Научная статья на тему 'Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция'

Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / QUALIFICATION DEVELOPMENT / CONDITIONS / MANAGEMENT CONDITIONS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Ирина Олеговна

Рассмотрены внутренние условия развития профессиональной педагогической квалификации (готовность) и внешние (нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие коммуникативно-информационные). Определено основополагающее необходимое условие развития квалификации инновация. Показано, что целостность условий способствует развитию профессиональной педагогической квалификации в единстве аспектов самоорганизации и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of conditions for the development of professional pedagogical qualification as management competence

Inner (readiness) and outer (legal regulating, perspective oriented, activity stimulating, communicate and informative) conditions for the development of professional pedagogical qualification are considered. Basically necessary condition of the qualification development is defined as the condition of innovation. It is pointed out that the integrity of the conditions constitutes to the development of professional pedagogical qualification in the unity of self organization and raising qualification aspects.

Текст научной работы на тему «Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция»

Теория и методика профессионального образования

УДК 37.012 ББК 434(2)01

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

И.О. Котлярова ЮУрГУ

CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL QUALIFICATION AS MANAGEMENT COMPETENCE

I.O. Kotlyarova SUSU

Рассмотрены внутренние условия развития профессиональной педагогической квалификации (готовность) и внешние (нормативно-регламенти-рующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие коммуникативно-информационные). Определено основополагающее необходимое условие развития квалификации - инновация. Показано, что целостность условий способствует развитию профессиональной педагогической квалификации в единстве аспектов самоорганизации и повышения квалификации.

Ключевые слова: развитие квалификации, условия, управленческая компетенция, инновация.

Inner (readiness) and outer (legal regulating, perspective oriented, activity stimulating, communicate and informative) conditions for the development of professional pedagogical qualification are considered. Basically necessary condition of the qualification development is defined as the condition of innovation. It is pointed out that the integrity of the conditions constitutes to the development of professional pedagogical qualification in the unity of self organization and raising qualification aspects.

Keywords: qualification development, conditions, management conditions, innovation.

Профессиональная педагогическая квалификация как интегративная характеристика специалиста находится в состоянии непрерывного развития, которое представляет собой единство самоорганизации и повышения квалификации. Вторая составляющая позволяет сделать вывод о том, что процесс развития профессиональной педагогической квалификации является управляемым. Внутренняя составляющая управления - это неосознаваемое и осознаваемое самоуправление педагога, которое основывается на его готовности к повышению своей квалификации. Последнее может быть явно наблюдаемо или изучено иными методами

исследования. Внешняя составляющая - это управление процессом повышения квалификации, которое является функцией управления и состоит в создании полной группы управленческих условий.

Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации является управленческой компетенцией тех субъектов, которые осуществляют управление и самоуправление повышением квалификации. Управление образованием представляет собой весьма сложную систему, охватывающую внешнее управление образовательной системой, самоуправление педагогических работников, самоуправление

учащихся, индивидуальную управленческую деятельность извне. В основе управления лежит особый вид взаимодействия людей -управленческое взаимодействие субъектов образования.

В управлении как процессе традиционно вычленяют ряд циклически повторяющихся этапов. Единицами цикла выступают следующие этапы.

Первый этап - целеполагание. Первый этап связан с ориентировкой, выбором направления управляющего воздействия. Второй этап - конструирование (разработка) управляющих воздействий. На этом этапе принимается управленческое решение о достижении поставленных целей. Здесь проектируются и вырабатываются средства, благодаря которым поставленные цели предполагается достичь. В частности, идет проектирование условий повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении. Этот этап - подготовительный к собственно реализации управления. Третий этап - реализация управляющего воздействия. На этом этапе управление сводится к созданию таких условий, которые обеспечивают повышение квалификации в инновации в ожидаемом направлении.

Субъектами управления могут быть сами педагоги, администрация в образовательном учреждении, а также внешние субъекты. Всем им принадлежит та или иная роль в создании условий развития квалификации. Прежде всего, следует выделить внутреннюю и внешнюю группы условий.

Внутренние условия - это направленность личности педагогов на повышение своей квалификацией в инновациях, а также готовность субъектов управления к управлению повышением квалификации в условиях инновации. Таким образом, в качестве внутренних условий выступают три вида готовности: готовность к инновационной деятельности, готовность к повышению своей квалификации и готовность к управлению повышением квалификации в инновациях.

