УДК 37.016:78 ББК Щ31р
М.С. Падукова, Е.М. Рожкова
Создание языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции
В статье рассматриваются сущностные характеристики создания языковой среды во внеурочной деятельности как основы развития социокультурной компетенции. Представлен опыт МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и разработке комплекса мероприятий, направленных на создание языковой среды.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, языковая среда, социокультурная компетенция, инициативная группа
В настоящее время в связи с глобализацией всех мировых процессов Министерство образования РФ разработало новые федеральные госстандарты общего образования второго поколения. В соответствии с данными стандартами, во-первых, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования; во-вторых
- формирование коммуникативной компетенции у учащихся стало одной из самых актуальных проблем обучения иностранному языку. Однако овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, - дело весьма трудное. Поэтому важной задачей
учителя иностранного языка становится создание приближенных к реальности ситуаций общения, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В рамках формирования коммуникативной компетенции новые стандарты предполагают достижение как предметных, так и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, напрямую направленная на развитие социокультурной компетенции учащихся, приобретает существенное значение в обучении иностранному языку.
В соответствии с современными требованиями было принято решение о создании языковой среды как приоритетного направления развития гимназии. Согласно методическим рекомендациям Департамента общего образования Минобрнауки России определена инновационнообразовательная модель внеурочной деятельности. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и научно-методическое сопровождение реализации программы внеурочной деятельности, уникальность формируемого опыта.
Модель создания, освоения и развития языковой среды гимназии представляет собой системную организацию целостного педагогического процесса через предметносодержательную сторону обучения и воспитания, личность педагога и гимназиста, специфические технологии взаимодействия участников процесса обучения и воспитания.
Языковая среда является системообразующим фактором воспитательного пространства гимназии и создает условия для развития и са-
мореализации всех ее субъектов.
Эффективность влияния языковой среды гимназии на позитивную социализацию учащихся в значительной мере определяется формированием и гармоничным влиянием всей гаммы внешних (открытость культуре мира, включенность в единое образовательное пространство, взаимодействие с социокультурной средой региона, сотрудничество с семьей) и внутренних (организационно-педагогических, социальнопедагогических, процессуально-педагогических) условий, в которых протекает целостный педагогический процесс.
В основе изменений креативности и мотивационно-личностной сферы гимназистов лежат внутренние и внешние аспекты воздействия языковой среды. Согласно предложенному нами подходу к конструированию языковой среды одним из таких внутренних аспектов является внеучебная работа с учащимися. В нашей гимназии не разделяется, а разумно кооперируются учебный и воспитательный процессы на уровне педагогического взаимодействия. Внеучебная работа с учащимися -это часть целостной языковой среды, которая тоже специальным образом организована, содержательно наполнена, методически и технологически тщательно инструментирована.
В мае 2011 года СОШ № 16 г. Кунгура получила статус гимназии. Приоритетным направлением определено создание языковой среды в учебном процессе и во внеурочное время. В гимназии изучаются три иностранных языка - английский, немецкий и французский. Основ-
ным языком является английский (изучается на всех ступенях обучения). Второй язык вводится с 5-го класса.
В процессе инновационной деятельности разработан проект поэтапного создания языковой среды в течение трех лет. Данный проект включен в программу развития гимназии.
Введение модели внеурочной деятельности по созданию языковой среды предполагает наличие определенных условий.
Организационные условия предусматривают создание центра, обеспечивающего сетевое взаимодействие всех заинтересованных учреждений и организаций и координацию планируемых и проводимых мероприятий. Таковым центром в нашем случае является гимназия. Инициативная группа педагогов занимается разработкой положений мероприятий и подпроектов, планированием, информированием. На базе гимназии планируется работа Региональной ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков «Содружество» (далее - Ассоциация) и проведение мероприятий внеурочной деятельности по иностранному языку муниципального и межмуниципального уровней.
Нормативное обеспечение предполагает выстраивание отношений учреждений-партнеров согласно действующему законодательству Российской Федерации в области образования. В настоящее время есть договор с Ассоциацией, с остальными учреждениями выстраиваются дружеские и партнерские отношения на бездоговорной основе.
Финансово-экономические условия связаны с поддержкой материальной заинтересованности педагогов гимназии с целью мотивации к инновационной деятельности. В данном случае предполагаются следующие слагаемые финансирования: часть, формируемая участниками образовательного процесса, относящаяся к учебному плану образовательного учреждения; стимулирующая часть; финансирование за счет целевых средств по реализации инновационного проекта.
Информационное обеспечение осуществляется посредством:
- создания и наполнения страницы на сайте гимназии по реализации инновационного проекта с целью открытости государственно-общественного управления и расширения форм поощрений, усиления публичного признания достижений всех участников образовательного процесса;
- применения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информирования, планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности по развитию иноязычной компетенции;
- взаимодействия между участниками проекта способом электронной почты и через страницы в социальных сетях;
- создания и ведения различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);
- проведения мониторинга родительского мнения;
- общения с носителями языка через Интернет, проведения скайп-конференций.
Научно-методическое обеспече-
ние предполагает обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:
- диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;
- диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.
Кадровые условия предполагают укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими работниками. Кроме того, важны наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения и непрерывность профессиональ-
ного развития педагогических работников образовательного учреждения. Все учителя иностранного языка гимназии имеют педагогическое образование. Все прошли курсы повышения квалификации по организации системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Есть группа педагогов, готовых к обучению и повышению квалификации с целью введения билингвального обучения.
