СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ЕЭП-ХОЛДИНГОВ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ
СТРАН СНГ
© Алёшина В.А.*
Университет «Туран», Республика Казахстан, г. Алматы
Данная статья посвящена проблемам повышения эффективности интеграционного механизма в рамках Единого Экономического Пространства и стран СНГ, в том числе: формированию сети торговых комплексов, производственных объединений, организации совместного бизнеса. Рассмотрен вопрос государственной поддержки интеграционных объединений, предоставления преференций и квот для реализации продукции стран ЕЭП.
В современных условиях формирование Единого экономического пространства стало важным методом противодействия внешним глобальным угрозам в сфере экономики. Финансовый кризис в мировой экономике и его последствия могли бы стать для трех участников данного интеграционного альянса куда более значительными, если бы такого объединения не было, а значит не было бы единого рынка и совместной координации по противодействию внешним угрозам. В этой связи важным является вопрос противодействия экспансии мировых ТНК путем создания собственных крупных объединений, в рамках корпораций и холдингов.
По мнению большинства экспертов, потенциал развития Единого экономического пространства весьма значителен. Так, И. Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы считает, что все страны ЕЭП имеют свои сильные и слабые стороны. Так, сильной стороной Казахстана он считает наличие эффективных наработок в сфере макроэкономического управления: «были подготовлены сценарии макроэкономического развития при цене нефти в 40 долл., 90 долл. и 100 долл. за баррель. При формировании бюджета республики на 2012 год была установлена среднегодовая цена на нефть на уровне 90 долл. за баррель, а допустимым уровнем для бюджета называется цифра в 70-80 долл.». В то время, как Россия заложила доходы бюджета сначала на уровне 100 долл. за баррель нефти, а затем подняла ее до 115 долл. Однако Казахстан имеет и слабые стороны, страна в значительно большей степени зависит от поставок импортных товаров, прежде всего китайских. Девальвация тенге может привести к резкому подорожанию потребительской корзины для жителей Ка-
* Старший преподаватель, кандидат экономических наук.
захстана. Таким образом, возможны два варианта развития событий: либо развитие собственного производства и экспансия на рынки России и РБ или же увеличивать импорт из России и Белоруссии - членов Единого экономического пространства, чтобы преодолеть зависимость от импорта и создать предпосылки для производственного и технического сотрудничества [1].
Сильной стороной Беларуси, Адясов считает то, что руководство страны, также как и в Казахстане смогло воспользоваться возможностями, которые открылись в связи с мировым финансовым сектором. В частности, Республика Беларусь встала перед угрозой девальвации и финансового кризиса. Однако умелые действия руководства позволили воспользоваться преимуществами, вызванные резкой девальвации белорусского рубля: за счет снижения цены, выраженной в долларах или евро, экспорт в Россию в 2011 году вырос почти на 70 %. Учитывая, что Беларусь получила интеграционную скидку, а энергоносители составляют до 17 % промежуточных видов экспорта, Беларусь могла получить дополнительную выгоду. Так экономия может составить до 1,7-1,8 млрд. долл. - цифра очень значительная для экономики Белоруссии. Однако кризис в Европе вызвал сокращение потребления как энергоресурсов, так и белорусских товаров, поскольку Европейский союз является вторым после России торговым партнером РБ.
Это же утверждение справедливо и для РФ. Данное государство является крупным поставщиком энергоносителей, которые и определяют основную величину доходов бюджета. Мировой финансовый кризис снижает уровень производства в странах-импортерах нефти и газа, а следовательно возникает риск возникновения бюджета, особенно при попытках искусственного снижения цен на нефть, как средство политического давления на Россию. Известно, что физические объемы потребления нефти колеблются в пределах нескольких процентах, что болезненно, но не критично для поставщиков энергоресурсов, однако цены при этом, регулируются крупными мировыми ФПГ, и часто ценовые колебания составляют десятки процентов. В соответствии с этим, России необходимо срочно возрождать производственный потенциал и развивать внутренний рынок.
