Научная статья на тему 'Создание условий для конкурентоспособного развития малого бизнеса в России'

Создание условий для конкурентоспособного развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1039
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ / SMALL BUSINESS / COMPETITIVENESS / STATE SUPPORT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна, Брылякова Ольга Александровна

В современной России с рыночной экономикой становление и развитие предпринимательства является закономерным и объективным процессом. Малое предпринимательство существует как самостоятельный сектор рыночной экономики, обеспечивая базовые потребности национального хозяйства. Широкое движение к общественному признанию частной собственности в современных рыночных отношениях способствует проявлению предприимчивости, рискованности, действенности. В России малое предпринимательство, несмотря на уже довольно длительный срок формирования рыночных отношений, только набирает обороты, и его возможности неисчерпаемы. Именно в малом бизнесе заложен огромный потенциал, играющий несомненную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития общества. Государственная поддержка малого бизнеса актуальна в современной действительности, поскольку малый бизнес наиболее уязвим и в то же время способен к наиболее динамичному развитию. Существующие меры государственной поддержки построены в соответствии с принципами, указанными в законодательстве, обширны и многогранны. Тем не менее, присутствует ряд недостатков, преодоление которых способно повысить эффективность государственной поддержки субъектов малого бизнеса. В данной статье анализируется эффективность существующей государственной поддержки малого бизнеса, подчеркивается социальная значимость малого предпринимательства, рассматриваются основные тенденции его развития; указываются основные условия для конкурентоспособного развития малого предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR COMPETITIVE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA

In modern Russia with market economy, formation and development of business is natural and objective process. Small business exists as independent sector of market economy, providing basic requirements of national economy. The broad movement to public recognition of a private property in the modern market relations promotes manifestation of enterprise, riskiness, effectiveness. Small business in Russia, despite already quite long term of formation of the market relations, only gains steam, and its opportunities are inexhaustible. In small business, the huge potential playing an undoubted role in ensuring stability of social and economic development of society is put. The state support of small business is actual in modern reality as small business is most vulnerable and capable to the most dynamic development. The existing measures of the state support are constructed according to the principles specified in the legislation are extensive and many-sided. Nevertheless, there is a number of shortcomings which overcoming is capable to increase efficiency of the state support of subjects of small business. In this article the efficiency of the existing state support of small business is analyzed, the social importance of small business is emphasized, the main tendencies of its development are considered; the main conditions for competitive development of small business are specified

Текст научной работы на тему «Создание условий для конкурентоспособного развития малого бизнеса в России»

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

1

УДК 330.59 UDC 330.59

08.00.00 Экономические науки Economics

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ CREATING CONDITIONS FOR COMPETITIVE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор Klimova Natalia Vladimirovna Doctor of Economic science, professor

Брылякова Ольга Александровна студентка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия Brylyakova Olga Alexsandrovna student of the Economics department Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

В современной России с рыночной экономикой становление и развитие предпринимательства является закономерным и объективным процессом. Малое предпринимательство существует как самостоятельный сектор рыночной экономики, обеспечивая базовые потребности национального хозяйства. Широкое движение к общественному признанию частной собственности в современных рыночных отношениях способствует проявлению предприимчивости, рискованности, действенности. В России малое предпринимательство, несмотря на уже довольно длительный срок формирования рыночных отношений, только набирает обороты, и его возможности неисчерпаемы. Именно в малом бизнесе заложен огромный потенциал, играющий несомненную роль в обеспечении стабильности социальноэкономического развития общества. Г осударствен-ная поддержка малого бизнеса актуальна в современной действительности, поскольку малый бизнес наиболее уязвим и в то же время способен к наиболее динамичному развитию. Существующие меры государственной поддержки построены в соответствии с принципами, указанными в законодательстве, обширны и многогранны. Тем не менее, присутствует ряд недостатков, преодоление которых способно повысить эффективность государственной поддержки субъектов малого бизнеса. В данной статье анализируется эффективность существующей государственной поддержки малого бизнеса, подчеркивается социальная значимость малого предпринимательства, рассматриваются основные тенденции его развития; указываются основные условия для конкурентоспособного развития малого предпринимательства In modern Russia with market economy, formation and development of business is natural and objective process. Small business exists as independent sector of market economy, providing basic requirements of national economy. The broad movement to public recognition of a private property in the modern market relations promotes manifestation of enterprise, riskiness, effectiveness. Small business in Russia, despite already quite long term of formation of the market relations, only gains steam, and its opportunities are inexhaustible. In small business, the huge potential playing an undoubted role in ensuring stability of social and economic development of society is put. The state support of small business is actual in modern reality as small business is most vulnerable and capable to the most dynamic development. The existing measures of the state support are constructed according to the principles specified in the legislation are extensive and many-sided. Nevertheless, there is a number of shortcomings which overcoming is capable to increase efficiency of the state support of subjects of small business. In this article the efficiency of the existing state support of small business is analyzed, the social importance of small business is emphasized, the main tendencies of its development are considered; the main conditions for competitive development of small business are specified

