Научная статья на тему 'Создание собственных словарей как условие формирования лексикографической культуры младшего школьника'

Создание собственных словарей как условие формирования лексикографической культуры младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРЬ / ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / DICTIONARY / LEXICOGRAPHICAL CULTURE / LEXICOGRAPHICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карягина Татьяна Валерьевна, Гурова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы создания младшими школьниками работ по русскому языку тематических словарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карягина Татьяна Валерьевна, Гурова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ OWN DICTIONARIES AS A MEANS OF THEIR LEXICOGRAPHICAL CULTURE DEVELOPMENT

The article considers the issues of creating thematic dictionaries by primary school students’ in the Russian language classes.

Текст научной работы на тему «Создание собственных словарей как условие формирования лексикографической культуры младшего школьника»

УДК 372.882

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СЛОВАРЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

PRIMARY SCHOOL STUDENTS' OWN DICTIONARIES AS A MEANS OF THEIR LEXICOGRAPHICAL CULTURE DEVELOPMENT

© Т.В. Карягина, И.В. Гурова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© T.V. Karyagina, I.V. Gurova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматриваются вопросы создания младшими школьниками работ по русскому языку -тематических словарей.

The article considers the issues of creating thematic dictionaries by primary school students' in the Russian language classes.

Ключевые слова: словарь; лексикографическая культура; лексикографические умения. Keywords: dictionary; lexicographical culture; lexicographical skills.

Трудно переоценить роль словарей в жизни общества, в интеллектуальном и языковом развитии личности. Получение качественного образования в современном информационном обществе невозможно без обращения обучающихся к словарно-спра-вочной литературе. Словарь является самым насыщенным информационным пространством.

Образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и умением в определенных ситуациях получать ее. Уровень общей и речевой культуры человека как ее составляющей во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями. Для того чтобы целенаправленно пользоваться ими, нужна особая культура - лексикографическая.

Под лексикографической культурой мы понимаем явление, состоящее из комплекса компонентов: потребности обращаться к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; умения выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач; восприятия текста словаря и извлечения из него необходимой информации о слове.

Эта мысль подчеркнута в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения: «В ходе освоения рус-

ского языка формируются умения, связанные с информационной культурой ... эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками» [1].

За последние годы (до недавнего времени говорилось о нехватке словарей) ситуация со словарями изменилась: многочисленные издательства страны (государственные и негосударственные) обрушили на начальную школу горы словарей. Сориентироваться в этом изобилии не только учащемуся, но и учителю начальных классов бывает непросто.

На сегодняшний день для начальной школы разработано пять видов лингвистических словарей: а) лексико-фразео-логические (толковые, синонимов и антонимов, фразеологические); б) словообразовательные (морфемные, словообразовательные, этимологические); в) грамматические; г) орфографические; д) серия словарей трудностей.

Анализ реальной ситуации указывает на то, что в настоящее время (как и десятилетия назад) работа со словарями в школе проводится эпизодически. На занятиях по русскому языку основное внимание нередко уделяется орфографии и пунктуации, тогда как правильное письмо зависит от семантики, стилистической характеристики слова.

Создание собственных словарей как условие формирования лексикографической культуры младшего школьника

Это подтверждает проведенное нами анкетирование среди учащихся 4-х классов. В исследовании принимало участие 25 человек. Мы выявили, что чаще всего младшие школьники обращаются к толковому и орфографическому словарям, как правило, при выполнении индивидуальных заданий, которые предлагает учитель. Такая работа не дает положительного результата при формировании лексикографической культуры младших школьников.

Значительная часть опрошенных (32%) считает, что словари нужны лишь для проверки написания, не учитывая другие, не менее важные функции словарей. Следует отметить затруднения учащихся при выборе словаря для решения учебной задачи. Так, на вопрос «К какому словарю следует обратиться, если в задании необходимо указать происхождение слова?» правильно ответил лишь один ученик (к этимологическому словарю).

При использовании словарей младшие школьники зачастую не видят необходимых им сведений о слове, которые содержатся в словарной статье. Информация, способствующая расширению кругозора, развитию культуры речи, остается невостребованной.

Методический аппарат учебников для начальной школы не всегда содержит упражнения и задания, выполнение которых требует обращения к словарям.

Для формирования лексикографических умений младших школьников (отличать словарь от других книг; отыскивать слово по первой, второй, третьей букве и др.; пользоваться словарной статьей; ориентироваться в словарной статье; самостоятельно выбирать словарь в соответствии с осознанной учебной задачей) мы разработали комплекс заданий и упражнений. Приведем примеры.

Среди предложенных книг найдите словари.

Укажите порядок следования в словаре следующих слов: товарищ, трамвай, топор, трактор, тарелка, тетрадь.

В каком словаре мы можем встретить ряды слов? Иностранный - заграничный -зарубежный - чужеземный - заморский.

