Научная статья на тему 'Специальные полицейские силы Великобритании: история и современность'

Специальные полицейские силы Великобритании: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1815
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ СИЛЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / ПОЛИЦИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ / BRITISH POLICE / SECURITY / SPECIAL POLICE FORCES / TRANSPORT POLICE / MINISTRY OF DEFENCE / POLICE GUARDING NUCLEAR ENERGY SITES / NATIONAL CRIME AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Важенина И.В.

В статье рассматривается система специальных полицейских сил Великобритании, не подчиненных МВД, история их возникновения, структура на современном этапе, юрисдикция и полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Police Forces in Great Britain: History and Present-Day Status

The article is about Great Britain’s special police forces that do not answer to the Home Office. The focus is on their structural set-up, jurisdiction and powers as stipulated for by recent changes in the British law.

Текст научной работы на тему «Специальные полицейские силы Великобритании: история и современность»

_I

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

И. В. ВАЖЕНИНА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров)

(Академия управления МВД России)

I. V. VAZHENINA, Adjunct of Faculty 3 (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 341.231.14

Специальные полицейские силы Великобритании: история и современность

Special Police Forces in Great Britain: History and Present-Day Status

В статье рассматривается система специальных полицейских сил Великобритании, не подчиненных МВД, история их возникновения, структура на современном этапе, юрисдикция и полномочия.

Полиция Великобритании, безопасность, специальные полицейские силы, транспортная полиция, Министерство обороны, полиция на объектах ядерной энергетики, Национальное агентство по противодействию преступности.

The article is about Great Britain's special police forces that do not answer to the Home Office. The focus is on their structural set-up, jurisdiction and powers as stipulated for by recent changes in the British law.

British police, security, special police forces, transport police, Ministry of Defence, police guarding nuclear energy sites, National Crime Agency.

Обладая сложной и уникальной структурой правовых и политических институтов, Великобритания гарантирует своим гражданам высокий уровень стабильности, надежную систему обеспечения внутренней безопасности и влияние на общемировые процессы, являясь правовым государством с доминирующими принципами законности и морали. Несмотря на видимую консервативность политических институтов Соединенного Королевства, активно приветствуются и развиваются многочисленные нововведения, отвечающие запросам времени. В Великобритании, как и в России, в

настоящее время производится реформирование органов правопорядка [9]. В этих условиях представляется актуальным изучение структуры полицейских сил Великобритании с целью использования полученной информации для совершенствования отечественных правоохранительных органов.

Исторически сложилось, что полиция в Великобритании не является отдельным ведомством, эти функции выполняет ряд органов государственной власти в целях обеспечения внутренней безопасности страны [1]. Изначально формирование специальных (частных) полицейских сил

* Ранее - начальник организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Курганской области.

** Formerly - Head of the Territorial Organization Division of the Crime Investigation Department of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Region of Kurgan.

Великобритании осуществлялось для защиты интересов тех, кто их оплачивал. Самым известным примером этого является морская полиция, созданная по предложению судьи Лондона Патрика Колкухауна в 1798 г. и первоначально оплачиваемая торговцами, работающими на р. Темзе [14]. Ей был присвоен официальный статус в соответствии с Законом о береговой полиции р. Темзы от 1800 г.

Полицейские силы Великобритании можно подразделить на четыре независимых друг от друга полицейских формирования:

1) территориальные полицейские подразделения (по административному делению);

2) специальные полицейские подразделения;

3) подразделения, не выполняющие функции полиции, однако защищающие закон (частная компания с ограниченной ответственностью — Ассоциация старших офицеров полиции Англии, Уэльса и Северной Ирландии);

4) подразделения смешанной полиции, основанные на старом законодательстве, или обычном праве (полиция порта, полиция парка, рыночная полиция) [4].

Центральными органами управления полицейскими формированиями Великобритании являются Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство энергетики и изменения климата, Министерство транспорта [12].

Специальные полицейские силы (Special Police Forces) обладают нерегиональной юрисдикцией, их деятельность организуется в связи с осуществлением ими специфического вида деятельности. Такие полицейские организации несут ответственность только перед создавшими их ведомствами и не подчиняются МВД. Полномочия сотрудников специальных полицейских сил распространяются лишь на контингент их ведомства, хотя службу они несут в полицейской форме. Рассмотрим некоторые из них.