На практике управлять - означает создавать внешние условия, обеспечивающие максимально возможное достижение поставленных целей. Внешние условия - это условия внешней среды, а главным образом -условия образовательного пространства. Основное необходимое условие, способствующее развитию профессиональной

педагогической квалификации - это условие инновации. Во-первых, новация как неизвестное ранее средство способствует возникновению новых компетенций по взаимодействию с новациями, преобладанию продуктивных видов деятельности в реализации профессиональных функций. В-вторых, на этапе возникновения инновации условия неопределенности и недостаточной регламентированности деятельности стимулируют педагогов к самостоятельному поиску методов взаимодействия с инновацией и к овладению ими. В-третьих, новизна условий, исполняемых компетенций, средств в образовании вызывает у педагогов потребность в таком развитии своей квалификации, чтобы ее уровень позволял ему осуществлять свои функции в условиях инновации. В-четвертых, в условия инновации обеспечивается понимание педагогом того, что у него отсутствует требуемый уровень готовности к осуществлению инновации. Педагог осознает необходимость его повышения до должного уровня, нужного ему для участия в инновации, у него возникает соответствующая потребность. В-пятых, инновации вызывают напряжение духовных, душевных, интеллектуальных, физических сил человека. Работа в таком режиме является условием качественных изменений квалификации педагога, в отличие от режима функционирования, когда квалификация может длительное время качественно не изменяться. Инновации же вызывают актуализация педагогом внутренних потенциалов и потребность в самосовершенствовании. В-шестых, инновации приводят к экспериментальному режиму функционирования образовательного учреждения. В этих условиях педагогу необходимо не только осуществлять свои педагогические компетенции, но и стать субъектом исследовательской деятельности. Для значительной части педагогов такая деятельность является инновационной. Для участия в ней необходимо развитие соответствующих аспектов квалификации.

Однако помещение педагога в условия инновации необходимо, но не достаточно для эффективного управления развитием квалификации. Необходима специальная организация внешних условий, обеспечение их полноты. Этого можно добиться соотнесением групп условий: нормативно-

регламентирующих, перспективно-ориенти-рующих, деятельностно-стимулирующих и информационно-коммуникативных, - с координатами образовательного пространства [3].

Нормативно-регламентирующие условия необходимы для того, чтобы обеспечить правовые основы повышения квалификации в инновациях. Состав этой группы условий представлен на рис. 1. Эти условия составляют своеобразную законодательную основу осуществления инновационной деятельности [1]. Сегодня в образовании имеются документы, регламентирующие инновационную деятельность в общеобразовательной школе. Создание нормативно-рег-ламентирующих условий развития квалификации педагогов в условиях образовательного учреждения предполагает: отбор или, в случае необходимости, разработку соответствующих нормативов,

подбор и создание соответствующего пакета документов, обеспечение внутреннего и внешнего документооборота. К числу соответствующих документов можно отнести пункты Закона «Об образовании», о дополнительном образовании, Приказ Минобразования России № 1221 от 18 июня 1997 «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», Приказ № 1780 «О повышении квалификации в 2009 году профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию», положения об экспериментальных площадках, программы развития образования в регионах и отдельных образовательных учреждениях.

Рис. 1. Содержание создания условий нормативно-регламентирующей группы

К их числу относятся документы об аттестации работников образования. В числе документационного обеспечения повышения квалификации - тарифно-квалификационные требования к разным категориям работников образования; признаки категорий.

В рамках самих образовательных учреждений такой законодательной основой может выступать Устав. Принятые целевые программы, программа развития образовательного учреждения и др. программы являются ориентировочной основой выстраивания индивидулаьно-синтезиро ванных программ повышения квалификации работников образовательного учреждения, наряду с федеральными документами.

Должно существовать документационное обеспечение повышения квалификации (в том числе, в инновациях), как на региональном, так и на внутриучрежденческом уровне. Существующие положения об экспериментальных площадках могут служить законодательной основой инноваций. Независимо от наличия статуса экспери-

ментальной площадки у образовательного учреждения, в нем должна иметься

документация, регламентирующая инновационную деятельность, права и обязанности всех работников образования, ожидаемые нагрузки и прочие нормативные характеристики. В частности, в документы включаются перечни должностных и

функциональных обязанностей не только всего персонала, но и отдельно - всех субъектов инновации. Часто в качестве такого документа выступает Устав.

Наряду с указанными условиями, существуют также и нормативные требования к общей нагрузке учащихся, гигиенические требования к учебному и педагогическому труду, которые также выступают нормативными ориентирами при проектировании и реализации повышения квалификации без отрыва от профессионально-педагогической деятельности.