В решении вышеозначенных задач может помочь создание совместных холдингов и концернов. Если следовать этой логике, первый этап мирового кризиса запустил Таможенный союз, второй этап приведет к началу реально работающего Единого экономического пространства. В интервью И. Адясо-ва отмечается, что если в начале 2012 года складывалось впечатление, что процесс создания ЕЭП начал тормозиться, несмотря на многочисленные оптимистические заявления официальных лиц, то мировой кризис выступает как катализатор интеграционных процессов.
Так, Россия и Белоруссия стали создавать несколько совместных холдингов в машиностроительной отрасли. Также в рамках Единого экономического пространства могут быть объединены активы ГАЗа и МЗКТ (Мин-
ский завод колесных тягачей). К слову, знаменитые российские ракетные комплексы «Тополь» используют в качестве шасси продукцию МЗКТ. Интеграция активов позволила снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить производство машиностроительной продукции.
По мнению И. Адясова, кризисы наиболее успешно преодолевают те рынки, где количество потребителей составляют от 250 млн. человек. Примеров достаточно: рост экономик Китая и Индии в период мирового кризиса, желание Германии сохранить Общий рынок в Европе, несмотря на огромные финансовые затраты немецкого бюджета. При этом интеграция и обеспечение устойчивости рынков требуют принципиально новых подходов, при этом акцент следует сделать не столько на развитии конкуренции, сколько на сотрудничестве предприятий-аналогов, объединяя клиентскую сеть, поставщиков и создавая единую систему дистрибьюторов для противодействия экспансии ТНК. Еще одним направлением можно считать создание совместных производств и целевое кредитование.
Так, начиная с 2013 года, Минск намерен со следующего года обеспечивать льготным кредитованием закупки продукции казахстанско-белоруских совместных предприятий (СП), сообщил премьер-министр Республика Беларусь Михаил Мясникович. По его словам, белорусская сторона понимает, что без финансовой поддержки интеграционный механизм будет испытывать определенные сложности, «этом плане с 2013 года правительство Белоруссии планирует расширить механизм льготного кредитования закупок белорусской техники, белорусских товаров, и, в первую очередь, тех товаров, которые производятся на совместных предприятиях здесь, в Казахстане, и в Белоруссии». Кроме того, Беларусь и Казахстан планируют начать сотрудничество в сельском хозяйстве и производстве соответствующих механизмов, премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович рассказал, что Казахстан и Беларусь намерены совместно создать производство сельхозтехники, сообщил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.
При этом будут пересмотрены принципы сотрудничества, с целью интенсификации, ухода от сборки к созданию предприятий, заводов по производству автомобилей, самосвалов, тракторов, комбайнов [2].
При этом, белорусская сторона передает соответствующие технологии и документацию, а также предлагает финансовое сотрудничество. В настоящее время АО «КазАгроФинанс» тесно работает с белорусскими предприятиями по закупу сельхозтехники для ее дальнейшей передачи казахстанским фермерам в лизинг, так закуплено 5000 тракторов.
Позитивным можно считать и совместную деятельность белорусских и российских заводов. Россия и Белоруссия стали создавать несколько совместных холдингов в машиностроительной отрасли. Так, Минск предложил включить российский «Ростсельмаш» в состав белорусского «Гомсельмаша».
Единое экономическое пространство открывает новые возможности и позитивно влияет на уровень торговли. Так, министр по промышленности и
агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский в своем интервью «Российская Бизнес-газета» № 857 (28) сообщил следующее: «В зависимости от институциональной платформы кооперации, ее целей, способов организации предприятий в их достижении в первую очередь выделил бы как форму межгосударственную производственно-технологическую кооперацию, которая характеризует устойчивое взаимодействие на договорной основе производственных предприятий различных стран в целях обеспечения эффективной разработки, производства и сбыта товаров. Вторая форма - международная научно-техническая кооперация, которая объединяет выполнение научных исследований и опытно-конструкторских работ организациями нескольких стран либо одной страны за счет финансирования другой страны или совместного ресурсного обеспечения.