Британская транспортная полиция (British Transport Police, далее — ВТР) образована в 1830 г. в целях обеспечения безопасности на железной дороге и в ее окрестностях. Транспортная полиция оказывает свои услуги операторам железной дороги и пассажирам, передвигающимся по территории Англии, Уэльса и Шотландии, организует полицейскую охрану лондонского метро, легкого наземного метро в Докландс, трамвайной системы Мидланд, трамвайной сети г. Кройдон и метро г. Глазго [11].

Первый закон о железнодорожном транспорте датируется еще 1758 г. Первая публичная железная дорога в мире для перевозки грузов и пассажиров на локомотиве между Ливерпулем и Манчестером была официально открыта герцогом Веллингтоном в 1830 г. В течение нескольких месяцев после этого события была сформирована первая железнодорожная поли-

ция. Ее сотрудники были приведены к присяге в качестве специальных констеблей в соответствии с законом, принятым в 1673 г. во время правления Карла II. В обязанности этих предвестников полицейской службы входило обеспечение законности и порядка на железных дорогах и регулирование движения поездов. Домики станций были размещены с интервалом в одну милю вдоль линии, чтобы обеспечить укрытие для железнодорожной полиции. Термин «полицейский участок», который используется большинством полицейских сил сегодня, вероятно, происходит от этих зданий. В 1831 г. был принят Закон о Специальных констеблях, в соответствии с которым к юрисдикции железнодорожных полицейских отнесли не только железную дорогу, но и прилегающий район. Часы, флаги (красные и белые) и лампы были выданы каждому констеблю. Часы использовались для соблюдения интервала движения поездов на каждом участке пути, чтобы избежать столкновения. Полицейские железной дороги Ольстера несли службу с лопатой и тачкой, чтобы помочь устранить препятствия на линии.

BTP действует на основе Закона о железнодорожной и транспортной безопасности от 2003 г. До 2014 г. она состояла из семи территориальных подразделений: Ютландия (12 полицейских участков), Северо-Западный (12) и Северо-Восточный районы (12), Уэльс и Западный район (13), Северный Лондон (20), Южный Лондон (11), Лондонское метро (8). В апреле 2014 г. произведены радикальные изменения в структуре транспортной полиции, что связано с прогнозами роста к 2019 г. на 16—20 % количества пассажиров, использующих железные дороги Великобритании, и необходимостью расширения железнодорожной отрасли. В целях более эффективного распределения и использования сил полиции по всей сети железных дорог все вышеперечисленные районы, обслуживаемые ВТР, объединили в три крупных отдела. Новые подразделения представляют собой три географических региона, обслуживающих железные дороги Великобритании (со штаб-квартирой в Camden Town, в Лондоне).

Отдел В, объединяющий восток, юг Англии и Лондон. На его долю приходится большинство пассажирских рейсов в Великобритании — по всей Восточной Англии, южному побережью и столице, включая лондонское метро и легкое наземное метро в Докландсе.

Отдел С, объединяющий Пеннин (Pennine), Мидлендс (Midlands), юго-запад (SouthWest) и Уэльс (Wales), является крупнейшим из новых подразделений, охватывающих железнодорожные сети за пределами Юго-Восточной зоны, и включает в себя основные транспортные узлы, такие как Бирмингем, Лидс и Манчестер.

Отдел D (Scotland) является уникальным отделом, работающим на территории Шотландии по шотландскому законодательству.

В функции BTP входит патрулирование, расследование преступлений и охрана имущества в целях безопасности и бесперебойного функционирования транспортной системы Соединенного Королевства. Это одно из крупнейших полицейских формирований страны. На службе BTP — 2 871 полицейский, 218 специальных констеблей, 326 чиновников общественной поддержки полицейского и 1 334 гражданских сотрудника [6]. При этом протяженность обслуживаемого железнодорожного полотна составляет 16 000 км, с более чем 3 000 железнодорожных станций и депо. Ежегодно сотрудники ВТР обеспечивают безопасность около двух млрд пассажиров.

