Научная статья на тему 'Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект)'

Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF THE UNDERAGED / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTION AUTHORITY / JUVENILE COURT TECHNOLOGIES / SPECIAL STUFF OF TRIAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко С. С.

В статье обосновывается необходимость проведения эксперимента по передаче административно-юрисдикционной функции районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в специальные составы по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции РФ. Автор исследует опыт использования ювенальных технологий специализированными судами Ростовской области по делам несовершеннолетних, а также опыт взаимодействия этих судов с органами системы профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special structure of vessels of the general jurisdiction in maintenance of protection of the rights and legitimate interests of minors (administratively-law aspect)

The author of the article designates the necessity of the experiment in transmitting the administrative and jurisdiction function of the district underaged treatment councils and protection of their rights to special stuff of trial courts in the Russian Federation. The author examined the existing experience of the juvenile technologies application by the special courts in Rostov region. In the author's opinion taking of such an experiment will allow to formulate and examine an actual model of a trial court with the function of civil, administrative and criminal cases treatment and also provide sufficient contribution into the process of the mastering of the state's policy in the field of the protection of the rights and legal interests of the underaged.

Текст научной работы на тему «Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект)»

С.С. Бойко

Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и

законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект)

Анализ статистики состояния правонарушений несовершеннолетних в г. Ростове-на-Дону за 20052008 годы* позволяет выявить ряд фактов.

Во-первых, несмотря на то, что можно отметить фиксированный спад подростковой преступности (так, в 2005 году несовершеннолетними на территории г. Ростова-на-Дону совершено 487 преступлений, в 2006 году 481, а в 2007 и 2008 годах 392 и 374 соответственно), уровень спада все еще достаточно низкий (порядка 7-8 % в год). Учитывая, что более 95 % преступлений совершается подростками в возрасте от 10 до 18 лет и, сопоставляя эти данные с демографической ситуацией в стране и регионе, мы можем сделать предположение о том, что данный спад обусловлен, в первую очередь, снижением уровня рождаемости в середине 90-х годов и соответственно сокращением числа несовершеннолетних (с 2005 года количество подростков в возрасте от 10 до 18 лет ежегодно сокращается на 9-10 % [1]), а не повышением эффективности работы органов системы профилактики.

Во-вторых, на фоне общего снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, и относительно небольшой (менее 1 %) постоянной доли особо тяжких преступлений, а также все время снижающегося количества тяжких преступлений (снижение в среднем на 10-15 % ежегодно), число преступлений средней и небольшой тяжести не только остается на недопустимо высоком уровне, но и периодически возрастает, при этом удельный вес таких преступлений составляет более 65 % от общего количества преступлений, совершаемых подростками. Так, в 2006 году несовершеннолетними на территории г. Ростова-на-Дону было совершено 156 краж, что на 23 % больше чем в 2005 го-ду, в 2008 году также отмечен рост краж, совершенных несовершеннолетними, на 7,3 % (2008 г. - 147, 2007 г. - 137), при этом значительно возросло количество угонов (2008 г. - 31, 2007 г. - 18) и преступлений, связанных с наркотиками (2008 г. - 15, 2007 г. - 7). Стоит отметить, что в структуре подростковой преступности превалируют корыстные преступления (кражи, грабежи, разбои) - 73,1 % от общего количества преступлений, совершенных подростками на территории города.

Несмотря на то, что заметно активизировалась деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по выявлению несовершеннолетних правонарушителей, в последние годы отмечается рост рецидивной подростковой преступности.

Так, за 12 месяцев 2008 года сотрудниками ПДН ОВД города в отделы внутренних дел города за совершение различного рода правонарушений было доставлено 5531 несовершеннолетних, на них составлено 2715 протоколов, выявлено и привлечено к административной ответственности 2275 родителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей, а также за совершение их детьми правонарушений, выявлено и поставлено на профилактический учет 982 подростка.

При этом рост рецидивной преступности несовершеннолетних, состоявших на учете в ПДН, КДНиЗП и совершивших преступления повторно, составил в 2008 году в среднем по городу около 10 %, а по области - порядка 30 %. Как видится, это является следствием отсутствия должной организации органами системы профилактики индивидуальной профилактической работы и социальной реабилитации несовершеннолетних группы риска.

Все эти данные свидетельствуют о том, что для профилактики детской преступности, обеспечения прав и свобод несовершеннолетних, повышения уровня защиты детей от преступных посягательств, вовлечения их в противоправную деятельность необходимо дальнейшее реформирование органов государственного управления в данной сфере и совершенствование их методов деятельности.

