Научная статья на тему 'Создание системы независимой оценки качества образования -- основа сертификации квалификаций'

Создание системы независимой оценки качества образования -- основа сертификации квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ВПО) / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ / QUALITY ASSESSMENT IN EDUCATION / CORE CURRICULUM IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / REQUIREMENTS OF EMPLOYERS / COMPETENCE / CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Савельев Б. А.

Раскрыты подходы к созданию системы независимой оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent Quality Assessment in Education as the Basis for the Certification of Qualifications

The research reveals the approaches to building a system of independent quality assessment in education

Текст научной работы на тему «Создание системы независимой оценки качества образования -- основа сертификации квалификаций»

СЕРВИСplus. 2008. № 3. С. 95--104.

6. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания. «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания олимпиады Сочи--2014». Материалы Международной научнопрактической конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 95--100.

УДК 378

Создание системы независимой оценки качества образования - основа

сертификации квалификаций

Ананьева Т.Н., д.с.н., профессор проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, tnananieva@mail.ru,

Илюхина Г.И., начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма,

Савельев Б.А.., к.т.н., профессор, ведущий специалист УМО по образованию в области сервиса и туризма, gii@mail.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.

Москва

Раскрыты подходы к созданию системы независимой оценки качества образования.

Ключевые слова: оценка качества образования, основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО), требования работодателей, компетенции, сертификации квалификаций.

The research reveals the approaches to building a system of independent quality assessment in education.

Key Words: quality assessment in education, core curriculum in higher professional education, requirements of employers, competence, certification of qualifications.

В последнее время стала очевидной и, к сожалению, даже не требующей

особых доказательств, неудовлетворенность общества, государства, рынка труда и

самих учащихся формируемой в соответствии с государственным образовательным

стандартом второго поколения профессиональной компетенцией выпускников вузов.

Причины такого положения следует искать не только в высших учебных заведениях,

но и в большой степени в образовательной политике государства, выразившейся, в

частности, в недофинансировании образования, отчуждении от проблем образования

работодателей и бизнеса в целом, а также родственников учащихся и самих

учащихся как заинтересованных представителей общества. Добавив сюда

российскую демографическую составляющую и неизбежный ряд ошибочных

действий каждого реального и потенциального участника образовательного

14

процесса, получим в результате то, что мы имеем, т.е. ситуацию, представляющую угрозу процессу успешной модернизации и диверсификации экономики и конкурентноспособности страны на глобальном рынке.

На этом многофакторном фоне трудно и может быть даже бесполезно ожидать появления панацеи от одного из вышеназванных участников образовательного и постобразовательного процессов. Вместе с тем, мы наблюдаем активную позитивную, более того взаимосвязанную, деятельность большинства из названных субъектов образования по выправлению ситуации в образовании всех уровней, в частности, в высшем профессиональном образовании.

Учредитель (он же государство) через органы управления образованием усиливает финансирование системы высшего профессионального образования, переводит ее преимущественно на двухуровневую подготовку (бакалавр, магистр), формирует федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие развернутые социально профессиональные квалификационные требования, с набором профилей подготовки для каждого направления бакалавриата. Кроме того, государство принимает ряд мер по передаче части традиционно принадлежащих ему функций по обеспечению и контролю качества обучения обществу в лице бизнес-сообществ. Имеется в виду вступивший в силу 1 декабря 2007 года Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Кстати, положение о государственно-общественном характере управления отечественным образованием было включено уже в Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Почти десять лет спустя этот принцип получил развитие в одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывалось, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственнообщественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».

Можно констатировать, что в России созданы правовые предпосылки для существования и развития государственно-общественных форм участия в совершенствовании образования. Сейчас в стране для всех уровней образования решается задача превратить отвлеченную социологическую категорию «общество» в реальные общественные институты с их практическим участием в этой

15

деятельности. В этой связи нельзя не упомянуть о многолетней плодотворной деятельности учебно-методических объединений учебных заведений РФ в различных областях профессионального образования. Особо хочется подчеркнуть приоритетность этой формы государственно-общественного управления и ее возможность влиять на качество учебного процесса всех уровней профессиональной подготовки (начального, среднего, высшего, послевузовского). В то же время, лишь несколько функций УМО стали, в той или иной степени, самостоятельно управленческими в государственном масштабе: это присвоение грифа УМО учебникам и учебным пособиям, разработка ГОС, примерных учебных планов, примерных учебных программ по дисциплинам, методических пособий для преподавателей и т.п. Другие процедуры носят, как правило, экспертный характер с условием окончательного решения, принимаемым в органах управления образованием.

В складывающихся сегодня условиях становится актуальным совершенствование действующих и поиск новых форм объединения, в т.ч. и общественности учебных заведений в целях снятия противоречий между образовательными интересами трех важнейших агентов - государства, общества и личности. Появление на образовательном поле новых участников - представителей бизнес-сообщества неизбежно ведет к формированию новых отношений во всей системе образования. Это длительный и скорее всего конфликтный процесс, поэтому его анализ необходимо делать как можно раньше и чаще.

На наш взгляд одним из ведущих партнеров в этом ряду является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в центре внимания которого давно находится сфера образования. В структуре РСПП имеется Департамент социальной политики и трудовых отношений, создано Национальное агентство развития квалификаций. РСПП, как отмечает его президент Александр Шохин, «является методическим центром в области разработки профессиональных стандартов и требований к компетенциям и квалификациям выпускников, которые, в свою очередь, должны стать основой для разработки государственных образовательных стандартов и программ обучения в системе профессионального образования различных уровней».