Ключевые слова: МАЛЫЙ БИЗНЕС, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ Keywords: SMALL BUSINESS, COMPETITIVENESS, STATE SUPPORT, DEVELOPMENT

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

2

Анализ состояния экономики в России показывает, что низкая конкурентоспособность российского бизнеса ведет к повышению зависимости российской экономики от зарубежных производителей и влечет за собой ряд негативных социальных последствий. Предприятия малого бизнеса являются важной составляющей экономики России, что, в первую очередь, обусловлено такими их преимуществами, как высокая мобильность производства, чуткость к потребностям рынка и возможность максимальной ориентации на конечного потребителя. В последнее время вопросам конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, конечно, и уделяется внимание со стороны государства (совершенствуется законодательная база в области развития малого бизнеса, разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки предприятий малого бизнеса), но как показывает практика этих мер недостаточно.

Малый бизнес может стать постоянно развивающимся сектором, который способен оказать значительное влияние на макроэкономическую сферу, как в зарубежных странах. Он содействует расширению занятости, а также увеличивает действенность рыночных механизмов, препятствуя проявлению монополизма. В России слабо развита система обеспечения условий для создания, развития и функционирования конкурентоспособного малого бизнеса. Решение проблем, связанных с созданием данных условий, требует активного воздействия со стороны государства, этим и обусловлена актуальность темы изучения.

По данным Росстата, в РФ в 2014 г. функционировало 2103780 малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 10 млн. человек. Тем не менее, часть малого бизнеса в ВВП не превосходит 21%, в то время как в остальных странах этот показатель превосходит 50%. Можно отметить, что пока только одна четвертая часть работающих россиян задействована в малом бизнесе. К 2020 году часть малого предпринимательства в ВВП России по прогнозам составит 50%.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

3

На рисунке 1, можно увидеть динамику регистрации индивидуальных предпринимателей в 2013-2014 гг., и распределение категорий субъектов малого бизнеса в 2014 г. по видам экономической деятельности [6].

дгмвы -днем мояп. «и i i j | ! ! !

Рисунок 1 - Динамика регистрации индивидуальных предпринимателей в 2013-2014 гг.

Как видно из рисунка 1, из ведущих и наиболее распространенных отраслей малого предпринимательства занимает торговля - 30%. По данным из Росстата, в области торговли трудятся около 2,6 млн. предпринимателей [6].

На рисунке 2 представлено распределение отдельных показателей деятельности малых предприятий по федеральным округам в 2014 г.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

4

По итогам 2014 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по России повысилась на 1,5% и составила 10789,7 тыс. человек.

Малые предприятия (включая микропредприятия)

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

►++<141++< ►++<. .’.++< 4,7 ♦♦Г - ■♦♦♦ ■+++»»+++ 4,2 np0,6g

^vvv94vvv

ГУУУ - - XXX 18,1 2,6 21,3 18,7 щщ 10,6 Й

Ш^7,5^ -i-i-z-16,0:-:-: 2,7

>y>27,7>V> шш Й§

4,0

2,7

Количество предприятий Средняя численность Оборот предприятий

работников списочного состава (без внешних совместителей)

В Центральный федеральный округ В Южный федеральный округ □ Приволжский федеральный округ В Сибирский федеральный округ

□Северо-Западный федеральный округ □Северо-Кавказский федеральный округ □ Уральский федеральный округ ■Дальневосточный федеральный округ

Рисунок 2 - Распределение отдельных показателей деятельности малых предприятий по федеральным округам в 2014 г.

Самая высокая доля малых предприятий приходится на Центральный Федеральный округ (27,7%) и на Приволжский Федеральный округ (18,1%).

Далее рассмотрим удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций по видам экономической деятельности в 2014 г., который представлен на рисунке 3.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

5

Можно заметить, что удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за 2014 г. увеличился и составил 14,1%. Наиболее привлекательными отраслями для малого предпринимательства являются: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых изделий, где сосредоточено 57,8% численности работников, строительство - 51,4%, гостиницы и рестораны - 53,5%.