В одной из статей мы уже обосновывали необходимость передачи административноюрисдикционной функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в суды общей юрисдикции РФ [2, с. 250-253]. По нашему мнению, это не только освободит комиссии по делам несовершеннолетних от обременительной для них административно-юрисдикционной нагрузки (количество дел рассматриваемых в КДНиЗП области возросло за последние три года на 40 %*), но и позволит комиссиям более тщательно заняться решением вопросов охраны прав и интересов несовершеннолетних, а также координацией деятельности государственных и общественных организаций с целью предупреждения безнадзорности и оказания помощи в социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Тем не менее, насколько готова судебная система РФ к приобретению таких полномочий?

Сегодня, говоря о специализированном правосудии в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации, а также об имеющемся опыте отдельных регионов, традиционно можно вести речь лишь об уголовном правосудии. Именно в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях

несовершеннолетних, в первую очередь, апробируются и применяются новые технологии в соответствии с международными правовыми нормами.

Однако же, применение этих технологий при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, использование всего механизма индивидуализированного и восстановительного «ювенального» правосудия в отношении подростков, совершивших пока еще не столь опасные административные правонарушения, на наш взгляд, могло бы стать действенной мерой повышения качества общей профилактической работы по предупреждению преступности данной категорией лиц.

Истоки противоправного поведения следует искать, в первую очередь, в административных проступках, совершенных подростками группы риска, находящимися в трудной жизненной ситуации и оставленными без должной помощи и контроля со стороны семьи и государства. Поэтому соответствующие меры, принятые в административном процессе, по нашему мнению, помогут создать условия, при которых тот же ребенок не появится в качестве подсудимого в уголовном процессе. Сегодня в России для этого есть все предпосылки.

В ходе судебно-правовой реформы, проводимой в Российской Федерации, не первый год рассматриваются вопросы создания специализированных судов по делам несовершеннолетних -ювенальных судов.

В 2001 году в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе», согласно которому вносилась новая статья 26-1. «Ювенальные суды» (в пределах своей компетенции ювенальные суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний).

Таким образом, законодателем была предпринята попытка обозначить модель ювенального суда как суда комплексной юрисдикции. Теоретическая же модель подобного суда была впервые апробирована на практике в Ростовской области.

25 марта 2004 года в г. Таганроге открылся первый в России «модельный ювенальный суд» (специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда), расположенный в отдельном здании. В его штате судья по уголовным делам и судья по гражданским делам. Помимо кабинетов судей и работников аппарата суда, имеются кабинеты для работы психолога, проведения процедур примирения, приема несовершеннолетних, условно осужденных, инспекторов по делам несовершеннолетних уголовно-исполнительной инспекции, помощника судьи с функциями социального работника [3].

В сентябре 2005 года был открыт 2-й «модельный ювенальный суд» в г. Шахты Ростовской области (специальный судебный состав Шахтинского городского суда), а в сентябре 2006 года - 3-й «модельный ювенальный суд» в сельской местности на базе Егорлыкского районного суда.

Для всех трех «модельных судов» характерно, что помощник судьи с функциями социального работника работает не только с несовершеннолетними подсудимыми, но и оказывает помощь судьям при рассмотрении гражданских дел с участием несовершеннолетних, а также уголовных дел, по которым несовершеннолетний является потерпевшим.

Ежемесячно в этих судах организованы дни взаимодействия представителей всех органов системы профилактики. Представители УИИ, ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов системы профилактики обмениваются информацией о проведенной профилактической работе с несовершеннолетними осужденными, определяют «группу риска», разрабатывают дополнительный индивидуальный план работы, способствующий исправлению каждого осужденного.

При этом в Таганрогском ювенальном суде ежеквартально проходят дни профилактики, в которых принимают участие несовершеннолетние осужденные, их родители или законные представители, инспектор ПДН УВД, УИИ, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства. В ходе работы несовершеннолетние отчитываются о своем поведении, при необходимости вносятся коррективы в их программу реабилитации.

В своей повседневной деятельности специальные составы судов по делам несовершеннолетних постоянно апробируют на практике и внедряют новые методы работы с несовершеннолетними правонарушителями (ювенальные технологии).

Эти технологии направлены на совершенствование процедуры судебного разбирательства с участием несовершеннолетних, снижение судебного рецидива путем повышения воспитательной и профилактической роли суда в работе с несовершеннолетними правонарушителями и семьями группы риска.

Одной из таких сложившихся судебных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка [4].

Возложение судом обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (ч. 4 ст. 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних.

Другой процессуальной формой, которая используется судами Ростовской области для подготовки программы реабилитации несовершеннолетнего, взаимодействия с его семьей и оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, является постановление суда, вынесенное в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данной статье основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 названного Закона, если они зафиксированы в приговоре, постановлении или определении суда.