Нормативно-регламентирующий аспект составляют , не только правовые основы, законодательная база, но и «негласные законы», общественные моральные нормы, сложившиеся в образовательных учреждениях взгляды и отношения к новаторам, инновационной деятельности, повышению квалификации, самосовершенствованию. В этом плане играют особую роль условия,

обеспечивающие положительный настрой в коллективе на инновации и на повышение квалификации, условия, подготавливающие общественное сознание к факту их необходимости, их возможного осуществления. В частности, этому способствуют: разработка системы мероприятий по обеспечению психологически благоприятного климата; разработка системы моральных поощрений участников инновации; обеспечение системы мероприятий по заботе о личностях субъектов и объектов инновации.

Таким образом, в соответствии с нормативно-регламентирующей координатой, целесообразно вычленить следующие условия этой группы, благоприятствующие становлению квалификации и препятствующие развитию профессиональных деформаций: правовые основы, законодательная база инновационной деятельности и повышения квалификации (на федеральном, региональном, внутриучрежденческом уровнях); моральные нормы, позитивное отношение к инновациям и повышению квалификации в образовательном учреждении; требования к профессионально-педагогической квалификации, функциональным обязанностям и нормативы профессиональной нагрузки; их корректировки в условиях и применительно к данной инновации; требования к образованности и нормативы учебной нагрузки.

Условия перспективно-ориентиругощей группы призваны обеспечивать направленность повышения квалификации в инновациях на определенные, социально обусловленные цели. Иными словами, они нужны для того, чтобы сблизить социальные и личные цели повышения квалификации педагогов. В первую очередь, имеется в виду согласование целей и направлений инновационной деятельности, в которой происходит повышение квалификации, с целями развития образовательного учреждения. Предупреждению профессиональных деформаций и становлению профессионально-педагогической квалификации способствует согласование личных целей самосовершенствования педагогов с целями развития образовательного учреждения. Таким образом, создание условий перс-пективно-целевой группы в основном сводится к созданию программы развития образовательного учреждения, в также различных целевых программ, согла-

совывакяцих цели и ожидаемые результаты развития образовательного учреждения, развития квалификации каждого педагога и реализуемой инновации (рис. 2).

В состав программы развития входят:

• характеристика начального состояния образовательной (под-) системы в рамках образовательного учреждения;

• ведущая цель преобразований в образовательном учреждении и ожидаемые в ходе преобразований результаты;

• объективно возникшие тенденции и обоснованные направления преобразования в образовательном учреждении;

• система мер, направленных на реализацию проектируемых преобразований;

• этапы реализации преобразований;

• координация содержания деятельности и функций субъектов реализации программы развития;

• способы, методики, инструментарий и этапность диагностирования реализации программы развития.

Это обусловливает состав группы условий перспективно-ориентирующей группы.

Обобщая, можно утверждать, что создание перспективно-ориентирующих условий сводится к осуществлению следующих направлений деятельности: выявление тенденций развития образовательного учреждения и потребностей самосовершенствования педагогов; согласование целей всех субъектов (включая коллективные), заинтересованных в повышении квалификации педагогических кадров; разработка стратегии развития образовательного учреждения и квалификации сотрудников, прогнозов и программ на перспективу.

Деятельностно-стимулирующие условия создаются для того, чтобы, с одной стороны, привлечь педагогов к повышению квалификации в инновации, а с другой, - чтобы обеспечить саму возможность ее благоприятного протекания. Эти функции условий деятельностно-стимулирующей группы находят отражение в ее составе (рис. 3).

Создание условий перспективно-ориентирующей группы

Диагностирование начального состояния образовательной системы

і

Прогнозирование и синтез целей развития

у V

Разработка программ развития и целевых программ

а *

н О

«

к

я

8

о

со

и

о

и

§

СО

и

о

й"

м

О

Е

О

&

Рис. 2. Содержание создания условий перспективно-ориентирующей группы

Создание условий деятельностно-стимулирующей группы

1 Г 1 Г 1 Г 1 г У г л Г

^ V

Рис. 3. Содержание создания условий деятельностно-стимулирующей группы

Каждая составляющая группы деятель-ностао-ориентирующих условий, в свою очередь, также охватывает большое их число. При их характеристике будем иметь в виде следующие аспекты. Во-первых, для осуществления повышения квалификации в инновации важна психологическая готовность субъектов. Во-вторых, непременным условием участия в инновации является достаточность их квалификации (готовности к осуществлению инновации). Недостаточность квалификации обусловливает цели личносгно ориентированного повышения квалификации. В-третьих, повышение квалификации в инновации должно быть всесторонне обеспечено (оборудованием, литературой, как научной, так и методической, организованной помощью консультантов, наставников, методистов и т.д.).

