Научная статья на тему 'Создание технопарковых зон как основа модернизации региональной экономики'

Создание технопарковых зон как основа модернизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеин Я.В.

В статье исследуются вопросы, связанные с трудностями модернизации региональной экономики на основе формирования системы технологических и индустриальных парков. Анализируется опыт реализации проектов создания технопарковых зон в различных регионах России. Дана оценка эффективности таких проектов и выявлены типичные недостатки, предлагаются мероприятия по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание технопарковых зон как основа модернизации региональной экономики»

УДК 332.122:338.27

СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВЫХ ЗОН КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Я. В. ШЕИН,

аспирант кафедры экономики, учета и финансов E-mail: xam-usvz@mail. ru Вятский государственный университет

В статье исследуются вопросы, связанные с трудностями модернизации региональной экономики на основе формирования системы технологических и индустриальных парков. Анализируется опыт реализации проектов создания технопарковых зон в различных регионах России. Дана оценка эффективности таких проектов и выявлены типичные недостатки, предлагаются мероприятия по их нейтрализации.

Ключевые слова: региональная экономика, модернизация, региональная инновационная система, технопарк.

одной из приоритетных задач региональной экономической политики является повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных видов экономической деятельности и модернизации социальной сферы. Решение этой задачи связано с разработкой комплексной программы развития территории, ядром которой является региональная инновационная система (РиС). Типичная структура РиС представлена на рис. 1.

основная сложность проводимой модернизации заключается в интеграции в единый комплекс существующих ресурсов и потенциалов региона.

Бизнес (предприятия, осуществляющие инновационную деятельность: выпускающие инновационные

продукты, оказывающие инновационные

услуги, применяющие инновационные бизнес-процессы) ^

Научно-образовательный комплекс

(научно-исследовательские организации и учреждения, вузы, лаборатории и т.п.)

ИННОВАЦИОННОЕ ЯДРО (интеллектуальный капитал)

Инфраструктура

(технопарки, технополисы, наукограды, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, центры трансфера технологий)

Ресурсное обеспечение (финансовое,

кадровое, информационное обеспечение: наличие и доступность)

Рис. 1. Типовая модель региональной инновационной системы

Сейчас Кировская область является типичным «середняком» по уровню развития среди других регионов страны. Наиболее подходящим механизмом для роста социально-экономического потенциала территории является инновационная система региона. Отправной точкой модернизации при правильном определении приоритетов и соблюдении выбранной политики может стать РИС. Схема модернизации экономики Кировской области на основе РИС представлена на рис. 2.

Модернизация экономики региона, необходимая для построения РИС, должна иметь под собой прочное основание. В качестве основания чаще всего выступает сложившаяся институциональная инфраструктура, представленная комплексом учреждений, действующих совместно для достижения поставленных результатов.

основным механизмом формирования РИС должно стать создание региональных институтов развития, способствующих инновационной деятельности, а также формирование единой комплексной программы развития.

Сейчас инфраструктура, способная стать основой для коренных преобразований в социально-экономическом укладе Кировской области, отсутствует. Важно отметить, что перед региональным правительством стоит задача не приоритетности выбора тех или иных институтов развития, а последовательности реализации проводимой региональной экономической политики через их поэтапное создание.

Создаваемая система должна в максимальной степени соответствовать цели модернизации региона. Ключевыми направлениями, объектами создаваемой инфраструктуры должны стать:

• региональный венчурный фонд;

• образовательные программы в сфере инновационного предпринимательства, основанные на концепциях человеческого и социального капитала;

• инновационные бизнес-инкубаторы, основанные на базе научных институтов и университетов;

• центры трансфера технологий;

• технологические и индустриальные парки, созданные в тесной взаимосвязи с научными центрами региона.

наиболее перспективным и значимым направлением является создание технопарковых зон на территории области. Что же такое технопарки? В российском законодательстве даются следующие определения технопарковых зон.

Технопарк - это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 000 м2. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конс-трукторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [4].

В государственной программе по созданию технопарков в сфере высоких технологий отмечается, что технопарки представляют собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды в целях инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов [2].

Существующие определения позволяют рассматривать технопарки как объединения предприятий различных форм собственности, организованные при поддержке и участии органов государственной власти и местного самоуправления с целью поддержки бизнеса, развития инновационного и венчурного предпринимательства. Под существующую классификацию попадают технопарковые зоны как промышленной, так и научно-производственной направленности.