Помимо этого специализированные суды по делам несовершеннолетних в Ростовской области активно используют элементы восстановительного правосудия, заключающегося в применении примирительных процедур, проводящихся с обоюдного согласия потерпевшего и несовершеннолетнего правонарушителя.

С одной стороны, эти процедуры могут способствовать обоснованному прекращению дела за примирением сторон. С другой стороны, обязанности, добровольно взятые на себя несовершеннолетним правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены на него в соответствии с положениями ст. 73 и 90 УК РФ. При этом процедуры восстановительного правосудия имеют большое воспитательное значение и способствуют подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дают реальную возможность защитить законные интересы потерпевшего.

В подтверждение эффективности применения всех этих технологий в судах общей юрисдикции можно привести тот факт, что в районах, где созданы специализированные составы судов по делам несовершеннолетних, уровень подросткового судебного рецидива снизился до 3-4 % в то время, как средний показатель по области и по стране равен 10 %.

В ходе работы судов по ювенальным технологиям был выявлен и целый ряд пробелов правового регулирования, что привело к необходимости совершенствования регионального законодательства: по вопросам исполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия (например, какому органу поручать контроль за их исполнением несовершеннолетним, если ни УК, ни УПК РФ на содержат указания на такой орган), работы по исполнению частного постановления суда о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы и др.

Указанные выше проблемы правового регулирования нашли свое решение в Законе Ростовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» от 26.12.2005 № 425 [4].

Согласно этому закону комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут выполнять функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности.

В свою очередь, при работе с несовершеннолетними правонарушителями КДНиЗП осуществляют контроль исполнения назначенных им принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии, а в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Как мы видим, опыт Ростовской области показывает, что специальные составы судов по делам несовершеннолетних, использующие весь комплекс ювенальных технологий, могут не только органично вписаться в общую систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, но и стать системным механизмом, обеспечивающим полноценную защиту прав несовершеннолетних граждан и их семей, находящихся в трудном социально опасном положении.

И не случайно опыт Ростовской области по созданию специализированной системы правосудия по делам несовершеннолетних активно используется уже более чем в тридцати регионах Российской Федерации [5].

Сегодня именно судейское сообщество берет на себя инициативу по повышению уровня защиты прав несовершеннолетних граждан РФ. Достигается это не только путем совершенствования судебных процедур, но и разработкой механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики, методических рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики названных органов, а также изменением законодательства о несовершеннолетних.

Так, 6 августа в Москве состоялось заседание Президиума Совета судей Российской Федерации, на котором принято решение о формировании рабочей группы по созданию, развитию и мониторингу внедрения механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия при Совете судей Российской Федерации.

В свою очередь, по поручению Президента РФ (от 9 июня 2009 г. № Пр-1470) вопросы создания в Российской Федерации судов, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних, в настоящее время рассматриваются в Правительстве России.

По нашему мнению, именно сегодня, в период активного становления специализированной системы правосудия в отношении несовершеннолетних, необходимо проведение полноценного эксперимента по передаче административно-юрисдикционной функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в специальные составы судов общей юрисдикции РФ.

Во-первых, этот эксперимент позволит на практике выработать дополнительные механизмы взаимодействия суда с КДНиЗП, а также другими органами системы профилактики в части, касающейся повышения уровня административно-правовой защиты прав несовершеннолетних и профилактики административных правонарушений в подростковой среде.

Во-вторых, освободив комиссии по делам несовершеннолетних от обременительной для них административно-юрисдикционной нагрузки, это даст возможность сотрудникам комиссий более тщательно заняться решением вопросов охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а также координацией деятельности государственных и общественных организаций с целью предупреждения безнадзорности и оказания помощи в социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В-третьих, будет сформирована и апробирована на практике действующая модель суда по делам несовершеннолетних комплексной юрисдикции (гражданской, административной, уголовной), предусмотренная проектом Федерального конституционного закона «О судебной системе».

Все это, на наш взгляд, должно внести весомый вклад в становление нового института судебной власти - специализированных судов по делам несовершеннолетних и реформирование комиссий по делам несовершеннолетних, а, в конечном счете, повлиять на совершенствование государственной политики защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в РФ.

Литература

1. По данным Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/05-02.htm

2. Реформа государственного управления в сфере административно-правовой защиты прав несовершеннолетних // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115.

3. Ткачев В.Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области и ее распространение в регионах России // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России»: http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/tk1

4. Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2005 г. № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» // Наше время. 2005. 29 декабря.

5. Материалы II Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция в Российской Федерации» (910 июня 2009 г.) // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России»: http://www.juvenilejustice.ru/documents/Materialproektov/juvkonf2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.