Научная статья на тему 'Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции'

Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падукова Маргарита Станиславовна, Рожкова Елена Михайловна

В статье рассматриваются сущностные характеристики создания языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции. Представлен опыт МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и разработке комплекса мероприятий, направленных на создание языковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Падукова Маргарита Станиславовна, Рожкова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции»

УДК 37.016:78 ББК Щ31р

М.С. Падукова, Е.М. Рожкова

Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции

В статье рассматриваются сущностные характеристики создания языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции. Представлен опыт МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и разработке комплекса мероприятий, направленных на создание языковой среды.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, языковая среда, социокультурная компетенция, инициативная группа

В настоящее время в связи с глобализацией всех мировых процессов Министерство образования РФ разработало новые федеральные госстандарты общего образования второго поколения. В соответствии с данными стандартами, во-первых, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования; во-вторых

- формирование коммуникативной компетенции у учащихся стало одной из самых актуальных проблем обучения иностранному языку. Однако овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, - дело весьма трудное. Поэтому важной задачей

учителя иностранного языка становится создание приближенных к реальности ситуаций общения, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В рамках формирования коммуникативной компетенции новые стандарты предполагают достижение как предметных, так и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, напрямую направленная на развитие социокультурной компетенции учащихся, приобретает существенное значение в обучении иностранному языку.

В соответствии с современными требованиями было принято решение о создании языковой среды как приоритетного направления развития гимназии. Согласно методическим рекомендациям Департамента общего образования Минобрнауки России определена инновационнообразовательная модель внеурочной деятельности. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и научно-методическое сопровождение реализации программы внеурочной деятельности, уникальность формируемого опыта.

Модель создания, освоения и развития языковой среды гимназии представляет собой системную организацию целостного педагогического процесса через предметносодержательную сторону обучения и воспитания, личность педагога и гимназиста, специфические технологии взаимодействия участников процесса обучения и воспитания.

Языковая среда является системообразующим фактором воспитательного пространства гимназии и создает условия для развития и са-

мореализации всех ее субъектов.

Эффективность влияния языковой среды гимназии на позитивную социализацию учащихся в значительной мере определяется формированием и гармоничным влиянием всей гаммы внешних (открытость культуре мира, включенность в единое образовательное пространство, взаимодействие с социокультурной средой региона, сотрудничество с семьей) и внутренних (организационно-педагогических, социальнопедагогических, процессуально-педагогических) условий, в которых протекает целостный педагогический процесс.

В основе изменений креативности и мотивационно-личностной сферы гимназистов лежат внутренние и внешние аспекты воздействия языковой среды. Согласно предложенному нами подходу к конструированию языковой среды одним из таких внутренних аспектов является внеучебная работа с учащимися. В нашей гимназии не разделяется, а разумно кооперируются учебный и воспитательный процессы на уровне педагогического взаимодействия. Внеучебная работа с учащимися -это часть целостной языковой среды, которая тоже специальным образом организована, содержательно наполнена, методически и технологически тщательно инструментирована.

В мае 2011 года СОШ № 16 г. Кунгура получила статус гимназии. Приоритетным направлением определено создание языковой среды в учебном процессе и во внеурочное время. В гимназии изучаются три иностранных языка - английский, немецкий и французский. Основ-

ным языком является английский (изучается на всех ступенях обучения). Второй язык вводится с 5-го класса.

В процессе инновационной деятельности разработан проект поэтапного создания языковой среды в течение трех лет. Данный проект включен в программу развития гимназии.

Введение модели внеурочной деятельности по созданию языковой среды предполагает наличие определенных условий.

Организационные условия предусматривают создание центра, обеспечивающего сетевое взаимодействие всех заинтересованных учреждений и организаций и координацию планируемых и проводимых мероприятий. Таковым центром в нашем случае является гимназия. Инициативная группа педагогов занимается разработкой положений мероприятий и подпроектов, планированием, информированием. На базе гимназии планируется работа Региональной ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков «Содружество» (далее - Ассоциация) и проведение мероприятий внеурочной деятельности по иностранному языку муниципального и межмуниципального уровней.

Нормативное обеспечение предполагает выстраивание отношений учреждений-партнеров согласно действующему законодательству Российской Федерации в области образования. В настоящее время есть договор с Ассоциацией, с остальными учреждениями выстраиваются дружеские и партнерские отношения на бездоговорной основе.

Финансово-экономические условия связаны с поддержкой материальной заинтересованности педагогов гимназии с целью мотивации к инновационной деятельности. В данном случае предполагаются следующие слагаемые финансирования: часть, формируемая участниками образовательного процесса, относящаяся к учебному плану образовательного учреждения; стимулирующая часть; финансирование за счет целевых средств по реализации инновационного проекта.

Информационное обеспечение осуществляется посредством:

- создания и наполнения страницы на сайте гимназии по реализации инновационного проекта с целью открытости государственно-общественного управления и расширения форм поощрений, усиления публичного признания достижений всех участников образовательного процесса;

- применения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информирования, планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности по развитию иноязычной компетенции;

- взаимодействия между участниками проекта способом электронной почты и через страницы в социальных сетях;

- создания и ведения различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- проведения мониторинга родительского мнения;

- общения с носителями языка через Интернет, проведения скайп-конференций.

Научно-методическое обеспече-

ние предполагает обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:

- диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

- диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Кадровые условия предполагают укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими работниками. Кроме того, важны наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения и непрерывность профессиональ-

ного развития педагогических работников образовательного учреждения. Все учителя иностранного языка гимназии имеют педагогическое образование. Все прошли курсы повышения квалификации по организации системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Есть группа педагогов, готовых к обучению и повышению квалификации с целью введения билингвального обучения.