Общее руководство подразделениями транспортной полиции осуществляет управление, возглавляемое главным констеблем. Управление ВТР участвует в национальном стратегическом планировании в области безопасности, анализирует деятельность полиции, контролирует качество предоставляемых услуг и принимает решения по совершенствованию организации работы. В его структуре действуют пресс-служба и служба маркетинга; служба тылового обеспечения; отдел профессиональных стандартов, в обязанности которого входит проведение проверок по жалобам населения; служба контроля качества предоставляемых услуг, отвечающая за соответствие стандартам, изложенным в программе по качеству полицейской деятельности, разработанной Ассоциацией начальников полиции и МВД; кадровая служба.

BTP на 95 % финансируется железнодорожными компаниями, Network Rail и Лондонским метрополитеном. Другие операторы железной дороги в соответствии с соглашениями о предоставлении услуг, заключенными с ВТР, также осуществляют финансирование в рамках заключенных договоров, однако это не дает полномочий компаниям устанавливать задачи для BTP, хотя в Администрации полиции есть промышленные представители (5 из 13 участников).

Контроль за деятельностью Британской транспортной полиции осуществляет Британская транспортная полицейская администрация — British Transport Police Authority (ВТРА). Данный орган в соответствии с Законом о безопасности на транспорте и железных дорогах 2003 г. устанавливает приоритетные цели для ВТР, несет ответственность за обеспечение ее эффективной деятельности. В обязанности Британской транспортной полицейской власти вменено следующее: общая координация деятельности BTP; издание актов, обязательных для исполнения служащими BTP; выделение ресурсов для отдельных подразделений

из бюджета; назначение на старшие полицейские должности (главный Констебль, его заместитель, помощник главного Констебля, а также директора финансов и кадровых служб); заключение соглашений с различными транспортными компаниями по оказанию полицейских услуг на их объектах [15]. Министерство внутренних дел производит финансирование ВТР в рамках обеспечения мероприятий по противодействию терроризму.

В силу указанных причин ВТР стала прообразом для многих стран Европы, включая Германию, Нидерланды, Бельгию и Италию, в которых уже функционируют отдельные железнодорожные полицейские подразделения.

Полиция на объектах ядерной энергетики (Civil Nuclear Constabulary, далее — CNC) — это национальное специальное подразделение вооруженной полиции, ответственное за обеспечение правопорядка и безопасности на гражданских объектах ядерной энергетики и при транспортировке ядерных материалов. Служба учреждена 1 апреля 2005 г. в соответствии с гл. 3 Закона об энергетике от 2004 г. [13] и функционирует под стратегическим руководством Министерства энергетики и изменения климата.

Юрисдикция сотрудников распространяется ^ исключительно на территорию объектов ядерной С энергетики и зоны в радиусе 5 км вокруг данных ° объектов, а также при перевозке и транспорта- ¡g ровке ядерных материалов. На объектах ядерной £ энергетики, расположенных на указанных тер- § риториях, сотрудники полиции обладают теми ^ же полномочиями и привилегиями, что и сотруд- ^ ники регулярной полиции. Сотрудники, осу- ^ ществляющие патрулирование, вооружены огнестрельным оружием: автоматами (Heckler&Koch G36) и пистолетами (Glock 17). Дополнительно все чиновники вооружены спецсредствами: аэ-розолью (газ CS), электрошокером (тазер), полицейской телескопической дубинкой (гадюка) и пластиковыми пулями [13]. Подразделение использует большое количество патрульных автомобилей и «перехватчиков» (Ford S Max), а также патрульных транспортных средств Mitsubishi Pajero/Shogun. В качестве транспортных средств эскорта используются автомобили BMW X5.

Полицейские штаты, состоящие из 750 сотрудников, обеспечивают безопасность 16 ядерных объектов, расположенных по всей стране в Англии, Шотландии и Уэльсе (кроме Северной Ирландии, где ядерные объекты отсутствуют) [8]. В их число входят главный офис (Culham), шесть объектов классифицируются как Эксплуатационные Единицы, где полицейская служба ведется в обычном режиме, девять — Единицы Поддерж- 1 ки, где обеспечена усиленная вооруженная полицейская охрана. Офицеры прошли подготовку по применению средств химической, бактериологической, радиационной и ядерной защиты.

В подразделение входит три Главных управления (Basic Command Unit), сформированные по территориальному принципу, каждое из которых возглавляет Суперинтендант.