Получила развитие на территории ЕЭП и такая признанная во всем мире форма, как международная кооперация капиталов, то есть долевое участие хозяйствующих субъектов нескольких стран в формировании уставного капитала организаций, расположенных как на территории данных стран, так и за их пределами». По мнению Сидорского С., можно обратить внимание на опыт транснациональных корпораций. «Транснациональные публичные компании составляют основу мировой экономики. Это один из ключевых признаков глобализации, более того - фактор мировой стабильности. Международная кооперация капиталов в ЕЭП - это прежде всего создание крупных отраслевых межстрановых холдингов за счет объединения активов национальных компаний».
Следует обратить внимание, что противодействие транснациональным корпорациям в их стремлении завоевать позиции местных компаний на внутреннем рынке ЕЭП возможно только при создании собственных ТНК, поскольку даже позитивные моменты, при интеграции отечественных предприятий в иностранные ТНК ограничивает предприятия в выборе собственной стратегии. А в рамках холдингов, созданных на базе предприятий-рези-дентов участниц интеграционного процесса (так называемые ЕЭП-ассоциа-ции или ЕЭП-холдинги) можно будет договориться о паритетном и взаимовыгодном сотрудничестве в рамках единого производственного предприятия.
В рамках крупных вертикально интегрированных структур способствует объединению и более рациональному использованию производственных мощностей, расширению сбытовой сети, в то же время консолидация финансовых потоков позволяет создавать масштабные инвестиционные проекты. В рамках Единого экономического проекта был подписан меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-Казахстанско-Российским бизнес-диалогом. Меморандум описывает правила взаимодействия бизнес-единиц и Евразийской экономической комиссией.
Таким образом, можно сказать о перспективах развития Единого экономического пространства, что подтверждается следующими данными:
Товарооборот стран Таможенного союза увеличивается с каждым годом, так в 2011 году по сравнению с 2010 г прирост составил около 40 %, а в течение первого полугодия 2012 года по данным Евразийской комиссии прирост увеличился и составил 13,5 %, вместе с тем, прирост экспорта казахстанских промышленных товаров достиг рекордных 80 %, что говорит об увеличении продукции глубокой переработки в экспорте Республики.
Наибольшую выгоду получили белорусские экспортеры, чей товарооборот по некоторым позициям вырос в сорок раз.
Позитивным для российской экономики является то, что в рамках Таможенного союза, прирост товарооборота производится не за счет роста экспорта углеводородов, а за счет увеличения экспорта промышленных товаров [3].
Вместе с тем, имеются и сложности в реализации интеграционных проектов, одним из негативных моментов является то, что внешняя торговля стран Таможенного союза со странами дальнего зарубежья по прежнему сконцентрирована на рынках нефтепродуктов и энергоносителей.
Основным покупателем экспортируемых государствами - членами Таможенного союза товаров выступает Европейский союз (55,5 % совокупного экспорта). Среди европейских стран наиболее существенны поставки в Нидерланды (23,2 % экспорта в страны ЕС), Италию (14,8 %), Германию (11,6 %), Польшу (7,3 %) и Францию (6,2 %). Суммарная стоимость товаров, проданных на китайском рынке, составила 8,9 % общего объема экспорта. Остальным партнерам по СНГ реализовано 8,7 % экспортированных товаров, из них Украине - 6,4 %. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8 % общего объема экспорта государств - членов Таможенного союза, в Соединенные Штаты - 3 %, Швейцарию - 2,8 %, Японию - 2,7 %, Южную Корею - 2,3 %.