В этой группе значительная роль

принадлежит условиям, стимулирующим участие в инновациях. С этой целью применяются известные в педагогике методы стимулирования. Прежде всего, многие субъекты инновации нуждаются в разъяснении значимости инновации, ее

ожидаемых результатов, особенностей ее протекания. Это требует организации

семинаров, курсов, бесед с педагогами, в том числе, и индивидуальных.

Стимулирующее воздействие имеют и грамотная организация труда педагогов, и забота об их быте, и поощрение

инновационной деятельности, и уверенность со стороны новаторов в их поддержке администрацией школы. Это обеспечивается наличием правовой основы индивидуальной и

обеспечением системы ее стимулирования (разработкой мер морального и материального поощрения), созданием материально-бытовых условий, которые позволили бы педагогам сосредоточить свое внимание на повышении квалификации, не отвлекаясь на решение вспомогательных вопросов.

Образовательные учреждения находят и различные пути поощрения педагогов, ведущих инйовационную деятельность и повышающих при этом свою профессионально-педагогическую квалификацию. Среди них заслуживают внимания такие меры, как введение дифференцированной оплаты педагогического труда, оплата отдельных видов работ, выполненных в системе инновации (осуществление разработок, докладов, проведение открытых уроков в инновационном режиме и проч.), премирование, выделение дополнительных отпусков, в том числе, - творческих, для педагогов-новаторов и др.

Наряду с этим важен и благоприятный психологический климат для всех педагогов, уделяющих внимание непрерывному повышению своей квалификации. Важно создать положительное эмоциональное отношение субъектов к этому виду деятельности. Для обеспечения благоприятствующего психологического климата в коллективе возможно использование уже упомянутых выше специальных курсов или разовых мероприятий, в ходе которых проводится мысль о неизбежности, необходимости, целесообразности инновационной деятельности, о ее трудоемкости, с одной стороны, а также о необходимости прогрессивного развития квалификации педагогов, - с другой стороны. Такого рода меры способствую созданию внутренних условий развития квалификации, поскольку они благоприятствуют развитию готовности к повышению педагогами квалификации и готовности к инновационной деятельности..

Не всегда такие мероприятия должны носить упреждающий характер. Это могут быть систематически действующие научно-методические семинары, работающие в рамках проблематики образовательного учреждения. На них может осуществляться и подготовка кадров к реализации программы развития, и разъяснение всех перспектив, и отслеживание хода инновационной деятельности, и взаимооценивание. Инновация

преподносится участникам образования как условие развития образовательной сферы и образовательного учреждения, в частности, средство выполнения заказа общества, как необходимый аспект профессиональной педагогической деятельности. Следует обращать внимание и на разъяснение роли инновационной деятельности для роста профессионально-педагогической квалификации.

Люди в силу природных, особенностей и сложившихся убеждений имеют разное отношение к инновациям. Среди них встречаются и ярые сторонники всего нового, и противники новаций, и люди, в разумных пределах допускающие возникновение некоторых новшеств в образовании (новаторы, энтузиасты, рационалисты, нейтралы, скептики, консерваторы и ретрограды). Каждая категория требует определенного подхода в деле разъяснения значимости инновационной деятельности. Каждая категория может выполнять в инновации разные функции: от управления, организации инноваций, их координации, научного руководства ими, до выполнения простых технических операций, внедрения уже апробированных и ставших привычными элементов инноваций. Диагностирование состояний готовности к инновационной деятельности и выяснение индивидуальных склонностей педагогов к тем или иным аспектам инновационной деятельности может оказаться полезным для их вовлечения в такие виды деятельностей, которые окажутся наиболее приемлемыми для них, и, следовательно, будут осуществляться более заинтересованно, активно и целенаправленно.