Разработаны и утверждены распоряжением президента РСПП от 28 июня 2007 года Положение о профессиональном стандарте и Макет профессионального стандарта. Указанные документы способствуют переходу РСПП от частных взаимодействий отдельных компаний с учебными заведениями к системному

16

взаимодействию бизнеса и сферы образования. Многие крупные отрасли экономики уже активно втянуты в разработку профессиональных стандартов. Именно союзы работодателей могут наиболее объективно сформулировать требования к специалистам, в которых заинтересован современный бизнес, что будет способствовать преодолению несбалансированности рынков труда и образовательных услуг в системе профобразования. В тесном сотрудничестве союзов работодателей с системой образования видится путь, на котором можно добиться наибольшей эффективности в вопросах повышения качества образования и его соответствия уровню развития современных технологий.

РСПП как общероссийское объединение совместно с отраслевыми и региональными объединениями работодателей планирует не только разрабатывать профессиональные стандарты, но и создавать системы оценки полученных профессиональных квалификаций. Центры сертификации, создаваемые как по отраслевому, так и по региональному принципам, должны будут выдавать сертификаты , подтверждающие соответствие уровня подготовки требованиям работодателя, содержащимся в профессиональных стандартах. Речь идет не только о высшем профессиональном образовании, но о любой профессиональной подготовке, полученной «на протяжении всей жизни», в том числе дистанционно, заочно или самостоятельно.

В этой связи следует отметить, что 25 июня 2007 года заключено Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки РФ и РСПП, предметом которого является взаимодействие сторон в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов в пределах компетенции каждой из сторон по следующим направлениям:

- создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям;

- создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;

- содействие развитию современных инновационных профессиональных образовательных программ.

В рамках этого соглашения РСПП подготовил комплекс предложений по участию работодателей в образовательном процессе. В частности, в 2008 году планируется провести экспертизу более 250 образовательных стандартов. Видимо,

17

сопровождать такую экспертизу будут соответствующие Учебно-методические объединения - разработчики образовательных стандартов.

Если государственные образовательные стандарты и их реализация -достаточно освоенная учебными заведениями сфера деятельности, то квалификационные сертификаты являются в полном смысле новацией в профессиональном образовании. Однако подготовку к их получению своими выпускниками вузам следует начинать сейчас. ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» как базовый вуз УМО по образованию в области сервиса и туризма уже приступил к выработке подхода к решению данной задачи.

На ряде форумов председатель Совета УМО -- ректор РГУТиС А.А.Федулин и заместитель председателя УМО - проректор РГУТиС Т.Н. Ананьева поднимали вопрос о создании в университете специального корпоративного факультета для подготовки выпускников университета по программам узкопрофильной профессиональной подготовки, адекватной сертификатным требованиям. Указанный факультет может функционировать в различных формах финансирования. Это может быть государственно-частное партнерство, где вуз как государственное учреждение берет на себя материальное, учебно-методическое и кадровое обеспечение, а в качестве заказчика квалифицированных и соответственно сертифицированных специалистов, финансирующих обучение, выступают заинтересованные представители фирм бизнес-сообщества. Можно использовать и модель трехсторонних договорных отношений (обучающийся - вуз - представитель работодателей), что обеспечит большую эффективность. Создание такого факультета, вполне вероятно, может сопровождаться и предложением о размещении на этой же базе отраслевого центра сертификации квалификаций.

Литература

1. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Компетентностный подход к содержанию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ в области сервиса: монография. ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2007.

2. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей. // СЕРВИСр1иБ. 2008. № 3. С. 95--104.

3. Савельев Б. А. Корпоративный факультет - форма повышения профессиональной квалификации выпускников до уровня сертификата. Образование

18

в области сервиса и туризма. Сборник статей посвящен 20-летию УМО по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., профессора А.А. Федулина, д.с.н., профессора Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 45--49.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

УДК 640.4:006(075.8)

Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности

Артемьева О.А., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг»,

imkit@mail.ru

Институт сервиса (Филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет

туризма и сервиса», г. Москва)

Развитие современного туризма обусловило усиление дифференциации туристских ресурсов. Высокая степень изученности культурно-исторических и природных объектов стимулирует поиск новых ресурсов, обладающих значительной туристской аттрактивностью. Используя различные творческие идеи и концепции, привычки людей, создаются новые виды туристских ресурсов, которые невозможно полностью отнести к какой-либо группе в существующих классификациях. В представленной статье автор выделяет группу концептуальных туристских ресурсов и изучает их виды.

Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, туристы, объекты показа.

The development of tourism leads to further differentiation of tourist resources and search for new resources with significant attractiveness. Emerging tourist resources do not easily enter one group in a classification. The author identifies a conceptual group of tourist resources and examines their types.

Key Words: tourism, tourist resources, tourist, object for display.

Функционирование и развитие любой экономической системы зависимо от обеспеченности различных потребностей в ресурсах для своей деятельности и дальнейшего развития. В экономической науке сложилось несколько подходов к определению структуры ресурсов в целом, а также для различных отраслей, в частности, для туризма.

Если рассматривать туристскую деятельность как совокупность социальных, экономических и других отношений, очевидной становится ее потребность в различных ресурсах, в т.ч. числе организационно-управленческих, социальных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.