Научная статья на тему 'Спад в традиционных отраслях и поиск путей решения'

Спад в традиционных отраслях и поиск путей решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ" / MMC "NORILSK NICKEL" / ОАО "ГАЗ" / БРЕНД КОМПАНИИ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / УСЛОВИЯ ТРУДА / JSC "GAS" / THE BRAND OF THE COMPANY / WORKING CONDITIONS / THE COST OF A COMPUTER-RESEARCH INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреев М.М., Шибико А.В.

В данной статье описана важность традиционных секторов экономики и проблемы, с которыми сталкиваются данные секторы в России. Инновационная постиндустриальная экономика не может быть основана без поддержки традиционных секторов экономики, и их поддержка необходимая мера по обеспечению базы для дальнейшего развития. На примере двух крупных российских компаний из традиционного сектора, в данной статье описаны текущие проблемы данных секторов в общем. Также, в завершении описана зависимость между брендом компании, его ценностью, и влиянием данного показателя на возможность преодоления этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECESSION IN TRADITIONAL INDUSTRIES AND THE SEARCH FOR SOLUTIONS

This article describes the importance of traditional sectors of the economy and the challenges faced by these sectors in Russia. Innovative post-industrial economy can not be established without the support of traditional sectors of the economy, and their support a necessary measure to ensure the basis for further development. On the example of two major Russian companies from the traditional sector, this article describes the current problems of these sectors in general. So as in the completion of this relationship between the company's brand, its value, and the influence of this indicator for the possibility of overcoming these problems.

Текст научной работы на тему «Спад в традиционных отраслях и поиск путей решения»

Проблемы экономики и менеджмента

М.М. Киреев

студент, Институт управления бизнес-процессами и экономики, ФГАОУВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

А.В. Шибико

студент, Институт управления бизнес-процессами и экономики, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск Shibiko93 @mail. ru + 7(983)500-30-89

СПАД В ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЯХ И ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье описана важность традиционных секторов экономики и проблемы, с которыми сталкиваются данные секторы в России. Инновационная постиндустриальная экономика не может быть основана без поддержки традиционных секторов экономики, и их поддержка - необходимая мера по обеспечению базы для дальнейшего развития. На примере двух крупных российских компаний из традиционного сектора, в данной статье описаны текущие проблемы данных секторов в общем. Также, в завершении описана зависимость между брендом компании, его ценностью, и влиянием данного показателя на возможность преодоления этих проблем.

Ключевые слова: ГМК «Норильский никель», ОАО «Газ», бренд компании, стоимость компании, условия труда.

M.M. Kireev, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

A.V. Shibiko, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

RECESSION IN TRADITIONAL INDUSTRIES AND THE SEARCH FOR SOLUTIONS

Abstract. This article describes the importance of traditional sectors of the economy and the challenges faced by these sectors in Russia. Innovative post-industrial economy can not be established without the support of traditional sectors of the economy, and their support - a necessary measure to ensure the basis for further development. On the example of two major Russian companies from the traditional sector, this article describes the current problems of these sectors in general. So as in the completion of this relationship between the company's brand, its value, and the influence of this indicator for the possibility of overcoming these problems.

Keywords: MMC «Norilsk Nickel», JSC «Gas», the brand of the company, the cost of a computer-research institutes, working conditions.

Традиционные отрасли экономики являются основополагающим фактором развития для любой страны. Даже в условиях постиндустриальной экономики, в таких странах как США, доля промышленного производства составляет порядка 25% от общего размера ВВП и исчисляется миллиардами долларов. В Российской Федерации доля традиционных отраслей без труда перебирается за 50% от общего показателя внутреннего валового продукта. Иными словами, без необходимой поддержки со стороны машиностроительных, энергетических, добывающих и перерабатывающих отраслей, построить инновационную постиндустриальную экономику не предоставляется возможным для такого внушительного территориального объединения как Россия. За примерами нет нужды обращаться в справочники - инновационное производство 3D-

№ 2 (42) - 2015

45

Проблемы экономики и менеджмента

принтеров, ставшее возможным только благодаря сохранившемуся научному потенциалу; строительство новых заводов, направленных на обеспечение топливноэнергетической отрасли необходимым оборудованием; создание технопарков, в результате высвобождающейся и относительно дешевой электроэнергии - все это характеризует цепочки взаимоотношений, приводящие в результате к обширному росту упомянутой ранее сферы услуг и созданию предпосылок для формирования постиндустриальной экономики, пускай и на отдельно взятой территории.

Тем яснее становится значимость выявления проблем традиционных отраслей, что и приводит нас к теме данного доклада. О том, что проблемы непременно есть становится ясно на основе данных об изменении капитализации самых дорогих компаний Российской Федерации - основная часть лидеров в традиционных отраслях переживает спад, причем значительный. Чтобы обратиться к конкретным примерам и попытаться отследить причины и пути решения данных проблем, выделим две компании, ярко представляющие свои отрасли.

ГМК «Норильский никель» - крупнейший в мире производитель никеля и палладия, один из крупнейших в мире производителей меди и платины. Спад по сравнению с прошлым годом в объеме капитализации составил 10,5% в долларовом исчислении, что соответственно означает и снижение стоимости акций. Причиной тому стало снижение общемировой стоимости на основную продукцию компании, и запущенный в 2012 году переход на иную систему ведения бизнеса, призванную привести в порядок инвестиционную деятельность компании. Так, в результате масштабного аудита активов компании на предмет их рентабельности были проведены списания основных средств на сумму 841 миллионов долларов США. Тем не менее, компания четко осознает необходимость в инвестициях со стороны частного бизнеса, поэтому исправно выплачивает дивиденды на одном самом высоком уровне среди отрасли - 220 рублей за акцию по результатам первых девяти месяцев 2013 года. Доверие к компании, которая является мировым лидером, безусловно, находится на крайне высоком уровне, что наглядно символизирует ее попадание на 5 место среди самых дорогих брендов отечественных компаний - бренд «Норильский никель» оценен в 111,5 млн рублей.