Импортные закупки также сосредоточены в Европейском регионе (44 % совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (29,5 % импорта из стран ЕС), Италию (10,8 %) и Францию (10 %). Китай поставляет в государства - члены Таможенного союза 17 % приобретаемых по импорту товаров, страны СНГ в целом - 9,1 %, из них Украина -7,3 %, Соединенные Штаты - 5,2 %, Япония - 4,9 %, Южная Корея - 3,8 %. В товарной структуре экспорта государств - членов Таможенного союза в третьи страны преобладают минеральные продукты (72,6 % общего объема экспорта государств - членов Таможенного союза в третьи страны) и металлы и изделия из них (9,3 %). Около 80 % этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.
Наибольшую долю в импорте из этих стран занимают машины, оборудование и транспортные средства (46 % совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,3 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5 %). Почти 90 % объема закупок этих товаров за пределами Таможенного союза осуществляет Российская Федерация [4].
Таким образом можно отметить тот факт, что помимо существенной зависимости Российской Федерации от иностранных производителей сельскохозяйственного сырья и поставок машин и транспортных средств, а также химикатов и продуктов питания имеется еще несколько причин, которые снижают эффективность интеграционных процессов:
1. Низкий уровень диверсификации регионов экспорта (в основном, основными потребителями являются страны ЕС, которые также переживают кризисную ситуацию в сфере финансов).
2. Слабая дифференциация номенклатуры (минеральные ресурсы и продукция металлургии).
3. Слабое освоение новых регионов.
4. Отсутствие методов стимулирования сбыта внутри Таможенного союза.
Адекватным способом решения перечисленных проблем может стать создание специализированных ЕЭП-холдингов, которые бы позволили оптимизировать географию и объемы поставок, а также обеспечить эффективных выход на рынки продовольственных и промышленных товаров в странах дальнего и ближнего зарубежья.
В качестве решения проблемы стимулирования сбыта целесообразно предложить создание торгового холдинга, в котором основной объем реализуемых товаров приходился бы на продукты и товары стран ЕЭП. При этом, в Казахстане достаточно сложно найти информацию о наличии в каких-либо торговых точек популярных продуктов России и Беларуси. Сеть специализированных магазинов и супермаркетов позволит решить данную проблему, поскольку именно наиболее качественные и популярные на местных рынках товаров будут поставляться в такие торговые сети по всему Таможенному союзу. Более того, будет достигнуто паритетное участие всех трех стран, так чтобы белорусские и российские производители были знакомы с лучшими казахстанскими товарами, а казахстанцы - с наиболее популярными российскими, белорусскими продуктами. Кроме того, информационные стойки и стенд позволят покупателям делать заказ того или иного товара, которого в настоящий момент на прилавках не имеется, там же будет информация о новинках и акциях производителей, разыгрываться лотерея, победители которой смогут посетить то или иное предприятие на территории России, Беларуси и Казахстана.
Данные торговые предприятия могут реализовать и продукцию иных государств, однако основной объем должен приходиться именно на продукцию стран-участниц Таможенного союза.
В состав холдинга могут войти крупные оптовые поставщики продуктов питания и промышленных товаров (текстиль, столовые принадлежности, канцелярские и бытовые товары).
