Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
• развить альтернативные стратегии языкового поведения и образ мыслей;
• найти такое разрешение ситуации, которое принимает во внимание разнообразные культурные перспективы и следствия;
• обратить внимание на типичные языковые проблемы, которые основываются на культурных различиях.
2. Особенности проведения ролевых игр.
Структура ролевой игры включает шесть взаимосвязанных элементов: сценарий, проблемные задания, правила взаимодействия, роли участников, используемые ресурсы, условия проведения. Сценарий должен носить межкультурный контекст, в котором проигрывается имитируемое явление. В качестве материала для имитации могут быть использованы исторические, политические, экономические, территориальные, географические особенности страны, а также различные стороны жизни: образование, воспитание, здоровье, быт, искусство, работа и т.п. Проблемные задания могут касаться анализа различных форм языкового поведения, в том числе и разрешения возможных конфликтов. Особую важность имеют хорошо разработанные роли участников игры и правила взаимодействия. Используемые в игре ресурсы зависят от содержания и сценария игры. Это могут быть документы для участников, технические средства (магнитофон, цифровая техника, проектор, офисное оборудование и т.д.), маски, костюмы и другие предметы, позволяющие создать максимально приближенную к реальной обстановку общения. Для успешной ролевой игры важны условия ее проведения: логические (в какой последовательности проводится игра), временные (в какое время), пространственные (где, в каком помещении), социально-психологические (какая атмосфера при этом создана).
Выводы
Формирование межкультурной коммуникации должно выступать как целостная система в общей структуре подготовки специалистов, что поможет выработке у них представлений и понятий о культурных особенностях носителей языка. Межкультурная компетенция развивает мотивационно-ценностную готовность будущих специалистов в области бизнеса к взаимодействию с коллегами разных национальностей и областей деятельности и способствует применению полученных знаний, умений, навыков, в том числе на основе творческого преобразования приобретенных компетенций.
Проведение вышеперечисленных упражнений облегчит студентам, изучающим иностранный язык, процесс приобретения языковой компетенции, которая невозможна без формирования межкультурной компетенции, что поможет обучаемому стать полноправным участником межкультурного взаимодействия и успешно решать задачи адекватного языкового поведения в иной языковой реальности.
Литература
1. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A common European Framework of Reference. Draft 2 of a Framework proposal by Council for Cultural Cooperation. - Strasbourg, 1998. - 161 p., p. 9.
Совершенствование речевой деятельности - важный фактор
профессионального успеха
к.филол.н. Ковина Т.П.
МГТУ «МАМИ» Дмитровский филиал
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста, речевая подготовка, понятийно-категориальный аппарат сферы деятельности.
Профессиональный успех определяется различными факторами, которые отражают качество полученных знаний в определенной области деятельности, уровень профессиональ-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ной компетентности, степень коммуникативной грамотности, наличие и соблюдение этико-социальных установок. Главным фактором на пути к успеху считается профессионализм, по определению словаря Ожегова (СО) - «хорошее владение своей профессией». Речевая подготовка является одной из составляющих профессиональной подготовки любого специалиста, иными словами, профессионализм требует владения понятийно-категориальным аппаратом определенной сферы деятельности, соответствующей терминосистемой, но владение языком для специальных целей - явление вторичного характера, поскольку его носители изначально должны быть носителями литературного языка.
В центре обсуждаемых современных инновационных инициатив в системе высшего образования стоит проблема, связанная с реализацией компетентностного подхода, где одной из ключевых компетенций называется элементарная языковая (заложена в основе любой социальной деятельности) и коммуникативная (отражающая навык общения, взаимодействия). Эти компетенции отрабатываются всем комплексом речевой деятельности, направленным не только на передачу информации, но и восприятие смысла высказывания, т.е. в любом речевом общении человек стремится быть понятым. Коммуникативная компетентность требует, в первую очередь, знания таких специфических языковых средств, владение которыми на практическом уровне создаст условия для реализации социально-ролевой функции человека, которая дает ему средства для существования, одновременно требуя от него соответствующих знаний и умений, приобретаемых в результате обучения.
Механизм передачи/восприятия информации представляет собой совокупность основных аспектов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения, - которые составляют основу языковой и коммуникативной компетентности. От качества навыка в этих видах речевой деятельности зависит не только эффективность общения в социальной или профессиональной сфере, но и формирование общей культуры человека.
Овладение навыками основных видов речевой деятельности предполагает осознание необходимости соблюдения норм. Критерием знания нормы является уровень образованности человека. В связи с этим одной из задач курса русского языка и культуры речи в вузе является формирование у студентов навыков речевой компетентности, которыми должен обладать профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и для эффективности коммуникации в самых разных сферах деятельности.
