Научная статья на тему 'Создание системы мониторинга инновационной деятельности естественной монополии'

Создание системы мониторинга инновационной деятельности естественной монополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / MONITORING / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE MECHANISM / NATURAL MONOPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асауленко Е.В.

Статья освещает базовые аспекты, механизмы и инструменты мониторинга инновационной деятельности естественных монополий, использование которых в современных условиях хозяйствования способствует росту инновационной активности естественной монополии. В статье делается акцент на необходимости совершенствования системы мониторинга реализации крупных инвестиционных проектов реализуемых естественными монополиями для обеспечения достижения максимального эффекта от использования инновационного продукта или услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асауленко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SYSTEM OF MONITORING OF INNOVATION ACTIVITIES OF NATURAL MONOPOLY

Article covers the basic aspects, mechanisms and instruments of monitoring innovative activity of natural monopolies the use of which in the current economic conditions growth innovation activity of natural monopolies. The article focuses on the need to improve systems for monitoring the implementation of major investment projects implemented by natural monopolies to ensure maximum effect from the use of an innovative product or service.

Текст научной работы на тему «Создание системы мониторинга инновационной деятельности естественной монополии»

УДК 334.7

JEL: D42, L41, L51, M11, O1, 03

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Евгений Владимирович Асауленко 1

1 ФГБОУВПО «Государственный университет управления», Российская Федерация 109542, Москва, Рязанский проспект, 99

1 Аспирант кафедры Институциональной экономики E-mail: dgonan@mail.ru

Поступила в редакцию: 24.07.2015

Одобрена: 25.08.2015

Аннотация. Статья освещает базовые аспекты, механизмы и инструменты мониторинга инновационной деятельности естественных монополий, использование которых в современных условиях хозяйствования способствует росту инновационной активности естественной монополи.

В статье делается акцент на необходимости совершенствования системы мониторинга реализации крупных инвестиционных проектов реализуемых естественными монополиями для обеспечения достижения максимального эффекта от использования инновационного продукта или услуги.

Ключевые слова: мониторинг, инновации, инновационное развитие, инновационный механизм, естественная монополия. Для ссылки: Асауленко Е. В. Создание системы мониторинга инновационной деятельности естественной монополии//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. №3. С. 108-111.

Мониторинг и оценка эффективности инновационных процессов и проектов в естественно-монопольной сфере - это деятельность, наиболее широко применяемая в отечественной и зарубежной практике проектного управления, которая характеризует при помощи набора определенных показателей инновационную активность организаций, а также инновационную конкурентоспособность.

В современной научной литературе понятие «система взаимосвязанных эффектов от инноваций» определяется как совокупность эффектов от осуществления инновационной деятельности, в том числе:

• научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);

• маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхода на товарный рынок);

• экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);

• регионального (изменения числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами и потребительскими товарами).

По мнению Полякова С.Г., «традиционно мониторинг инновационных процессов осуществляется на основе изучения последовательных этапов инновационного процесса».

Каждый процесс производства инновационной продукции состоит из ряда строго следующих друг за другом этапов, к которым можно отнести [8]:

• фундаментальное исследование;

• научно-исследовательская работа;

• опытно-конструкторская работа;

• опытное производство инновационной продукции;

• исследование рынка инновационной продукции;

• создание производства инновационной продукции;

• серийное производство инновационной продукции.

В результате проведения мониторинга вышеуказанных этапов, производится оценка либо интеллектуальной собственности, либо стоимостной основы инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляющих свою деятельность в естественно-монопольных условиях (как оценка будущих финансовых потоков предприятия).

Совершенствование системы мониторинга инновационных проектов хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в естественно-монопольной сфере, способствует повышению его инвестиционной привлекательность и достижению положительного финансово-экономического результата.

При этом необходимо отметить, что до настоящего времени не проработана система подготовки принятия решения о старте новых инновационных механизмов в хозяйственной деятельности естественной монополии, а также не разработан алгоритм

ж

ИННОВАЦИИ

ш щ

МИР

оценки необходимости реализации инновационных проектов и их дальнейшего мониторинга.

Вследствие этого, большинство проектов, имеющих инновационный потенциал, крайне редко развивают его, а порой вовсе остаются проектами экстенсивного развития хозяйственной деятельности естественной монополии. Проекты, реализуемые в рамках инвестиционной программы естественной монополии и получившие поддержку как со стороны государства, так и со стороны бизнес сообщества, не всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям и финансово-экономическим условиям, в которых они реализуются. Более того, существует опасность заимствования зарубежных инновационных механизмов без соответствующей апробации к сложившимся условиям хозяйственной деятельности естественной монополии.