Повышение квалификации в инновациях сопряжено с высокими нагрузками, часто - с перегрузками. Поэтому следует остановиться на медицинском обеспечении инновации. В нем можно выделить две главные стороны. Первая - обеспечение безопасности для здоровья учащихся. Инновационная деятельность педагога связана с осуществлением педагогических экспериментов, в которых учащиеся выступают как испытуемые. Они помещаются в новые, непривычные для них и часто не апробированные в практике педагогики условия. В образовательный процесс вводится экспериментальный фактор. Часто цель исследователя состоит в выявлении воздействий этого фактора на личность, здоровье и другие стороны

человека в образовании (учащегося). Очевидно, что учащиеся - участники эксперимента, возможно, получают негативные воздействия, которые проявятся не только в недостаточности присвоения образованности, но отразятся и на их психическом и физическом здоровье. Учитывая, что такова специфика педагогического исследования, и что без педагогического исследования в ходе инновации обойтись невозможно, следует позаботиться о том, чтобы исследование принесло субъектам как можно меньший вред. Один из путей здесь - разработка технологии инновационной деятельности, основанной * на щадящем режиме. Предлагаемая технология представляет собой последовательность шагов, первый из которых предполагают «бездетную» апробацию (метод экспертных оценок), следующий предполагает апробацию с участием малой группы учащихся, имеющих устойчивую психику, не имеющих существенных отклонений в состоянии физического здоровья, а заключительный шаг апробации осуществляется в достаточно массовом педагогическом эксперименте. Соответствующая трехшаговая технология предшествует нововведению. При этом не каждую новацию следует внедрять после апробации, а лишь такую, эффективность, целесообразность и безопасность которой была доказана в процессе апробации.

Добавим также, что должен существовать и заслон для тех педагогов, которые не в силах грамотно и безопасно для здоровья и образованности учащихся выполнять исследования. Прежде всего, целесообразно обеспечить информированность в области теории и практики исследования всех педагогов — субъектов инновации. Существуют требования к использованию всех методов исследования, границы и условия их применения. Они излагаются в литературе по теории и методике психолого-педагогического и социологического исследования. Ознакомление работников образования с такой литературой можно осуществлять в разных формах. Осведомленность педагога в данной сфере - одно из условий безопасности его инновационной деятельности для учащихся. Следует учитывать и другие стороны профессиональной педагогической квалификации субъекта исследования, оценивать уровень сформированное™ у него свойства

«готовность к осуществлению инновации» в целом.

Вторая сторона - обеспечение

безопасности здоровья педагогов - субъектов инновации. Для них следует, во-первых, организовать нормальные условия труда и отдыха в рамках образовательного учреждения. Известно, что перегрузки, характерные для инноваций, могут вызывать профессиональные деформации.

Немаловажно и здесь говорить о создании благоприятствующего психологического климата для деятельности педагогов в

коллективе, поскольку психологический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комфорт (или, наоборот, дискомфорт) непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Для предупреждения заболеваемости в образовательном учреждении должен быть организован систематический контроль над состоянием здоровья как педагогов, так и учащихся. Следует также учитывать и повышенную загруженность педагогов, активно осуществляющих инновационную деятельность, при распределении других функциональных обязанностей в образовательном учреждении.

Создание материально-бытового обеспечения инновации также является важным условием деятельностно-стимулирующей группы. Ведь, с одной стороны, в число условий входит создание базы для нормального труда и отдыха учителей. С другой стороны, обеспечивается наличие материальных средств, необходимых в самой инновационной деятельности. Еще одна сторона, на которую мы уже ранее обратили внимание, - усиление материального поощрения педагогов — субъектов инновации. Этот аспект связан не только с созданием дополнительного стимула педагогам для инновационной деятельности, но имеет и другие важные функции: социальное признание важности инновационной деятельности, улучшение условий жизнедеятельности, возможность освобождения времени на исследования за счет отказа от других видов работ и проч.

Информационный обмен является неотъемлемым признаком образования. Без него образование невозможно в принципе. Следует отметить два главных аспекта информационного обмена в образовании. С одной стороны, это - обмен информацией между образовательными системами. Любая

образовательная система является носителем сведений. Эти сведения, поступая из системы-носителя, накапливаются в образовательном пространстве. Вследствие этого они становятся доступными для их восприятия другими образовательными системами. Полезные сведения усваиваются другими образовательными системами. Так происходит информационный обмен между образовательными системами. При этом возникают и, соответственно, воспринимаются не только сведения, присущие той или иной образовательной системе. Наряду с ними появляются сведения о том, как происходит этот взаимообмен, о других закономерностях в образовательном пространстве, о его связях в социосфере. Все эти сведения могут стать информационно полезными для образовательных систем и для отдельных субъектов образования. -В частности, таким образом осуществляется обмен передовым педагогическим опытом, так происходит распространение, широкое внедрение новаций в других образовательных учреждениях.