Главное управление «Шотландия», ответственное за ядерные объекты в Шотландии (Чапел-кросс, Даунри, Хантерстон, Торнесс).

Главное управление «Север», ответственное за ядерные объекты на севере Англии и Уэльса (Кэпенхерст, Хартлпул, Хейшем, Селлэфилд, Спринфилдс, Уилфа).

Главное управление «Юг», ответственное за ядерные объекты на юге Англии (Гулхэм, Дангенис, Харуэлл, Пункт Хинклей, Олдбери, Сайзуэл).

Финансируется CNC 17 компаниями, которые обслуживают атомные электростанции Великобритании. Около 1/3 содержания CNC оплачивается частным консорциумом, управляющим Селлэфилдом, который в основном принадлежит американским и французским фирмам, и почти 1/5 финансирования обеспечена «Британской энергией».

Полиция Министерства обороны [2] (The Ministry of Defence Police, далее — MDP) образована в 1971 г. путем слияния трех управлений ^ полицейских сил: военно-воздушных, сухопут-С ных и военно-морских. Штат составляет более ° 5 000 человек.

2 Основной ее задачей является обеспечение

£ безопасности военных объектов. Полномочия щ сотрудников достаточно широки и включают ^ все права офицеров подразделений территори-^ альной и специальной полиции: обеспечение ^ армейской безопасности и контртеррористическая деятельность; расследование уголовных дел; сокращение преступности; международные контакты в сфере своей компетенции; обучение кадров. МБР обеспечивает безопасность в 120 городах, где расположены важные объекты Министерства обороны и военной промышленности.

MDP включает в себя ряд подразделений:

— отряд по борьбе с мошенничеством, который специализируется на выявлении и расследовании мошенничества;

— морскую пехоту, ответственную за защиту военно-морских баз и сопровождение кораблей и подводных лодок;

— группу оперативной поддержки — мобильное подразделение, которое может быть развернуто на всей территории Великобритании в короткие сроки (для поиска боеприпасов и взрывчатых веществ или ядерной, химической и биологической опасности);

4 — специальную группу сопровождения, которая защищает ядерные материалы при их перемещении;

— кинологическое подразделение, которое имеет около 300 обученных полицейских собак

и обеспечивает патрулирование, поиск оружия, взрывчатых веществ и наркотиков;

— подразделение международного развертывания, состоящее из опытных сотрудников MDP, которые участвуют в деятельности по поддержанию мира и разрешению конфликтов за рубежом.

Королевская военная полиция (Royal Military Police, далее — RMP) является самостоятельной структурой, имеющей в своем штате около 2 500 сотрудников, часто называемых «красные береты», которые отвечают за полицейскую службу военного сообщества. RMP ведет свою историю с 1241 г. и выполняет задачу обеспечения правопорядка среди военнослужащих [5]. Она отвечает за расследование воинских преступлений, предупреждение массовых инцидентов в войсках, патрулирование гарнизонов, поддержание порядка на военных базах.

RMP имеет две специализации.

1. Специальный следственный отдел (SIB), сотрудники которого расследуют различные преступления, совершенные военнослужащими (от мошенничества до изнасилования и убийства).

2. Отдел Охраны, сотрудники которого проходят подготовку для обеспечения личной охраны высшего военного командования и участия в специальных операциях Министерства иностранных дел и стран Содружества.

Агентство по борьбе с организованной преступностью (Serious Organised Crime Agency, далее — SOCA), созданное в 2005 г. в соответствии с законом «О полиции и борьбе с организованной преступностью», 7 октября 2013 г. прекратило свое существование [10]. С указанного времени возглавляет и координирует деятельность по борьбе с организованной преступной деятельностью Национальное агентство по противодействию преступности (The National Crime Agency, далее - NCA).

Штат Агентства включает 4 157 сотрудников, из которых на 31 июля 2014 г. (на момент создания) 2 067 — имеют оперативные полномочия. NCA планирует увеличивать число полномочных офицеров путем обучения новобранцев и действующих сотрудников. Ежеквартально примерно 96 офицеров проходят необходимую подготовку и сдают соответствующие экзамены.

