блок включал в себя методику исследования познавательного развития у детей раннего возраста с нарушением зрения. Детям предлагались для выполнения серии заданий, каждое из которых оценивалось в баллах.

Исследование особенностей познавательного развития детей двух-трех лет с нарушением зрения позволило распределить детей по уровням: низкий уровень отмечен у 35% детей, средний у 65% детей, высокий уровень познавательного развития не был отмечен ни у одного из детей.

У детей раннего возраста со зрительной патологией отмечено нарушение зрительного восприятия, внимания и памяти, проявляющиеся в сложности фиксации взгляда на предмете, нарушении целостности восприятия, прослеживающих движений глаз, ориентировки в цвете, форме и величине, выявлены особенности слухового восприятия, внимания и памяти. Получены данные о нарушении развития осязательного восприятия и неумении обследовать предмет с помощью руки, что позволяет говорить о недостаточности включения в работу сохранных анализаторов, отмечается слабость процессов восприятия, внимания, памяти и мышления.

Третий блок включал в себя методики исследования речевого развития детей раннего возраста и предполагал две серии: исследование импрессивной стороны речи и исследование экспрессивной стороны речи у детей раннего возраста со зрительной патологией.

Исследование импрессивной и экспрессивной сторон речи показало, что у детей раннего в возраста с нарушением зрения пассивный словарь незначительно преобладает над активным, отмечается нарушение отнесенности слова к конкретному предмету и действию.

Изучение особенностей речевого развития показало, что 17% детей находятся на низком уровне, 74% на среднем, 9% на высоком уровне. Уровень им-

прессивной и экспрессивной речи находились в прямой зависимости, что свидетельствовало о недостаточной сформированности лексической стороны речи.

Четвертый блок включал в себя методики исследования особенностей развития моторной сферы у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Изучение уровня развития моторной сферы показало, что у большинства детей с нарушением зрения отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, неловкость, несогласованность движений рук. Низкий уровень развития моторной сферы был отмечен в 39% случаев, средний уровень был отмечен у 61% детей, высокого уровня развития моторной сферы не наблюдалось ни у одного из детей.

Исследование детей раннего возраста с нарушением зрительных функций подтвердило наличие у них специфических особенностей, как в становлении речи, так и в развитии познавательной и моторной сфер, это связано, прежде всего, с неблагоприятным влиянием первичного сенсорного дефекта на психическое развитие ребенка раннего возраста в целом.

Компенсация зрительной недостаточности, как показали такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, В.И. Лубовский, Л.И, Солнцева и др. может осуществляться функционированием сохранных познавательных процессов: мышления, речи, внимания и памяти. Своеобразие же протекания этих психических процессов у детей с нарушенным зрением не позволяет им в полной мере служить средством компенсации недостаточности зрительного опыта, без специально организованного обучения.

По мнению, Н.Н. Малофеева, ранее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования и интеграции в общество.

Научные исследования показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна обеспечить максимальную реализацию реабилитационного по-

тенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.

Исходя из выше изложенного, можно выделить противоречие между необходимостью абилитации и социализации детей с нарушением зрения начиная уже с раннего возраста с целью профилактики и своевременного устранения у них вторичных отклонений и недостаточностью необходимых для этого средств, а так же, преимущественной ориентацией педагогической работы с данной категорией детей на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Таким образом, анализ материалов исследований, а так же организованное нами педагогическое изучение детей с нарушением зрения, показало, что:

- зрительная ориентация остается ведущей в процессе познания, что неизбежно сказывается на формировании психологической базы речи и приводит к отклонениям в познавательном, речевом и моторном развитии ребенка;

- у детей отмечается своеобразие развития речи, познавательной и моторной сфер, проявляющиеся в особенностях лексической стороны речи (недостаточной сформированности смысловой стороны речи, нарушении соотнесенности слова и образа предмета), ослаблении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и моторных трудностях;

- своеобразие психических процессов у детей с нарушенным зрением не позволяет им в полной мере служить средством компенсации недостаточности зрительного опыта, без специально организованного обучения;

- дети испытывают определенного рода трудности в познании окружающего мира, сохраняющееся на протяжении всего дошкольного и переходящие в школьный период, на фоне чего, организация и осуществление ранней коррекционной помощи этим детям приобретает особую значимость;

- раннее начало коррекции недостатков познавательной, речевой и моторной сфер позволит достичь оптимально возможного для детей с нарушением зрения уровня общего развития, что является важной задачей адаптации и социализации их в условиях современного общества.

Библиографический список

1. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под. ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.

2. Солнцева, Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики [Текст] / Л.И. Солнцева // Специальная психология. - 2006. - № 2. - С. 4-25.

3. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Издательство «ГОРОД», 1998. -262 с.

Bibliography

1. Plaksina, L.I. Theoretical Bases of Correctional Work in Kindergarten for Children with Vision Disturbance [Text] / L.I. Plaksina. — М.: «GOROD» Publishing House, 1998. - 262 p.

2. Solntseva, L.I. Theoretical and Practical Problems of Modern Typhlopsycology and Ty-phlopedagogic [Text] / L.I. Solntseva // Special Psychology. - 2006. - № 2. - P. 4-25.

3. Volkova, L.S. Logopedics. Methodical Heritage: Textbook for Logopedists and Stud. of Defectol. Fac. of Ped. Institutes [Text] / Under Edit. of L.S. Volkova: In 5 Books. - М.: Humanit. Pub. Centre VLADOS, 2003. - Book V: Phonetics-Phonemic Excalation of Speech: Speech Disturbance of Children with Sensor and Intellectual Insufficiency. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.