Материально-технические ус-

ловия создаются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и заинтересованных организаций включает в себя сотрудничество и обмен опытом, а также проведение науч-

но-практических конференций, семинаров-практикумов, имиджевых мероприятий и встреч с носителями языка. Материально-технические условия гимназии позволяют организовать внеурочную деятельность такого масштаба. МАОУ «Гимназия № 16» имеет великолепно оформленный актовый зал, кабинет-гостиную. Все кабинеты иностранного языка имеют достаточный уровень оснащения компьютерной и множительной техникой. Для проведения скайп-конференций специально оборудовали кабинет, оснащенный веб-камерами.

В структуре языковой среды можно выделить интеллектуальный, эмоциональный и когнитивный компоненты, а также установить, что создание языковой среды

- процесс открытый, динамичный, развивающийся и многовариантный. Создание языковой среды во внеурочной деятельности осуществляется на основе комплекса мероприятий:

- проведения элективных курсов по иностранному языку;

- внедрения проекта работы летнего языкового лагеря;

- организации муниципального и межмуниципального фестиваля иностранной песни;

- выпуска межшкольной полилинг-вальной газеты;

- организации встреч с носителями языка через проект Peak Adventure Travel Group (г. Санкт-Петербург), Альянс Франсез и зал немецкой литературы библиотеки им. Горького (г. Пермь);

- создания группы экскурсоводов для проведения экскурсий по Кун-гуру на иностранном языке;

- организации сотрудничества с немецким и американским читальными залами в библиотеке им. Горького в Перми;

- организации скайп-общения со школьниками из стран изучаемого языка (г. Марбург, Германия);

- подготовительные мероприятия к внедрению программы обмена.

В атмосфере языковой среды можно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. На основе комплекса мероприятий по созданию языковой среды, проводимых в гимназии, можно не только успешно воспитывать личность и содействовать позитивной социализации учащихся, но и влиять на формирование готовности к постоянному росту и самосовершенствованию.

Во время работы летнего языкового лагеря при обучении иностранному языку, параллельно создаются условия для активного отдыха детей. Когда учащиеся, отдыхая, получают новые знания, изучение иностранного языка становится настоящим удовольствием. Задача учителя - соотносить изучаемую тему с индивидуальными особенностями учащихся, задачами воспитания, образования и развития личности. Поэтому и темы для изучения выбираются интересные, развлекательные, доступные для любого уровня знания языка.

Занятия иностранным языком с учащимися проходят как на открытом воздухе, так и в помещениях.

Основанная на принципе коммуникативной методики программа построена так, что, занимаясь по ней, учащиеся чувствуют себя легко и свободно. Часть программы - это разговорный тренинг, направленный на:

- преодоление языкового барьера;

- развитие разговорных навыков;

- расширение словарного запаса.

Одним из мероприятий является организация скайп-общения с учащимися из стран изучаемого языка - Англии, Германии и Франции. Организовано сотрудничество с немецкой школой в г. Дюссельдорфе (Германия). Учащиеся данной тттко-лы являются носителями немецкого языка и владеют английским языком, который изучают с 1 класса. Участники проекта гимназии - учащиеся 5-9 классов, изучающие два иностранных языка - английский и немецкий (французский). Подобное общение способствует развитию языковой компетенции и диалогу культур.

Наиболее частым мероприятием является проведение лингвострановедческих семинаров-практикумов с носителями языка. Гимназию посетили представители Франции, Германии и англоязычных стран. Учащиеся имеют уникальные возможности «живого» общения с представителями зарубежных культур.

Учащиеся гимназии являются частыми гостями зала немецкой культуры в краевой библиотеке им. А.М. Горького. Они принимают участие в традиционных мероприятиях и встречах, организуемых здесь.

В процессе проведения фестиваля иностранной песни происходит

решение следующих задач:

- отработка лексических, фонетических и грамматических навыков по теме «Музыка»;

- популяризация английской, немецкой и французской музыкальных культур;

- привлечение молодежи к изучению культуры англо-, франкоязычных и немецко-говорящих стран.

Помимо этого фестиваль способствует:

- повышению интереса к иностранным языкам;

- повышению интереса к русскому языку и русской культуре за пределами России;

- привлечению молодежи к музыкальному творчеству;

- внедрению новых форм досуговой деятельности.

Основным результатом реализации комплекса мероприятий является повышение уровня развития социокультурной компетенции, знания национально-культурных особенностей, социального и речевого поведения носителей языка и умения пользоваться ими в процессе общения.

Установление тесного сотрудничества с носителями языка - один из ожидаемых практических результатов. В результате реализации проекта у детей повышается интерес к изучению иностранного языка, внеурочное время будет организовано интересно и с пользой.

Таким образом, целенаправленное и систематическое создание языковой среды способствует развитию социокультурной компетенции. Воспитание языковой личности происходит в различных формах внеурочной деятельности.

Список литературы:

1.Калашникова Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе их общения во внеурочной деятельности. -Харьков, 1996.

2.Карашева Н.Б. Двуязычие как фактор воспитания культуры межнационального об-щенияучащихся //Рус. яз. в шк -1990. - № 3.

3.Кашаева В.В. Создание языковой среды как фактор социализации учащихся. - Пенза, 2000.

4.Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897. - М.: Просвещение, 2011.

5.Федотов С.А. Формирование языковой среды на уроке английского языка. - Москва, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.