Научная статья на тему 'Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников'

Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4424
858
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ / ПОЛ / ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / CREATIVE IMAGINATION DEVELOPMENT SPECIFIC PECULIARITIES / SEX / AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

В статье описываются такие специфические особенности творческого воображения как половые, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в ассоциациях, сказочных импровизация и комических конструкциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific peculiarities of development of creative imagination in younger pupils

Such specific features of creative imagination, as sexual and age peculiarities of children of the younger school age, have been shown in the article and they manifest themselves in associations, fantastic improvisation and comic designs.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников»

зование бранных слов, жаргонов на рабочем месте, вследствие чего у них вырабатывается привычка к правильной речи. Это приводит к преобладанию четкого, образного мышления вместо бессвязности и бессистемности мысли.

- Что касается сотрудников органов полиции, то им в силу профессиональной деятельности приходится иметь дело с людьми разных социальных слоев. Они знакомы с воровским жаргоном, часто слышат бранные слова. Но, тем не менее, стремятся проявлять сдержанность в речи, проявляя нормативность поведения и стремление к соблюдению нравственных норм. Словарный запас полицейских меньше, чем у педагогов, очевидно - проявляется тот факт, что людей с высшим образованием среди них меньше, чем среди педагогических работников.

Таким образом, речь человека показательна, прежде всего, в отношении его интеллектуальных, моральных и нравственных характеристик. Использование тех или иных выражений, построение высказываний и их лингвистическая окрашенность позволяют судить о том, чем живет человек, что составляет основу его жизненных ценностей, и содержание мыслей. Вспомним известное выражение: «Кто ясно мыслит - тот ясно излагает». Оче-

видно, что косноязычие, вязкость речи и замусо-ренность ее словами-паразитами являются показателем бедности и хаотичности внутреннего мира личности. Поэтому представляется очень важным привитие культуры речи с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни человека с помощью средств литературного творчества, ораторских мастерских, занятий риторикой и т.п.

Овладение искусством правильной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

Библиографический список

1. Власова Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. — М.: Рипол КЛАССИК, 2000. - 236 с.

2. Жаргон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - М.: Терра, 1992.

3. Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы на рубеже ХХ-ХХ1 века. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 712 с.

УДК 159.922.7 ; 371.4

Волгуснова Екатерина Андреевна

кандидат психологических наук Шадринский государственный педагогический институт

misis. volgusnova@yandex.ru

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описываются такие специфические особенности творческого воображения как половые, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в ассоциациях, сказочных импровизация и комических конструкциях.

Ключевые слова: младшие школьники, специфические особенности развития творческого воображения, пол, возраст.

Многими учеными отмечается дискус-сионность вопросов, связанных с сущностью воображения и его связи с другими процессами. А.В. Брушлинский, В. Вундт, О.К. Тихомиров и другие ученые отрицают существование воображения как особой формы отражения действительности, акцентируют внимание на сходстве воображения и мышления и доводят это до тождества указанных процессов [2, с. 6]. В.В. Абрамов, М.Б. Беркенблит, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Т. Рибо и другие исследователи считают воображение самостоятельным процессом, который имеет тесную связь с другими процессами, но не уподобляется последним [2, с. 6].

Мы придерживаемся второй точки зрения, полагая, что различий в механизмах воображения и мышления намного больше, чем их сходства, так как механизмами творческого воображения явля-

ются не только диссоциация, ассоциация, типизация, которые идентифицируются с такими операциями мышления, как анализ, синтез, обобщение, но и анимизм, антропоморфизм, травестирование, гиперболизация и другие механизмы, которые не имеют прямого отношения к процессу мышления.

Существует разные точки зрения на природу процесса воображения. Согласно одной, воображение - это создание новых образов, но не новых мыслей, идей, понятий (В. В. Богословский, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский); согласно другой, воображение - это создание человеком чего-то нового - новых мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) [2, с. 7].

Не вызывает сомнения тот факт, что механизмами творческого воображения являются ассоциа-

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Волгуснова Е.А., 2014

ция, диссоциация (Л.С. Выготский), анимизм, антропоморфизм, гиперболизация, травестирование, реконструкция, типизация, агглютинация и т.д. (С.Л. Рубинштейн), преобразование образов по форме и по содержанию (М.М. Рыбакова), превращение предметов в другие предметы и состояния (И.В. Бондаренко) и т.д. [2, с. 7]

Общепризнанными критериями творческого воображения считаются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность (Е.П. Торренс), сила, широта и критичность (А.Я. Дудецкий) [2, с. 7].