В целом, вариант холдинга может выглядеть следующим образом:
Рис. 1. Принципиальная схема ЕЭП-холдинга в сфере АПК
Как видно, в каждой из стран действует акционерное общество, которое передает 50 % уставного капитала в наднациональный холдинг, учредителем которого может выступать Евразийская экономическая комиссия, что позволит ей получить реальные полномочия для участия в регулировании экономикой. Данный холдинг с условным названием «ЕЭП-продовольст-вие» будет иметь целями:
1. стабилизация внутренних рынков продовольственных товаров в случае неблагоприятной конъюнктуры или внешнего негативного воздействия - условно «Агрорезерв»;
2. создание единой торговой сети, которая обеспечивает представление лучших продовольственных товаров стран ЕЭП на всей территории Таможенного союза и открытие филиалов за рубежом. То есть лучшая продукция Беларуси представлена в Казахстане и России, продукция Казахстана - в Беларуси и РФ, российская продукция - в Беларуси и Республике Казахстан. Для этих стран создается максимально комфортные условия - отсутствие комиссионных за размещение товаров, открытие столов заказов, с доставкой по каталогу любых товаров из других стран-участниц Таможенного союза, а также предоставление компаниям третьих стран торговых площадей на коммерческой основе с последующим равным распределением арендной платы между акционерными обществами;
3. создание консалтинговой и инжиниринговой компании «Агропром» для комплексного внедрения передовых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции, обеспечения экологической чистоты, как конкурентного преимущества, а также предоставления
сельскохозяйственной техники в лизинг, содействие создаваемым технологическим холдингам в продвижении продукции на рынке стран ЕЭП и в третьих странах.
Рассмотрим структуру подразделения «Агрорезерв»:
Рис. 2. Структура компании «Агрорезерв»
Компания будет иметь в своем подразделении аналитический центр, который отслеживает и передает информацию о состоянии рынка, ведет статистику цен и количества, выявляет проблемные места.
Закупочная корпорация будет иметь в своем составе две группы агентов -отдел закупки местных товаров по наиболее приемлемым ценам и обеспечивать их представление в единой торговой сети, вторая группа будет закупать продукцию, которая не может быть представлена производителями стран ЕЭП (кофе, чай, тропические фрукты и цитрусы), с тем, чтобы установить максимально приемлемый уровень цен на всей территории Таможенного союза. Приобретенные товары частично будут поступать в подразделение, обеспечивающего хранение резерва на случай чрезвычайных ситуаций и для стабилизации внутренних цен.
Резервные склады также будут получать резервные запасы товаров других стран ЕЭП, не выпускаемые местными товаропроизводителями, а также продукцию третьих стран.
Транспортный и логистический центр будет обеспечивать оптимальные размеры поставок, наиболее эффективные формы расчета с поставщиками и покупателями, транспортные услуги и обеспечивать связь с другими участниками холдинга.
Компания «Агропром» и другие подразделения могут иметь различные структуры, в зависимости от масштабов интеграции в сфере АПК.
А торговая сеть может быть создана уже на базе имеющихся торговых площадей путем заключения специальных договоров. Вместе с тем, такой процесс можно осуществлять поступательно: от создания отдельных полок «Това-
ры ЕЭП» в крупных торговых сетях и до создания самостоятельной торговой сети, которая будет выводить товары ЕЭП на внешние рынки третьих стран.
Особое внимание следует уделять запасам топлива, семенного фонда и химикатов для удобрения и борьбы с вредителями, создание таких резервов также может быть вменено в обязанности холдинга, который по запросу местных властей той или иной страны может быть предоставлен для борьбы с высокими ценами на энергоносители в период посевной и уборочной, а также для эффективного земледелия путем использования качественных удобрений и семян.
Кроме этого, в обязанности подразделения «Агрорезерв» может быть включен пункт о совместном научно-техническом сотрудничестве, путем совместных научных работ или обменом закупленных в третьих странах технологий обработки земли, выращивания экологически чистых продуктов, разработки единых стандартов качества и т.п.
Предложенные мероприятия позволят существенно повысить эффективность интеграционных процессов и освоения внутреннего рынка.
Список литературы:
1. http://newskaz.ru/economy/20120710/3486246-print.html (дата обращения: 27.11.2012).
2. http://newskaz.ru/economy/20121109/4263521.html (дата обращения:
27.11.2012).
3. http://www.sigma-soft.ru/news_vad.shtml?sec=news_vad&id= 1349401944 (дата обращения: 27.11.2012).
4. Об итогах внешней и взаимной торговли государств - членов Таможен-
ного союза в 2011 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru/ db/stat/Analitycs_trade/Documents/Analytics_2011.pdf (дата обращения:
27.11.2012).