С другой стороны, происходит обмен сведениями между субъектами образования (инновации, в частности). В информационном обмене просматриваются две стороны, каждая из которых имеет ярко выраженные особенности. С одной стороны, это обмен информацией между учащимися и педагогами. Здесь, в свою очередь, можно говорить, во-первых, о передаче учащимся информации о достижениях человеческой науки и культуры, о присвоении ими образованности. Сами пути их образованности при этом часто являются инновационными. Программа развития образовательного учреждения содержит в себе проектируемые требования к образованности, профессионально-педагогической квалификации, осуществлению образовательных процессов. Для ее реализации на практике необходимо определенное содержание (учебно-самообразовательного материала, педагогической деятельности, управленческой деятельности). Соответствующие сведения и поступают для освоения учащимися. Это не только сведения о достижениях мировой культуры, но и сведения о процедурах осуществления образовательных процессов. Во-вторых, педагоги также систематически получают необходимую им информацию: об

особенностях учащихся, об их потребностях, способностях, индивидуальных особенностях,

достигнутых уровнях образованности, о протекании инновационных образовательных процессов. Полезная информация поступает и от самих учащихся, и извлекается педагогами путем специальных видов деятельности, с применением методов диагностирования, исследования.

С другой стороны, идет обмен информацией между педагогами-коллегами. Здесь первостепенный интерес представляют сведения о протекании инновации. Каждый из субъектов инновации решает свои социально значимые задачи, имеет свой участок работы. Информационный обмен служит для создания представлений об общем ходе инновации у всех ее участников.

Движение информационных потоков подчиняется своим закономерностям. В частности, И.М. Грушко, В.И. Крутов и В.В. Попов предлагают использовать принципы организации работы с людьми, которые, на наш взгляд, предупреждают возникновение многих отрицательных реакций в инновации со стороны педагогов [2]. Это с одной стороны. С другой стороны, они способствуют повышению информированности коллектива о ходе инновации на всех ее этапах. С третьей стороны, их претворение в практику повышения квалификации способствует росту готовности как к повышению квалификации в силу большей осознанности проблемы, так и к инновационной деятельности.

Принцип информированности о существе проблемы означает, что коллектив образовательного учреждения должен быть осведомлен о решении осуществлять инновацию. Необходимо поставить людей в известность о сути новации, о том, с какой целью она вводится, что принесет инновационная деятельность всем субъектам образовательных процессов. Более того, целесообразно так повести подготовку коллектива, чтобы решение о новшествах постепенно зрело в умах людей, чтобы к мысли о необходимости изменений в данной сфере люди пришли самостоятельно. Такой подход связан с реализацией принципа инициативы снизу. Одновременно педагогам следует разъяснить, что осуществление «чистого» педагогического эксперимента -задача очень сложная, в силу того, что практически невозможно ограничить воздействия на субъектов инновации только тех условий и факторов, которые заложены в нее.

Очевидно, что воздействия на личность многообразны и не поддаются учету в полной мере. Это приводит к тому, что ожидаемые результаты инновации, заложенные в проекте, могут не проявиться на практике. Достижение результатов, близких к ожидаемым, возможно лишь после неоднократной коррекции проекта. Повышение квалификации в инновации характеризуется также большими затратами сил и времени педагога. Принцип превентивной оценки работы предполагает ознакомление всех субъектов с прогнозируемыми, возможными трудностями. Принцип тотальности означает целесообразность вовлечения всего коллектива в последовательную реализации индиви-дуально-синтезируемой программы повышения квалификации в инновации. Наряду с группой, занятой проектированием и реализацией новации, будет существовать группа педагогов, которым может быть доверена техническая работа, на репродуктивном уровне, без непосредственного контакта с испытуемыми. Такое тотальное вовлечение всего коллектива в инновацию снимет многие разногласия, настроит педагогов на единодушный лад, будет способствовать положительному эмоциональному настрою субъектов по отношению к новации. Согласно принципу перманентного информирования педагоги коллектива, в котором реализуется новация, должны быть осведомлены о ходе всех работ, о протекании всех этапов инновации. Этой цели может служить периодическая отчетность субъектов инновационных процессов, проведение научно-практических конференций по проблеме новации, устройство информационно-отчетных выставок и проч. В соответствии с принципом непрерывности действий каждый очередной этап инновации и повышения квалификации в инновации должен органически вытекать из предыдущего. Целесообразно реализовывать этот принцип для каждого субъекта инновации, чтобы не исключать его из общей системы инновации. Закладывается такой подход к инновационной деятельности на этапе проектирования и координации деятельности субъектов инновации. Укажем также на необходимость принципа учета типологических особенностей личности субъектов инновации по основанию

«отношение к новации» при распределении функциональных обязанностей педагогов.