В то же время международные институты определяют технопарковые зоны именно как территории развития инновационного бизнеса. По мнению участников международной ассоциации технологических парков, технологический парк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций [10].

Эффективность функционирования технопар-ковых зон подтверждается итогами их работы. В период становления - 2007-2010 гг. - резиденты технопарков, созданных только при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ,

7-

Научно-образовательный комплекс

(отсутствие инновационных программ развития, низкая степень использования научного комплекса)

Бизнес (доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, менее 7%)

ИННОВАЦИОННОЕ ЯДРО (интеллектуальный капитал)

Ресурсное обеспечение (информационная закрытость, сложность получения финансовых ресурсов, отсутствие подготовленного персонала)

Что есть

Инфраструктура

(наличие проектов по созданию инновационной инфраструктуры, отсутствие реальных институтов развития)

Что должно быть

Научно-образовательный комплекс (инновационные образовательные программы развития для специалистов, бизнеса, органов власти, в том числе муниципалитетов, высокая степень использования научного комплекса)

Бизнес (доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, более 20%)

ИННОВАЦИОННОЕ ЯДРО (интеллектуальный капитал)

Инфраструктура

(создание технопарков, центров трансфера

технологий и бизнес-инкубаторов, направленных на

развитие инновационной составляющей)

Ресурсное обеспечение (наличие единой информационной базы по инновационным проектам и разработкам; наличие ресурсов для финансирования инновационных проектов, в том числе венчурных; наличие специалистов, способных к инновациям)

V,_^_!_А

Рис. 2. Схема модернизации региональной экономики

получили выручку в размере около 22 млрд руб., а за первое полугодие 2011 г. - 11,5 млрд руб. В этих технопарках в начале 2011 г. находилась 291 компания-резидент, было создано 6 538 рабочих мест. Расходы федерального бюджета за 2007-2010 гг. составили около 6 млрд руб., плановый объем выделяемых субсидий в 2011-2014 гг. также составляет около 6 млрд руб. Объем внебюджетных инвестиций в развитие технопарков составил около 4 млрд руб. [7].

Развитие технопарковых зон и технопарков является одним из основных направлений по формированию эффективной системы институтов развития в России. Наиболее яркими и успешными примерами реализации концепции технопарковых зон являются Калужская и Нижегородская области и Республика Татарстан. Однако следует отметить основное отличие между этими регионами. Если технопарки в Нижегородской области и Республике Татарстан идут по пути инновационного сценария, развивая ИТ-отрасль, химическую промышленность и молекулярные исследования, то калужская область сосредоточилась на привлечении зарубежных фирм, выносящих свое производство на территорию региона.

Обе эти концепции являются жизнеспособными, что доказали инвесторы-резиденты, запустившие производства в данных регионах. Формирование успешной концепции развития технопарковых зон связано с привлечением якорных инвесторов, вокруг которых начинает создаваться ареал из мелких и средних обслуживающих компаний.

Например, основными резидентами в индустриальных парках калужской области выступают развитые зарубежные компании, запускающие сборочные предприятия на территории региона. Наиболее крупными из них являются ООО «Фольксваген Груп Рус» (сборка автомобилей), ООО «Нестле Россия» (производство кормов для домашних животных), ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» (сборка телевизионных панелей), ЗАО «Л'Ореаль» (производство косметических средств), ЗАО «Вольво-Восток» (сборка грузовых автомобилей), ЗАО «Бецема» (производство навесного оборудования - кузовов, цистерн), альянс Peugeot Citroen Automobiles Rus и Mitsubishi Motors Corporation (сборка легковых автомобилей) [6].

Плюсы от привлечения подобных инвесторов очевидны: создание новых рабочих мест, формирование развитых обрабатывающих производств на территории региона, увеличение поступлений в

бюджеты всех уровней. Однако перспективы дальнейшего развития подобных индустриальных парков не отвечают концепции инновационного развития.

Зарубежные предприятия-резиденты не стремятся к дальнейшему развитию региона, их первоочередная задача - максимизация собственной прибыли за счет расширения существующей доли на российском рынке и получения конкурентных преимуществ в виде отсутствия таможенных пошлин на готовую продукцию. Создаваемые в технопарках малые предприятия специализируются не на заимствовании и развитии зарубежных технологий, а на оказании услуг крупным производствам.