По мнению Л.С. Выготского, фантазия ребенка в отличие от фантазии взрослого строится на репродуктивных элементах и более возбудимых, чем у взрослых людей, чувствах и характеризуется большой раздражимостью, интенсивностью эмоций и скачкообразностью творческого процесса. С точки зрения Л.С. Выготского, в конце дошкольного возраста большинство детей изменяет излюбленную форму своего творчества - рисование на те, или иные разновидности словесного творчества [3, с. 26-32]. Аналогичной точки зрения придерживаются В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, Н.В. Иванова, Е.Е. Сапогова. Взгляды этих ученых иллюстрируют описанные Н.А. Кора две стадии развития творческого воображения в младшем школьном возрасте. Первая стадия предполагает опору на конкретные предметы. Причем первоклассники представляют лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта и упускают его основную часть. Пропуск признаков, частей, деталей предметов приводит к фрагментарности воссоздаваемых образов. В конце второго, а затем в третьем классе наступает вторая стадия развития воображения, которая отличается от первой увеличением количества признаков и свойств в образах, приобретающих достаточную полноту и конкретность за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов [4, с. 30-33].

К сказанному следует добавить, что развитие воображения младших школьников осуществляется путем формирования у них умений определять и изображать прямо не указанные в описании, но закономерно из них следующие состояния объектов; а также формирования умений понимать условность изображения некоторых объектов, их свойств и состояний (В.С. Кузин) [2, с. 27].

В младшем школьном возрасте усиливается тенденция к возрастанию степени творческой переработки образов представлений. В начале младшего школьного возраста воображению детей свойственны опора на наглядность и низкий уровень критичности; к концу третьего года обучения эти особенности воображения исчезают, и начинает интенсивно развиваться вербальное воображение (А.Г. Рузская) [2, с. 26].

Обобщая анализ данной проблематики, мы отметили мало изученность специфических особен-

ностей развития творческого воображения у младших школьников.

В нашем экспериментальном исследовании принимало участие 300 младших школьников из г. Тюмени. На этапе констатирующего эксперимента использовались тест Г. Роршаха и Е.П. Торренса, методики: «Придумай сказку» и «Придумай смешную историю». Мы полагали, что полученные результаты исследования с помощью этих методик позволят увидеть, насколько сформированы у детей такие механизмы воображения, как ассоциация, реконструкция, агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация, в чем выражаются особенности проявления этих механизмов в продуктах различных видов деятельности детей.

Обработка полученных данных по тесту Г. Рор-шаха позволила выделить три уровня творческого воображения, критериями выделения которых служили продуктивность, вариативность, способность использовать образы восприятия и памяти, а также оригинальность, эмоциональное отношение к воспринятому.

Суммарный анализ результатов исследования динамики творческого воображения в задействованных нами образовательных учреждениях убеждает в том, что средний уровень развития показателей высшего уровня воображения в первом классе составляет 50,5%, в третьем классе - 71,2% (ф*= 4,03 при р<0,008), что свидетельствует о повышении уровня творческого воображения за три года обучения.

Диагностика показала, что у всех испытуемых в первом классе пятна Г. Роршаха чаще ассоциируются с животными, людьми, насекомыми, птицами, растениями, аксессуарами, сказочными персонажами и сверхъестественными существами; гораздо реже - с географическими объектами, инструментами и военной атрибутикой. В дальнейшем лицеисты и учащиеся из общеобразовательной школы начинают ассоциировать пятна Г. Роршаха еще с рыбами, земноводными, военной атрибутикой; гимназисты - со сверхъестественными существами, произведениями искусства (графика, чеканка, рококо, барокко и т.д.); учащиеся из музыкальной школы - ассоциациируют пятна Г. Роршаха со зданиями, с музыкальными инструментами, природными явлениями.