Инновационное развитие инфраструктуры естественной монополии оказывает прямое воздействие на развитие всей национальной инновационной системы за счет имеющегося многогранного инновационного потенциала, формирующегося в отсутствии конкурентной среды в рамках ее развития. Мультипликативный эффект, который оказывает инновационное развитие на национальную экономику, заключается в создании эффекта масштаба в рамках всей экономики, задействовании ключевых отраслей народного хозяйства в инновационном процессе, формировании большего числа рабочих мест в высокотехнологичных отраслях экономики.

В текущих условиях автор выделяет наиболее проблемные этапы, оказывающие определенное влияние на проведение инновационной деятельности в естественно-монопольном секторе, недооценка которых отрицательно сказывается на инновационном потенциале естественной монополии и реализации инновационных проектов (см. рис. 1) :

• риски нецелевого использования средств государственной поддержки;

• отсутствие комплексного подхода к обеспечению реализации инвестиционных проектов на протяжении всего жизненного цикла с описанием функций и полномочий заинтересованных сторон;

• укрупненное описание мониторинга самоокупаемых инфраструктурных проектов в действующей нормативной базе;

• инерционность в предоставлении информации («ручной режим»);

• отсутствие достоверной информации о прогнозе достижения важных контрольных точек проекта и возможных рисках;

• отсутствие единых форматов и правил предоставления комплексной информации о ходе реализации проектов.

Учитывая изложенное, автором предлагаются следующие составляющие, направленные на повышение эффективности использования инновационного потенциала естественной монополии в части развития системы мониторинга реализации инновационных проектов в рамках хозяйственной деятельности естественной монополии (табл. 1):

• мониторинг технических решений;

• мониторинг управления проектов;

• финансовый контроль.

Таблица 1

Мониторинг реализации проектов, направленных

на инновационное развитие естественной монополии

Тип контроля Составляющие мониторинга

Мониторинг технических решений • создание единого информационного пространства для участников проекта; • объективный и независимый контроль за соблюдением сроков, объемов и стоимости работ; • оперативная корректировка и согласование изменений; • формирование отчетов (сводных и детальных) о ходе реализации проекта.

Мониторинг управления проектов • контроль качества выполняемых работ; • контроль соответствия фактических объема и стоимости работ плановым значениям; • контроль за отбором подрядчиков; • контроль осуществления закупок, в том числе соответствия технологий, оборудования и материалов; • формирование отчетной документации для уполномоченных органов по результатам мониторинга технических решений.

Финансовый контроль • контроль целевого расходования денежных средств посредством проверки наличия и достаточности документов; • проверка расчетов платежей подрядчиков на соответствие содержанию контракта по целям, лимитам и срокам выполнения работ; • формирование отчетной документации для заказчика и уполномоченных органов по результатам проведённых платежей.

Источник: Составлено автором

Дополнительно необходимо отметить, что в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также рядом коммерческих организаций проводится работа по совершенствованию подходов к мониторингу, в том числе нормативных правовых документов с целью обеспечения своевременного достижения запланированных параметров инновационных проектов, целевого расходования и обеспечения возврата государственных средств вложенных в развитие естественных монополий, в том числе финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также используя механизм проектного финансирования.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 108-111

Источник: Составлено автором

Рис. 1. Ключевые этапы реализации инновационного проекта в естественной монополии

При формировании методологических подходов к системе мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и использовании вышеуказанной квазигосударственной поддержки (средства ФНБ, механизм проектного финансирования), целесообразно выработать механизм, обеспечивающий комплексный характер контроля движения денежных средств при реализации проектов с учетом процедур банковского сопровождения, независимого технического контроля (на этапе принятия решения о выделении средств федерального бюджета - технологического и ценового аудита), а также контроля реализации проекта по срокам.

Также необходимо учитывать положительный опыт реализации крупных инвестиционных проектов последних лет, передовые подходы, используемые в наиболее эффективных компаниях с государственным участием и коммерческих компаниях:

• опыт XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани, XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, а также подготовка проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

• выработанные критерии к проведению публичного технологического и ценового аудита на проектах строительства железнодорожной и автомобильной инфраструктуры;

• процедура банковского сопровождения работ по строительству теплоэлектростанций на Дальнем Востоке;

• программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

Учитывая вышеизложенное, автором предлагаются основные положения организации системы мониторинга, нормативно-правовое закрепление которых, позволит оптимально использовать инновационный и инвестиционной потенциал естественной монополии.