Всего

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,6

Г Г Г Г Г Г Г Г I 1

11,8

I. I. I. I. I. I. I. I. I. I. I.

1 3,3

Э5,0 ■ Средние предприятия □ Малые предприятия

■ 6,3 "ХОН 20,8 'Х'!|51,4

■1 6,8 vX'X'X'X'X'

■ 4,4

I 2,9

| 2,3

T-:-:-:-:i16,2

| 3,2

■ХХХ'Х'Х'Х'Х'145,9

1,2

УУУ.,] 15,5

—I---1----1---1----1---1---1----1-----1---1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

процентов

17,4

Рисунок 3 - Удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций по видам экономической деятельности в 2014 г.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

6

Чтобы обеспечить конкурентоспособность малого бизнеса, надо сформировать соответствующие адекватные направления экономической политики. Известно, что государство и его институты - это субъекты экономической политики [2].

Правовое и организационное укрепление новых производственных отношений считается одной из экономических функций страны. При этом, его значение для упрочнения малого предпринимательства велико. Существует два варианта того, как государство поддерживает малый бизнес.

Первый вариант заключается в обширном государственном регулировании деятельности малых предприятий. Второй вариант предусматривает смягченное регулирование рыночных условий с тем, чтобы складывающаяся конкуренция самостоятельно продиктовала «кто должен существовать» в качестве субъекта хозяйствования на рынке[1].

Первый вариант, который создает «тепличные» условия и не формирует нужных стимулов к развитию, все-таки выражает объективную действительность наших дней и экономически целесообразен на стадии, когда малый бизнес появляется в рыночной экономике.

Наиболее действенным компонентом экономической деятельности в России можно считать второй вариант. Он способен скрывать недостатки первого. Можно отметить, что в настоящее время эти два варианта могут дополнять друг друга и соответствовать разным этапам становления рыночных отношений.

Существует такие обстоятельства, по которым малому предпринимательству необходима поддержка первого варианта. Важнейшая беда малых предприятий не в том, что они небольшие по размерам, а в том, что они своего рода одиноки. Нельзя забывать о том, что малые предприятия малы и остро чувствуют ограниченность в ресурсах: в капитале, где возможности для займа и кредита значительно ограничены; в труде, где работники часто являются неквалифицированными как на уровне управления, так и

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на уровне исполнения; в информации - так как дефицит необходимой информации существует по всем направлениям, он весьма усложняет конкурентоспособность, а иногда даже просто выживание малого предприятия

[3].

Рассмотрим направления и формы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах, которые представлены в таблице 1 [5].

Необходимо отметить, что во многих странах существуют специальные фонды государственной помощи малого предпринимательства. К примеру, в Японии выделяется 2-3 млрд. долл. на данные цели.

Таблица 1 - Направления и формы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.

Страна Направления поддержки МБ Формы поддержки МБ

ЕС 1) Закрепление единого внутреннего рынка Европейского союза; 2) Ликвидация административных барьеров для ведения малого бизнеса; 3) Стандартизация законодательной базы; 4) Усиление взаимодействия стран Европейского союза для эффективного экономического сотрудничества с другими государствами. 1) Организована сеть государственных организаций по регулированию развития и поддержке малого бизнеса. 2) В каждой стране Европейского союза политика по развитию малого бизнеса создается министерствами экономики, занятости, промышленности и торговли. 3) Государственные учреждения занимаются тем, что обучают и повышают квалификацию, консультируют кадры.

США 1) Налажена система постоянного государственного регулирования и поддержки предприятий малого бизнеса; 2) Существует выработанная система государственных заказов; 3) Государство предоставляет гарантии по обеспечению кредитов для малого бизнеса; Согласно «Закону о малом бизнесе», для него предоставляется доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, консультационной, технической и организационной помощи.

Япония 1) Предоставление выполнения антимонопольного законодательства; 2) Установление льгот для малого бизнеса; 3) Регулировка цен на продукцию, выпускаемую предприятиями 1) Действуют правительственные организации поддержки малого бизнеса. 2) Законодательно определен статус предприятий малого бизнеса.

Источник данных: Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. - 2013. - №4. - 177-181 с.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

8

Одной из главных проблем малого бизнеса в России - кредитование. Если невозможно получить кредит, то способность конкурировать с другими предприятиями полностью исключается [4].