Выявились также различия ассоциаций при восприятии пятен Г. Роршаха у испытуемых разного пола. Исследование показало, что мальчики часто видят в пятнах Г. Роршаха инструменты, транспорт, корабли и лодки, мультипликационных супергероев; девочки - аксессуары, одежду, музыкальные инструменты и произведения искусства. У мальчиков ассоциации разнообразнее (15-26 категорий объектов), чем у девочек (10-20 категорий объектов). У мальчиков с возрастом повышаются показатели оригинальности (9,2-35,4%), у девочек -показатели разработанности (14,7-34,7%).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

45

Анализ полученных результатов по тесту Е.П. Торренса позволил выделить три уровня творческого воображения, критериями выделения которых являются беглость, гибкость, разработанность и оригинальность.

Низкий уровень воображения - испытуемые фактически не принимают задачу - рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок, как правило, носит примитивный и шаблонный характер. Средний уровень воображения - дети дорисовывают большинство фигур, однако все их рисунки схематичны, с небольшим количеством деталей, повторяемых самими детьми или другими учащимися класса. Высокий уровень воображения - создаются схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самими детьми или другими учащимися группы). Предложенная для дорисовывания фигура обычно является центральным элементом рисунка.

Сравнение показателей высокого (50,3%) и низкого уровней творческого воображения (9,1%) в первом классе позволяет убедиться в преобладании высокого уровня творческого воображения по сравнению с низким уровнем на 41,2% (ф*= 4,61 при р<0,001). Такая же тенденция прослеживается и в последующих замерах: во втором классе различия составляют 51% (ф*= 3,79 при р<0,001), а в третьем классе - 47,4% (ф*= 4,22 при р<0,001). По всей видимости, данное обстоятельство можно объяснить тем, что для детей младшего школьного возраста самым доступным по-прежнему является такой прием творческого воображения, как реконструкция.

Выяснилось, что в третьем классе у младших школьников выше показатели беглости (92,8%) и гибкости (88,4%), чем показатели разработанности (14,7%) и оригинальности (14,3%).

Диагностика показала, что работы лицеистов и учащихся из общеобразовательной школы изобилуют изображениями деревьев, географических объектов, животных, мебели, образы символики государственных и спортивных сфер. У гимназистов, кроме указанных ассоциаций, возникают еще ассоциации с пищей, звуковыми волнами, произведениями искусства; у учащихся из музыкальной школы - ассоциации с кораблями, лодками, символами, с буквами и цифрами, строениями.

Так же, как и при использовании теста Г. Рор-шаха, мальчики демонстрируют более высокие показатели оригинальности и гибкости, чем их ровесницы, которые превосходят их в более тщательной разработанности заданных объектов и в количестве опредмеченных объектов (у девочек - 1530 категорий объектов, у мальчиков - 10-25 категорий объектов).

Следующая методика «Придумай сказку» была направлена на выявление уровней сформирован-

ности у детей механизмов реконструкции, агглютинации, акцентирования, типизации и гиперболизации, способности на вербальном и невербальном уровне, без предварительного стимулирования (вербального или графического) создать оригинальную систему образов воображения, связанных между собой по смыслу.

Анализ полученных данных позволил выделить три уровня продуцирования сказочных конструкций. Критериями выделения этих уровней послужило наличие общих и специфических способов преобразования образов представлений. Первый уровень - испытуемые пересказывают и изображают известные сказочные сюжеты. Второй уровень - испытуемые, получив задание создать сказочные конструкции, дополняют известные им сказки новыми персонажами, а также включают себя в качестве действующих лиц в реконструированные сюжеты. Третий уровень - испытуемые продуцируют оригинальные сказочные импровизации, используя разнообразные общие (синтезирование, типизация, антропоморфизм и др.) и специфические приемы воображения (зачин, концовка, повторы, полярность образов, волшебные превращения, тройственность).

Диагностический срез вербальных и невербальных способов преобразования образов представлений в процессе продуцирования сказочных импровизаций позволил установить, что средний показатель высоких уровней вербального воображения в первом классе равняется 16,3%, невербального -14,1%; в третьем классе - вербального - 18,8%, невербального - 18,4%.