Мы считаем, что необходимым условием формирования лексикографической

культуры младших школьников является создание ими собственных словарей.

Анализируя методический аппарат учебников, мы выяснили, что только в учебнике русского языка Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой [2] есть раздел «Наши проекты», в котором учащимся предлагается создавать словари, рассказывающие о значении и употреблении в речи разных слов, в том числе пришедших к нам из других языков; фразеологический словарь.

Бесспорно, в составлении словарей проявляется творчество детей. Эта работа направлена также на развитие внимания и памяти учащихся.

Процесс создания словарей характеризуется высоким накалом положительных эмоций, мобилизацией всех необходимых знаний о словарях и лексикографических умений. Учащиеся совместно с педагогом определяют тематику словарей и приступают к работе. В ходе учебного процесса ученики могут обмениваться своими словарями.

Приведем примеры тем словарей, созданных младшими школьниками в ходе опытного обучения: «Словарь топонимов Самарской области», «Словарь сказочного языка», «Словарь любителя грибов», «Словарь садовника», «Словарь продавца в магазине игрушек», «Словарь футбольного болельщика», «Словарь юного исследователя», «Словарь вежливости», «Словарь любителя животных». Словари-шутки: «Голоса неживых предметов»; «Словарь звукоподражаний крикам, голосам животных», «Словарь глаголов и существительных -голосов животных».

Для создания таких творческих работ учащиеся использовали разные словари, разработанные для начальной школы: Бон-даренко А.А. Говори правильно: орфоэпический словарик [3]; Волина В.В. Откуда пришли слова? Занимательный этимологический словарь [4]; Грушников П.А. Орфографический словарик [5]; Неусыпо-ва Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова. Толковый словарик [6]; Шкляро-ва Т.В. Словарь трудностей русского языка: начальная школа [7] и др.

Так, при составлении «Словаря любителя грибов» младшие школьники обращались к толковому, словообразовательному, орфоэпическому словарям.

Т.В. Карягина, И.В. Гурова

Согласно рекомендациям ученого-методиста М.Р. Львова, в словаре есть основное, ведущее, ключевое слово и до нескольких десятков слов для выбора и употребления в рассказе.

Ключевые слова: Съедобные грибы. Грибные места.

Приготовление грибов.

Съедобные грибы: белый гриб, волнушка, козляк, лисичка, подберезовик, подосиновик, рыжик и т.д.

О каждом виде грибов ребенок может рассказать целые истории, например, объяснить происхождение названий грибов. Об опятах, выбирая слова из собственного словаря, можно составить рассказы на такие темы: «Подробное описание гриба и целого семейства опят - где и как растут, когда, на каких местах, как их собирают, что используют в пищу и т.д.»; «Виды и способы приготовления опят в пищу: впрок - на зиму, в супе, жареные, тушеные; как их сушат, солят, маринуют,

консервируют в банках и т.д.»; «Сказка про грибы - как опята отправились в путешествие и т.п.» [8, с. 100-101].

Свои словари дети иллюстрируют.

Перспективы нашей работы видятся в следующем:

- организация лингвистического кружка «Словари - наши друзья и помощники»;

- создание учащимися электронных словарей;

- продолжение работы по данному направлению в средней и старшей школе.

Таким образом, реализация нашего исследования поможет достичь планируемых результатов, заложенных во ФГОС начального общего образования. Осуществление предложенной системы работы позволит учителям построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей была сформирована потребность обращаться к словарно-справочной литературе на уроках и во внеурочное время.

Литература

1. ФГОС второго поколения : примерные программы по учебным предметам. 2010. URL: http://standart.edu.ru/.

2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 2013. 192 с.

3. Бондаренко А.А. Говори правильно : орфоэпический словарик. М. : Просвещение, 1995.

108 с.

4. Волина В.В. Откуда пришли слова? : занимательный этимологический слов. М. : Аст-Пресс, 1996. 272 с.

5. Грушников П.А. Орфографический словарик. М. : Просвещение, 1996. 80 с.

6. Неусыпова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова : толковый словарик. М. : Дрофа, 2010. 302 с.

7. Шклярова Т.В. Словарь трудностей русского языка: Начальная школа. М. : ВАКО, 2009.

96 с.

8. ЛьвовМ.Р. Школа творческого мышления : учеб. пособие. М. : Дидакт, 1993. 183 с.

Сведения об авторах

Татьяна Валерьевна Карягина, студентка 5 курса факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Tatyana Valeryevna Karyagina, 5th year student of Faculty of Primary Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: karyagina.tatyana@gmail.com.

Ирина Владимировна Гурова, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Irina Vladimirovna Gurova, senior lecturer of Department of the Russian Language, Literature, Artistic and Aesthetic Courses and Their Teaching Methodology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: gurovaiv2009@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.