Подобная ситуация связана с отсутствием в ходе реализации проектов технопарков научной составляющей. Понимая необходимость развития инновационной составляющей в регионе, правительство Калужской области запустило проект по созданию технопарка в сфере высоких технологий на базе Обнинского центра ядерной медицины.

Таким образом, значительные инвестиции федерального центра и областного бюджета фактически были израсходованы не на создание и поддержку инновационной инфраструктуры, а для создания благоприятных условий и коммуникаций для крупных зарубежных корпораций.

Более показательным являются примеры развития инновационной инфраструктуры в Нижегородской области и Республике Татарстан, где финансовые ресурсы расходуются непосредственно на развитие перспективных сфер экономики.

В Нижегородской области это открытый технопарк «Система-Саров», технопарк «Орбита» и ИТ-технопарк «Анкудиновка». В Республике Татарстан система более развита: на сегодняшний день в Татарстане насчитывается 1 особая экономическая зона, 5 технопарков, 3 технологических парка, 2 индустриальных парка, 1 технополис, 7 бизнес-инкубаторов. Наиболее крупными из технопарковых зон являются ОАО КИП «Мастер», технополис «Химград» и инновационно-производственный технопарк «Идея» [3].

Развитие инновационной структуры в этих регионах, которые, между прочим, являются соседями Кировской области, связано с продуманной политикой регионального центра при наличии стабильного финансирования. Реализация инновационной стратегии в Нижегородской области связана в большей степени с привлечением финансовых ресурсов в рамках действующих федеральных программ. В Республике Татарстан меры государственной подде-

ржки сочетаются с привлечением частного капитала. Основными частными инвесторами выступают региональные компании: ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «Татнефть», ОАО «Камаз».

В представленных регионах технологические и индустриальные парки создаются на базе уже действующих производств (КИП «Мастер», технополис «Химград») либо на новой площадке (IT-технопарк «Анкудиновка», технопарк «Система-Саров», технопарк «Идея»). Отличительной особенностью представленных институтов развития является их тесная связь с научными институтами региона. Так, технопарк «Система-Саров» основан в сотрудничестве с Российским федеральным ядерным центром -Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Технополис «Химград» тесно сотрудничает с ведущими вузами региона (Казанский государственный технологический университет, Академия наук Республики Татарстан, АнО «Татарская академия управления инновационной экономикой»). Технопарк «Идея» осуществляет научные разработки совместно с ФГУП «Центральный НИИ геологии нерудных полезных ископаемых», учреждением РАН Институт органической и физической химии А. Е. Арбузова КазНЦ РАН, учреждением РАН Казанский физико-технический институт Е. К. Завойского КазНЦ РАН.

По данным статистики, наиболее развитой структурой обладают технопарковые зоны Республики Татарстан, где число технопарков на 1 000 жителей превышает аналогичный показатель в Великобритании (родине технопарков). Так, 1Т-парк в Казани стал самым быстрорастущим технопарком по итогам 2011 г.: объем выручки его компаний-резидентов более 2,6 млрд руб. К настоящему времени здесь работают 64 компании-резидента, в том числе 29 малых и средних IT-компаний, 31 резидент бизнес-инкубатора и четыре сервис-резидента. Общее количество сотрудников компаний-резидентов превысило 1,5 тыс. чел.

Суммарный выпуск продукции резидентов казанского технополиса «Химград» в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 20,6 % и составил 8,2 млрд руб., сообщается в материалах компании. При этом председатель совета директоров ОАО «Химград» Альберт Каримов рассчитывает, что суммарный выпуск продукции предприятий-резидентов технополиса в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возрастет, как ожидается, в 1,5 раза - до 12,5 млрд руб., а количество резидентов увеличится на 17,6 % -до 200 компаний [3].

На территории республики успешно развиваются и индустриальные парки, к которым относится Камский индустриальный парк «Мастер» (КИП «Мастер»). На его территории, на площади в 360 тыс. м2 работают 160 предприятий, а выручка, полученная ими по итогам 2011 г., составила более 20 млрд руб.

Формирование научно-исследовательских центров на территории технопарковых зон положительно сказывается на привлечении и развитии инновационного бизнеса. Именно за счет наличия доступа к общедоступному для резидентов научно-исследовательскому ресурсу технопарки «Саров» и «Идея», а также технополис «Химград» смогли показать высокую эффективность деятельности. На территории технопарков расположены как российские, так и зарубежные инвесторы. Технопарк «Идея» ведет деятельность на условиях самофинансирования без привлечения бюджетных средств региона и федерального центра. На сегодняшний день технопарк «Система-Саров» привлекает заказы на оказание услуг РФЯЦ-ВНИИЭФ на 3,5 млрд руб. В перспективе, по словам главы Росатома С. Кириенко, компании технопарка будут получать 10-15 млрд руб. годового заказа госкорпорации [9].