Если копнуть глубже, то проблемы предприятия резко кореллируются с условиями труда - несмотря на высокие зарплаты и на тот факт, что предприятие является одним из самых привлекательных для последующего трудоустройства по результатам опроса студентов различных специальностей - «Норильский никель» также год за годом старается избавиться от дурной славы одного из самых грязных предприятий. Социальная инфраструктура города отталкивает многих молодых специалистов, которые все больше смотрят дальше пункта о заработной плате в условиях трудового договора -комфорт, условия труда, возможности для отдыха. Более того, даже интернет в городе Норильске находится на крайне низкой стадии развития, сказывается как всеобщая дороговизна, подстегивающая операторов на заоблачные тарифы, так и объективные трудности в обеспечении доступа в интернет в таких географических условиях. Решением данной проблемы может стать только кардинальное переосмысление принципов

46

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

компании, ее идеологии и философии. Многочисленные вложения в инфраструктуру воспринимаются на данные момент как необходимый груз, должен же стать отчетливым инструментом. Сумей создать комфортные условия, чтобы люди хотели остаться здесь, завести семью, пустить корни - и ты получишь постоянных, довольных, здоровых и мотивированных сотрудников, которые приезжают не для того, чтобы заменить отработанный человеческий ресурс, нуждающийся в экстренном медицинском вмешательстве, а для того, чтобы жить. Что и создаст предпосылки для дальнейшего развития сферы услуг в конкретном регионе. К счастью, положительные моменты и осознание необходимости проведения такой политики в компании отчетливо присутствует в последнее время.

Рассмотрим другую компанию, ОАО «ГАЗ». Также традиционная отрасль, также падение объемов капитализации по сравнению с предыдущим годом, однако на этот раз на куда более значимые 41,4%. Официальных комментариев относительно причин подобной ситуации на данный момент нет, однако согласно анализу машиностроительной отрасли в целом в 2013 году, рынок отечественных автомобилей переживал существенный спад в продажах. Также присутствуют очевидные риски, связанные со снижением пошлин на ввозимые коммерческие транспортные средства, что приводит к обострению конкуренции на рынках, на которых «ГАЗ» привык лидировать. Также очевидной причиной является отказ от размещения оборонных заказов на одном из заводов группы «ГАЗ». Основным двигающим элементом, помогающим компании, является устоявшийся бренд - «ГАЗель», находящийся на 12 месте среди самых ценных брендов, созданных в России и оцененный в 32 млн рублей. Автомобили данной марки генерируют до 40% процентов всей прибыли компании, очевидно, что данные автомобили полностью изучены самой компанией с позиции маркетинга. Чего нельзя сказать об остальной продукции компании, предлагающей, на самом деле, широкий ассортимент силовых агрегатов, автотранспортных средств специального назначения и прочей продукции машиностроения. Известный бренд перетягивает всю узнаваемость на себя и вынуждает напрямую ассоциировать с собственно компанией, которой, однако, необходимо также искать потребителей и для остальной продукции. В связи с этим необходимость проведения рекламных компаний и продвижения брендов остальной продукции напрашивается сама собой, вплоть до ребрендинга, с сохранением, естественно, бренда, приносящего прибыль компании.

Таким образом, рассмотрев двух ярких представителей традиционных отраслей промышленности, необходимо сделать следующие выводы - узнаваемый бренд позволяет создать необходимый квотум доверия, снижая риск потерять потенциальные инвестиции, даже в неблагоприятных условиях рыночной среды. Необходимо только грамотно использовать силу собственного бренда, подкрепляя его достойными финансовыми результатами.

Давайте подумаем, к чему же мы подошли в итоге. Мы хотели показать вам, взаимосвязь двух рейтингов: 100 самых дорогих и публичных компаний России и самые ценные российские бренды. Анализируя их - корреляция двух «факторов» бес-

№ 2 (42) - 2015

47

Проблемы экономики и менеджмента

спорна. Как в нашем случае ГМК «Норильский никель» занимает в рейтинге 55 и 5 место, и ГАЗ 84 и 12 место.

Бренд - это то, что дает доверие и стабильность. Уверенность в завтрашнем дне. Бренд помогает преумножать каналы сбыта. Бренд - это «лицо» компании, которое требует тщательный уход. Ведь даже небольшие «огрехи», могут губительно сказаться на репутации компании. Бренд - это первое впечатление, ну, а, как известно всем: никогда не будет второго шанса, произвести первое впечатление.

Таким образом, в статье обосновано, что инновационная постиндустриальная экономика не может быть основана без поддержки традиционных секторов экономики, и их поддержка - необходимая мера по обеспечению базы для дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Сайт ГМК «Норильский никель» [Электронный ресурс]. URL:

http://www.nornik.ru/ (дата обращения: 20.04.2014)

2. Самые ценные российские бренды 2013 / Рейтинговое агентство «Interbrand Zintzmeyer & Lux»

3. Лосев, М. Ко дну идут одни «старики» // РБК. - 2014. - № 1-2. - С. 51-57.

48

№ 2 (42) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.