На этапе принятия решения о выделении средств для внедрения инновационного механизма, в дополнение к существующим процедурам необходимо:

• разработать и утвердить план-график проекта, который определяет мероприятия и контрольные события, характеризующие достижение результатов проекта, их взаимосвязи, сроки реализации, ответственных за достижение результатов, проектную стоимость. План-график должен в себя включать все стадии жизненного цикла проекта до возврата вложенных средств и достижения конечных целей проекта. Кроме того, план-график может корректироваться при реализации проекта, но существенные изменения должны быть достаточно обоснованы, в том числе с учетом влияния на финансово-экономические параметры проекта;

• провести процедуру технологического ценового аудита с предоставлением отчета проекта, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

На этапе выделения средств необходимо:

• обеспечить заключение соглашения на осуществление контроля за реализацией инновационного проекта, предусматривающего предоставление отчетов о ходе реализации такого проекта и об использовании вложенных средств для его финансирования, а также согласие на представление по запросу уполномоченного органа дополнительной информации, касающейся финансового положения эмитента, планирования и реализации проекта, использования привлеченных средств;

• обеспечить заключение соглашения о банковском сопровождении проекта с российской кредитной организацией;

• обеспечить заключение соглашения об инжиниринговом сопровождении на стадии реализации проекта, включающем в себя информацию о контроле за соответствием выполняемых стро-

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 108-111

ительно-монтажных работ, используемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов, анализ соответствия технических характеристик и проектных решений объектов проекта, указанных в договоре генподряда, утвержденной государственной экспертизой проектной документации, в том числе сведения о строительном контроле объектов капитального строительства.

На этапе реализации проекта необходимо:

• формирование периодических комплексных отчетов на основе данных, предоставляемых в рамках подписанных соглашений, включая информацию о движении денежных средств, своевременности производства работ и их оплаты, соответствия произведенных работ и достигнутых результатов заявленным параметрам качества, возможных рисках и изменениях проекта;

• на основе информации о ходе реализации проекта и целевом характере использования средств принятие решений о выделении очередных траншей средств, возможного досрочного погашения выделенных средств.

Список источников

1. Колеснникова О.А. Трудности и перспективы инновационного развития: мнения руководителей предприятий. 2013. № 6. С. 56-62.

2. Лизун В. Регуляторы инновационного процесса // Международная экономика. 2013. № 7. С. 74-83.

3. Литвиненко И.Л. О необходимости реализации государственной инновационно-инвестиционной политики в России // Креативная экономика. 2014. № 01 (85). С. 36-46.

4. Леонова Т.Н., Маланичева Н.В., Плотникова Г.А., Эйгель М.Я. Национальная инновационная система: институциональные основы функционирования / под ред. Леоновой Т. Н.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственное университет управление». М., 2011.

5. Малкина М.Ю., Абросимова О.Ю., Данилова Т.Н. Перспективы инновационного развития естественных монополий в современной российской экономике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. С. 181-181.

6. Казьмин В., Ларчиков А., Зинченков В., Челноков А.С., Бортник И.М., Попова В.,Поляков С.Г. Крупнов Ю., Рыгалин Д., Феофанова Н. Статистическое обследование малых инновационных предприятий // Инновации. 2011. № (149).

7. Поляков С.Г. Приоритет Фонда содействия - поддержка проектов ранних стадий инновационного цикла // Инновации. 2010. № 5 (139).

8. Поляков С.Г. Старт по-новому // Инновации. 2011. № 2 (148).

9. Носачевская Е.А. О научно-техническом и инновационном потенциале России // ЭКО. 2011. № 8. С. 5-15.

10. Maxim E., Leonova T.N. Innovation development of Russian economy: challenges of decade / International Conference on Management Science and Engineering -Annual Conference Proceedings Сер. «2013 International Conference on Management Science and Engineering, ICMSE 2013 - 20th Annual Conference Proceedings» 2013. С. 1029-1033.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

INNOVATION

CREATION OF SYSTEM OF MONITORING OF INNOVATION ACTIVITIES

OF NATURAL MONOPOLY

E. V. Asaulenko

Abstract

Article covers the basic aspects, mechanisms and instruments of monitoring innovative activity of natural monopolies the use of which in the current economic conditions growth innovation activity of natural monopolies. The article focuses on the need to improve systems for monitoring the implementation of major investment projects implemented by natural monopolies to ensure maximum effect from the use of an innovative product or service.

Keywords: monitoring, innovations, innovative development, innovative mechanism, natural monopoly.

Correspondence: Asaulenko Evgeniy Vladimirovich, State University of Management, Moscow (Ryazansky prospect, 99, Moscow, 109542), Russian Federation, dgonan@mail.ru

Reference: Asaulenko E. V. Creation of system of monitoring of innovation activities of natural monopoly. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.