Создание технопарковых зон в Кировской области ставит своей целью объединение научного и технологического потенциала региона в целях повышения эффективности использования его социально-экономического потенциала. С точки зрения развития инновационного процесса технопарк упрощает коммерциализацию новых идей за счет тесной связи опытных разработок и научных исследований с промышленным производством.

Ключевыми объектами развития технопарков на территории Кировской области являются создание логистического кластера совместно с технопар-ковой зоной на месте Котельнического промыш-ленно-транспортного узла, создание технопарка в г. Вятские Поляны на базе оружейного завода «Молот» и создание индустриальной парковой зоны «Слободино» в Юрьянском районе.

Из существующих вариантов развития техно-парковых зон наиболее привлекательным видится создание технопарковой зоны логистической направленности в г. Котельнич. Остальные проекты являются более затратными, и эффективность их реализации является менее очевидной. Однако ни один из предложенных проектов не направлен на развитие инновационного потенциала региона. Предложенные проекты направлены на создание индустриальных

парков, что увеличивает объем промышленного производства в регионе, но не способствует построению РИС. Кроме того, реализация предложенных проектов требует значительных финансов, что связано с необходимостью обеспечения указанных проектов инженерной и транспортной инфраструктурой.

Более эффективным, по мнению автора, является создание технопарковых зон на базе существующих крупных машиностроительных производств, обладающих собственными конструкторскими бюро и лабораториями, а также на основе лабораторий и исследовательских центров научных институтов и высших учебных заведений региона. Так, в рамках развития биотехнологий в 2001 г. в области создан межвузовский научно-исследовательский центр коллективного пользования по направлению «Биотехнология и микробиология», куда входят семь корпусов с технологическим оборудованием и шесть складов, расположенных на площади 44,24 га. Уже сейчас существует несколько проектов, планируемых к реализации на территории центра: о своей готовности к инвестициям в биотехнологический кластер области заявили корпорация «Роснано», компания «Эпидбиомед» и Федеральное медико-биологическое агентство.

Так, по словам руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России Владимира Уйбы, в поселке Левинцы Оричевского района планируется создать фармацевтическое производство в рамках федеральной целевой программы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности России на период до 2020 г. В рамках госпрограммы «Фарма - 2020» планируется создание производства биотехнологических препаратов для силовых структур и МЧС.

Еще одним якорным инвестором выступает московская группа «Эпидбиомед» в партнерстве с корпорацией «Роснано», готовые вложить около 5 млрд руб. в строительство производства фармацевтических препаратов с наночастицами, пролонгирующими действие лекарств. Реализация проекта связана с перспективами развития данного направления. По оценкам экспертов, уже сейчас рынок будущей продукции предприятия превышает 120 млрд руб. и будет расти в течение ближайших лет в среднем на 10 % в год [1].

Системообразующим элементом региональной инновационной системы может стать и Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови (НИИ гематологии и перелива-

ния крови). Планируется, что именно этот научный институт станет научной базой для федерального завода по выпуску фармацевтических препаратов для лечения заболеваний крови.

В качестве ключевого преимущества для развития указанных технопарковых зон выступает тесная связь с научной системой региона. Лабораторное оборудование и квалифицированные ученые-исследователи при наличии действующей инфраструктуры увеличивают вероятность успешной реализации запущенных проектов.

Развитие промышленных парков на территории региона целесообразно на базе действующих крупных производств, часть территории или производственных площадей которых не используется в связи с оптимизацией или сокращением производства. По такому принципу построены технополис «Химград» и КИП «Мастер» в Республике Татарстан. Размещение новых бизнесов на уже действующих предприятиях позволяет снизить расходы на создание необходимой инфраструктуры, использовать базовые предприятия в качестве «якорных» резидентов, поставляющих заказы для малых и средних предприятий, расположенных на их территории. кроме того, создание промышленных кластеров способствует формированию горизонтальных связей между предприятиями, находящимися на территории индустриального парка. Установление взаимосвязей между различными специализациями позволяет создать более конкурентоспособный продукт и косвенно влияет на развитие инновационных проектов, зарождающихся большей частью на стыке видов экономической деятельности.