Материально-технические ус-
ловия создаются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и заинтересованных организаций включает в себя сотрудничество и обмен опытом, а также проведение науч-
но-практических конференций, семинаров-практикумов, имиджевых мероприятий и встреч с носителями языка. Материально-технические условия гимназии позволяют организовать внеурочную деятельность такого масштаба. МАОУ «Гимназия № 16» имеет великолепно оформленный актовый зал, кабинет-гостиную. Все кабинеты иностранного языка имеют достаточный уровень оснащения компьютерной и множительной техникой. Для проведения скайп-конференций специально оборудовали кабинет, оснащенный веб-камерами.
В структуре языковой среды можно выделить интеллектуальный, эмоциональный и когнитивный компоненты, а также установить, что создание языковой среды
- процесс открытый, динамичный, развивающийся и многовариантный. Создание языковой среды во внеурочной деятельности осуществляется на основе комплекса мероприятий:
- проведения элективных курсов по иностранному языку;
- внедрения проекта работы летнего языкового лагеря;
- организации муниципального и межмуниципального фестиваля иностранной песни;
- выпуска межшкольной полилинг-вальной газеты;
- организации встреч с носителями языка через проект Peak Adventure Travel Group (г. Санкт-Петербург), Альянс Франсез и зал немецкой литературы библиотеки им. Горького (г. Пермь);
- создания группы экскурсоводов для проведения экскурсий по Кун-гуру на иностранном языке;
- организации сотрудничества с немецким и американским читальными залами в библиотеке им. Горького в Перми;
- организации скайп-общения со школьниками из стран изучаемого языка (г. Марбург, Германия);
- подготовительные мероприятия к внедрению программы обмена.
В атмосфере языковой среды можно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. На основе комплекса мероприятий по созданию языковой среды, проводимых в гимназии, можно не только успешно воспитывать личность и содействовать позитивной социализации учащихся, но и влиять на формирование готовности к постоянному росту и самосовершенствованию.
Во время работы летнего языкового лагеря при обучении иностранному языку, параллельно создаются условия для активного отдыха детей. Когда учащиеся, отдыхая, получают новые знания, изучение иностранного языка становится настоящим удовольствием. Задача учителя - соотносить изучаемую тему с индивидуальными особенностями учащихся, задачами воспитания, образования и развития личности. Поэтому и темы для изучения выбираются интересные, развлекательные, доступные для любого уровня знания языка.
Занятия иностранным языком с учащимися проходят как на открытом воздухе, так и в помещениях.
Основанная на принципе коммуникативной методики программа построена так, что, занимаясь по ней, учащиеся чувствуют себя легко и свободно. Часть программы - это разговорный тренинг, направленный на:
- преодоление языкового барьера;
- развитие разговорных навыков;
- расширение словарного запаса.
Одним из мероприятий является организация скайп-общения с учащимися из стран изучаемого языка - Англии, Германии и Франции. Организовано сотрудничество с немецкой школой в г. Дюссельдорфе (Германия). Учащиеся данной тттко-лы являются носителями немецкого языка и владеют английским языком, который изучают с 1 класса. Участники проекта гимназии - учащиеся 5-9 классов, изучающие два иностранных языка - английский и немецкий (французский). Подобное общение способствует развитию языковой компетенции и диалогу культур.
Наиболее частым мероприятием является проведение лингвострановедческих семинаров-практикумов с носителями языка. Гимназию посетили представители Франции, Германии и англоязычных стран. Учащиеся имеют уникальные возможности «живого» общения с представителями зарубежных культур.
Учащиеся гимназии являются частыми гостями зала немецкой культуры в краевой библиотеке им. А.М. Горького. Они принимают участие в традиционных мероприятиях и встречах, организуемых здесь.
В процессе проведения фестиваля иностранной песни происходит
решение следующих задач:
- отработка лексических, фонетических и грамматических навыков по теме «Музыка»;
- популяризация английской, немецкой и французской музыкальных культур;
- привлечение молодежи к изучению культуры англо-, франкоязычных и немецко-говорящих стран.
Помимо этого фестиваль способствует:
- повышению интереса к иностранным языкам;
- повышению интереса к русскому языку и русской культуре за пределами России;
- привлечению молодежи к музыкальному творчеству;
- внедрению новых форм досуговой деятельности.
Основным результатом реализации комплекса мероприятий является повышение уровня развития социокультурной компетенции, знания национально-культурных особенностей, социального и речевого поведения носителей языка и умения пользоваться ими в процессе общения.
Установление тесного сотрудничества с носителями языка - один из ожидаемых практических результатов. В результате реализации проекта у детей повышается интерес к изучению иностранного языка, внеурочное время будет организовано интересно и с пользой.
Таким образом, целенаправленное и систематическое создание языковой среды способствует развитию социокультурной компетенции. Воспитание языковой личности происходит в различных формах внеурочной деятельности.
Список литературы:
1.Калашникова Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе их общения во внеурочной деятельности. -Харьков, 1996.
2.Карашева Н.Б. Двуязычие как фактор воспитания культуры межнационального об-щенияучащихся //Рус. яз. в шк -1990. - № 3.
3.Кашаева В.В. Создание языковой среды как фактор социализации учащихся. - Пенза, 2000.
4.Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897. - М.: Просвещение, 2011.
5.Федотов С.А. Формирование языковой среды на уроке английского языка. - Москва, 2012.