Движение информационных потоков в повышении квалификации предполагает наличие коммуникаций. Коммуникации имеют большое значение. «Вертикальные» коммуникации между административным звеном и другими работниками образовательного учреждения, например, нужны для управления повышением квалификации в инновационной деятельности, для ее стимулирования, контроля, оценки и проч. «Горизонтальные» коммуникации помогают субъектам повышения квалификации представить себе целостную картину инновации, знакомят с достижениями коллег, являются стимулирующим фактором. В образовании имеют место различные коммуникации: преобладает межличностная коммуникация; развиваются технические средства обмена информацией и управленческого взаимодействия в образовании. Коммуникации могут служить средства-носители другой природы. К ним относятся, в первую очередь, печатные материалы, содержание информацию о деятельности педагогов, видеоматериалы и др.

Для обеспечения работников образования необходимыми для повышения квалификации и участия в инновации сведениями, в образовательном учреждении может быть создается система диагностирования, мониторинга состояний (образованности, квалификации, здоровья субъектов etc.). Получение объективных сведений, с разных сторон характеризующих инновационные процессы, возможно путем снятия статистических данных (опросными методами, тестированием и другими подходящими исследовательскими методами). С этой целью создаются информационные отделы и психологические службы образовательного учреждения.

Движение информационных потоков, специально организованное, повышает скоординированность всех субъектов повышения квалификации в инновации. Координация направлена на единение разрозненных по содержанию, целям, составу операций деятельностей и взаимодействий субъектов повышения квалификации в инновации. Координация многоаспектна. Имеется в виду как координация действий всех субъектов в системе инновации, так и координация функционирования системы, деятельности всех субъектов с функционированием мета-

системы, ее согласованность с образовательным пространством. Перечислим некоторые важные аспекты координации:

• определение банка целей и задач повышения квалификации;

• формирование банка целей и задач инновационной деятельности;

• составление банков профессионально значимых заданий;

• диагностирование функциональных возможностей субъектов инновации;

• диагностирование потребностей в самосовершенствовании;

• диагностирование направлений самосовершенствования;

• распределение людских ресурсов с учетом их индивидуальных склонностей, возможностей, потребностей, родов деятельности, исполняемых компетенций;

• распределение функциональных обязанностей субъектов инновации;

• установление соотношения между инновационной, образовательной, исследовательской деятельностями в коллективе педагогов и повышением квалификации;

• координация содержания, людских ресурсов, материальных ресурсов и функциональных обязанностей педагогов в рамках отдельных этапов реализации программы развития, индивидуальных планов профессиональной деятельности, индивидуально-синтезированных программ повышения квалификации.

Внутри системы координация необходима для нормального согласованного взаимодействия субъектов, для избегания параллелизма в работе, для обеспечения этапности и преемственности инновационной деятельности. В основе координации лежит программа развития образовательного учреждения, в соответствии с которой определены: система целей повышения квалификации, система целей инновационной деятельности, содержание повышения квалификации, субъекты инновации и функции каждого из субъектов, эт^пы ее реализации, методы и средства, соответствующие этапу.

Координацию повышения квалификации в инновации осуществляют составители программы развития, ее отдельных разделов, представители администрации, отвечающие за научно-методическую работу, др. специалисты. Координационная деятельность может происходить и при участии рядовых

сотрудников на уровне разрешения частных проблем. Координация может осуществляться посредством координационных планов и программ, системы приказов, перечней функциональных обязанностей и проч. Координации способствует действующий в образовательном учреясдении документооборот, а также информационный обмен.

Условия коммуникативно-информационной группы выполняют функции обеспечения движения необходимых для повышения квалификации информационных потоков, адекватных средств коммуникации и скоординированности деятельности всех субъектов повышения квалификации. Выполнению этих функций способствует следующий состав условий этой группы (рис. 4). Создание условий коммуникативноинформационной группы, прежде всего, состоит в обеспечении возможности продуктивного общения между субъектами повышения квалификации, предоставление при этом всех необходимых для них средств и информационной базы для реализации инновации и роста педагогической квалификации.

Систематизация условий на практике означает их структурирование в соответствии с целью повышения квалификации в инновации. Оно проявляется в согласованности воздействий всех групп условий и рационализации соотношений между ними в плане достижения цели. Согласование осуществляется путем реализации каждой группой условий системообразующих функций.