Одно из условий эффективности общения - это умение быстро и рационально читать. Совершенствование этого вида речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи: выработку самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Суть процесса чтения состоит в зрительном восприятии и интерпретации (осмыслении) прочитанного. Многие студенты по каким-либо причинам не только не укрепили навык чтения, полученный в школе, но и наоборот, утратили его; они часто не понимают, о чем прочитали в учебнике, независимо от дисциплины (это может быть одной из причин плохой успеваемости студента). Существует множество методик по улучшению качества чтения, скорости чтения, интерпретации прочитанного, например, на зрительном этапе необходимо тренироваться в умении фиксировать взглядом определенное поле зрения, а не вести глазами за буквами, словами, что и представляет собой процесс декодирования, перевода графических символов в мысленные образы. Когда речь идет о необходимости читать, это вовсе не ограничивает выбора чтения, пусть это будет и художественная литература, и публицистическая, и учебная. Систематическое чтение (не во время занятий в вузе) формирует способность понимать прочитанное. Многие не знают, как надо правильно читать - читать надо медленно; так, пропагандистом медленного чтения был академик Л.В.Щерба.
В учебных целях самым эффективным для понимания и запоминания считается комбинирование видов речевой деятельности: чтение и письмо - конспектирование, которое необходимо для лучшего запоминания отдельных фрагментов знания; слушание и письмо - запись лекции, доклада и т.д., они дают возможность длительного хранения большого объема
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования информации и быстрого ее извлечения (раздел лекции обычно легко восстановить). Таким образом, чтение способствует быстрому усвоению и получению информации, одновременно совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональной и собственно-коммуникативных целях, т.е. развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.
Слушание является одним из критериев коммуникабельности человека, считается ценным качеством. Слушать тоже надо учиться, отмечено, что это гораздо сложнее, чем научиться хорошо говорить. Часто мы слушаем, но не слышим, в этом причина многих коммуникативных неудач. Глава корпорации «Крайслер» Ли Якокка советовал: «Если вы хотите пробудить у работающих у вас людей желание хорошо трудиться и проявлять инициативу, научитесь внимательно слушать». Умение слушать - способ развитого внимания и, как следствие, понимания.
Запись очень полезна при слушании, она помогает сконцентрироваться и дает возможность в будущем возвратиться к услышанному, особенно целесообразно записывать в учебных целях. Отсюда велика роль письменного текста, основной функцией которого считается не только фиксация устной речи, но и сохранение ее во времени и пространстве.
Письменная речевая деятельность (письмо) - это общение с помощью визуального текста. В течение жизни человеку приходиться часто составлять тексты разной функциональной принадлежности. Текст создают для себя и для адресата, поэтому цели создания письменной речи разные. Письменная речь требует строгого соблюдения норм литературного языка (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических и др.). Появление нового интернет-текста и БШБ-текста повлекло за собой пренебрежение всеми нормами письменной речи, кроме того, в указанных видах письменного текста практически исключен этический момент. Может быть, это новый вид эпистолярного жанра? Тогда попробуем сравнить эпистолярный слог прошлого и сегодняшний «эпистолярный». Письма известных людей прошлого хранят потомки, изучают их, восхищаются языком. Будут ли БШБ-тексты изучаться лингвистикой и вообще иметь культурную ценность - маловероятно.
Снижение качества речевой компетентности особенно заметно в устной речи. Говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, только в этом случае происходит контакт с другими людьми. Умение хорошо говорить - мастерство ораторской речи, которое приходит с опытом. Через речь происходит реализация главной функции языка - коммуникативной. Правильно организованная речевая коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека. Статистические данные показывают, что 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие достижения успеха своих фирм. Центральное понятие успешности речевого общения - понятие языковой компетентности, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения. Нормы владения устной речью кодифицированы, т.е. отражены в словарях. И хотя норма как категория историческая подвержена изменениям, возникающая вариативность делает ее чутким инструментом отбора языковых средств, в этом случае с особой осторожностью следует отнестись к отмене некоторых императивов, что вряд ли отражает вариативность употребления некоторых слов, скорее, является следствием нарушения «экологии» языка.
Современный мир - мир информации, которую надо уметь получать, воспринимать, интерпретировать, фиксировать, передавать. Преподавание русского языка в техническом вузе способствует формированию и совершенствованию навыков различных видов речевой деятельности специалиста, направлено на повышение качества работы с информационным потоком на русском языке (письменном и устном) в сфере науки и техники, бизнеса и экономики, новых технологий для достижения профессионального успеха.