Сравнение высоких уровней использования типично сказочных приемов позволило убедиться в том, что младшим школьникам в большей степени доступны сказочный зачин (70,2% в 1 классе, 99,2% - в 3 классе), сказочная концовка (48,4% -94,1%), нежели волшебные превращения (18,9% в 1 классе, 50% - в 3 классе), полярность образов (36,9% - 46,8%), тройственность (20% - 40%) и повторы (17,5% - 38%). Представляется, что предпочтение при продуцировании сказок испытуемыми сказочного зачина и сказочной концовки можно объяснить особенностями их памяти и, в частности, тенденцией фиксировать внимание и запоминать в первую очередь начало и конец информации.

Исследование показало, что у испытуемых от возраста к возрасту увеличивается количество использованных в сказочных импровизациях способов преобразования образов представлений (от одного до четырех) и расширяется диапазон вариантов сочинений на сказочную тематику.

Анализ детских рисунков на юмористические темы и комментариев к этим рисункам позволил выделить пять уровней конструирования ими комического. Критериями выделения этих уровней выступили воспроизведение смешных ситуаций

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

и их действующих лиц, наделение объектов необычными признаками, обратная координация вещей, совмещение компонентов противоположных по смыслу ситуаций [1, с. 24].

Показатели первого уровня в первом классе составляют 26,6%, в 2007 году - 4,4% (ф*= 2,20 при р<0,004), что свидетельствует о значимых различиях по критерию ф*-углового преобразования Фишера и, следовательно, о снижении показателей самого низкого уровня конструирования комического. СУР (средний уровень развития) репродуктивного воображения в начале первого года равен 28,7%, а в конце третьего года - 16,7% (ф*= 1,62 при р<0,05), что является доказательством его снижения с возрастом.

Выяснилось, что СУР конструирования комических деталей в третьем классе равен 24,7%, перевертышей - 27,5%, комических ситуаций -26,6%. СУР конструирования комического - 78,8%. Сравнение СУР творческого (78,8%) и репродуктивного воображения (16,7%) свидетельствует о преобладании показателей творческого воображения по сравнению с показателями репродуктивного воображения на 62,2% (ф*= 8,72 при р<0,001).

Проведенное исследование позволило выявить разброс данных в рамках второго и третьего уровней конструирования комического. Было установлено, что соответственно второму уровню испытуемые вспоминают детские анекдоты, смешные случаи из реальной жизни, воспроизводят фрагменты из киножурнала «Ералаш», рисуют клоунов и цирковых артистов, а также действующих лиц из разных юмористических телепередач.

Следует подчеркнуть, что девочки чаще вспоминают смешные истории, которые произошли с ними самими и их друзьями, рисуют платья с нелепыми деталями, части лица необычной формы. В отличие от девочек, мальчики вспоминают смешные эпизоды на рыбалке, в школе; изображают в смешном виде транспорт и технику; продуцируют импровизации на военную тематику, изображая морковь в темных очках, с гранатами, боеприпасами, в штанах с саблей и взрывчаткой в руках; кошку с ножом на ремне, собаку в противогазе с рацией и оружием.

Выполненное нами теоретико-прикладное исследование особенностей развития творческого во-

ображения у младших школьников позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В начале первого года обучения средний уровень развития высоких показателей творческого воображения равняется 45,3% испытуемых. К концу третьего года обучения в школе у испытуемых произошли позитивные сдвиги в показателях высокого уровня творческого воображения, но не такие большие, как мы предполагали средний уровень творческого воображения равняется 62,8%. Различия показателей СУР творческого воображения с 1 класса по 3 класс составляют 17,5% (Ф*= 3,13 при р<0,001).

2. Возрастные особенности выражаются в повышении уровней творческого воображения у всех учащихся за три учебные годы по всем четырем методикам, в увеличении количества ассоциаций, способов преобразования образов представлений, общих и специфических приемов сказочных и комических импровизаций.

3. В ходе исследования выявились также различия в показателях творческого воображения младших школьников в зависимости от их пола.

Библиографический список

1. Волгуснова Е.А. Закономерности и динамика реализации профилактико-коррекционной программы развития творческого воображения младшими школьниками // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2012 - Т. 18. - № 3. -С. 23-27.

2. Волгуснова Е.А. Формирование творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками: учеб-метод. пособие для работников сферы образования. - Шадринск: Кар-гапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2012. - 200 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. -С. 26-32.

4. Кора Н.А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения: дис. ... канд. псих. наук. - Иркутск, 1998. - 182 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.