В структуру NCA входят несколько подразделений:

— команда пограничного контроля (The Border Policing Command) обеспечивает усиление безопасности границ;

— команда по борьбе с экономической преступностью (Economic Crime Command) минимизирует влияние экономической преступности, в том числе на финансирование организованной преступности, по всей Великобритании (в Рос-

сии такие задачи для органов внутренних дел отсутствуют [3]);

— команда по борьбе с организованной преступностью (The Organised Crime Command) организует и координирует национальные усилия по выявлению, прекращению организованной преступной деятельности и привлечению виновных к ответственности;

— национальное подразделение по кибер-преступности (National Cyber Crime Unit) взаимодействует с различными специализированными организациями и координирует деятельность по противодействию преступным кибер-угрозам;

— команда СПИН (Child Exploitation and Online Protection Centre), целью которой является искоренение сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и молодых людей. Взаимодействует с организациями по защите детей в Великобритании и за рубежом в целях определения основных угроз для детей онлайн и оффлайн, а также координирует деятельность против этих угроз для привлечения преступников (правонарушителей) к ответственности [7].

NCA также занимается розыском и арестом преступников, скрывшихся за рубежом.

За первый год работы (2014) NCA прекращена деятельность преступных групп с численностью более 1 000 человек; осуществлено более

3 000 арестов по всему миру (2 048 арестов в Великобритании и 1 181 — за рубежом); 400 обвиняемых осуждены, более 1 300 детям гарантирована правовая и физическая защита; расследован 51 факт современного рабства; задержаны более 160 нелегальных мигрантов; захвачено более 213 т наркотиков (69,8 т — кокаина, 4,5 т — героина, 16,3 т — опиума, 123,1 т — конопли); изъято более 700 единиц огнестрельного оружия, в том числе 165 пистолетов [7].

Применяя организационный опыт Великобритании по созданию и использованию специальных агентств по борьбе с организованной преступностью, в современной сложившейся криминологической ситуации целесообразно рассмотреть вопрос о создании подобных подразделений в России.

Характерной особенностью полиции Великобритании является высокая степень доверия населения к полиции и непререкаемый авторитет полицейских в стране.

Рассматривая задачу реформирования полицейской функции в России, невозможно обеспечить полноценную защиту граждан и их объединений от преступных посягательств силами одной только полиции. Поэтому Россия уже сделала шаг в этом направлении — Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Список литературы:

1. Важенина И. В. К вопросу о развитии полицейской функции в Англии // Наука и образование: векторы развития в современном мире: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (17 ноября 2016 г.) М., 2016. Т. 1.

2. Грищенко Л. Л., Береговой А. В. Зарубежный опыт применения полицейских сил при проведении специальных операций // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).

3. Ильин А. Е. Проблемы правового обеспечения противодействия организованной преступности // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36).

4. Клейменов И. М. Полицейские органы Великобритании // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 3 (28).

5. Официальный сайт Британской армии [Электронный ресурс]. URL: http://www. army.mod.uk/agc/provost/23207.aspx (дата обращения: 14.03.2017).

6. Официальный сайт Британской транспортной полиции [Электронный ресурс]. URL: http://www.btp.police.uk (дата обращения: 14.03.2017).

7. Официальный сайт Национального агентства по борьбе с преступностью [Электронный ресурс]. URL: http://www. nationalcrimeagency.gov.uk/about-us (даты обращения: 22.11.2015 и 14.03.2017).

8. Официальный сайт полиции на объектах ядерной энергетики [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnc.police.uk (дата обращения: 22.06.2016).

9. Официальный сайт Правительства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: http://www.statutelaw.gov.uk/content (дата обращения: 17.11.2015).

10. Официальный сайт Правительства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.uk/government/organisations/ civil-nuclear-constabulary (дата обращения: 10.03.2017).

11. Полиция зарубежных стран: справочное пособие / под ред. В. В. Бачила и др. Минск, 2013.

12. Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: монография. М., 2011.

13. Energy Act 2004. Национальный архив законодательства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/2003/20/pdfs/ ukpga_20030020_en.pdf (дата обращения: 14.03.2017).

14. Joyce P. Policing — Development and Contemporary Practice. L., 2011.

15. Railways and Transport Safety Act 2003. Национальный архив законодательства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2003/20/ pdfs/ukpga_20030020_en.pdf (дата обращения: 14.03.2017).

E-mail: irina-mew@mail.ru

■г

I =

0

»S

1 X

£

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

<

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.