Системные функции условий норма-тивно-регламентирующей группы:

• отграничивают права и обязанности субъектов повышения квалификации в инновации;

• регламентируют квалификационные требования к субъектам инновации;

• устанавливают нормативные нагрузки участников повышения квалификации в инновациях;

• регламентируют организационные формы реализации инноваций;

• регламентируют реализацию мероприятий, связанных с осуществлением инноваций разных видов;

• регламентируют взаимоотношения субъектов повышения квалификации и субъектов инновации;

• нормируют требования к условиям всех групп.

Системные функции условий перспек-тивно-ориентирующей группы:

• обеспечивают согласованность целей субъектов в образовательном учреждений;

• обеспечивают востребованность повышения квалификации в инновациях со стороны субъектов образовательного учреждения;

• программируют реализацию всех групп условий.

Системные функции условий деятель-ностно-стимулирующей группы:

• создают благоприятный психологический настрой на повышение квалификации в инновациях и благожелательное отношение к их субъектам в образовательном учреждении;

• способствуют привлечению, стимулированию субъектов к инновациям;

• повышают готовность педагогам к инновационной деятельности и к повышению квалификации;

• создают всестороннее обеспечение повышения квалификации и инноваций;

• способствуют сохранению здоровья и самореализации субъектов повышения квалификации в инновации.

Системные функции условий ком-муникативно-информационной группы:

• обеспечивают внутреннюю готовность субъектов к повышению квалификации в ин-

новациях, достижение необходимых для этого уровня образованности и профессиональной педагогической квалификации;

• обеспечивают субъектов повышения квалификации необходимыми информационными средствами;

• обеспечивают коммуникации и взаимопонимание между субъектами исследований, между субъектами инноваций и другими членами педагогических и ученических коллективов;

• способствуют педагогическому партнерству, укрепляется сплоченность педагогического коллектива;

• способствуют скоординированной реализации программ повышения квалификации и инноваций;

• объединяют отдельные индивидуальные исследования на основе единых инновационных направлений;

• обеспечивают осуществление преемственности и взаимодополняемости в инновациях;

• обеспечивают возможность непрерывного контроля за ходом повышения квалификации в инновациях и состоянием его субъектов и испытуемых путем диагностирования и систематического обмена информацией.

Создание условий коммуникативно-информационной группы

Содержательное обеспечение повышения квалификации педагогов

X

Обеспечение информационного обмена между субъектами повышения квалификации в инновации

ЙЙ сЗ

(і) З 1-І

її

М §

(Я *

* 5

н к

О И Ю

св Я Он В

ЙмО «

Рн О В

» 2 ч и

м -а

се с?

л 2

ж 09 О

Й й о Ю

2 о §

£ в

V Я В 8 о » о о

в

і

о

а*

£

а>

їґ к о §

8 в 8 § ю 9 о 3

О) и О о

й и

В К) о и

§■ & •в*

И

К

э а 3 о

я •©<

Й 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■& Й К 0

§ і § I

а.

«

Л Ґ

ЕЗ 3 Я в я щ в <и сс

н * о *© и И ° 5-

О £

Ь*

* § 3 § 0 § 8 І I

3 I о

3

6 § V© о «

5

Ч

а.

о

§

и

“V" N

Координация деятельности субъектов повышения квалификации уу ___________,____У

ТИ1Г1

£ I

И (Ч ш о

У V

*

и

& I ІІІ&

§ «

а. т

3 3

Рн £)

У V.

я

*

н

о

*8

Он

і

г

В і * &

0 О

1 &

й В <и В

В 2 § & о н

«я

«

Рис. 4. Содержание создания коммуникативно-информационных условий

____________________________________________профессиональной педагогической квалификации...

доступности и трудности инноваций для педагогов.

Наряду с присущими разным группам условий функциями, обеспечивающими систематизацию условий всех групп в соответствии с двуединой целью, мы вычленили управленческие условия регулирующего плана. В их числе назовем: соответствие целевого назначения инноваций потребностям педагогов, образовательного учреждения, региона, общества в целом; согласование целей инновации с целями программы развития образовательного учреждения; систематическое повышение готовности педагогов к осуществлению инновации; оптимальное сочетание

Литература

1. Котлярова, И.О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении / под ред. Г.Н Серикова. - Челябинск: ЮУрГУ, 1998. -129 с.

2. Крутов, В.И Основы научных исследований / В.И. Крутов, ИМ. Грушко, В.В. Попов. -М.: Высш. шк., 1989. - 399 с.

3. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н Сериков. Кур,'ап: Зауралье, 1997. - 464 с.

Поступила в редакцию 7 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.