Стимулирование деятельности технопарковых зон и увеличение числа резидентов в них возможно через предоставление льготных условий. Агентством территориального развития Кировской области и консалтинговой компанией Key Partner совместно с правительством Кировской области предлагаются следующие меры государственной поддержки компаний-резидентов в создаваемых технопарковых зонах:

• субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам и лизинговым платежам;

• выплата купонного дохода по облигациям частных инвесторов, являющихся резидентами технопарковой зоны;

• обучение и повышение квалификации персонала;

• проведение проектных работ по созданию транспортной и инженерной инфраструктуры;

• частичная оплата услуг, предоставляемых тепло-, водо-, электроснабжающими организациями;

• использование в качестве залогового обеспечения имущества Кировской области;

• льготные условия пользования земельными участками и имуществом области;

• создание объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;

• сниженная ставка по налогу на имущество для резидентов парка: 0 % - в первые три года; 1,1 % - 3-6 лет [5].

Наиболее актуальными из перечисленных мер поддержки выступают создание готовой инфраструктуры, субсидирование кредитных и лизинговых ресурсов и предоставление налоговых преференций. При этом предоставляемые налоговые льготы могут быть значительно шире. Например, на территории технополиса «Химград» для резидентов, реализующих значимые инвестиционные проекты, ставка по налогу на прибыль снижена до 16 %; ставка по налогу на имущество снижена с 2,2 до 0,1 %; снижен коэффициент расчета арендной платы на землю до 0,1 %; компании освобождаются от уплаты транспортного налога [11].

В условиях нестабильной внешнеэкономической обстановки руководству Кировской области важно создать благоприятные условия для развития инновационного бизнеса. Формирование льготных условий для отдельных территорий является существенным стимулом не только для привлечения новых сторонних инвесторов, но и для форсированного развития «домашних» предприятий региона.

При этом при формировании технопарковых структур в области важно учитывать ошибки и недостатки функционирующих технопарков.

Во-первых, специализация технопарка должна быть естественной для региона. Создание «актуального», но не специфичного в отраслевой направленности технопарка может привести к сложностям его вживления в существующую экономическую систему региона. Формирование технопарковых зон на основе действующих предприятий и научных центров решает эту проблему, учитывая существующую отраслевую специфику. Это не означает невозможность создания технологического или промышленного парка, отличного от отраслевой направленности региона, однако затраты на развитие такого объекта будут значительно выше, а вероятность успешного достижения цели ниже.

Во-вторых, отсутствие четко определенной технологической направленности и отраслевой специализации, концентрация усилий на создании общих благоприятных условий для ведения бизнеса. Предоставление офисных площадей на льготных условиях, обучение и переподготовка специалистов, помощь в бизнес-планировании, безусловно, оказывают помощь резиденту. Однако это не способствует развитию инновационного бизнеса, а значит приводит к тому, что место потенциальных инноваторов занимают рядовые предприниматели. Создание технопарков в Кировской области направлено на реализацию потенциала биотехнологического кластера региона. Конкретная специализация подкрепляется наличием научных лабораторий и центров коллективного пользования по данному направлению. Развитие промышленных парков предполагается увязать с деятельностью предприятий - «якорных» резидентов, в качестве которых могут выступить ООО «Кировский БиоХимЗавод», ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», ОАО Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК». Привлечение резидентов на территорию перечисленных промышленных зон создаст дополнительные стимулы для развития химической и машиностроительной отраслей, являющихся ключевыми в экономике области. Данные предприятия обладают собственными научно-исследовательскими подразделениями: лабораториями, конструкторскими бюро и опытными производствами, что будет способствовать реализации научных исследований и инновационно-проектной деятельности резидентов.

В-третьих, отсутствие прочных связей с научными учреждениями и университетами. Создание технопарков планируется на основе действующих научных институтов и центров, что автоматически решает данный недостаток.

В-четвертых, отсутствие активной работы по привлечению «якорных» резидентов. На сегодняшний момент проектами биотехнологического кластера заинтересовались крупные российские компании и государственные институты, что обеспечит должный уровень поддержки проектируемых технопарковых зон. Привлечение крупных инвесторов в индустриальные парки прорабатывает Агентство территориального развития региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним важным вопросом при развитии технопарковых зон является определение института, осуществляющего мониторинг и управление

развитием технопарков на территории Кировской области. Выбор управляющего института развития необходимо произвести исходя из существующих предпосылок и опыта регионов России.