В то время, как во многих зарубежных странах малому предпринимательству предоставляется серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды.

Направления поддержки малого бизнеса в России представлены на рисунке 4 [2].

Рисунок 4 - Направления поддержки малого бизнеса в РФ

В России, для поддержки и обеспечения условий конкурентоспособности малого бизнеса разрабатываются программы государственной поддержки, которые подразумевают:

- денежные субсидии;

- обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов);

- стажировки;

- льготный лизинг (это новая мера стимулирования спроса);

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

9

- бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший офис за символическую плату);

- льготный/бесплатный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);

- льготное/бесплатное участие в выставках и ярмарках;

- гранты и пр [2].

Необходимые меры для создания условий конкурентоспособного развития малого бизнеса:

1) оптимизация и повышение эффективности механизмов поддержки, направленных на:

-повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

- развитие малого бизнеса в приоритетных для области отраслях экономики;

- развитие предпринимательской деятельности в сельской местности;

2) создание условий для активного участия малого бизнеса в импортозамещении, в том числе:

- расширение информационных каналов для предпринимателей о потребности в производстве конкретных видов товаров (ингредиентов, комплектующих), о возможных потребителях продукции и рынках сбыта;

- организация взаимодействия с крупным бизнесом по производству импортозамещающих товаров на условиях субконтрактации.

3) внедрение лучших практик, направленных на сбалансированное развитие малого предпринимательства на муниципальном уровне;

4) вовлечение в предпринимательскую деятельность самозанятых граждан через развитие патентной системы налогообложения;

5) создание условий для развития молодежного предпринимательства;

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

10

6) расширение доступа к банковским кредитам свыше 10 млн.руб. через возможность получения федеральных гарантий;

7) мониторинг контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого бизнеса с целью снижения административного давления (онлайн опрос предпринимателей);

8) упрощение процедуры подачи заявок на получение государственной поддержки посредством подачи в электронном виде через портал малого бизнеса.

Малый бизнес и государство независимо друг от друга существовать не могут. Предприниматель не в состоянии самостоятельно решить организационные, экономические и юридические проблемы без помощи государственных и региональных органов власти. Именно поэтому особую важность имеет развитие частно-государственного партнерства с активным привлечением малого бизнеса, который способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, реализации новых возможностей в сфере предпринимательства и улучшению качества экономического роста страны.

Государственная политика может быть эффективной в отношении предпринимательской деятельности только при условии, что она полностью принимает во внимание все мотивы, которые побуждают развитие самого предпринимательства. Помощь от государства должна выражаться, прежде всего, в поддержке саморазвития предпринимательства. В этом случае, необходимо разрабатывать общенациональную концепцию развития малого бизнеса, которая должна основываться на диалоге государства с предпринимательским сообществом и выражать его интересы общественными объединениями предпринимателей, - диалоге, который предполагает полное согласование интересов через устранение противоречий и достижение компромиссов.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

11

Литература

1) Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. - 2011. - № 6. - С. 149-155

2) Глебова И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учебное пособие / И.С. Глебова, Р.Р. Садыртдинов. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2011. - 31 с.

3) Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - Москва: - 2013. - № 31 (220). - С. 49-52.

4) Комков Н. И., Кулакин Г. К.,. Мамонтова Н. Г. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2.

- С. 124-139.

5) Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 177-181.

6) Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.gks.ru/

References

1) Vilenskij A. Paradoks podderzhki malogo biznesa: predvaritel'nye itogi krizisa // Voprosy jekonomiki. - 2011. - № 6. - S. 149-155

2) Glebova I.S. Gosudarstvennoe regulirovanie malogo i srednego predpri-nimatel'stva: uchebnoe posobie / I.S. Glebova, R.R. Sadyrtdinov. - Kazan': Kazanskij gosu-darstvennyj universitet im. V.I. Ul'janova-Lenina, 2011. - 31 s.

3) Klimova N.V. Malyj biznes v Rossii: gosudarstvennaja podderzhka ili ra-zorenie? // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - Moskva: - 2013. - № 31 (220). -S. 49-52.

4) Komkov N. I., Kulakin G. K.,. Mamontova N. G. Analiz sostojanija malyh predprijatij v RF i uslovij ih razvitija // Problemy prognozirovanija. - 2011. - № 2. - S. 124139.

5) Fink T. A. Malyj i srednij biznes: zarubezhnyj opyt razvitija / T. A. Fink // Mo-lodoj uchenyj. - 2013. - №4. - S. 177-181.

6) Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/47.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.