Сейчас правительством области определено основное учреждение, задачей которого является привлечение инвестиций в регион и развитие его ресурсного и инновационного потенциала. В роли такого учреждения выступает агентство территориального развития Кировской области, созданное в 2011 г. Его основной целью является организация взаимодейс-

Агентство территориального развития Кировской области (АТРКО)

г

Достоинства:

- наличие проработанных идей и проектов;

- поддержка правительства Кировской области;

- наличие потенциальных инвесторов. Недостатки:

- отсутствие связи с университетами и научными учреждениями;

- отсутствие четкой технологической и отраслевой специализации;

- значительное финансирование на создание новой инфраструктуры

твия федеральных органов власти, администрации Кировской области и инвесторов по вопросам развития инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов. Положительный опыт такого управления существует в Калужской области, где мониторинг и стратегию развития технопарковых зон определяет корпорация развития Калужской области.

Подобная система взаимодействия поможет увязать программу развития территорий на основе организации технопарковых зон со стратегией социально-экономического развития Кировской области. Кроме

того, наличие в базе данных значительного числа инвестиционных проектов позволит региональным органам власти оказывать поддержку перспективным и актуальным для региона проектам.

Формирование системы тех-нопарковых зон на территории Кировской области в общем виде представлено на рис. 3.

Достоинства:

- тесное взаимодействие с научными институтами и университетами;

- наличие ярко выраженной технологической и отраслевой специализации, увязанной с экономикой Кировской области;

- формирование технопарковых зон на уже готовых площадках, требующих меньших инвестиций в развитие инфраструктуры;

- наличие потенциальных инвесторов. Недостатки:

- отсутствие проработанных проектов

Правовое обеспечение: федеральное и региональное законодательство в области поддержки инноваций

Финансирование: средства федерального бюджета (участие в федеральных программах развития); средства регионального бюджета, средства сторонних инвесторов (частно-государственное партнерство)

Создание научно-промышленных кластеров на основе индустриальных парков и технопарков, выступающих точками роста и развития региона. Увеличение ВРП региона, увеличение доли инновационных предприятий, повышение конкурентоспособности региона и снижение его дотационное™, повышение уровня жизни населения

Рис. 3. Варианты развития технопарковых зон на территории Кировской области

Представленная схема дает наглядное сравнение существующих проектов по развитию тех-нопарковых зон. Причем реализация любого из предложенных вариантов возможна в действующем правовом поле и при обеспечении необходимого финансирования. Поскольку Кировская область является дотационным регионом, основным источником финансирования должны стать гранты, полученные от участия в федеральных программах по развитию территории, а также средства частных инвесторов. Привлечение последних осуществляется за счет снятия административных барьеров и предоставления льготных экономических условий резидентам территорий развития.

Формирование целостной и устойчивой системы технопарковых зон на территории Кировской области способно стать отправной точкой модернизации региона, его перехода на инновационный сценарий развития. Для того чтобы получить целевой эффект к 2020 г., необходимо развивать технопарки уже сейчас, поскольку средний срок окупаемости подобных институтов развития колеблется от 5 до 8 лет.

Список литературы

1. Викулова А. Кирову прописали нанолекарс-тва // Коммерсантъ (Н. Новгород), 2012. N° 3. URL: http://kommersant. ru/doc/1849180.

2. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высо-

ких технологий»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.

3. Инвестиционный портал Республики Татарстан. URL: http://www. invest. tatar. ru/investarea/ index. php.

4. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59.

5. Официальный сайт АТРКО. URL: http:// atrko. ru.

6. Официальный сайт корпорации развития Калужской области. URL: http://invest. kaluga. ru.

7. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. URL: http://minsvyaz.

8. Официальный сайт РИА «Новости» по Приволжскому федеральному округу. URL: http://volga. ria. ru/economy/20120130/82053559.html.

9. Официальный сайт Российского атомного сообщества. URL: http://www. atomic-energy. ru/news/2012/02/10/30749.

10. Технопарки как инструмент интенсификации развития производства: информационная записка РА «Эксперт». URL: http://raexpert. ru/ researches/technopark/part1.

11. URL: http://www. invest. tatar. ru/investarea/ investment_area. php?ID=106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.